Главная / Школьному психологу / Психологическая готовность к школе. Консультация психолога для родителей и педагогов.

Психологическая готовность к школе. Консультация психолога для родителей и педагогов.

Психологическая консультация


Готовность к школе


Готовность к школьному обучению определяется параметрами: социальной зрелостью, физической и психологической.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Параметры психического развития ребенка, наиболее существенно влияющие на успешность обучения в школе:

  1. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться, так как у него уже есть потребность занять определенную позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), а также потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Именно эта позиция, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, объясняет то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка и для окружающих взрослых.

  2. Достаточное развитие интеллектуальной сферы.

Важна не сумма усвоенных ребенком знаний, хотя определенный круг представлений об окружающем мире у ребенка должен быть. Большее внимание уделяется уровню развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь:

    1. Выделять существенное в явлениях окружающей действительности.

    2. Уметь сравнивать их, то есть видеть сходное и отличное.

    3. Уметь рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

  1. Достаточное развитие речевой сферы.

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Параметры развития речевой сферы. Ребенок должен уметь:

  1. Находить в словах отдельные звуки и определять их последовательность.

  2. Правильно произносить слова.

  3. Связно и последовательно излагать материал (составлять связный рассказ по сюжетным картинкам).

  4. Говорить с различными интонациями (выразительно).

  1. Достаточное развитие произвольного поведения.

Параметры развития произвольности:

  1. Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

  2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.

  3. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

  4. Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Большое значение имеет достижение эмоциональной зрелости, то есть уменьшения импульсивных реакций и возможности длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Физическая зрелость определяется физическим развитием (соответствие паспортному возрасту или его опережение), а также развитием двигательной деятельности. Оценить развитие двигательной деятельности Вашего ребенка, ориентируясь на следующие показатели.





Наименование качественных особенностей

Конкретные проявления

  1. Координация






  1. Ритмичность



  1. Пластичность



  1. Импульсивность




  1. Обилие или бедность




В привычных движениях (еда, ходьба, одевание и т.п.) нет лишних, добавочных движений или всякая деятельность сопровождается ненужными, побочными движениями. В подвижных играх ловок, увертлив и наоборот. При рисовании карандаш держит правильно, штрихи определены, уверены.

Может ли при ходьбе под музыку приспособиться к ее темпу, ритму. Может ли воспроизвести простой музыкальный ритм.

В играх, при беге, ходьбе, во всяких ручных работах движения плавные, мягкие или напротив, жесткие, угловатые, тяжеловесные.

На всякое внешнее впечатление реагирует порывисто, не обращая внимание на окружающих (так, что может разлить чай, толкнуть соседа и пр.) или движения всегда спокойные, уравновешенные.

Даже там, где нужно быть неподвижным, например, во время «тишины» в саду, не может воздержаться от движений или же, стесняемый в движениях, остается малоподвижным, предпочитая занятия сидя или стоя.

Психологическая консультация


Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению


Поступление в школу – ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Поэтому необходимо организовывать развивающие занятия с детьми.


ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ


Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял ему свои действия, мысли, желания, умел сдерживать и контролировать свое поведение.


КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ


Упражнение РАСКРАСЬ ФИГУРЫ

Ребенку показывают рисунок с геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать все

hello_html_75d3d79c.gifhello_html_3fa68b6d.gifhello_html_m66005642.gifhello_html_75d3d79c.gifhello_html_3fa68b6d.gifhello_html_m66005642.gif


hello_html_3fa68b6d.gifhello_html_m66005642.gifhello_html_75d3d79c.gifhello_html_3fa68b6d.gifhello_html_m66005642.gifhello_html_75d3d79c.gif


очень аккуратно, время не имеет значение. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.


Упражнение НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ

Предложите ребенку найти предмет (рисунок) среди 6-7 его копий.


Упражнение КОПИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец. Например, такой…






МОТОРИКА


Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска цветными карандашами (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа ножницами, пришивание пуговиц, вышивание выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

! Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.


КАК РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ


Упражнение УЗНАЙ «КТО Я»

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это» (руку от бумаги не отрывать).


Упражнение САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ

Игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг – облака. Инструкция: «Смотри, какие разные облака – одно совсем черное и самолета за ним почти не видно, а другое светлое и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим…, различные фигуры (круг, треугольник, квадрат).


Упражнение Я САМЫЙ МЕТКИЙ

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в линии.

  1. Попади мячом и сбей палочку.

  2. Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.

  3. Нырни в воду и всплыви точно в спасательный круг.

  4. Спустись по бурной речке.

  5. Попади мячом в баскетбольную корзину.

  6. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).


РЕЧЕВАЯ СФЕРА


При помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усваивать систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь, тем легче ребенку будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.



КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ


  1. Необходимо вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, так как связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, игре. Слушать нужно с интересом, направляя рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

  2. Научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Хорошая возможность для этого – чтение или рассказывание сказок.

  3. Затем необходимо научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале сказок.

  4. Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа.

Для этого можно использовать:

  • Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа.

  • Пересказ мультфильма.

  • Рассказ о событиях прошедшего дня.

  • Заканчивание начатого взрослым рассказа (что будет дальше?).

  • Составление рассказа по данному концу (что было до этого?).

Для обогащения словарного запаса необходимо использовать следующие приемы:

  1. Называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы…).

  2. Нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

  3. Подбор признаков к определенному предмету. Например:

  • Какие основные «черты характера» у этих животных? (волк, заяц, лиса, собака)

  • Что бывает круглым, овальным, треугольным, квадратным?

  1. Подбор возможных действий к предмету:

    • Что может делать это животное? Собака (лает, играет, кусается, служит, ласкается).

    • Кто как ест?

Собака кость…

Кошка молоко…

Курица зерно…

Корова траву…

  1. Подбор предметов к заданному действию.

  2. Подбор синонимов (слов, близких по значению). Назвать похожие признаки предметов. Хороший – добрый, приветливый, ласковый, приятный.

  3. Подбор антонимов (слов с противоположным значением).

Развивайте понимание ребенком переносных значений слов, что характеризует словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны.

Что значат выражения: золотые руки, железное сердце, теплая встреча, горькая правда, шелковые волосы?




ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ


Важно умение различать звуки речи на слух.

Упражнения

  1. Хлопни в ладоши, если в слове есть этот звук (можно также показать букву, которая обозначает данный звук).

  2. Разложи картинки, в названиях которых содержатся звуки «з» или «ж» под соответствующими буквами.

    • Выбирайте для упражнений слова со смешиваемыми звуками: с-т; т-ц; с-ш; ш-ч; ч-щ; щ-ть; с-ц; з-ж; ш-щ; ч-ть;

Необходимо владеть звуковым анализом слов.

  1. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце).


МЫШЛЕНИЕ


КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ


Упражнение ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ


Найди лишний предмет. Как одним словом можно назвать остальные предметы?


Упражнение РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ


Раздели фигуры на как можно большее число групп:


hello_html_m2b261f64.gifhello_html_m7851c377.gif

hello_html_1f5d369b.gif

hello_html_m1110b810.gifhello_html_1e22cd58.gifhello_html_570c7d5f.gif



hello_html_470d9aca.gifhello_html_m226f7cbc.gif

hello_html_b8b333f.gifhello_html_m7c7c6177.gifhello_html_3e549d8b.gif


hello_html_m63f7fa8e.gif


hello_html_4a53455d.gifhello_html_m2b261f64.gif

hello_html_3e549d8b.gifhello_html_7023a82c.gifhello_html_m3c257cbb.gif

hello_html_m42cad83c.gif




Упражнение СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ


Для сравнения предлагаются пары слов:

  1. Муха и бабочка;

  2. Дом и избушка;

  3. Стол и стулья;

  4. Вода и молоко;

  5. Пианино и скрипка;

  6. Щекотать и гладить;

  7. Топор и молоток;

  8. Книга и тетрадь;

  9. Шалость и драка;

  10. Город и деревня;

Ребенок 6-7 лет должен: выделять черты сходства и различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным.



Упражнение ОКАНЧИВАНИЕ СЛОВ

Инструкция: «Отгадай, что я хочу сказать! По…»

Слоги: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо.


УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).


Упражнение КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, «карандаш» - может рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку, скалку для раскатывания теста, балку в строительстве.


ПАМЯТЬ


Память – способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.


Память

hello_html_5598be40.gif



зрительная слуховая эмоциональная


Зрительная – связана с восприятием и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет большое значение в развитии ребенка. Этим способом он усваивает 70% информации.

Эмоциональная – память на эмоциональные переживания.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.



КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ


Упражнение Я – ФОТОАППАРАТ

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека…. Например, ребенок в течение нескольких секунд рассматривает предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.



Упражнение ЗАПОМНИ СЛОВА

Слова: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил в любом порядке. Хороший показатель кратковременной памяти 5-6 слов. Назовите слова, которые ребенок не назвал и повторяйте 5 раз. К пятому повторению ребенок называет 9-10 слов. Если через час ребенок повторяет 7-8 слов – память считается хорошей.


Упражнение КАРТИНКИ

Проводится аналогично, только показывают картинки.


Упражнение ЗАПОМНИ ФРАЗЫ

Фразы:

  1. Осенью идут дожди.

  2. Дети любят играть.

  3. В саду растут яблони и груши.

  4. В небе летит самолет.

  5. Мальчик помогает своей бабушке.

При повторении главное – передать смысл фразы. Если не смог ребенок повторить с первого раза фразы, прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с заданием со 2-й или 3-й попытки.


ВНИМАНИЕ


У дошкольника преобладает непроизвольное внимание. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.


КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ


  1. Называйте ребенку различные слова. Ребенок хлопает в ладоши, когда встречается слово, обозначающее, например, животное.

  2. Если ребенок владеет обратным счетом, можно предложить ему повторять его и при этом выполнять за Вами простые физические упражнения (наклоны, повороты…). Фиксируйте время и количество ошибок. Усложняйте упражнения, увеличивая скорость или усложняя выполняемые движения.




СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА


Самая главная цель родителей в первые месяцы школьного обучения - дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. И ребе­нок в силу своих возрастных осо­бенностей уже вполне способен принять и понять эту ответствен­ность.


Рекомендации психолога:

1. С самого начала не стоит де­лать уроки с ребенком или за него. Достаточно пару раз посидеть с ним рядом, и он к этому привыкнет на все ближайшие го­ды. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, моти­вируя это тем, что взрослых не бы­ло дома. Или тому, что ребенок прослушал объяснения учителя на уроке. А зачем? Папа вечером все объяснит заново. Или тому, что в один прекрасный момент услыши­те такие аргументы, как "а ты мне этого не объяснял" или "а ты сама неправильно решила". Вы сами да­ли в его руки железное алиби всех его неудач в школе. Не надо под­даваться на уговоры о помощи и тем более, самим навязывать свою помощь. Это заставляет ребенка поверить, что он сам абсолютно беспомощен. Попробуйте сразу объяснить ему, что у вас есть рабо­та, в которой вы разбираетесь, а у него - учеба. И каждый отвечает за свое дело.


2. Постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок. Вряд ли най­дется родитель, который, вернув­шись с работы, не спросит первым делом: "Ну как, уроки сделал? А ка­кие у тебя сегодня отметки?". У ре­бенка постепенно складывается ощущение, что взрослых интере­сует не он сам, а его успехи в шко­ле. А, между тем, для детей этого возраста это совсем не са­мое главное в жизни. С ним за день происхо­дила масса са­мых интерес­ных и очень важных вещей. И так хочется поделиться! Но маму с папой интересует совсем другое. А если еще, не дай бог, отметки за день не самые луч­шие, то обо всех этих, повторяю - очень важных событиях - и начи­нать говорить не стоит: мама с па­пой будут только недовольны. Ро­дителям почему-то кажется, что вопросом об отметках они прояв­ляют свою заботу, а также ускоря­ют процесс адаптации к школе, дисциплинируют ребенка. На са­мом деле, эффект получается об­ратным: дети злятся, делают все, что угодно, кроме уроков, атмос­фера в доме накаляется... Лучше спрашивать не об оценках (он о них и сам расскажет), а о том, что же было интересного в школе, что бы­ло трудно, а что легко, может быть малышу что-то не нравится. Таким образом вы соберете гораздо больше информации о делах в школе, ребенок не закроется в от­вет на прямой вопрос об оценках и уроках. И самое главное: вы пока­жете ему, что вы с ним заодно, вы рядом и всегда готовы помочь и посочувствовать. Чаще всего ре­бенку от вас нужно не объяснения таблицы умножения или склонений глаголов, а просто внимание. А с уроками он и сам справится прек­расно.


3. Постарайтесь не делать ре­бенку критических замечаний, ког­да он делает уроки, выяснять отно­шения и комментировать его действия. Фразы типа "Если бы ты хорошо слушал в школе, то смог бы решить эту задачу" или "Если бы ты не отвлекался все время, то давно бы сделал уроки" сосредо­точенности и вниманию не способ­ствуют. Зато они постепенно уби­вают в ребенке уверенность в сво­их силах, сбивают его и явно за­медляют процесс приготовления домашних заданий. Если уж быть до конца честными перед собой, то таким образом вы "спускаете собственные пары", срываете зло на свою же беспомощность.


4. Удобное время для занятий лучше выбрать вместе с ребенком. Пусть он активно и сознательно поучаствует в этом процессе на равных с вами. Уверяю вас, что ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установ­лении правил. Режим, таким обра­зом, не будет навязан ребенку, а согласован с ним, как со взрос­лым. Не стоит навязывать жесткую схему: "Сначала уроки, потом - все остальное". Нужно ли вам, чтобы уроки воспринимались, как нака­зание? Например, в теплое время года сразу после школы лучше по­гулять, а уж потом садиться за стол. Зимой, наоборот, лучше сна­чала позаниматься, а потом са­диться за компьютер или телеви­зор.

Если же у ребенка возникают действительно серьезные пробле­мы со школой, то скандалами и жесткой дисциплиной тут точно не поможешь. Когда родители прояв­ляют повышенный интерес к учебе, дети часто намеренно отказывают­ся заниматься, отказываются оп­равдывать их надежды. Это своего рода протест против давления, проявление чувства независимос­ти. Очень часто неудачи в школе, нежелание учиться бывает вызва­но причинами, не имеющими ниче­го общего с умственными способ­ностями ребенка, например, не сложившимися отношениями в классе или с учителем. В этом слу­чае бывает очень тяжело разоб­раться в ситуации, тем более, если ребенок замкнулся из-за того, что вы интересуетесь только его от­метками и ругаете за них. В этом случае не мешает помнить, что почти в каждой школе сейчас рабо­тает детский психолог, и разреше­ние подобных ситуаций входит в его прямые обязанности.


Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?


1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

17. Запомнить и назвать 6—10 предметов, картинок, слов. 1 8. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы".

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треуголь­ники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, ри­совать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на гео­метрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за кон­туры предметов.

23. Свободно считать от 1 до 1 0 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.


Чтобы поддержать ребенка, необходимо:


1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы принимаете ребенка.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

7. Проводить больше времени с ребенком.

8. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

9. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

10. Принимать индивидуальность ребенка.

11. Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему.

12. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Слова разочарования.

Ты мог бы сделать намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).





Поступление в школу – ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Поэтому необходимо организовывать развивающие занятия с детьми.


ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ


Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял ему свои действия, мысли, желания, умел сдерживать и контролировать свое поведение.


КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ


Упражнение РАСКРАСЬ ФИГУРЫ

Ребенку показывают рисунок с геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать все


hello_html_75d3d79c.gifhello_html_3fa68b6d.gifhello_html_m66005642.gifhello_html_75d3d79c.gifhello_html_3fa68b6d.gifhello_html_m66005642.gif


hello_html_3fa68b6d.gifhello_html_m66005642.gifhello_html_75d3d79c.gifhello_html_3fa68b6d.gifhello_html_m66005642.gifhello_html_75d3d79c.gif


очень аккуратно, время не имеет значение. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.


Упражнение НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ

Предложите ребенку найти предмет (рисунок) среди 6-7 его копий.


Упражнение КОПИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец. Например, такой…


МОТОРИКА


Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска цветными карандашами (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа ножницами, пришивание пуговиц, вышивание выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

! Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.


КАК РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ


Упражнение УЗНАЙ «КТО Я»

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это» (руку от бумаги не отрывать).


Упражнение САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ

Игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг – облака. Инструкция: «Смотри, какие разные облака – одно совсем черное и самолета за ним почти не видно, а другое светлое и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим…, различные фигуры (круг, треугольник, квадрат).


Упражнение Я САМЫЙ МЕТКИЙ

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в линии.

  1. Попади мячом и сбей палочку.

  2. Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.

  3. Нырни в воду и всплыви точно в спасательный круг.

  4. Спустись по бурной речке.

  5. Попади мячом в баскетбольную корзину.

  6. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).


РЕЧЕВАЯ СФЕРА


При помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усваивать систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь, тем легче ребенку будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.


КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ


  1. Необходимо вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, так как связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, игре. Слушать нужно с интересом, направляя рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

  2. Научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Хорошая возможность для этого – чтение или рассказывание сказок.

  3. Затем необходимо научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале сказок.

  4. Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа.

Для этого можно использовать:

  • Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа.

  • Пересказ мультфильма.

  • Рассказ о событиях прошедшего дня.

  • Заканчивание начатого взрослым рассказа (что будет дальше?).

  • Составление рассказа по данному концу (что было до этого?).

Для обогащения словарного запаса необходимо использовать следующие приемы:

  1. Называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы…).

  2. Нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

  3. Подбор признаков к определенному предмету. Например:

  • Какие основные «черты характера» у этих животных? (волк, заяц, лиса, собака)

  • Что бывает круглым, овальным, треугольным, квадратным?

  1. Подбор возможных действий к предмету:

    • Что может делать это животное? Собака (лает, играет, кусается, служит, ласкается).



Психологическая консультация










Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению








Педагог-психолог




Мельникова

Римма Ивановна

  • Кто как ест?

Собака кость…

Кошка молоко…

Курица зерно…

Корова траву…

  1. Подбор предметов к заданному действию.

  2. Подбор синонимов (слов, близких по значению). Назвать похожие признаки предметов. Хороший – добрый, приветливый, ласковый, приятный.

  3. Подбор антонимов (слов с противоположным значением).

Развивайте понимание ребенком переносных значений слов, что характеризует словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны.

Что значат выражения: золотые руки, железное сердце, теплая встреча, горькая правда, шелковые волосы?


ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ


Важно умение различать звуки речи на слух.

Упражнения

  1. Хлопни в ладоши, если в слове есть этот звук (можно также показать букву, которая обозначает данный звук).

  2. Разложи картинки, в названиях которых содержатся звуки «з» или «ж» под соответствующими буквами.

    • Выбирайте для упражнений слова со смешиваемыми звуками: с-т; т-ц; с-ш; ш-ч; ч-щ; щ-ть; с-ц; з-ж; ш-щ; ч-ть;

Необходимо владеть звуковым анализом слов.

  1. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце).


МЫШЛЕНИЕ


КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ


Упражнение ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ


Найди лишний предмет. Как одним словом можно назвать остальные предметы?


Упражнение СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ


Для сравнения предлагаются пары слов:

  1. Муха и бабочка;

  2. Дом и избушка;

  3. Стол и стулья;

  4. Вода и молоко;

  5. Пианино и скрипка;

  6. Щекотать и гладить;

  7. Топор и молоток;

  8. Книга и тетрадь;

  9. Шалость и драка;

  10. Город и деревня;

Ребенок 6-7 лет должен: выделять черты сходства и различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным.


Упражнение ОКАНЧИВАНИЕ СЛОВ

Инструкция: «Отгадай, что я хочу сказать! По…»

Слоги: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо.





УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).


Упражнение КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, «карандаш» - может рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку, скалку для раскатывания теста, балку в строительстве.


ПАМЯТЬ


Память – способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.


Память

hello_html_5598be40.gif



зрительная слуховая эмоциональная


Зрительная – связана с восприятием и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет большое значение в развитии ребенка. Этим способом он усваивает 70% информации.

Эмоциональная – память на эмоциональные переживания.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.


КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ


Упражнение Я – ФОТОАППАРАТ

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека…. Например, ребенок в течение нескольких секунд рассматривает предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.


Упражнение ЗАПОМНИ СЛОВА

Слова: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил в любом порядке. Хороший показатель кратковременной памяти 5-6 слов. Назовите слова, которые ребенок не назвал и повторяйте 5 раз. К пятому повторению ребенок называет 9-10 слов. Если через час ребенок повторяет 7-8 слов – память считается хорошей.


Упражнение КАРТИНКИ

Проводится аналогично, только показывают картинки.


Упражнение ЗАПОМНИ ФРАЗЫ

Фразы:

  1. Осенью идут дожди.

  2. Дети любят играть.

  3. В саду растут яблони и груши.

  4. В небе летит самолет.

  5. Мальчик помогает своей бабушке.

При повторении главное – передать смысл фразы. Если не смог ребенок повторить с первого раза фразы, прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с заданием со 2-й или 3-й попытки.


ВНИМАНИЕ


У дошкольника преобладает непроизвольное внимание. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.


КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ


  1. Называйте ребенку различные слова. Ребенок хлопает в ладоши, когда встречается слово, обозначающее, например, животное.

  2. Если ребенок владеет обратным счетом, можно предложить ему повторять его и при этом выполнять за Вами простые физические упражнения (наклоны, повороты…). Фиксируйте время и количество ошибок. Усложняйте упражнения, увеличивая скорость или усложняя выполняемые движения.


Психологическая готовность к школе. Консультация психолога для родителей и педагогов.
  • Школьному психологу
Описание:

Готовность к школьному обучению определяется параметрами: социальной зрелостью, физической и психологической.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

 

Автор Мельникова Римма Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 45058
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓