Главная / Директору-завучу / Психологический мониторинг личностных и образовательных достижений обучающихся

Психологический мониторинг личностных и образовательных достижений обучающихся

Психологический мониторинг измерения личностных и образовательных достижений учащихся


Основные направления деятельности школьной психологической службы при переходе на новые стандарты остаются прежними: диагностико-коррекционная (развивающая), психопрофилактическая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение, экспертиза, однако, Концепция образования дополняет традиционное содержание сопровождением формирования универсальных учебных действий и процессом измерений достижений учащихся. В связи с этим необходим новый взгляд на процессы психолого-педагогического сопровождения и мониторинга, их тщательное моделирование.


Модель психолого-педагогического сопровождения в рамках ФГОС

I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале июня. Этап включает:


1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, которая, как правило, состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический срез (осуществляется в апреле), который выявляет причины низких результатов.


2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень и средний уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.


3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.


4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.


II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) осуществляется:


1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.


2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом, оптимизация общения.


3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленнные в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.


4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.


III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:


1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.


2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.


3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.


4. Тренинговые занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров при реализации ФГОС.


5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить такие моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.


6. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.


7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов и планирование дальнейшей работы.


IV этап – психолого-педагогическое сопровождение учащихся вторых и третьих классов, осуществляемое через реализацию принятых решений, коррекционно-развивающую работу по формированию УУД. Задача психологического мониторинга на данном этапе – углубленная диагностика УУД (уровень мотивации, степень дифференциации моральных норм, сформированности Я-концепции и самооценки.) (Приложении 1).


На V этапе психологического мониторинга осуществляется экспертиза сформированности УУД у выпускников начальной школы, анализируется готовность перехода школьников к обучению в средней школе. Осуществляется через проведение психолого-педагогической диагностики, индивидуального и группового консультирования и просвещения родителей. На данном этапе с учителями начального и среднего звена обсуждаются итоги, вырабатываются индивидуальные образовательные маршруты, планирование.


Таким образом, модель сопровождения помогает осуществлять системный подход в реализации ФГОС, а мониторинг позволяет оценить успешность личностного и познавательного развития детей, а разработанные по результатам рекомендации психологов и административные решения позволяют сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Важнейшую роль в осуществлении аналитико-проектировочной деятельности процесса ФГОС НОО играет психологический мониторинг. Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации по обследуемой проблеме, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития [3].

Важно отметить, что психологический мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий, ориентированных на анализ проблематики, оформление предмета мониторинга, работу с экспертами, разработку параметров исследования, составление диагностической программы, реализацию организационной модели, математическую обработку полученных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов. Психологический мониторинг реализует следующие задачи:


· получение максимально полной психологической информации, характеризующий какой-либо процесс (например, образовательный);


· предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;


· структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.


Можно выделить две основные особенности объектов мониторинга. Первая из них – это их динамичность. Все объекты, изучение или обследование которых осуществляется с применением мониторинга, находятся в постоянном изменении, развитии. Вторая особенность – это прогнозирование тех или иных изменений, возникающих в процессе функционирования объекта мониторинга. Причем это непросто констатация фактов, а некая превентивная мера, которая дает возможность заблаговременно минимизировать или предотвратить возможное деструктивное развитие событий [1].

Особое место в психологическом мониторинге занимает диагностика. Психологическая диагностика в данном случае имеет две стороны: целенаправленная деятельность по выявлению и изучению индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека (постановка психологического диагноза) и совокупность специальных процедур позволяющих выявлять и измерять те или иные психологические свойства и состояния человека (методы и конкретные приемы психологического диагностирования) [2].

Введение новых образовательных стандартов диктует необходимость изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:


· предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);


· метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);


· личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.) [4,5].


В настоящие время, пожалуй, единственно возможным способом отслеживания динамики сформированности у учащихся универсальных учебных действий является психологический мониторинг. Но использование психологических диагностических методик в качестве процедур в психологическом мониторинге связано с большим количеством сложностей и проблем:


· проблема соответствия психологических средств задачам мониторинга;


· преувеличение значения и возможностей процедуры тестирования;


· отсутствие в психологических методиках стандартов оценки;


· трудности с получением обобщенных результатов (среднее — это суммирование индивидуальных результатов, а не обобщение);


· высокая доля в результате биологических и социальных факторов (их невозможно учесть в управлении);


· низкая динамичность характеристик личности, фиксируемых теми или иными методиками.


Реализация мониторинговой программы — это сложная организационная технология, но и собственно подготовка психологического мониторинга — это также технологически выстроенная «цепочка» действий:


1. уточнение заказа (заказчиком на мониторинг чаще всего является человек, отвечающий за результат процесса);


2. составление плана, программы исследования (предмет, объект, метод, цикличность измерения);


3. обоснование выборки и деление ее на группы;


4. выделение и научное обоснование параметров мониторинга;


5. разработка инструментария;


6. разработка математической модели обработки данных;


7. разработка организационной модели проведения мониторинг [2].


Наиболее сложными этапами в подготовке мониторинга являются уточнение заказа и разработка инструментария, так как в настоящее время критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся это:


· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;


· соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;


· сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся [4].

Довольно трудно подготовить адекватный этим требованиям психологический инструментарий. В своих лучших образцах он предельно прост, конкретен и максимально лаконичен.

Важным моментом мониторинга является периодичность проведения измерений, поскольку процессы, которые определяют изменчивость показателей, имеют разную динамику. Некоторые показатели, например, развитость психических познавательных процессов, имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет. Другие, например, удовлетворенность учебным процессом или мотивация обучения, изменяются очень быстро.

Если психологический мониторинг предполагает диагностику достижений учащихся по некоторым позициям дважды в год, целесообразно в таком случае проводить стартовую диагностику УУД при поступлении ребенка в школу, чтобы наблюдать его развитие в процессе формирования заданных стандартом качеств. Основываясь на материалы книги «Стандарты второго поколения» КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «От действий к мысли», используем диагностические методики по определению видов УУД на ступени начального образования. Некоторые методики из данной книги, используем на ступени окончания предшкольного образования, добавляя к ним целостный диагностический комплекс, позволяющий увидеть состояние наиболее важных сторон психики ребенка. (Полученный комплекс представлен в таблице. Приложение 2)

Представленные в указанной выше книге методики столь малочисленны, что не могут отражать/измерять на наш взгляд всю многоплановость личностных и образовательных достижений ученика, и поэтому мы дополнили мониторинг дополнительными психологическими тестами. Полученный комплекс мы назвали картой развития учащихся начальной школы. «Карта развития учащихся» помогает в системе отслеживать процесс развития каждого ребенка в классе и школе, видеть общую картину достижения обучающихся, сохраняя при этом конкретные данные на протяжении всего обучения, не перегружена и проста в использовании. (Приложение 3)

Для мониторинга очень важно как родители оценивают готовность их ребенка к школьному обучению, по нескольким важным позициям: физическая готовность, социальная готовность, познавательная активность, волевая готовность, осведомленность, потенциал продуктивных творческих способностей, отношение родителей к процессу подготовке детей к школе (Захарова Р.А. Мониторинг готовности детей к школьному обучению). В мониторинге используется также социальный заказ родителей на образование, в котором учитываются: стартовый потенциал ребенка, индивидуальные особенности развития, наличие трудностей, желание родителей развивать определенные стороны ребенка во внеурочной деятельности. (Приложение 4)

Представленный нами опыт работы по психологическому мониторингу ни в коем случае не претендует на свою исключительность, понимая, что мониторинг ФГОС НОО должен быть национальной диагностикой и готовиться специалистами высочайшего уровня и рекомендоваться «сверху». Однако, в процессе перехода системы образования на стандарты второго поколения, без инструментария специалистам оставаться нельзя, т.к. необходимо наблюдать и отслеживать динамику достижений учащихся уже сегодня.


Список литературы


1. Алехина, С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования/ С.В.Алехина// Вестник практической психологии образования.- №1.- январь-март 2007.- С.70-72.

2. Алехина, С.В., Битянова , М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога/ С.В.Алехина, М.Р.Битянова// Вестник практической психологии образования.-№4.- октябрь-декабрь 2009. – С.66-73.

3. Вархатова Е.К., Дятко, Н.В.,Сазонова Е.В. Диагностика готовности к школе. М «Генезис», 1999

4. Гирба, Е.Ю. Мониторинг качества образования и организационно-педагогические условия его проведения/Е.Ю. Гирба// Управление современной школой. Завуч. Журнал для администрации школ. - №7. – 2010.- С.73-76.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под.ред. А.Г. Асмолова. – М.Просвещение. – 2008. – с. 151.- ISBN 978-5-09-019148-7.

6. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт.-сост. Г.П.Попова и др.- Волгоград: Учитель. – 2007.-124с. - ISBN 5-7057-1129-8.

7. Логутова Е.В. Психологический мониторинг измерения достижений учащихся.












Приложение 1

Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий предлагаются в пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в психолого-педагогической литературе последних лет. При подготовке настоящих рекомендаций было использовано пособие: Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.


Для диагностики и формирования личностных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

        участие в проектах;

        подведение итогов урока;

        творческие задания;

        зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

        мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

        самооценка события, происшествия;

        дневники достижений;

        «Я – звезда» (с. 361);

        «Шефы» (с. 356) и др.


Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

        «найди отличия» (можно задать их количество);

        «на что похоже?»;

        поиск лишнего;

        «лабиринты»;

        упорядочивание;

        «цепочки»;

        хитроумные решения;

        составление схем-опор;

        работа с разного вида таблицами;

        составление и распознавание диаграмм;

        работа со словарями;

        мнемотурнир (с. 277);

         «пластилин» (с. 298).


Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

        «преднамеренные ошибки»;

        поиск информации в предложенных источниках;

        взаимоконтроль (с. 218);

        взаимный диктант (метод М.Г. Булановской) (с. 221);

        диспут (с. 228);

        заучивание материала наизусть в классе (с. 233);

        «ищу ошибки» (с. 235);

        КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) (с. 238).


Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

        составь задание партнеру;

        отзыв на работу товарища;

        групповая работа по составлению кроссворда;

        магнитофонный опрос (с. 271);

        «отгадай, о ком говорим» (с. 289);

        диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

        Ривин-методика (с. 312);

        «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.














Приложение 2


Виды универсальных учебных действий

Стартовая диагностика

Методики взяты /Диагностика готовности к школе. Е.К.Вархотова и др.


Цель

Диагностика

Методики взяты /серия «Стандарты второго поколения» КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «От действий к мысли»/

Цель

1

Личностные универсальные учебные действия

1.Беседа с ребенком





2.«Беседа о школе» (Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер)

1.Выявление общей осведомленности ребенка, особенностей его взаимодействия с незнакомым взрослым

2.Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения

  1. Методика «Кто Я?» (Опросник мотивации)

  1. Выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

2

Регулятивные универсальные учебные действия

1.«Пространственно-арифметический диктант»

2.Запрещенные слова

1. Выявление произвольности

2. Выявление произвольности в общении со взрослыми и умение действовать по правилам

  1. «Выкладывание узора из кубиков»


  1. Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая)

  1. Выявление развития регулятивных действий.

  2. Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.


3

Познавательные универсальные учебные действия

1. «Пространственно-арифметический диктант»



2. Последовательные картинки




3. «Геометрические фигуры»




4. «Аналогии»



5. «Ключи»




6. « Рисунок человека»


7. «Составление слов»

1. Выявление уровня наглядно-образного мышления, ориентировка в пространстве

2. Выявление умения устанавливать причинно-следстенные отношения, развитие монологической речи

3. Выявление уровня развития наглядно-схематического мышления.

4. Выявление уровня сформированности основ понятийного мышления.

5. Выявление умения устанавливать и использовать закономерности.

6.Выявление уровня образного мышления

7. Выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления и словарного запаса.

  1. Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска).

  2. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)

  1. Выявление сформированности логических действий.


  1. Выявить умение ребёнка различать предметную и речевую действительность.

4

Коммуникатив-ные универсальные учебные действия

1. Запрещенные слова

1. Выявление уровня произвольности в общении со взрослыми и умение действовать по правилам

  1. «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)




  1. Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман)


  1. Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман)

  1. Выявление уровня сформированности действий направленных на учёт позиции собеседника.

  2. Выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника.

3. Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

5

Удовлетво-рённость образованием

Социальный заказ родителей

Социальный заказ родителей

«Уровень удовлетворённости учащихся и родителей образованием» (из регионального мониторинга)

Выявление уровня удовлетворения уровнем образования.













Ф.И. учащегося

Состояние здоровья по медицинским картам

Физический энергопотенциал

Социальная адаптивность

Социометрический статус

Понимательная способность

Усвоение программного материала

Учебная активность

Эмоциональная потребность, хобби

Эмоциональная расположенность к ОУ

Мотивация

Уровень воспитанности

Волевые навыки

Целепологание

Самоконтроль


Самооценка деятельности

Нравственно-этическая готовность

Поведение на уроке

Поведение вне урока

Взаимоотношения с одноклассниками

Отношение к учителю

Эмоциональное благополучие

Комментарий психолога



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


































































































































































































Приложение 3


Образец карты развития



Критерии оценок к карте развития учащихся начальной школы


1. Состояние здоровья переносится из медицинских карт: группа здоровья.


2. Физический энергопотенциал.

Высокий уровень — физически развит, подвижен ,никогда не устает, энергичен. Работоспособность на высоком уровне эффективности на всем протяжении занятий.

Средний уровень — процесс работоспособности скачкообразный, зависит от настроения, содержания работы. Активность нестабильна. Внешняя стимуляция (похвалы, порицание) действуют кратковременно.

Низкий уровень — динамика снижена, скорее статичен. Энергопотенциал охотнее реализуется в делах не учебного характера.


3. Социальная адаптивность.

Высокий уровень — адаптация к коллективу произошла быстро, легко, успешно. Ребенок очень общителен. Интуитивно умеет поддерживать хорошие отношения со всеми.

Средний уровень — общение избирательно, общается по настроению, имеются проявления негативных поведенческих реакций.

Низкий уровень — негативные поведенческие реакции часты (ссоры, драки, плаксивость, жалобы и др.). Общение с таким ребенком затрудненено, и он зачастую остается без партнеров, изолирован.


4. Социометрический статус. Вносятся данные социометриметрического опроса в процентах.


5. Понимательная способность.

Высокий уровень — ребенок понимает все с первого предъявления, иногда схватывает с первого слова. Интуитивен. Способен дол мысль говорящего.

Средний уровень — понимание ребенка затруднено. Легко и быстро пони­мает то, о чем был ранее осведомлен. Для понимания новой инфор­мации требуется повтор.

Низкий уровень — ребенок, как правило, вес понимает с трудом, требу­ются дополнительные разъяснения, повторы, наглядность.


6. Усвоение программного материала.

Высокий уровень — ребенок пытлив, любознателен. Знает и излагает на­много больше программы, способен к самообразованию.

Средний уровень — ребенок имеет фрагментарные знания из того, что ему легко дается. В кратковременной памяти могут удерживаться сведе­ния последнего занятия, изложение мыслей затруднено.

Низкий уровень — знаний нет, помнит обрывочные слова, фразы без их взаимосвязи, излагать не умеет.



7. Учебная активность

Оценка результатов:

0 баллов - активность отсутствует;

1- пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;

2- активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;

3- редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;

4- стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;

5- активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.

8. Эмоциональные потребности. Эмоциональные потребности вплотную зависят от познавательности и волевых навыков. Указывается, какими сферами деятельности (кроме учебной) серьезно увлечен ребенок и имеет достижения.

танцы, пение, рисование, конструирование, лепка, вышивка, шитье, вязание, выпиливание, спорт и др.

9. Эмоциональная расположенность к ОУ.

Высокий уровень — ребенок любит приходить в ОУ, неохотно уходит домой со сверстниками и взрослыми, всегда в хорошем настроении.

Средний уровень — ребенок в основном безразличен к ОУ, ходит потому, что так надо. Иногда может воодушевляться, например, на праздничном мероприятии.

Низкий уровень — ребенок откровенно неохотно приходит в ОУ, радуется любому случаю, чтобы остаться дома или с друзьями.


10. Мотивация.

Iочень высокий уровень мотивации учения;

IIвысокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;

  2. сниженный уровень мотивации учения;

Vнизкий уровень мотивации учения.


11. Уровень воспитанности.

Оценка результатов:

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативная.

Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.


12. Волевые навыки.

Высокий уровень саморегуляции, самодисциплины. Ответственен, начатые дела доводит до конца, в том числе и начатые по собственной ини­циативе.

Средний уровень — самоконтроль проявляется только в отношении интерес­ных для него дел или развлекательных мероприятий. Дела, требую­щие терпения и интеллектуального напряжения, быстро бросает.

Низкий уровень — явно выражено безволие, нетерпеливость даже в легких делах. С трудом выдерживает нагрузку, даже в пределах непроизвольного внимания (20—30 минут).


13. Целеполагание

Оценка результатов:

0 баллов - плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;

1- осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;

2- принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;

3- охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;

4- столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;

5- самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.


14. Самоконтроль

Оценка результатов:

0 баллов - не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным сшибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;

1- контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;

2- осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти к исправить ошибки;

3- ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действии другими, но при решении новой задачи теряется;

4- задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью

учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;

5- контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.


15. Самооценка деятельности

Оценка результатов:

0 баллов - не умеет, не пытается и не испытывает потребности в самооценке своих действий, всецело полагается на оценку учителя, воспринимая ее некритически;

1- критически относится к опенке учителя, может оценить действия других, но не может и не пытается оценить свои возможности;

2- умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата;

3- свободно и аргументировано оценивает уже выполненное, пытается оценить свои возможности в решении новых учебных задач, часто допускает ошибки, учитывая лишь внешнюю сторону;

4- может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить учебную задачу. опираясь на известные способы действия, но делает это неуверенно, с трудом;

5- самостоятельно обосновывает еще до решения учебной задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.


16. Нравственно-этическая готовность

Оценка результатов:

0 баллов- не умеет выделять моральное содержание ситуации: нарушение/следование моральной норме;

1-ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);

2-понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое

3-учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы

4-адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения, соблюдения моральной нормы;

5- умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.


17. Поведение на уроке

Оценка результатов:

0 баллов - не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет

1-часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;

2- на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;

3- иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;

4- в основном выполняет требования урока, но иногда отвлекается;

5-сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.


18. Поведение вне урока

Оценка результатов:

0 баллов - часто нарушает нормы поведения, мешает детям играть;

1- пассивен, движения скованы, избегает детей:

2-не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой;

3- активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку (моет доску, поливает цветы, готовит школьные принадлежности);

4-активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение, спокойные игры;

5- высокая игровая активность, с удовольствием участвует в общих играх.


19. Взаимоотношения с одноклассниками

Оценка результатов:

0 баллов - негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с детьми, одноклассники его не любят:

1- замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны;

2-предпочитает находиться рядом с детьми, ко не вступает с ними в контакт;

3- сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками;

4-малоактивен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;

5- общительный, коммуникативный, дети его любят, часто общаются.


20. Отношение к учителю

Оценка результатов:

0 баллов - общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, ребенок неадекватно реагирует, обижается, плачет:

1-избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;

2- выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным:

3-старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;

4- дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;

5-проявляет дружелюбие, стремится понравится, часто подходит после урока.


21. Эмоциональное благополучие

Оценка результатов:

0 баллов - преобладает агрессия или депрессия;

1-выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками:

2- отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость):

3- эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении:

4-спокойное эмоциональное состояние;

5- ребенок преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.






Приложение 4

Социальный заказ родителей будущих первоклассников на образование


Уважаемые родители! МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области» приглашает Вас принять участие в опросе, цель которого изучение общественного заказа в сфере образования. Нас интересует Ваше личное мнение. Нужный вариант ответа необходимо обвести в кружок или поставить галочку.

Ф.И._________________________________________________________

Ф.И Вашего ребенка __________________________________________


1. Как Вы считаете, кто несет ответственность за воспитание и обучение детей? (выберите один или несколько вариантов ответа.)

  1. Государство;

  2. Педагоги;

  3. Администрация образовательного учреждения;

  4. Родители (их законные представители).


2. Укажите требования, которые Вы предъявляете к содержанию образования и воспитания детей? (Выберите один или несколько вариантов ответа).

  1. Ребенок должен обрести минимальный набор знаний и умений необходимых ему для жизни;

  2. Получение компетенций необходимых для успешной адаптации ребенка в обществе;

  3. Возможность поступления в ВУЗ без дополнительной подготовки;

  4. Подготовка конкурентоспособной личности;

  5. Формирование базовых ценностей и моральных устоев;

  6. Подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности;

  7. Воспитание патриота своего Отечества;

  8. Человека, который умеет свободно общаться;

  9. Формирование самостоятельного и критического мышления;

  10. Воспитание ответственности за свои поступки и действия;

  11. Уважительное отношение к людям.

3. Каким образом необходимо осуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку. Дайте, пожалуйста, развернутый ответ.________________________________________


4. Как Вы считаете, каким должен быть современный Учитель? (Выберите один или несколько вариантов ответа).

  1. Добрый человек, искренне относится к ученикам;

  2. Уважительно относится к детям;

  3. Справедливым и объективным;

  4. Глубоко знает свой предмет;

  5. Предъявляет высокие требования к своим учащимся;

  6. Понимает проблемы учеников и может помочь их преодолеть;

  7. Умеет сформировать устойчивый интерес к своему предмету;

  8. Может показать возможности практического применения знаний по предмету;

  9. Использует современные методы обучения;

  10. Осуществляет индивидуальный подход к ребёнку;

  11. Обладает выдержкой и терпением.

Свой вариант ответа____________________________________________________________


5.Какие увлечения есть у Вашего ребенка (напишите названия кружков, хобби и т.д.)

- физико-математические науки ________________________________________

- гуманитарные науки ________________________________________________

- естественные науки _________________________________________________

- лингвистика _______________________________________________________

- филология _________________________________________________________

- обществоведение ___________________________________________________

- эстетическое развитие _______________________________________________

- спорт _____________________________________________________________

- музыка ____________________________________________________________

- хореография________________________________________________________

- технология /изобразительное искусство/_______________________________

- технология /конструирование/ ________________________________________


6. Особые способности ребенка

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


7. Какие личностные проблемы возникают у ребенка

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


8.Медицинские особенности ребенка ( травмы, заболевания, противопоказания…)



9. Оцените, пожалуйста, насколько важными Вы считаете различные критерии оценки школы. Укажите в таблице, пожалуйста, в правом столбце таблицы важность критериев по шкале от 0 до 10. (10 – один из наиболее важных критериев, 0- совсем не важный критерий)

Критерий

Важность критерия,

оценка

Месторасположение школы


Качество преподавания предметов


Численность детей в классах


Санитарное состояние в школе


Внешний вид и качество зданий и помещений.


Материально-техническое обеспечение учебного процесса (лабораторное оборудование, демонстрационное оборудование, компьютеры и т.п.)


Обеспечение безопасности детей


Питание детей в школе


Использование нестандартных образовательных методик (игры, тренинги и т.п.)


Социальная атмосфера в школе и в классах


Формирование у детей этических норм


Дополнительное образование в школе: кружки, секции и т.п.


Внешкольная работа с детьми (театры, музеи, походы и т.п.)


Подготовка детей к обучению в ВУЗах


Узкая специализация школы - продвинутое преподавание небольшого числа предметов.


Поддержание хорошего уровня обучения всем предметам.


Помощь школы ребенку в выборе жизненного пути


Физическое развитие и здоровый образ жизни ребенка


Развитие у ребенка навыков, необходимых в дальнейшей учебе и работе (умения работать на результат, работать с информацией, работать в команде, работать «на стыках направлений», самостоятельно принимать решения, планировать собственное развитие и т.п.)


Обучение ребенка не только знаниям, но и умению думать.


Индивидуальный подход к ребенку


Престижность школы


Участие родителей в образовательном процессе


Отсутствие проблемных детей в классе/школе


Наличие в школе психолога


Другое:



10. Как вы считаете, насколько гимназия помогает развивать интересы, способности, возможности своих учащихся?

1. незначительно;

2. частично;

3. всегда помогает.

11. Как Вы считаете, является ли МОУ «Гимназия» образовательным учреждением инновационного типа?

1. Да

2. Нет

3.Затрудняюсь ответить


12. Какое направление развития Вашего ребенка Вы ставите первоочередным?

1. художественно-эстетическое

2.творческо-прикладное

3. спортивное

4. интеллектуальное

5. приобщение к культурным ценностям

6. музыкальное

7. другое___________________________________________________


13. Какие организации Вы выбираете для дополнительного образования Вашего ребенка?

1. школа (кружки и секции организованные в гимназии)

2. Спорт-школа

3. ЦДО «Радуга»

4. Школа искусств

5. Музыкальная школа

6. Спортивные комплексы

7. Другое______________________________________________________


14. Какое доп. образование (в плане повышения родительской компетентности) было бы интересно лично для Вас?

- курсы (напишите какие) _______________________________________________________

- тренинги личностного роста ___________________________________________________

- семинары по темам (напишите каким)___________________________________________

- родительские клубы __________________________________________________________

- другое (напишите) ____________________________________________________________


15.Что вы выберите для вашего ребенка( отметьте галочкой):


А) Гимназия предлагает следующие направления дополнительного образования (внеаудиторная занятость):

Направления внеучебной деятельности

Форма

реализации

Название

Физкультурно-спортивное


Секция

Гимнастика

Художественно-эстетическое

Младший хор

Вокальный ансамбль

-


«Игрушки»

Научно-познавательное

Предметный кружок

«Информатика в играх и задачах»

Туристско-краеведческое

Кружок

«История родного города»

Культурологическое


Кружок

Основы православной культуры

Проектная деятельность



Б): Кроме того, гимназия может предложить следующие услуги:

Направления внеучебной деятельности

Форма

реализации

Название

Физкультурно-спортивное


Секция

«Если хочешь быть здоров»

«Академия шахмат»

Художественно-эстетическое

Кружок

Театр.кружок

«Умелые руки»

«Мир фантазий»

«Смотрю на мир глазами художника»

Научно-познавательное

кружок

«Словотворчество»

Туристско-краеведческое

Кружок

«Юный эколог»

Культурологическое


Кружок

«Юные музееведы»

В) Чтобы Вы еще хотели получить в качестве дополнительного образования для Вашего ребенка?



______________________________________________________



16. Какие платные образовательные услуги Вы хотели бы получать от школы? (Например, обучение иностранному языку, хореографии, информатике и т.п.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Благодарим за участие в исследовании!!!














Психологический мониторинг личностных и образовательных достижений обучающихся
  • Директору-завучу
Описание:

Важнейшую роль в осуществлении аналитико-проектировочной деятельности процесса ФГОС общего образования играет психологический мониторинг. Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации по обследуемой проблеме, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.

Важно отметить, что психологический мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий, ориентированных на анализ проблематики, оформление предмета мониторинга, работу с экспертами, разработку параметров исследования, составление диагностической программы, реализацию организационной модели, математическую обработку полученных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов. 

Автор Жерихова Ирина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1503
Номер материала 33661
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓