Главная / ИЗО, МХК / Психоэмоциональная составляющая на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС.

Психоэмоциональная составляющая на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС.








Психоэмоциональная составляющая на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС.









Преподавателя изобразительного

искусства

МБОУ гимназия №3

Кропачевой Инны Юрьевны





Мурманск

2014г.









СОДЕРЖАНИЕ:



1.Введение.

2. Актуальность.

3. Задачи.

Пути решения

4. Результаты.

5.Заключение.

6. Список литературы.

7. Интернет-ресурсы.











































«Здоровье — это бесценный дар природы,

оно дается, увы, не навечно, его надо беречь».

академик И.П. Павлов



Введение.



Мы живём в эпоху социальных и образовательных перемен. В общеобразовательных школах - это переход на ФГОС. Перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами. Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);

изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС).

Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающей нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Вместе с тем, учитывая, что современная российская школа несет в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый из педагогов, должен осознать глубину и значимость этого перехода, так как фактически речь идет об изменении мировоззрения каждого из нас и освоении нами самими культуры саморазвития, которую мы должны передать сегодня нашим детям.

Стремительный XXI век принёс с собой новые технологии, новые научные открытия, новый темп жизни и вместе с бесспорными достижениями и большое количество проблем связанных с сохранением здоровья населения. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. После апробации и внедрения ФГОС в средней школе увеличение учебной нагрузки в школе по сравнению в 80-ми годами прошлого века на 10-25% (соответственно, и домашних занятий). Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. К концу года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90 %, появления повышенной невротизации отмечается у 55 %—83 % учащихся школ нового типа. Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка люди способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психоэмоциональное здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения и определён как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, что позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Задачи поставленные перед учителем.

Учебный процесс Практическое преподавание должно обеспечиваться системой дидактических принципов, один из этих принципов - принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Центральным звеном учебно-воспитательного процесса является урок. Поэтому важным становится вопрос о том, как следует строить урок, с тем, чтобы не допустить возникновения перегрузки учащихся.

Чтобы не допускать перегрузки и сохранить здоровье учащихся на уроках, необходимо:

создавать благоприятный психологический климат;

подбирать дифференцированные задания по степени сложности с учётом интеллектуального уровня учащихся;

подбирать задания с использованием ведущей модальности;

строить урок с учётом динамики внимания учащихся;

проводить динамические паузы и зрительную гимнастику;

для анализа использовать информацию, направленную на пропаганду здорового образа жизни, формирование гражданской позиции;

использовать эмоциональную разрядку (юмористические

картинки, задания, афоризмы).

Как учитель изобразительного искусства, не могу оставаться в стороне, постоянно ищу в преподаваемом предмете новые грани и скрытые резервы обучения и воспитания детей. Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности. Замечено, что занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать у человека эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию. Такое направление получило название арт-терапия- лечение с помощью искусства. Наиболее распространенным видом арт-терапии является рисование. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ арт-терапивтического метода в работе с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психоэмоциональной сфере. И отечественные и зарубежные специалисты отмечают позитивные возможности арт-терапии, такие как:

*создает положительный эмоциональный настрой в группе

*способствует развитию коммуникативных навыков ребенка

*дает возможность ребенку выражать свои чувства в социально приемлемой форме

*развивает чувство внутреннего контроля

*способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности

*снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Известно, что детский рисунок - это не только обретение спокойствия, но и способ выплеснуть свои эмоции и переживания. Занятия живописью снижают уровень возбуждения. Арт-терапия рекомендована для занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития, неврозы, гиперактивность, дефицит внимания. На занятиях дети учатся свободным движениям , освобождаясь от зажатости и скованности. Эти занятия полезны застенчивым детям, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе. При изучении разделов цветоведения показываю детям, что краски — неизведанный мир. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром — оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятие действительности. Ребёнок понимает, что радость, горе, нежность может быть выражена цветом, пластикой, конструкцией. Предлагается из нескольких тем (добро, тепло, тяжесть, радость, горе) выбрать одну. Каждый должен нарисовать несколько предметов по выбранной теме и с помощью цвета предметов и их компоновки выразить нужное состояние.

Чтобы снять страх перед изобразительной деятельностью и создать зону комфорта и безопасности изобразительной деятельности, можно дать задание, используя методику рисования по схеме, каждый ребенок может нарисовать понравившегося героя, так как схема дает ребенку опору, и он пробует нарисовать дальше. Такие задания создают ситуацию успеха (Е.В. Бондаревская предлагает методы и приёмы к достижению успеха в педагогической деятельности). Младшие школьники с удовольствием выполняют аппликации с использованием природного материала. Таким образом я сама могу на уроках планировать и создавать ситуации успеха в детском творчестве. В этих работах они чувствуют себя творцами, создают свои произведения искусств и выражают своё отношение к окружающему миру. Своими работами ребята утверждаются в детском коллективе.

Изображение звуков, запахов, зачастую кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает затруднения. Здесь уместны два варианта упражнений: создание реальных композиций (лунная ночь или гроза) и абстрактных (снег скрипит или шарик лопнул). Чтобы активизировать воображение и эмоциональную увлечённость детей максимально забочусь о введении музыки, поэтического слова на уроке. На уроках изобразительного искусства использую прослушивание музыки. Особенность музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. Яркие художественные и музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Классическая музыка своими волшебными звуками может исцелять, развить умственные, интеллектуальные способности, скоординировать психологическое состояние, подарить радость.

Все это способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья, позволяет ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Результативность моей профессиональной деятельности 2013-2014 уч.г.:

Повышение интереса обучающихся к искусству, увеличение числа школьников, принимающих участие в творческих конкурсах на 14%


Качество знаний,

2 АБ кл. – 100%

3 АБ кл. – 100%

4 АБ кл. – 100%

5 АБВ кл.- 100%

6 А кл.- 100%

6 Б кл. - 95.8%

7 АБВ кл.- 100%

8 А кл.- 96.4%

8 Б кл.-100%

9 А кл.- 100% ; 9 Б кл. -96.4%

Уровень обученности.

2 А кл.- 100%; 2 Б кл. – 100%

3 А кл.-100%; 3 Б кл. – 100%

4 А кл. – 100%; 4 Б кл. – 100%

5 А кл.- 100%; 5 Б кл. – 100%;

5 В кл. – 100%

6 А кл. – 100%; 6 Б кл.- 100%

7 А кл. - 100%; 7 Б кл. - 100%

7 В кл. – 100%

8А кл. – 100%; 8 Б кл. – 100%

9 А кл.- 100%; 9 Б кл. – 100%



Таким образом формы обучения направлены не только на формирование определенных знаний, умений и навыков, но и на сохранение психоэмоционального здоровья, от которого во многом зависит здоровье в целом.









































Литература:

  1. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/ Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение, 1968.

  2. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – Москва: Просвещение, 1981.

  3. Ростовцев В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – 3-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Агар, 1998.

  4. И.М.Курдюмова(1984г.). Исследования, выполненные М.В.Антроповой.

  5. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – Москва: Просвещение,1985.

  6. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.

  7. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.



Интернет-ресурсы:

  1. http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/12-1-0-2235

  2. http://www.svdeti.ru/index.php?id=1292:rebenok_pravo_na_eksperementy&Itemid=98&option=com_k2&print=1&tmpl=component&view=item

  3. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4171-2012-10-14-07-49-34

  4. http://biofile.ru/chel/5832.html

  5. «Учительская газета» http://www.ug.ru

  6. «Первое сентября» http://www.1september.ru













9


Психоэмоциональная составляющая на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС.
  • ИЗО, МХК
Описание:

      Мы живём в эпоху социальных и образовательных перемен. В общеобразовательных школах - это переход  на ФГОС.  Перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами.Но перед учителями так же ставится задача сохранить здоровье учеников.«Здоровье — это бесценный дар природы,оно дается, увы, не навечно, его надо беречь». академик И.П. Павлов

 

Это сообщение в котором я пытаюсь найти пути решения поставленных перед собой задачь. В сообщение включены личные практические наработки, примеры практических упражнений. Так же помещены результаты моей профессиональной  деятельности за 2014-2015 учебный год.

 

Автор Кропачева Инна Юрьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 597
Номер материала 23786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓