Главная / Школьному психологу / Психологический микроклимат в школе и классе

Психологический микроклимат в школе и классе

Психологический микроклимат в школе и классе Слагаемые успешного обучения
Психологический микроклимат школы - это обобщенная характеристика качеств меж...
Характеристики психологического микроклимата: В классе преобладает бодрый, жи...
Так кто же задает психологический микроклимат в школе?
Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более...
Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до миниму...
Нельзя также не учитывать личностные особенности учителей, обстоятельства их...
Психологический микроклимат в школе и классе
Игра-тест «Альпинист» (проводится для наглядного определения степени сплоченн...
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Психологический микроклимат в школе и классе Слагаемые успешного обучения
Описание слайда:

Психологический микроклимат в школе и классе Слагаемые успешного обучения

№ слайда 2 Психологический микроклимат школы - это обобщенная характеристика качеств межлич
Описание слайда:

Психологический микроклимат школы - это обобщенная характеристика качеств межличностных внутригрупповых взаимоотношений, которая отражает степень удовлетворенности участников образовательного процесса ( учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.

№ слайда 3 Характеристики психологического микроклимата: В классе преобладает бодрый, жизне
Описание слайда:

Характеристики психологического микроклимата: В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами оптимизм в настроении отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время в отношениях преобладают одобрение и поддержка критика высказывается с добрыми пожеланиями В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. Высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Успехи или неудачи отдельных обучающихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. В классе чаще преобладает подавленное настроение пессимизм наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу члены коллектива проявляют отрицательное отношение друг к другу присутствует соперничество критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Класс разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность. Такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие не в почете. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство Благоприятный микроклимат Неблагоприятный микроклимат

№ слайда 4 Так кто же задает психологический микроклимат в школе?
Описание слайда:

Так кто же задает психологический микроклимат в школе?

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более гл
Описание слайда:

Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами, то и другие начинают им подражать.

№ слайда 8 Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума
Описание слайда:

Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс отправляешься вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми.

№ слайда 9 Нельзя также не учитывать личностные особенности учителей, обстоятельства их жи
Описание слайда:

Нельзя также не учитывать личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни.

№ слайда 10 Психологический микроклимат в школе и классе
Описание слайда:

Психологический микроклимат в школе и классе

№ слайда 11 Игра-тест «Альпинист» (проводится для наглядного определения степени сплоченност
Описание слайда:

Игра-тест «Альпинист» (проводится для наглядного определения степени сплоченности/разобщенности класса На доске делается рисунок и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (шкала от 1 до 10 баллов), подумайте и ответьте". Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка.

Психологический микроклимат в школе и классе
  • Школьному психологу
Описание:

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, одним из слагаемых успешного обучения является наличие в школе и классе благоприятного психологического микроклимата.

В психологию понятие «климат» пришло из географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Психологический микроклимат – это обобщенная характеристика качеств межличностных внутригрупповых взаимоотношений, которая отражает степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.

 

Для того чтобы изучить психологический микроклимат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Так кто же создает психологический климат в школе?

Семья, родители закладывают характер ребенка, его привычки, отношение к окружающим. Уклад семьи, несомненно, влияет на поведение ребенка в школе. Если дома с детьми общаются на повышенных тонах, то и в школе ребенок будет воспринимать только окрик или ждать его. А если же наоборот, то авторитарный стиль общения он просто не приемлет.

   Итак, ребенок приходит в школу,  его встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Но каждый из них - это личность со своим стилем поведения, общения, складом темперамента, который играет немаловажную роль в общении и поведении ребенка. 

К каждому  ребенку необходим индивидуальный подход. Одному достаточно взглядом дать понять чего от него хотят, другому терпеливо объяснить, а третьего – заинтересовать.

Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами то и другие начинают им подражать. В такой класс идёшь с ощущением радости, работа в нем вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений.

Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс отправляешься вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера»…То есть психологический микроклимат в классе не совсем неблагоприятный.  Если в классе есть один ученик с негативным поведением и он является «черным» лидером, то даже он может повлиять на весь коллектив.

      На психологический микроклимат влияют также личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни.

   Если основным психологическим состоянием учителя в классе становится ощущение беспомощности и незащищенности, то у него повышается тревожность. Чрезмерная личная напряженность учителя проявляется в ранимости, самолюбии и мелочных обидах, неуверенности в себе, склонности к соперничеству, постоянном опасении оказаться несостоятельным.

   Напротив, «эффективные» учителя ориентируются на дружескую коммуникацию с людьми, позитивно оценивая себя как способного человека, достойного уважения, который скорее приятен другим, чем неприятен. Такие люди относятся с энтузиазмом к преподаваемому предмету, могут пробудить к нему живой интерес, верят в способности своих учеников и подбадривают их. Им свойственны теплое отношение к другим, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее сопереживание ученикам и умение укреплять у них чувство самоуважения.

  Моральное удовлетворение учителя, которое состоит из удовлетворенности своей работой, достойной оплаты, признания твоего труда коллегами, учениками и их родителями, понимания и поддержки от администрации школы - также играет значительную роль в создании психологического климата в школе.

   Учитель тоже человек со своим характером, амбициями и, в конце концов, проблемами. И как бы мы ни старались оставить все  личное за порогом школы оно, нередко, влияет на наше поведение в ее стенах.

   Очевидно, что психологический климат в школьных стенах отражается на развитии личности обучающихся, усвоении учебного материала. Дети ведь как лакмусовая бумажка – если что-то в школе не так, сразу «меняют цвет».

   Итак, психологический микроклимат в школе, на мой взгляд, создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий  зависит, каким он будет благоприятным или нет.

Хотелось бы привести пример игры-теста «Альпинист», в которой происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

Предлагаю также оценить уровень микроклимата, который преобладает в нашем коллективе по карте-схеме Л.Н. Лутошкина. Анкета проводится анонимно. Время выполнения 5-10 мин.

 

Инструкция: в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический микроклимат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Ваша задача оценить степень выраженности тех или иных качеств с помощь семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3). 

Автор Шенделева Дарья Сергеевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 3439
Номер материала 9434
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓