Психологический
климат семьи
и семейный досуг
как основа
духовно-нравственного
воспитания ребенка.
Виноградова Татьяна
Павловна
Учитель начальных
классов
МКОУ «Муромцевский
лицей»
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
“Семья – это группа живущих вместе близких
родственников» (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов. Н.Ю.Шведова,
москва-1996г.)
Именно семья является
организованной социальной группой, члены которой связаны общностью быта,
взаимной моральной ответственностью. Семья – источник физического и духовного
формирования здоровой отдельной личности и общества в целом, что подтверждает
социальную значимость семьи на уровне государства.
Характеристики семьи:
- Семья как социальный институт,
характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами
поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями
и детьми.
- Семья экономическая: объединяет лиц,
связанных экономически — общим семейным
бюджетом.
- Семья территориальная, объединяет лиц по
признаку совместного проживания.
Биологическая: состоит из родителей и детей.
Для ребёнка
семья — это среда, в которой складываются условия его физического,
психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Одним из
определяющих аспектов в деле воспитания и становления личности ребенка является
наличие здорового психологического климата в семье.
В научной литературе синонимами понятия
«психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи»,
«эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи».
О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает
её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень
удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим
тоном и стилем общения.
В каждой семье формируется свой
психологический климат, который является показателем сплоченности членов семьи,
т.е. внутрисемейных отношений, и оказывает влияние на развитие, как детей,
так и взрослых. Психологический климат создают сами члены семьи, со временем он
может изменяться. И каким он будет - благоприятным или неблагоприятным, зависит
только от них самих.
Благоприятный психологический климат имеет
следующие признаки::
- сплочённость,
- возможность всестороннего развития личности
каждого её члена,
- высокая доброжелательная требовательность
членов семьи друг к другу, - чувство защищённости и эмоциональной
удовлетворённости,
- гордость за принадлежность к своей семье,
ответственность.
Формирование столь значимых нравственных
понятий, как:
- любовь,
- уважение, почитание,
- доверие,
- готовность помочь.
Важными показателями благоприятного
психологического климата семьи являются стремление её членов проводить
свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе
выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого.
Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов,
снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости
и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой
благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь
требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями
партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное
уважение, доверие, взаимопонимание.
Тревожность, эмоциональный дискомфорт,
отчуждение являются признаками неблагоприятного психологического климата в
семье. Такая семья не способна выполнять одну из главных своих функций:
формировать здоровую в нравственно-психологическом отношении личность ребенка.
В основе
формирования психологического климата семьи и , как следствия этого, ребенка,
лежат душевные переживания, настроение, отношение друг к другу, к людям, к
происходящему в окружающем мире. Именно здоровый эмоциональный климат в семье
помогает уберечь ребенка от многих негативных переживаний, формирует
положительный стереотип поведения при возникновении различных психологических
ситуаций, когда ребенок находится вне семейного и домашнего пространства,
обеспечивает его адекватную регуляцию поведения к жизненным условиям.
Семейный досуг, его организация и проведение, оказывает влияние на
формирование благоприятного психологического и эмоционального климата,
способствует учебной и общей успешности ребенка. Положительный пример
родителей – это половина успеха! Не обязательно заставлять ребенка читать.
Часто достаточно родителю самому заниматься домашним чтением. Придет время,
когда ребенок возьмет в руки книгу и устроится рядом с вами на диване, задаст
вопрос о прочитанном. Если в семье принято родителями заниматься делом по
душе, то и у ребенка оно обязательно появится. Главное здесь не
переусердствовать с вовлечением ребенка без его желания. Пусть он сначала
наблюдает. Предложите ненавязчиво выполнить посильную помощь, поддержите
эмоциональный фон, скажите об удовольствии выполнять это дело, его пользе и
значимости. А если вы, например, подарите родственнику или соседу продукт
своего труда, ребенок будет гордиться вами.
Для формирования здорового
психологического климата в семье я предлагаю родителям примерный список
совместных семейных дел, при проведении которых закладывается фундамент дружных
и крепких отношений в семье. Что является залогом успешного развития ребенка.
Семейные дела (обязанности, досуг):
- Выполнение домашнего задания детей (помощь,
советы по организации рабочего места, соблюдение норм и требований по оформлению
работы, способов решения и др.)
- Решение проблем, с которыми дети обращаются
к родителям (ответить на интересующие вопросы, дать совет, понять и
поддержать).
- Организация и проведение семейных праздников
и детских торжеств в семье, участие в школьных и классных мероприятиях
(совместно детей и родителей).
- Чтение детской литературы по предметам и
для расширения кругозора
- Занятия творческими делами (рисованием,
танцами и др.)
- Оказание посильной помощи в воспитании и
обслуживании младших членов семьи (уход за братом, сестрой, занятия с ними и с
родителями совместным досугом).
- Выполнение посильной физической работы по
дому (домашних обязанностей) и совместных дел с родителями (уборка квартиры,
ремонт и изготовление предметов быта и др).
- Уход за домашними животными и растениями.
На родительском собрании составляем
план совместных классных дел, при подготовке и проведении которых могут быть
представлены семейные традиции (кухня, досуг и др.), продукты творческих
семейных дел (рисунки, поделки, стихи, песни и др.)
Это способствует развитию творческого
потенциала и формированию благоприятного эмоционального фона как в каждой семье
отдельно, так и «классной» семье в целом.
Семья — это маленький остров в
бескрайнем людском океане, и на нем присутствует иная атмосфера. Вне этого
острова — проблемы, сложности, бури, ненастья, а здесь тепло, комфортно и
уютно. Каждый человек должен быть уверен, что он вернется домой, его примут,
утешут, поймут и обязательно помогут.
Многовековая история подтвердила значимость
семьи — одного из высших ценностей как для отдельного человека, так и для
общества в целом. Во все времена она являлась фундаментом стабильности и
надежности, любви и согласия, мира и понимания. Крепкая и дружная семья
гармонично воспитывает детей — нашу достойную смену, учит их добру, радости,
красоте. В семейном кругу прочно усваивается система основополагающих
ценностей, происходит формирование человека как гражданина. Здесь из поколения
в поколение передаются традиции и социальный опыт, национальное и культурное
достояние. Семья, в которой царят любовь, забота, взаимная поддержка, помогает
каждому из нас преодолевать преграды и трудности.
Литература
- Добрынина О. А. Проблема
формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на
примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк,
1992.
- Ким Т. К. Воспитательный потенциал семьи //
Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического
воспитания и спорта, № 11, 2008. С. 95—98.
- Афанасьева Т. М. Семья. -- 2-е издание,
перераб. и доп. -- Москва: Просвещение, 1988..
- Богачёва Н. В. Дети как фактор стабильности семьи //
Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств,
№ 5, 2004. С. 52—54.
- Гребенников И. В. Основы семейной
жизни: Учебн. пособие. М. : Просвещение, 1991.
- Соловьёва А. В. Семья как фактор профессионального самоопределения
молодёжи // Научные исследования в образовании, № 5, 2008.
С. 58—60.
- Торохтин В. С. Психологическое
здоровье семьи и пути его изучения долголетие // Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 3. С. 36—44.Шнейдер
Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов /
Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.