Исследование
детско-родительских отношений
Проблема
отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в
скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего”
проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности,
родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой
психолого-педагогической информации.
В
здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами.
Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное
единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную
основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и
отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности
детей и родителей.
К
сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно
повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний,
неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития
семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая
социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений
между родителями и детьми. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и
формирование их личности. Поэтому мы и решила рассмотреть проблему
взаимоотношений между родителями и детьми в семье, считая эту тему весьма
актуальной в современных условиях.
Первым
этапом нашего исследования стало изучение детско-родительских отношений, их
особенности.
Мы
провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 95, г. Владикавказа.
Выборку составили 27 родителей воспитанников нашего детского сада.
Изучение
особенностей детско-родительских отношений осуществлялось с помощью методики
«Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) (Марковская И. М.) .
Цель
методики: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия
родителей и детей.
Описание
методики: опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» является «зеркальным» и
содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Таким образом,
опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст
опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с
детьми:
1.
Нетребовательность - требовательность
2.
Мягкость - строгость
3.
Автономность - контроль
4.
Эмоциональная дистанция - близость
5.
Отвержение - принятие
6.
Отсутствие сотрудничества - сотрудничество
7.
Несогласие - согласие
8.
Непоследовательность - последовательность
9.
Авторитетность родителя
10.
Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем) .
Процедура
опроса: при заполнении опросника родителям предлагалось оценить степень
согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 5 -- несомненно, да
(очень сильное согласие) ; 4 -- в общем, да; 3 -- и да, и нет; 2 -- скорее нет,
чем да; 1 -- нет (абсолютное несогласие) .
По итогам
проведения нашего исследования были получены следующие данные.
Анализ
полученных результатов:
Анализ
полученных результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по
имеющимся шкалам.
1 шкала:
Нетребовательность — требовательность родителей (7%). Данные этой шкалы
показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во
взаимодействии родителя с ребенком. Причем по результатам исследования видно,
что повышенной требовательностью отличаются всего лишь 7% родителей из общего
числа опрошенных.
2 шкала:
мягкость-строгость родителя (12%). По результатам этой шкалы можно судить о
том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к детям,
наблюдается у 12% опрошенных. Анализ же результатов ответов остальных родителей
говорит о том, что при всей требовательности к личности ребенка, меры наказания
отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во
взаимоотношениях между родителями и детьми.
3 шкала:
автономность-контроль по отношению к ребенку (22%). Результаты таблицы
позволяют сделать вывод о том, что родители всех семей относятся к детям вполне
адекватно. Показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее
поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и
навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится
в норме. Это не позволяет говорить о полной автономии ребенка, о вседозволенности,
которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо
следствием любования.
4 шкала:
эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю (13%).
Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление
родителя о близости к нему ребенка. Анализируя данные родителей, можно судить о
точности представлений родителей, об адекватной оценке близости к ним ребенка.
По данным графика видно, что эмоциональная дистанция наблюдается между
родителями и детьми у 13% исследуемых, а у большинства опрошенных отношения
родителей и детей более доверительные и близкие.
5 шкала:
отвержение-принятие ребенка родителем (6%). Эта шкала отражает базовое
отношение родителя к ребенку. Результаты анализа ответов 6% родителей говорят о
том, что с их стороны наблюдается некоторое неприятие личности ребенка,
критичное отношение к его поступкам и желаниям. Дистанция между этими родителем
и ребенком довольно велика. Остальные же родители стараются более гибко
относится к поступкам ребенка, принимать его достоинства, учитывать недостатки,
но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в
их отношениях.
6 шкала:
отсутствие сотрудничества-сотрудничество (21%). Наличие сотрудничества между
родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия.
Показатель по данной шкале у опрошенных указывают на высокий процент
сотрудничества между родителями и детьми, что является следствием включенности
ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает
равенство и партнерство в отношениях родителей и детей.
7 шкала:
несогласие-согласие между ребенком и родителем (9%). Эта шкала тоже описывает
характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень
согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная
данной шкалой во всех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком
иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые
жизненные ситуации.
8 шкала:
непоследовательность-последовательность родителя (3%). Последовательность
родителя является важным параметром взаимодействия. Показатели данной шкалы
говорят о том, что некоторые родители не последовательны и непостоянны в своих
требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрении и
т. д. Такая непоследовательность может быть следствием эмоциональной
неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя.
9 шкала:
авторитетность родителя (5%). Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя
в сфере его влияния на ребенка. При этом важно отметить, что во всех семьях
оценка родителей вполне адекватна, что дает основание предположить уровень
баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия
родителей являются достаточно авторитетными для ребенка.
10 шкала:
удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (2%). По данным десятой шкалы
можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и
детьми. Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре
детско-родительских отношений, о низком уровне возможных конфликтов и дают
основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией
можно не говорить в данном случае.
Таким
образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том,
что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если
имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях,
то это вполне поправимо. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам
опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и
поступки ребенка, быть к нему ближе, а если этого не удается достичь, то
сотрудники нашего сада обязательно приходят на помощь в оптимизации
детско-родительских отношений.
Заключение
Отношения
ребенка с родителями являются первичным опытом взаимодействия с окружающим
миром, в ходе которого происходит его социализация, усвоение им определенной
системы ценностей, национальной и общественной культуры.
От того,
как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее
старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат
семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества.
Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки,
полученные в процессе семейного воспитания.
К
сожалению, далеко не каждая семья оказывается способной в достаточной мере
выполнить свои важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом,
так и на физическом и интеллектуальном уровнях развития ребенка.
Задача
родителей - так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых
результатов. И залогом этого может стать внутренняя гармония каждого из
родителей и лад между ними.
Таким
образом, в заключение хотелось бы сказать, что только тогда, когда к каждому
РЕБЕНКУ будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и
только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители
чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих
детей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.