Главная / Школьному психологу / психологическая готовность к ЕГЭ

психологическая готовность к ЕГЭ

подготовила педагог-психолог МОУ ЛСОШ №1 Попова Е.В.
Экзамен - это определенная форма итогового контроля знаний учащихся. Выпускно...
Специфика выпускного экзамена в том, что объектом контроля становятся не толь...
освоение выпускником содержательных и процедурных требований к экзамену на за...
Характеристики	Традиционный экзамен	ЕГЭ Что оценивается?	Важны не просто факт...
Характеристики	Традиционный экзамен	ЕГЭ Содержание экзамена	Ученик должен про...
Познавательные Личностные Процессуальные
Причины познавательных трудностей: Недостаточный объем знаний, недостаточная ...
Причины личностных трудностей Недостаток информации о процедуре Отсутствие в...
наличие личностно значимых целей экзамена (учащийся осознает, зачем он сдает ...
Причины трудностей: недостаточное знакомство с процедурой экзамена отсутствие...
Психологическая готовность выпускника к сдаче Единого государственного экзаме...
Познавательный компонент: 1. Предметные компетенции (знания по предмету в рам...
Процессуальный компонент: Знакомство с процедурой экзамена; Навык работы с те...
Личностный компонент: Наличие личностно значимых целей экзамена; Наличие дейс...
Формулировка индивидуальной цели сдачи экзамена Использование индивидуальной ...
Частные цели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ: Знакомство с процедур...
Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертны...
В результате наблюдений По итогам экспертной оценки педагогами По итогам фрон...
•У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоми...
Учить выделять главное. Нужно ориентировать таких детей на выявление основног...
• Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. ...
• Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфор...
• Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на ...
• У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быт...
• На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуля...
• Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемо...
• Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разни...
Краткая психологическая характеристика • Основная характеристика астеничных д...
• При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыпол...
• Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому и...
• Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют се...
• Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сдела...
• Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психическ...
• Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально ...
• Проговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработа...
Распределение ответственности Определение реалистичного результата работы Осо...
1) Работа с личностными трудностями педагога: Обсуждение и коррекция нереалис...
Обозначение распределения ответственности между родителями и школой. Формиров...
Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы Индивидуальные: к...
1 из 42

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 подготовила педагог-психолог МОУ ЛСОШ №1 Попова Е.В.
Описание слайда:

подготовила педагог-психолог МОУ ЛСОШ №1 Попова Е.В.

№ слайда 2 Экзамен - это определенная форма итогового контроля знаний учащихся. Выпускной э
Описание слайда:

Экзамен - это определенная форма итогового контроля знаний учащихся. Выпускной экзамен проверяет соответствие уровня подготовки учащихся образовательным стандартам в целом

№ слайда 3 Специфика выпускного экзамена в том, что объектом контроля становятся не только
Описание слайда:

Специфика выпускного экзамена в том, что объектом контроля становятся не только предметные знания и навыки по одному предмету, но и общеучебные навыки, межпредметные связи. Таким образом, выпускной экзамен оценивает эффективность образовательной системы школы в целом.

№ слайда 4 освоение выпускником содержательных и процедурных требований к экзамену на завер
Описание слайда:

освоение выпускником содержательных и процедурных требований к экзамену на завершающем этапе школьного обучения формирование необходимого объема знаний и общеучебных навыков на протяжении всего периода школьного обучения.

№ слайда 5 Характеристики	Традиционный экзамен	ЕГЭ Что оценивается?	Важны не просто фактиче
Описание слайда:

Характеристики Традиционный экзамен ЕГЭ Что оценивается? Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях. Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать. Когда можно узнать результаты экзамена? На устном экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней Через более длительное время Что влияет на оценку? Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление Оценка максимально объективна. Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном – при проверке собственной работы. Практически отсутствует Кто оценивает? Знакомые ученику люди. Незнакомые эксперты.

№ слайда 6 Характеристики	Традиционный экзамен	ЕГЭ Содержание экзамена	Ученик должен продем
Описание слайда:

Характеристики Традиционный экзамен ЕГЭ Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала Как происходит фиксация результатов? В письменном экзамене – на том же листе, на котором выполняются задания. На устном – на черновике. Результаты выполнения задания необходимо перенести на бланк регистрации ответов. Стратегия деятельности во время экзамена Унифицированная Индивидуальная

№ слайда 7 Познавательные Личностные Процессуальные
Описание слайда:

Познавательные Личностные Процессуальные

№ слайда 8 Причины познавательных трудностей: Недостаточный объем знаний, недостаточная усв
Описание слайда:

Причины познавательных трудностей: Недостаточный объем знаний, недостаточная усвоенность основных понятий Отсутствие систематизированности знаний Недостаточная сформированность общеучебных навыков Необходимые психические функции Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень организации деятельности. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Четкость и структурированность мышления, комбинаторность Сформированность внутреннего плана действий

№ слайда 9 Причины личностных трудностей Недостаток информации о процедуре Отсутствие возм
Описание слайда:

Причины личностных трудностей Недостаток информации о процедуре Отсутствие возможности получить поддержку взрослых Несформированность способности к самоопределению Виды личностных трудностей: Повышенный уровень тревоги «Мифология» (нереалистические убеждения и предрассудки о ЕГЭ) Неадекватная самооценка Несформированность ценностно-смыслового отношения к экзамену

№ слайда 10 наличие личностно значимых целей экзамена (учащийся осознает, зачем он сдает экз
Описание слайда:

наличие личностно значимых целей экзамена (учащийся осознает, зачем он сдает экзамен); наличие действенных учебных мотивов, высокий уровень учебной мотивации; принятие на себя ответственности за подготовку к экзамену и его результат.

№ слайда 11 Причины трудностей: недостаточное знакомство с процедурой экзамена отсутствие че
Описание слайда:

Причины трудностей: недостаточное знакомство с процедурой экзамена отсутствие четкой стратегии деятельности Виды трудностей: Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов Трудности, связанные с ролью взрослого Трудности, связанные с критериями оценки Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей

№ слайда 12 Психологическая готовность выпускника к сдаче Единого государственного экзамена
Описание слайда:

Психологическая готовность выпускника к сдаче Единого государственного экзамена - сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ - интегральный результат работы школы Формирование всех ее компонентов невозможно в течение последнего года обучения в школе

№ слайда 13 Познавательный компонент: 1. Предметные компетенции (знания по предмету в рамках
Описание слайда:

Познавательный компонент: 1. Предметные компетенции (знания по предмету в рамках образовательного стандарта); 2. Общеучебные навыки (учебно-управленческие, учебно – информационные, учебно-логические, коммуникативные); 3. Динамические особенности учебной деятельности: способность выполнять сложные инструкции высокая мобильность, переключаемость. высокий уровень организации деятельности. высокая и устойчивая работоспособность. высокий уровень концентрации внимания, произвольности. сформированность внутреннего плана действий

№ слайда 14 Процессуальный компонент: Знакомство с процедурой экзамена; Навык работы с тесто
Описание слайда:

Процессуальный компонент: Знакомство с процедурой экзамена; Навык работы с тестовыми материалами; Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми; Владение способами управления своим состоянием (релаксация).

№ слайда 15 Личностный компонент: Наличие личностно значимых целей экзамена; Наличие действе
Описание слайда:

Личностный компонент: Наличие личностно значимых целей экзамена; Наличие действенных учебных мотивов, высокий уровень учебной мотивации; Наличие собственного адекватного мнения об экзамене, отсутствие нереалистической «мифологии»; Адекватная самооценка – умение реалистично оценить свои знания, умения, способности; Самостоятельность мышления и действия, способность к самоопределению; Оптимальный уровень тревоги (отсутствие как чрезмерно высокого ее уровня, так и заниженной тревоги, приводящей к снижению мотивации).

№ слайда 16 Формулировка индивидуальной цели сдачи экзамена Использование индивидуальной стр
Описание слайда:

Формулировка индивидуальной цели сдачи экзамена Использование индивидуальной стратегии деятельности на экзамене Выбор из предложенных вариантов ответа

№ слайда 17 Частные цели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ: Знакомство с процедурой
Описание слайда:

Частные цели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ: Знакомство с процедурой ЕГЭ Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене

№ слайда 18 Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертные о
Описание слайда:

Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертные оценки) Выделение «места наибольшего сопротивления» (что наиболее трудно?) Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов

№ слайда 19 В результате наблюдений По итогам экспертной оценки педагогами По итогам фронтал
Описание слайда:

В результате наблюдений По итогам экспертной оценки педагогами По итогам фронтальной плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах, или по материалам психолого-педагогического сопровождения

№ слайда 20 •У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминан
Описание слайда:

•У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий. • Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. • При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей. Ответы часто хаотичны. • Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. • Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.

№ слайда 21 Учить выделять главное. Нужно ориентировать таких детей на выявление основного в
Описание слайда:

Учить выделять главное. Нужно ориентировать таких детей на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? Учить вчитываться в текст, особенно в задании группы С, отвечать на вопрос: «Про что именно тебя спрашивают?» Перед тем как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из группы С. Затем проранжировать эти записи в порядке значимости. И только потом записывать ответ. При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

№ слайда 22 • Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Осо
Описание слайда:

• Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и др.). • Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. • При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. • Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали. • Они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы.

№ слайда 23 • Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта
Описание слайда:

• Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого — поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике». • Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Стратегии поддержки

№ слайда 24 • Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на сам
Описание слайда:

• Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене (например различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др.). Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». • Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» — лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

№ слайда 25 • У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть в
Описание слайда:

• У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. • У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. • ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

№ слайда 26 • На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции
Описание слайда:

• На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку, и пр. • Во время экзамена таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор (составить план деятельности) и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы он научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени. • Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.

№ слайда 27 • Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемость
Описание слайда:

• Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. • Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. • Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено. • Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. • Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. • На экзамене возможный камень преткновения для них — необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

№ слайда 28 • Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу
Описание слайда:

• Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. • Во время экзамена перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

№ слайда 29 Краткая психологическая характеристика • Основная характеристика астеничных дете
Описание слайда:

Краткая психологическая характеристика • Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. • Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать. • Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограниченны. • ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

№ слайда 30 • При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполним
Описание слайда:

• При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. • Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки; чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. • Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

№ слайда 31 • Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их н
Описание слайда:

• Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и др.). • Можно научить детей нескольким простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он сможет незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для поддержания своей работоспособности.

№ слайда 32 • Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя
Описание слайда:

• Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. У них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны. • Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. • Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок.

№ слайда 33 • Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал —
Описание слайда:

• Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Учителю важно научить ребенка проверять свою работу • Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. • Необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ. • Во время экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была у них минимальна.

№ слайда 34 • Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических
Описание слайда:

• Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. • Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. • Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

№ слайда 35 • Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально нау
Описание слайда:

• Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. • Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. • На экзамене задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». • Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

№ слайда 36 • Проговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработать
Описание слайда:

• Проговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработать стратегию действий. • Помочь каждому ребенку осознать особенности своего способа учебной деятельности и свои личностные особенности.

№ слайда 37 Распределение ответственности Определение реалистичного результата работы Осозна
Описание слайда:

Распределение ответственности Определение реалистичного результата работы Осознание «мифологии ЕГЭ» и формирование конструктивного восприятия данной формы экзамена

№ слайда 38 1) Работа с личностными трудностями педагога: Обсуждение и коррекция нереалистич
Описание слайда:

1) Работа с личностными трудностями педагога: Обсуждение и коррекция нереалистических установок Поиск личностных и профессиональных ресурсов 2) Работа с методическими трудностями педагога Ознакомление педагогов с психологической спецификой ЕГЭ в целом и трудностями отдельных групп выпускников Взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии подготовки (учитель как эксперт) Взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологической готовности к ЕГЭ

№ слайда 39 Обозначение распределения ответственности между родителями и школой. Формировани
Описание слайда:

Обозначение распределения ответственности между родителями и школой. Формирование у родителей реалистической картины ЕГЭ и коррекция нереалистических ожиданий Поддержка родителей, испытывающих тревогу, и повышение мотивации у родителей, чьи дети уже сдали вступительные экзамены в вузы

№ слайда 40 Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы Индивидуальные: конс
Описание слайда:

Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником)

№ слайда 41
Описание слайда:

№ слайда 42
Описание слайда:

психологическая готовность к ЕГЭ
  • Школьному психологу
Описание:

В презентации "Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем мы может помочь выпускнику, педагогу, родителю?" раскрывается

1) специфика выпускного экзамена в новой форме

2) отличия экзамена в традиционной форме от единого государственного экзамена

3) познавательные, личностные, процессуальные и психологические трудности при подготовке учащихся к ЕГЭ

4) понятие психологической готовности выпускника к ЕГЭ

5) индивидуальные особенности подростка, которые могут повлиять на подготовку и успешность сдачи ЕГЭ

6) стратегии поддержки детей "группы риска" при подготовке к сдаче ЕГЭ  

 

Автор Попова Екатерина Викторовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 569
Номер материала 20301
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓