Главная / Школьному психологу / Психологическая консультация для педагогов и родителей. Гиперактивный ребенок.

Психологическая консультация для педагогов и родителей. Гиперактивный ребенок.

Психологическая консультация


Мой ребенок гиперактивный?!


Гиперактивные дети очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответст­венны. Они часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникнове­нию конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забы­вают. Такому ребенку трудно кон­центрировать свое внимание, он легко от­влекается, часто задает множество вопро­сов. но редко дожидается ответов.

Гиперактивным детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый.

Гиперактивности обычно со­путствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень ин­теллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и ча­ще встречаются у мальчиков, чем у девочек.


При­чины возникновения гиперактивности


  1. Генетические факторы

  2. Особенности строения и функционирования головного мозга

  3. Родовые травмы

  4. Инфек­ционные заболевания, перенесенные ре­бенком в первые месяцы жизни, и т.д.

Диагноз – гиперактивность ставит врач-невропатолог после проведенного специального диагностического обследования. Но родители могут предположить наличие гиперактивности у своего ребенка, наблюдая за ним и отмечая особенности его поведения и деятельности.


КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ)


Дефицит активного внимания

1. Не последователен, ему трудно ДОЛГО удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает ею.

4. Испытывает трудности в организа­ции.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умст­венных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем дру­гие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, преры­вает разговор.

3. Плохо сосредотачивает внимание.

4. Не может дождаться вознаграж­дения (если между действием и воз­награждением есть пауза).

5. Не может контролировать и ре­гулировать свои действия. Поведе­ние слабоуправляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные ре­зультаты: на некоторых занятиях спокоен, на других - нет; на одних занятиях успе­шен, на других - нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.


Психологическая консультация


Рекомендации родителям гиперактивного ребенка


1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»:

  • Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.

  • Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку, совместно решайте возникшие трудности.

3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в детском саду. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, поведение в детском саду, выполнение домашних заданий.

6. Введите знаковую систему вознаграждения - можно каждый хороший поступок отмечать фишкой, звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

7. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8. Определите для ребенка рамки поведения - что можно и чего нельзя.

  • Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы!

  • Несмотря на наличие определенных недостатков, эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к обычным детям.

9. Не навязывайте ему жестких правил.

  • Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.

  • Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

10. Вызывающее поведение вашего ребенка — это его способ привлечь ваше внимание.

  • Проводите с ним больше времени: играйте, учите как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня - прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и тоже время.

  • Награждайте ребенка за его соблюдение.

12. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку - идеально было бы предоставить ему отдельную комнату.

  • В ней должно быть минимальное количество предметов, которые будут отвлекать, рассеивать его внимание.

  • Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету.

  • Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели, эспандеры, коврик и др.).

  • У ребенка должен быть свой уголок для занятий. Во время занятий на столе не должно быть предметов, отвлекающих внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

13. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

14. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.

  • Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

15. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался - недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

16. Учите ребенка контролировать себя - развивайте осознанное торможение.

  • Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

17. Помните! Ваше спокойствие- лучший пример для ребенка.

18. Давайте ребенку больше расходовать избыточную энергию.

  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

  • Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.

19. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе, ведь ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому нужно быть в чем-то «докой».

  • Успешные занятия будут «полигоном» для выработки стратегии успеха.

  • Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.




1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»:

  • Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте

даже незначительные успехи.

  • Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку, совместно решайте возникшие трудности.

3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в детском саду. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, поведение в детском саду, выполнение домашних заданий.


6. Введите знаковую систему вознаграждения - можно каждый хороший поступок отмечать фишкой, звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

7. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8. Определите для ребенка рамки поведения - что можно и чего нельзя.

  • Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы!

  • Несмотря на наличие определенных недостатков, эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к обычным детям.

9. Не навязывайте ему жестких правил.

  • Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.

  • Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

10. Вызывающее поведение вашего ребенка — это его способ привлечь ваше внимание.

  • Проводите с ним больше времени: играйте, учите как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня - прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и тоже время.

  • Награждайте ребенка за его соблюдение.

12. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку - идеально было бы предоставить ему отдельную комнату.

  • В ней должно быть минимальное количество предметов, которые

будут отвлекать, рассеивать его внимание.

  • Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество

отдается голубому цвету.

  • Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с

перекладиной для подтягивания, гантели, эспандеры, коврик и др.).

  • У ребенка должен быть свой уголок для занятий. Во время занятий на

столе не должно быть предметов, отвлекающих внимание. Над

столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.




13. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

14. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.

  • Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

15. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался - недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

16. Учите ребенка контролировать себя - развивайте осознанное торможение.

  • Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

17. Помните! Ваше спокойствие- лучший пример для ребенка.

18. Давайте ребенку больше расходовать избыточную энергию.

  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе -

длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

  • Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.

19. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе, ведь ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому нужно быть в чем-то «докой».

  • Успешные занятия будут «полигоном» для выработки стратегии успеха.

  • Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

















Психологическая консультация






Рекомендации родителям гиперактивного ребенка




Педагог-психолог




Мельникова

Римма Ивановна

Рекомендации для учителей, обучающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.


  1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.

  2. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.

  3. Используйте поощрения. Например, если ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.

  4. Обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.

  5. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.

  6. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью более других нуждаются в похвале.

  7. Обеспечивайте для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно).

  8. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.








Рекомендации по воспитанию гиперактивного ребенка.


  1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах (разработать систему поощрений за целенаправленную деятельность и штрафов за нарушение поведения).

  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

  5. Ребенку дается одновременно не более 1-2 инструкций, которые носят конкретный характер.

  6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Использовать эффективные способы напоминания:

  1. Развешивание специальных листов – памяток, где информация дана:

  1. В письменной форме.

  2. В форме рисунков.

  1. Применение цветовой маркировки для определения местоположения вещей в комнате.

  1. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

  2. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

  3. Оберегать ребенка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей.

  4. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

  5. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  6. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

  7. При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления 1 проблему на определенный период времени (чтобы добиться существенных изменений в поведении ребенка требуется обычно не менее нескольких месяцев).

  8. Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


Психологическая консультация для педагогов и родителей. Гиперактивный ребенок.
  • Школьному психологу
Описание:

Гиперактивные дети очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответст¬венны. Они часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникнове¬нию конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забы¬вают. Такому ребенку трудно кон¬центрировать свое внимание, он легко от¬влекается, часто задает множество вопро¬сов. но редко дожидается ответов.

Гиперактивным детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый.

Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

 

Автор Мельникова Римма Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 477
Номер материала 45240
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓