Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПсихологические особенности подростков (10-12 лет) при переходе из начальной школы в среднее звено (родительское собрание)

Психологические особенности подростков (10-12 лет) при переходе из начальной школы в среднее звено (родительское собрание)

Скачать материал

Психологические особенности подростков (10-12 лет) при переходе из начальной школы в среднее звено  (родительское собрание)

 

1.     Психофизиологические особенности детей, переходящих из начальной школы в среднее звено.

 

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5- классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он может длиться от одного месяца до одного года. Этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся,  привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения  характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Почему это происходит?

Хронологически подростковый возраст определяется от 10—11 до 14-15 лет. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Перестройка  организма начинается с изменений в эндокринной системе. Активизируется деятельность гипофиза. Вырабатываемые им гормоны стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников). Их деятельность обуславливает многочисленные изменения в организме подростка, в том числе и наиболее очевидные: (развитие половых органов и появление вторичных половых признаков). Эти процессы наиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.

В результате быстрого развития организма подростка возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Сердце подростка растет быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиения, повышения кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости.

Умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания (страх, обида, гнев, могут стать причинами функциональных расстройств нервной системы. Они могут проявляться в повышенной раздражительности. Утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, в расстройстве сна и др.

Увеличивается рост и вес ребенка. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги, а в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.

 Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости.

Чувство взрослости – специфическое новообразование самосознания, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром, т.к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру.

Тенденция к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Чувство взрослости проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.

Источником конфликтов и трудностей в отношениях взрослого и подростка выступает противоречие.  Стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку как к  «ребенку». Если взрослый не изменяет отношение к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает ответное сопротивление у подростка в виде разных форм непослушания и протеста. При сохранении такой ситуации ломка прежних ситуаций может затянуться на весь подростковый период и иметь форму затянувшегося конфликта.

Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.

Общение со сверстниками имеет огромное значение для подростков. Школьный класс – важнейшая инстанция социализации и группа принадлежности подростка. Происходит становление различных по степени близости отношений, которые четко подростками разделяются: могут быть просто товарищи, приятели, личный друг. Группа сверстников лишь тогда является благоприятной средой, когда статус его достаточно высок. Место в системе отношений зависит от различных черт характера школьника, в том числе и от таких, как общительность, способность понять другого, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.

Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы. Это связано с тем, что:

  • Складывается особая внутришкольная и внутриклассовая иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу»;
  • Происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде. Проявляется разница в положении «звезд» и «отвергаемых»;
  • Существует социальное расслоение, проявляющееся как неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации.

Чувство взрослости, испытываемое подростками, выражается во внимательном отношении к своему внешнему облику, имиджу, формируемому одеждой и соответствующим поведением.

Меняется отношение к учению, появляется стремление к самообразованию. Это стремление появляется как следствие желания что-то знать, что-то уметь делать «по-настоящему». Поэтому с развитием взрослости связаны и изменения в познавательной деятельности подростка, содержание которой выходит за пределы школьной программы. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами, находятся темы для разговоров, интересные для них.

 

Общие рекомендации

  1. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с кл. рук., психологом.
  2. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, переезд одного из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом кл. рук.
  3. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  4. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью, если в период обучения в нач. шк. Он привык к вашему контролю.
  5. Приучайте его к самостоятельности.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях является ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПОНИМАНИЕ.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Психологические особенности подростков (10-12 лет) при переходе из начальной школы в среднее звено (родительское собрание)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5- классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он может длиться от одного месяца до одного года. Этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся,  привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения  характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

 

 

 

 

Умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания (страх, обида, гнев, могут стать причинами функциональных расстройств нервной системы. Они могут проявляться в повышенной раздражительности. Утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, в расстройстве сна и др.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 143 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 442
    • DOCX 19.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Машистова Анастасия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1885
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 197 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов