Главная / Классному руководителю / Психологический час для учащихся 9 класса "Что такое толерантность?"

Психологический час для учащихся 9 класса "Что такое толерантность?"

Воспитательный час для учащихся 9 класса

«ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

Подготовила В.Е. Димиянова, педагог-психолог

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; научиться различия между людьми принимать как положительный факт; развивать кругозор и мыслительные операции обучающихся.

Содержание мероприятия:

Человечество устало от войн, насилия, терроризма. Кроме того, в последние годы в подростковой и в молодёжной среде наблюдается катастрофический рост преступности, непримиримое отношение к людям, которые отличаются своими индивидуальными чертами, имеют другие взгляды и интересы. Растёт количество антиобщественных молодёжных организаций радикального толка, вовлекающих неискушённую молодёжь в экстремистские группировки.

После ряда особо страшных трагедий в мире и нашей стране пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами.

В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день Толерантности, и проводить в рамках этой даты соответствующие мероприятия.

Что означает слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Значение этого термина в разных языках имеет свои оттенки, их изучила… Предлагаю ее послушать:

На испанском языке tolerancia означает: способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

tolerance во французском языке — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance по-английски — готовность быть терпимым, снисходительность;

kuan rong (китайский) — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tasamul' (арабский) — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

терпимость (русский) — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Согласитесь, что несмотря на некоторые различия, все эти определения имеют общий смысл, толерантность подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, социальному происхождению, а также терпимость к различным точкам зрения и индивидуальным особенностям между людьми.

Как вы заметили, толерантность – не русское, а заимствованное слово. Его происхождение изучила…, которая сейчас поделится с нами своими познаниями.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем Талейрана Перигора и связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

О необходимости быть толерантными можно найти много изречений известных людей. А также пословиц и поговорок, в которых обобщена народная мудрость. Об этом нам расскажут…

« Не причиняй зла никому и делай добро всем людям хотя бы только потому, что это люди.» (Цицерон).

«Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы (К. Пеппер).

« Добра желаешь - добро и делай».

« Добро наживай, а худо изживай!»

« Доброму добрая и память».

« Не хвались серебром, а хвались добром!»

Давайте обобщим всё сказанное и значение слова «толерантность» изобразим в виде цветка.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, а не разъединяет.

Толерантность - это гармония в многообразии.

Толерантность – путь к миру и согласию.

А сейчас на слайде вы видите черты толерантной и интелерантной личности.

Одним из главных составляющих толерантности является доброта.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Изподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен

Всегда — как хлеб или вода

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету.

Пригодись хотя бы маленькой синичке —

Пусти ее из клетки ввысь!

Послушайте рассказ, который называется «Юноша и морские звезды».

Юноша и морские звезды

Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! — сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

- Толк есть для этой морской звезды.

Жизнь дается человеку один раз. Как прожить ее, чтобы быть счастливым? – вечный вопрос, который каждый решает по-своему. Можно ли быть по-настоящему счастливым, живя только для себя? Послушайте Сказку о счастье.

Сказка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!»-

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти!

И вот король в карету сел-

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в дранном платьице.



- О всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

-Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад,

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

-О, мой король, - вскричал солдат,-

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

-А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом вон, видишь, за горой,

С утра, ушла далёко я.

Ношу из лесу я дрова-

Тяжёлая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

-А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

-В путь пора,

Ещё немного- и ура!

Своё настигну счастье!

И всё бы кончилось бедой-

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: « Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастья для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдёшь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Всё это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезёшь дрова.

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелёгкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает

И счастье на его лице

Как ясный день, сияет!

Да, действительно, человек не может быть счастлив, живя только для себя. Быть внимательным к другим людям, помогать тем, кто в нас нуждается – это и есть настоящее счастье. Ведь только тогда мы сможем надеяться, что и нам помогут, когда возникнет такая необходимость, известно, что в жизни все происходит по закону бумеранга: все плохое и хорошее, сделанное нами, возвращается.

Ребята, наша школа и каждый класс в ней - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброе отношение друг к другу, уважение, взаимопонимание, было как можно меньше ссор, ругани. А что же для этого нужно? По этому поводу есть хорошая китайская притча, которая так и называется «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ».

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье и занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси - драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ, и в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил:

- И всё?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи и подумав добавил: и мира тоже.

Так запомним же эти слова, которые несут нам мир, покой и счастье и постараемся больше любить друг друга, прощать обиды, потому что и сами порой обижаем других, и быть терпимее! Конечно, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать о том, что нас соединяет, а не разъединяет, о том, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Итак, я думаю, вы усвоили, что означает понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ и почему воспитание этого качества у себя очень актуально в наше время.

А теперь я предлагаю отдохнуть и немного посоревноваться.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.













Психологический час для учащихся 9 класса "Что такое толерантность?"
  • Классному руководителю
Описание:

      Психологический час "Что такое толерантность" предназначен для воспитательной и психологической работы с учащимися 9 класса. В ходе мероприятияподростки закрепляют понятие "толерантность", знакомятся, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; учатся различия между людьми принимать как положительный факт. Интеллектуальный конкурс "Толерантность и мы", запланированный в конце психологического часа, кроме обозначенных выше задач способствует развивитию кругозора и мыслительных операций обучающихся. Материал может быть использован школьными психологами, воспитателями, классными руководителями.

 

Автор Димиянова Вера Егоровна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 620
Номер материала 5619
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓