Психологические
особенности подростков (10-12 лет) при переходе из начальной школы в среднее
звено (родительское
собрание)
1.
Психофизиологические
особенности детей, переходящих из начальной школы в среднее звено.
Переход из
начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных
школьных проблем, а период адаптации в 5- классе – одним из труднейших периодов
школьного обучения. Он может длиться от одного месяца до одного года. Этот
переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время,
чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Состояние детей в
этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой
организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением
интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки,
высоким уровнем ситуативной тревожности.
Почему это
происходит?
Хронологически
подростковый возраст определяется от 10—11 до 14-15 лет. Процесс
анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает
психологический кризис. Перестройка организма начинается с изменений в эндокринной
системе. Активизируется деятельность гипофиза. Вырабатываемые им
гормоны стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез
внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников). Их деятельность
обуславливает многочисленные изменения в организме подростка, в том числе и
наиболее очевидные: (развитие половых органов и появление вторичных половых
признаков). Эти процессы наиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15
лет у мальчиков.
В результате
быстрого развития организма подростка возникают трудности в функционировании сердца,
легких, кровоснабжении головного мозга. Сердце подростка растет быстрее,
чем кровеносные сосуды. Это может причиной функциональных нарушений в
деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиения,
повышения кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой
утомляемости.
Умственное и
физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные
отрицательные эмоциональные переживания (страх, обида, гнев, могут стать
причинами функциональных расстройств нервной системы. Они могут
проявляться в повышенной раздражительности. Утомляемости, рассеянности, падении
продуктивности в работе, в расстройстве сна и др.
Увеличивается рост
и вес ребенка. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и
ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги, а в последнюю очередь –
туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7
см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой
непропорциональности тела, подростковой угловатости.
Главное содержание
подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости.
Чувство
взрослости – специфическое новообразование
самосознания, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром,
т.к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и
миру.
Тенденция к
взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Ребенок требует
суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. «Сферы влияния» родителей
и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к
фундаментальным аспектам социальной жизни. Чувство взрослости проявляется в
потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного,
доверительного отношения со стороны взрослых.
Источником
конфликтов и трудностей в отношениях взрослого и подростка выступает противоречие.
Стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут
относиться к подростку как к «ребенку». Если взрослый не изменяет отношение к
подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений.
Сопротивление взрослого вызывает ответное сопротивление у подростка в виде
разных форм непослушания и протеста. При сохранении такой ситуации ломка
прежних ситуаций может затянуться на весь подростковый период и иметь форму
затянувшегося конфликта.
Со сверстниками же
советуются по части «сиюминутных» вопросов.
Общение со
сверстниками имеет огромное значение для подростков. Школьный класс – важнейшая
инстанция социализации и группа принадлежности подростка. Происходит
становление различных по степени близости отношений, которые четко подростками
разделяются: могут быть просто товарищи, приятели, личный друг. Группа
сверстников лишь тогда является благоприятной средой, когда статус его
достаточно высок. Место в системе отношений зависит от различных черт характера
школьника, в том числе и от таких, как общительность, способность понять
другого, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.
Любой
школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы. Это связано с тем, что:
- Складывается
особая внутришкольная и внутриклассовая иерархия, основанная на
официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к
«активу»;
- Происходит
дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных
ценностей, принятых в самой ученической среде. Проявляется разница в
положении «звезд» и «отвергаемых»;
- Существует
социальное расслоение, проявляющееся как неравенстве материальных
возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и
способов их реализации.
Чувство взрослости,
испытываемое подростками, выражается во внимательном отношении к своему
внешнему облику, имиджу, формируемому одеждой и соответствующим поведением.
Меняется отношение
к учению, появляется стремление к самообразованию. Это стремление появляется
как следствие желания что-то знать, что-то уметь делать «по-настоящему».
Поэтому с развитием взрослости связаны и изменения в познавательной
деятельности подростка, содержание которой выходит за пределы школьной
программы. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с
товарищами, находятся темы для разговоров, интересные для них.
Общие рекомендации
- Если вас что-то
беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и
обсудить это с кл. рук., психологом.
- Если в семье
произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние
ребенка (развод, переезд одного из родителей, рождение еще одного ребенка
и т.д.) сообщите об этом кл. рук.
- Проявляйте
интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход
из конфликтов.
- Не следует сразу
ослаблять контроль за учебной деятельностью, если в период обучения в нач.
шк. Он привык к вашему контролю.
- Приучайте его к
самостоятельности.
Основными
помощниками родителей в сложных ситуациях является ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ,
ПОНИМАНИЕ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.