Главная / Русский язык и литература / Протоколы ШМО учителей русского языка и литературы

Протоколы ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол №1

заседания ШМО учителей русского языка и литературы

Присутствовали: 5 чел. от 29.08.2013г.

Маликова И.А.

Нурисламова С.Н.

Изибаева Н.А.

Загирова А.Д.

АкмаловаР.Н.,библиотекарь

                                               Повестка дня:

 

1.   Анализ деятельностиШМО за 2012-2013учебный год( Маликова И.А.,руководитель ШМО)

2.   Основные задачи и направления работы ШМО учителей на  2013-2014 учебный год. Рассмотрение и обсуждение плана методической работы на  2013-2014учебный год ( отв. МаликоваИ.А., руководитель ШМО)

3.  Рассмотрение календарно – тематического планирования, рабочих программ учителей русского языка и литературы.

4. Планирование  работы по самообразованию.

5. Оснащенность методической литературой и учебниками(Акмалова Р.Н., библиотекарь)

6. Организация работы по подготовке учащихся к участию в школьных и городских олимпиадах.


Прослушали:

 

По первому вопросу с анализом проведенной методической работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год выступила Маликова И.А. Проанализировав работу методического объединения, отметила, что все учителя МО работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по усвоению учителями современных методик и технологий обучения. Тематика заседаний ШМО позволяла решать поставленные задачи и была связана с наиболее важными проблемами в преподавании русского языка и литературы. Было запланировано 6 заседаний ШМО. Все они были проведены в форме заседаний, коллективных обсуждений.

В целях профессиональной квалификации учителей на заседаниях МО были рассмотрены следующие темы: «Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2013 году ГИА и ЕГЭ по русскому языку», «Работа по предупреждению ошибок на уроках русского языка».В каждом семестре обсуждались предварительные результаты успеваемости обучающихся по русскому языку и литературе с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся. При подготовке к ЕГЭ и ГИА существенную помощь оказали дискуссии, обмен опытом по темам: «Обучение сочинению- рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку», «Работа над заданием С при подготовке к ГИА», «Речевые, грамматические и синтаксические ошибки в сочинениях учащихся», что помогло учащимся успешно сдать экзамены. В течение года каждый учитель-словесник работал над своей темой самообразования: «Формирование интеллектуально-речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы»» (Маликова И.А).; «Работа по предупреждению ошибок на уроках русского языка.» (Изибаева Н.А.); «Формирование языковой личности на уроках русского языка и литературы»(Нурисламова С.Н.); «Обучение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил на уроках русского языка»(Загирова А.Д.);» Проблемное обучение как средство развития личности школьника на уроках русского языка и литературы»(Юсупова А.И.).Темы самообразования реализуются на уроках и во внеурочное время.

В течение учебного года проводились внешкольные мероприятия. В целях повышения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы был проведен предметный декадник с 16.01по 30.01.2013года. В рамках декадника всеми учителями русского языка и литературы были проведены открытые уроки по русскому языку и литературе. Уроки проведены на высоком методическом уровне. Поставленные цели достигнуты с применением разнообразных приемов и методов. В течение учебного года велась целенаправленная работа с одаренными детьми. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников выявил наиболее одаренных детей для участия в муниципальном этапе: из 48 принявших участие 11 призеров и победителей по литературе, из 57 принявших участие в школьном этапе 11 призеров и победителей по русскому языку. Призером по литературе в муниципальном этапе олимпиады стала учащаяся 7-а класса Карамова Д. (учит. Маликова И.А.).Результаты муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе выявили слабую подготовку учащихся.

Традиционным стало участие во всероссийских конкурсах. 140 обучающихся приняли участие во Всероссийской олимпиаде по языкознанию «Русский медвежонок-2012».

В течение учебного года учителя вели большую работу по повышению успеваемости и качества знаний обучающихся. Принимали участие в городских мониторингах по русскому языку(выборочной диагностической работе 9 и 11 классы), результаты этих работ говорят о слабой подготовке учащихся в 9- классе, где 1 учащийся хорошо владеет, 5 учащихся не владеют ОУУ. Остальные работы оценены как частично владеющие. Результат диагностики в 11 классе показал успеваемость-100%, СОУ-58, Качество -50%.

Особенно хотелось отметить, что учителя русского языка и литературы в течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода проводили дополнительные занятия как с мотивированными, так и с неуспешными учащимися. Благодаря этому учителя-словесники добились хороших знаний и успешной сдачи ЕГЭ и ГИА. Результативность обучения выпускников основной школы представлена в таблицах:

Результаты экзамена по русскому языку в 9-х классах (ГИА в новой форме) 2012-2013 учебный год в сравнении с годовыми оценками учащихся

Класс

Кол-во уч-ся

Писа-

ли

Повысили результаты

(уч-ся)

Повысили результаты (в %)

Понизили результаты

(уч-ся)

Понизили результаты

(в %)

Подтвердили оценки

(уч-ся)

Подтвердили оценки

(в %)

Учитель

9-А

25

25

8

32 %

2

8 %

15

60 %

Загирова А.Д.

9-Б

24

24

3

12,5 %

5

21 %

16

67 %

Изибаева Н.А.

9-В

20

20

7

35 %

2

10 %

11

55 %

Маликова И.А

Итого:

69


69

18

26 %

9

13 %

42

61 %


Анализ успеваемости и качества знаний показал

Предмет

2011-2012 г.

2012-2013 г.

Динамика качества знаний в сравнении с

прошлыми годами

Успеваемость

Качество

Успеваемость

Качество

Русский язык

(новая форма)

100

59

100

67

+8

В результате анализа данных, полученных в ходе государственной (итоговой) аттестации, было выявлено:

- абсолютная успеваемость по предметам на итоговой аттестации составила 100 %;

- средний показатель качества знаний по предмету – 67 %.

По сравнению с 2011-2012 учебным годом наблюдается положительная динамика качества знаний по русскому языку.

Таким образом, в работе учителей русского языка Маликовой И.А, Изибаевой Н.А., Загировой А.Д. прослеживается определенная стабильность в подготовке к экзаменам. В основном дети подтвердили и повысили свои годовые отметки. Независимая экспертиза Единого государственного экзамена по русскому языку подтвердила качественные показатели учащихся 11А класса(учит. Нурисламова С.Н.)

Результаты ЕГЭ по русскому языку

Класс

Кол-во

участников

min

порог

Набрали баллы

Средний балл

Успеваемость

Учитель

Год

сдачи ЕГЭ

max

Min

11 А

21

36

73

26

51,9

95,2 %

Нурисламова С.Н.

2012

11А

17

36

79

45

63,6

100 %

Нурисламова С.Н.

2013



79 балла набрала Шарифьянова Линара Шамиловна, минимальный результат - 45 баллов набрала Фатхутдинова Алиса Азатовна. По сравнению с 2012 годом результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку улучшились, средний балл увеличился на 11,7, успеваемость увеличилась на 4,8%, прослеживается положительная динамика.

Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.

Решение:

1.Работу ШМО учителей русского языка и литературы считать удовлетворительной.



По второму вопросу «Основные задачи и направления работы ШМО учителей на  2013-2014 учебный год. Рассмотрение и обсуждение плана методической работы на  2013-2014 учебный год» слушали руководителя ШМО Маликову И.А. Она пояснила, что по итогам проделанных работ были введены рекомендации учителям –предметникам и предложила на обсуждение следующие задачи МО на 2013-2014 учебный год:

-формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций учащихся;

- освоение нового содержания образования в связи с предстоящим переходом на ФГОС нового поколения;

- создание информационно-обучающего пространства для развития универсальных учебных действий обучающихся с учетом индивидуальных образовательных интересов в условиях разноуровневой дифференциации;

- создание условий для всестороннего развития учащихся путем дифференцированного подхода к обучению, педагогической диагностики, внедрения эффективных методик подготовки к ГИА и ЕГЭ, обеспечивающих возможность качественного, доступного образования;

- создание условий для творческого роста учителя;

- овладение новыми педагогическими технологиями;

- дальнейшее внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка, литературы и внеурочных мероприятиях;

- повышение качества преподавания и качества знаний учащихся за счет внедрения инновационных технологий;

- развитие творческой деятельности учащихся в урочной и внеурочной работе.

В прениях участвовали учителя Нурисламова С.Н., Изибаева Н.А.,Загирова А.Д. Они поддержали все пункты предложенных задач и обратили внимание на то, что надо больше внимания уделить на освоение нового содержания образования в связи с предстоящим переходом на ФГОС нового поколения. Рассмотрели и обсудили план методической работы на  2013-2014 учебный год.

Решение:

1.Принять за основу предложенный план методической работы на  2013-2014 учебный год.


По третьему вопросу слушали Маликову И.А. Были предложены на рассмотрение календарно – тематические планирования, рабочие программы учителей русского языка и литературы Маликовой И.А.(5-а,6-а,8-а кл.), Нурисламовой С.Н.(5-а,5-б,7-б,10-а), Изибаевой Н.А.(6-б,9-а,9-б), Загировой А.Д.(5-б,6-б,7-а,8-б),Сафиуллиной Г.С.(5-в кл.).Во всех календарно – тематических планах, рабочих программах соблюдены все требования.

По четвертому вопросу «Планирование  работы по самообразованию» выступили учителя русского языка и литературы. Прослушали темы самообразования, взятые на 2013-2014 учебный год: Нурисламова С.Н. (Работа с выразительными средствами речи при подготовке обучающихся к ЕГЭ), Изибаева Н.А.( Практическая стилистика на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ГИА), Загирова А.Д.( Коммуникативная компетентность учителя ), Маликова И.А.( Текст в интерпретационном аспекте как основа создания на уроках русского языка и литературы развивающей среды (системный подход к интерпретации текста).

По пятому вопросу слушали библиотекаря Акмалову Р.Н., которая ознакомила с Федеральным перечнем учебников на 2013-2014 учебный год по русскому языку и литературе и оснащенности методической литературой и учебниками. Должны поступить по заказу учебники литературы 7 класс (авт.КоровинВ.Я.,Журавлев В.П.),10 класс (авт. Лебедев Ю.В.).

По шестому вопросу выступила Маликова И.А. об организации работы по подготовке учащихся к участию в школьных и городских олимпиадах. Она обратила внимание на слабую подготовку учащихся в прошлом учебном году и предложила выявить наиболее одаренных детей и начать работу с начала учебного года.

Решение:

1.Работу ШМО учителей русского языка и литературы считать удовлетворительной.

2.Принять за основу предложенный план методической работы на  2013-2014 учебный год.

3. Считать рассмотренными календарно- тематические и рабочие программы :

Маликовой И.А, Нурисламовой С.Н., Изибаевой Н.А., Загировой А.Д., Сафиуллиной Г.С. и передать на согласование в методический совет школы.

4. Планомерно   работать над темами по самообразованию.

5. Продолжить работу по учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ, включенным в Федеральный перечень учебников.

6. Организовать работу по подготовке учащихся к участию в школьных и городских олимпиадах.


Председатель:_________Маликова И.А.

Секретарь: __________Изибаева Н.А.



Протокол № 2

заседания ШМО учителей русского языка и литературы

Присутствовали: 5 чел. от 17.09.2013г.

Маликова И.А.

Нурисламова С.Н.

Изибаева Н.А.

Загирова А.Д.

 МихайликЛ.Л.,заместитель директора по УР

  

                                            Повестка дня:

1. Методическая тема: «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования. Модели образовательных систем, обеспечивающих оптимальные механизмы перехода на ФГОС общего образования»(докладчик Нурисламова С.Н.).

2 О соблюдении орфографического режима (рук. ШМО Маликова И.А.)

3. Инструктаж о ведении документов (МихайликЛ.Л.,заместитель директора по УР)


Прослушали:

По первому вопросу выступила Нурисламова С.Н. с докладом на тему «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования. Модели образовательных систем, обеспечивающих оптимальные механизмы перехода на ФГОС общего образования». Ею были раскрыты особенности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий .Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Современные требования к процессу образования  в средней школе одной из главных задач сделали повышение профессионализма и мастерства учителя, поэтому учителя нашего МО ежегодно посещают курсы повышения квалификации.

По второму вопросу выступила руководитель ШМО Маликова И.А. Она ознакомила всех с необходимостью соблюдения во всех видах тетрадей орфографического режима, единого для всех.

По третьему вопросу инструктаж о ведении документов провела заместитель директора по УР Михайлик Л.Л.

Решение:

1. Продолжать знакомство с требованиями ФГОС и стремиться  превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. 

2. Соблюдать в работах орфографический режим.

3.Работать со школьной документацией аккуратно, согласно требованиям ведения школьной документации.

Председатель:_________Маликова И.А Секретарь: __________Изибаева Н.


Протокол № 3

заседания ШМО учителей русского языка и литературы

Присутствовали: 5 чел. от 05.11.2013г.

Маликова И.А.

Нурисламова С.Н.

Изибаева Н.А.

Загирова А.Д.

 МихайликЛ.Л., заместитель директора по УР

Повестка дня

1.Методическая тема «Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2014 году ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе» ( Изибаева Н.А., сообщение)

2. Анализ результатов итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ, по русскому языку. (Маликова И.А., Михайлик Л.Л., заместитель директора по УР)

3. Преемственность в обучении между начальным и средним звеном. Анализ диагностики ЗУН учащихся 5-х классов по русскому языку и литературе. (Нурисламова С.Н., Михайлик Л.Л., заместитель директора по УР)

4. Обсуждение предварительных результатов успеваемости обучающихся по русскому языку и литературе на 30 октября 2013года. Итоги входного контроля. ( Маликова И.А., дискуссия)

Прослушали:


По первому вопросу выступила Изибаева Н.А. Она ознакомила присутствующих с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2014 году ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

По второму вопросу выступила Маликова И.А. Она проанализировала результаты государственной итоговой аттестации 2012-2013 учебного года. Особенно отметила, что учителя русского языка и литературы в течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода проводили дополнительные занятия как с мотивированными, так и с неуспешными учащимися. Благодаря этому учителя-словесники добились хороших знаний и успешной сдачи ЕГЭ и ГИА. Результативность обучения выпускников основной школы представлена в таблицах:

Результаты экзаменов по русскому языку в 9-х классах (в новой форме) 2012-2013учебный год

Класс

Кол-во

Писа-

ли

«5»

«4»

«3»

«2»

Успева

емость

Качес

тво

Сред.

Балл

СОУ

Учитель

9-А

25

25

4

13

8

-

100%

68%

3,8

60,8 %

Загирова А.Д.

9-Б

24

24

1

11

12

-

100%

50%

3,5

52 %

Изибаева Н.А.

9-В

20

20

3

14

3

-

100%

85%

4,0

65,2

Маликова И.А.

Итого

69


69

8

38

23

-

100%

67 %

3,8

58,8%




Результаты экзаменов по русскому языку

в 9-в классе (в традиционной форме) 2012-2013учебный год

Класс

Кол-во

Писали

Изложение с элементами сочинения на:

Успева

емость

Качес

Тво

Сред.

Балл

СОУ

Учитель

«5»

«4

«3»

«2»

9-в

2

2

-

-

2

-

100%

0%

3,0

36%

МаликоваИ.А.

Итого

2


2

-

-

2

-

100%

0%

3,0

36%




Результаты экзамена по русскому языку

в 9-х классах (ГИА в новой форме) 2012-2013 учебный год в

сравнении с годовыми оценками учащихся

Класс

Кол-во уч-ся

Писа-

ли

Повысили результаты

(уч-ся)

Повысили результаты (в %)

Понизили результаты

(уч-ся)

Понизили результаты

(в %)

Подтвердили оценки

(уч-ся)

Подтвердили оценки

(в %)

Учитель

9-А

25

25

8

32 %

2

8 %

15

60 %

Загирова А.Д.

9-Б

24

24

3

12,5 %

5

21 %

16

67 %

Изибаева Н.А.

9-В

20

20

7

35 %

2

10 %

11

55 %

Маликова И.А

Итого:

69


69

18

26 %

9

13 %

42

61 %




Таким образом, в работе учителей русского языка Маликовой И.А, Изибаевой Н.А., Загировой А.Д. прослеживается определенная стабильность в подготовке к экзаменам. В основном дети подтвердили и повысили свои годовые отметки. Заместитель директора по УР Михайлик Л.Л. рассказала о результатах ЕГЭ по русскому языку в 11-А классе. Независимая экспертиза Единого государственного экзамена по русскому языку подтвердила качественные показатели учащихся 11А класса.


Результаты ЕГЭ по русскому языку

Класс

Кол-во

участников

min

порог

Набрали баллы

Средний балл

Успеваемость

Учитель

Год

сдачи ЕГЭ

max

Min

11 А

21

36

73

26

51,9

95,2 %

Нурисламова С.Н.

2012

11А

17

36

79

45

63,6

100 %

Нурисламова С.Н.

2013



Анализируя результаты мониторинга, государственной итоговой аттестации 9, 11 классов Михайлик Л.Л. дала некоторые общие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка для успешного проведения ГИА и ЕГЭ в 2014г.


По третьему вопросу выступила Нурисламова С.Н., завуч начальных классов по УР. Была проведена работа по преемственности в обучении между начальным и средним звеном, были показаны уроки, сделаны анализы проведенных мероприятий. Анализ диагностики ЗУН учащихся 5-х классов по русскому языку и литературе. Михайлик Л.Л., заместитель директора по УР ознакомила с анализом диагностики ЗУН учащихся 5-х классов по русскому языку и литературе. Были даны рекомендации о необходимости


больше привлекать внимание к чтению, подготовке домашних заданий, а также работе с родителями.

По четвертому вопросу обсуждали предварительные результаты успеваемости обучающихся по русскому языку и литературе на 30 октября 2013года. Маликова И.А. ознакомила с итогами входного контроля. Были проведены административные контрольные работы во всех классах. Успеваемость по школе составила 88,8 % при качестве 56,5%. Из 161 ученика 18 человек не справились с предложенными работами. В дискуссии о том, как улучшить успеваемость приняли участие учителя Загирова А.Д.,Нурисламова С.Н., Изибаева Н.А. В 10-А классе была проведена контрольная работа в форме ЕГЭ. С работой не справились 8 человек из 29-ти. Успеваемость составила 72,4% при очень низком качестве знаний-6,8%, что недопустимо. В 9-х классах на «2» написали 2 ученика. Успеваемость в 9-А-100%,в 9-б-90%; качество знаний в 9-а-55%,в 9-б-60%. Исходя из сказанного, необходимо усилить работу во всех классах.

Решение:

1.Ознакомить учащихся с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2014 году ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе для успешной подготовки к экзаменам.

2.Начальному и среднему звену работать в тесном контакте.

3. Проводить во всех классах дополнительную работу с отстающими детьми, при необходимости привлекать внимание родителей к подготовкам домашних заданий.


Председатель:_________Маликова И.А.

Секретарь: __________Изибаева Н.А.





Протокол № 4

заседания ШМО учителей русского языка и литературы

Присутствовали: 4 чел. от 14.01.2014г.

Маликова И.А.

Нурисламова С.Н.

Изибаева Н.А.

Загирова А.Д.

 

                                            Повестка дня:


1. Методическая тема: «Практическая стилистика на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ОГЭ» (ИзибаеваН.А., доклад)

2. Обмен опытом работы по теме: «Обучение приемам сжатия текста изложения при подготовке к экзамену по русскому языку». (Маликова И.А.,обмен опытом).

3. Анализ итогов административных контрольных работ по русскому языку за I семестр 2013-2014уч.года.

4. Итоги школьных и городских олимпиад по русскому языку и литературе ( Маликова И.А, подведение итогов), НПК.

5. Обсуждение и согласование плана декадника русского языка и литературы.( Учителя- предметники)

6. Соответствие дат в календарно- тематических планах, сроки проведения контрольных работ с записями дат в журналах.


Прослушали:

По первому вопросу выступила с докладом «Практическая стилистика на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ОГЭ» ИзибаеваН.А.Она коснулась тех вопросов, в которых учащиеся делают больше ошибок. Особенно обратила внимание на стилистическую роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи, на синонимику вводных слов, стилистические различия между ними.

По второму вопросу прослушали Маликову И.А. Она поделилась опытом по обучению приемам сжатия текста изложения при подготовке к экзамену по русскому языку. Продемонстрировала презентации, которые можно использовать при обучении учащихся приемам сжатия.

По третьему вопросу с аналитической справкой по итогам административных контрольных работ по русскому языку за I семестр 2013-2014уч.года ознакомила Маликова И.А. На основании внутришкольного контроля в целях выявления уровня обученности по русскому языку к концу I семестра были предложены контрольные диктанты с грамматическими заданиями. Результат успеваемости по школе составил 82%,качество 61,1%. Очень плохо справились учащиеся 5-х и 10 классов( по 4 двойки), в 7-б классе(3 двойки). В прениях участвовали учителя русского языка, указали на допущенные ошибки, пришли к единому мнению о том, что необходим систематический контроль над домашними заданиями, работа над орфографической зоркостью, применением различных видов работ для коррекции знаний.

По четвертому вопросу выступила Маликова И.А. Она подвела итоги школьных и городских олимпиад по русскому языку и литературе, итоги школьного этапа НПК.


Информация об участниках школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013/2014 уч.г., русский язык

п/п



Ф.И.О.учителя



Классы

Всего

участников



Кол-во

победителей



Кол-во

призеров



Количество участников

Кол-во участников муниципального этапа

1.

Нурисламова С.Н.

5-А

7

-

7


-


Нурисламова С.Н.

5-Б

4

1

3


-


Нурисламова С.Н.

7-Б

8

1

-

7

1


Нурисламова С.Н.

10-А

7

1

-

6

1


Итого:


26

3

10

13

2

2.

Маликова И.А.

6-А

11

1

8

2

-


Маликова И.А.

8-А

8

1

-

7

1


Итого:


19

2

8

9

1

3.

Изибаева Н.А.

6-Б

8

1

-

2

-

5



-


Изибаева Н.А.

9-А

2

2


Изибаева Н.А.

9-Б

4

1


3

1


Итого:


14

2

2

10

1

4.

Загирова А.Д.

7-А

3

-

-

3

-


Загирова А.Д.

8-Б

3

-

-

3

-


Итого:


6

-

-

6

-




Итого: 65

Итого: 7

Итого: 20

Итого:38

Итого: 4

Информация об участниках школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013/2014 учебного года, предмет литература

п/п



Ф.И.О.

учителя



Класс



Кол-во участников (всего):

Итого:

Кол-во

победителей

Итого:

Кол-во

призеров

Итого:

Количество участников

Кол-во участников муниципального этапа

1.

Нурисламова С.Н.

7-Б

2

1

-

1

1


Нурисламова С.Н.

10-А

4

1

1

2

2


Итого:


6

2

1

3

3

2.

Маликова И.А.

5-А

5

1

4

-

-


Маликова И.А.

6-А

11

1

8

2

-


Маликова И.А.

8-А

6

2

3

1

5


Итого:


22

4

15

3

5


Изибаева Н.А.

9-А

3

1

2

-

3


Изибаева Н.А.

9-Б

-



-



Итого:


3

1

2

-

3


Загирова А.Д.

5-Б

3

-

-

3

-

4.

Загирова А.Д.

7-А

3

-

3

0

3


Загирова А.Д.

8-Б

3

-

3

-

3


Итого:


9

-

6

3

6




Итого: 40

Итого: 7

Итого: 24

Итого:9

Итого: 17



Результаты участия в ВОШ по русскому языку 2013г.

п/п



Ф.И.О. учителя

Кол-во

обучающихся

Из них участвовало

Кол-во победи-телей

Кол-во призеров


Статус участ-

ника

муницип.

этап



























учащихся




В %



Учащ-ся




В %



Уч-ся



В %



Уч-ся




В %

1.

Нурисламова С.Н.

100

26

26%

3

11,5

10

38,7

13

50 %

2

2.

Маликова И.А.

47

19

40,4 %

2

10,5

8

42

9

47,4

1

3.

Загирова А.Д.

42

6

14 %

-

-

-

-

6

100

-

4.

Изибаева Н.А.

73

14

33 %

1

7,1

3

21,4

10

71 %

1


Итого :

262

65

25%

6

9,2 %

21

32,3

38

58,5

4



Участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013 года

по МОБУ СОШ № 16 г. Нефтекамск

Предмет русский язык

п/п

Ф.И. уч-ся

Класс

Всего баллов

В %

Место

Статус

Учитель

УтепергеноваРата

7-Б

52

52

I

победитель

Нурисламова С.Н.

Карамова Диана

8-А

51

51%

I

победитель

Маликова И.А.

Ишинбаева Алина

9-Б

53

53%

I

победитель

Изибаева Н.А.

Короткова Ольга

10-А

52

52

I

победитель

Нурисламова С.Н.



Участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013 года

по МОБУ СОШ № 16 г. Нефтекамск

Предмет литература

п/п

Ф.И. уч-ся

Класс

Всего баллов

В %

Место

Статус

Учитель

НадыроваНафиса

7-А

33

66

2

призер

Загирова А.Д.

Саитгареева Диана

7-А

32

64

3

призер

Загирова А.Д.

Хатмуллина Рита

7-А

30

60

4

призер

Загирова А.Д.

АхатоваАлия

7-Б

35

70

1

победитель

Нурисламова С.Н.

Сомова Инна

8-А

31

62

3

призер

Маликова И.А.

Сафиулина Мариам

8-А

37

74

1

победитель

Маликова И.А.

Глимшина Альбина

8-А

26

52

5

призер

Маликова И.А.

Карамова Диана

8-А

37

74

1

победитель

Маликова И.А.

Зайниев Владимир

8-А

31

62

3

призер

Маликова И.А.

Башкова Ксения

8-Б

26

52

5

призер

Загирова А.Д.

Тимербаева Анастасия

8-Б

29

58

4

призер

Загирова А.Д.

Уранбаев Максим

8-Б

32

64

2

призер

Загирова А.Д.

АдыеваГульназ

9-А

28

56

2

призер

Изибаева Н.А.

Журбенко Павел

9-А

42

84

1

победитель

Изибаева Н.А.

Камалова Эльвира

9-А

28

56

2

призер

Изибаева Н.А.

БатталоваЭлиза

10-А

26

52

2

призер

Нурисламова С.Н.

ЗайнетдиноваГульнур

10-А

27

54

1

победитель

Нурисламова С.Н.



Результаты муниципального этапа ВОШ 2013г. по литературе:

Победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013 года по литературе стала Карамова Д.(8-А кл.,учит.Маликова И.А.), призеры Глимшина А. и Сомова И.из 8-а класса, учитель Маликова И.А.

По итогам школьного этапа НПК из 13 прослушанных работ по лингвистике и языкознанию 5 работ рекомендованы для участия в отборочном туре муниципального этапа НПК. Это работы Абрамовой Н. (учит.Нурисламова С.Н.); Сафиуллиной А. .(6-А кл.,учит. Маликова И.А.), Цыпиной А.(6-А кл.,учит. Маликова И.А.), работы Камаловой Э. и Галиной А.(9-А кл., учит.Изибаева Н.А.).



По пятому вопросу руководителем ШМО Маликовой И.А. был предложен на обсуждение и согласование план декадника русского языка и литературы. Учителя- предметники внесли небольшие изменения.

По шестому вопросу информировала Маликова И.А. о необходимости изменения дат в календарно- тематических планах, возникших в связи с изменениями дат праздничных и рабочих дней в течение года, сверки их соответствия со сроками проведения контрольных работ и с записями дат в журналах.

Решение:


  1. Усилить индивидуальную работу по подготовке выпускников к ОГЭ по работе с текстом, обучать всем приемам сжатия текста, при этом не теряя основное содержание. Учить на слух воспринимать текст, извлекая главную информацию, лаконично передавать ее в письменной речи.

  2. Принять участие в работе городского семинара для учителей «Формы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к написанию части С ЕГЭ».

  3. Провести во всех классах анализ по допущенным в диктантах ошибкам и принять меры по устранению пробелов в знаниях.

  4. С 20 по 31 января провести декадник русского языка и литературы.

  5. Каждому учителю провести открытые уроки и внеклассные мероприятия, привлекая как можно больше детей разных классов.

  6. Отметить положительный опыт работы учителя Маликовой И.А. по выявлению одаренных детей и подготовке их к олимпиадам по литературе.

  7. Подготовить учащихся для участия в муниципальном этапе НПК по русскому языку.



Председатель:_________Маликова И.А.

Секретарь: __________Изибаева Н.А.





Протокол № 5

заседания ШМО учителей русского языка и литературы

Присутствовали: 5 чел. от 25.03.2014г.

Маликова И.А.

Нурисламова С.Н.

Изибаева Н.А.

Загирова А.Д.


Повестка дня:


1. Методическая тема: «Работа с выразительными средствами речи при подготовке обучающихся к ЕГЭ». ( Нурисламова С.Н., доклад)

2. Обмен опытом работы по теме: «Работа над заданием С при подготовке экзамена в форме ОГЭ». (Изибаева Н.А. Обмен опытом работы).

3.Анализ результатов выборочной городской диагностики в 9-Б классе по русскому языку.

4. Анализ административных контрольных работ за II семестр 2013-2014 уч.года.

5. Анализ декадника русского языка и литературы. Маликова И.А.


Прослушали:

По первому вопросу выступила с докладом «Работа с выразительными средствами речи при подготовке обучающихся к ЕГЭ» Нурисламова С.Н. В своем докладе она сообщила о том, что наиболее сложным для школьников оказывается задание В8. Выполнение задания связано с анализом выразительности русской речи, которое направлено на проверку лингвистической компетенции. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений. Сложность выполнения задания объясняется и незнанием терминов, среди которых нужно выбрать правильный ответ, и неумением (или нежеланием) видеть подсказки в самом тексте рецензии и в вопросах по тексту. Поэтому при работе над текстом В8 необходимо постоянно обращать внимание учеников на эстетическую функцию словесного знака: характерологическую, оценочную, эмоционально-экспрессивную и др.  В заданиях  ЕГЭ встречаются названия следующих тропов (желательно постоянно напоминать учащимся, что тропы основаны на переносном употреблении слова): метафора, олицетворение, метонимия, ирония. Кроме того, требуется знание некоторых стилистических (риторических) фигур (фигуры основаны на ресурсах синтаксиса). Это парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм  и т.д.  Однако в качестве средств художественной выразительности могут выступать не только специальные средства – тропы и фигуры, но и ресурсы лексики, синтаксиса, фонетики. Вся работа посвящена исследованию вместе с детьми существующих в русском языке лексических и синтаксических средств художественной выразительности и раскрыта методика работы с ними на уроках русского языка, развития речи, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В своем докладе раскрыла методы работы для лучшего усвоения детьми материала, показала, какой раздаточный материал наиболее удобен для работы по теме, продемонстрировала слайды. Этот же материал можно использовать и в 9 классе.

В прениях выступила Загирова А.Д., обратила внимание на то, что материал можно использовать уже начиная с 5-го класса и систематически.

По второму вопросу поделилась своим опытом Изибаева Н.А. по теме «Работа над заданием С при подготовке экзамена в форме ОГЭ».

По третьему вопросу Изибаева Н.А. ознакомила с аналитической справкой по результатам проведения выборочной городской диагностики в 9-Б классе по русскому языку,где проверялся уровень сформированности ОУУ учащихся. Результаты показали, что частично владеют 18 уч.(75%), не владеют 6 уч.(25%) из 24 человек. В основном это итог неумения работать с текстом. Необходимо уделить внимание именно этой работе.

По четвертому вопросу руководитель ШМО Маликова И.А. ознакомила с результатами административных контрольных работ по русскому языку за IIсеместр 2013-2014 уч.года.

Результаты неутешительные: повысилось количество двоек в 5-х классах. Из 49 чел. 11 написали на «2». Успеваемость по школе составила 90,5 % при качестве знаний 56,4%.

Также ознакомила учителей с аналитической справкой репетиционного экзамена по русскому языку в форме ОГЭ в 9-х классах. Из 50 учащихся 12 чел. написали работу на «2» Успеваемость 76%, качество 18%, что недопустимо для выпускников. 10-А класс выполнял диагностическую работу по русскому языку в форме ЕГЭ(части А и Б).Успеваемость -100%, Качество -39,2%.По сравнению с предыдущими работами есть небольшие сдвиги в лучшую сторону. Необходимо проводить интенсивную работу во всех классах по устранению пробелов в знаниях.

По пятому вопросу Маликовой И.А. был сделан анализ проведенного декадника русского языка и литературы. Учителя русского языка и литературы Изибаева Н.А., Маликова И.А., Нурисламова С.Н., Загирова А.Д. разработали и провели мероприятия с учетом возрастных особенностей и пожеланий школьников, учитывая их индивидуальные склонности и способности.

В рамках декадника всеми учителями русского языка и литературы были проведены интегрированные открытые уроки по русскому языку и литературе. Открытый урок литературы в 7-б классе по теме «М.Салтыков- Щедрин. Сатира на социальные пороки общества в сказке « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», а также в 5-а классе урок русского языка на тему «Буквы О-А в корнях -раст- (-рос-)» был показан учителем Нурисламовой С.Н. Уроки проведены на высоком методическом уровне. Поставленные цели достигнуты с применением разнообразных приемов и методов. На уроках создан благоприятный морально- психологический климат, темпы уроков оптимальные, удачно чередовались виды деятельности. Изибаевой Н.А. были проведены уроки в 9- а и в 9-б классах по подготовке к ОГЭ: «Написание сжатого изложения». Уроки отличались доступно сформулированными целями, было показано оптимальное соотношение теории и практики, рассмотрены варианты приемов сжатия текста, необходимость определения, какая информация является основной и её обязательно нужно передать, эффективно использовано время урока. В 6-а классе был показан урок литературы учителем Маликовой И.А. на тему «Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова», в 5-а классе урок литературы «Развитие речи. Обучение сравнительной характеристике героев. «Жилин и Костылин: разные судьбы». Удачно были использованы обучение с привлечением фонохрестоматии и компьютера, использовалось рисование, групповые методы работы. Умело использованные элементы инновационных технологий, направленные на развитие логического мышления и творческих способностей обучающихся, позволили добиться цели урока. Учащиеся продемонстрировали свою подготовленность, умение ясно и логично выражать свои мысли, были активны на уроке. Учитель продемонстрировала умение свободно владеть терминологией, хорошую дикцию, методически грамотно построенный урок.

В проведении декадника учитываются юбилейные даты, городские мероприятия. В рамках Дней славянской культуры было проведено мероприятие «Посиделки «Душа народа в его фольклоре» Изибаевой Н.А. при содействии учителя башкирского языка Халиковой Л.Ф., учителя родного русского языка Загировой А.Д. Учащиеся с удовольствием участвовали в играх, инсценировках, исполняли песни не только славянских народов, но и башкирских и татарских. Яркие костюмы, блюда народов, приготовленные самими учащимися, оставили неизгладимое впечатление в душах детей. Учителя Маликова И.А., Нурисламова С.Н., Изибаева Н.А., Загирова А.Д. присутствовали на торжественном закрытии Дней славянской культуры в ГЦК. Учащиеся 6-а и 8-а классов приняли участие в творческом конкурсе знатоков русского языка «Радуга слова»(учит. Маликова И.А.) и показали в этом свои знания, сообразительность, чувство юмора, артистизм, а учащиеся 5-х классов продемонстрировали свою сообразительность в КВНе по русскому языку «Знаешь ли ты русский язык?»( учит. Нурисламова С.Н.) Тщательно подобранный материал, музыкальное оформление, выразительность исполнения песен, шуточных инсценировок, стихов, знание детьми скороговорок, потешек, фразеологизмов- вызвало живой интерес у учащихся. Лингвистическая игра «Точка, точка, запятая…»(8-а кл.), проведенная учителем Маликовой И.А., в занимательной форме познакомила учеников с этимологией ряда синтаксических терминов и с историей развития пунктуации. Игра эта была и радостью коллективного поиска правильного ответа, и возможностью для каждого проявить свои знания, сообразительность.

В целях развития интереса у участников к учебным дисциплинам, содействия активизации внеклассной и внешкольной работы по учебным дисциплинам, предоставления учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него, были проведены учителями Маликовой И.А. и Изибаевой Н.А. 20.01.14г по русскому языку и 21.01.14г. по литературе общероссийские олимпиады «Олимпус», где приняли участие 49 учащихся из 6-х,9-х и 8-а классов.

Традиционными стали проведение бесед о чистоте русского языка, конкурсы на лучшую тетрадь, выпуск стенгазет, выставки книг юбиляров в библиотеке.

Все проведенные мероприятия носили не только образовательный и познавательный характер, но и способствовали воспитанию любви к русскому языку и литературе. В прениях выступила Нурисламова С.Н., указав на то, что все мы очень мало уделяем внимание на взаимопосещение уроков. Необходимо эту работу активизировать. Маликова И.А. обратила внимание на то, что сейчас очень много проводится общероссийских олимпиад, все они доступны и следует привлекать внимание учащихся, заинтересовывать их. Учесть это необходимо в начале учебного года, так как в основном регистрация на них проводится именно в сентябре- октябре, желание детей возникает, когда они видят, как их сверстники с удовольствием участвуют в олимпиадах.


Решение:

1.Отметить положительный опыт учителей Нурисламовой С.Н., Маликовой И.А., Изибаевой Н.А., которые провели интегрированные уроки по русскому и литературе на очень хорошем уровне.

2. Усилить работу с одаренными детьми.

3. Продолжать индивидуальную работу по подготовке выпускников 9-х классов по русскому языку.

4. Довести результаты проведенных диагностических работ до родителей выпускников и принять срочные меры по устранению пробелов в знаниях учащихся.


Председатель:_________Маликова И.А.

Секретарь: __________Изибаева Н.А.


Протокола № 6

заседания ШМО учителей русского языка и литературы

от 22.04.2014 г.

Присутствовали:

1.Маликова И.А.

2. Нурисламова С.Н.

3. Изибаева Н.А.

4. Загирова А.Д.



Повестка:

1.Рассмотрение экзаменационного материала по русскому языку для промежуточной аттестации по русскому языку в 8-а, 8-б классах,10А классе.

2.Анализ контрольных материалов для проведения административных контрольных работ в 5-7-х классах за 2013-2014 учебный год.

Слушали:

1.1. По первому вопросу выступила Маликова И.А. Она ознакомила присутствующих с содержанием пояснительной записки, дала характеристику структуры и содержания работ экзаменационного материала по русскому языку для промежуточной аттестации по русскому языку в 8-а, 8-б классах. В каждом варианте работа состоит из трех частей. Часть 1(А1-А14) содержит задания с выбором ответа, часть 2 (В1-В8)-задания с кратким ответом, часть 3 (С)задание с развернутым ответом, где необходимо извлекать информацию из текста, интерпретировать содержание прочитанного текста, осуществлять компрессию текста. В пояснительной записке содержатся также проверяемые элементы содержания, которые изучались в восьмом классе, распределение заданий по способам предъявления языкового материала, по уровню сложности и примерное время выполнения каждого задания. Общее время выполнения работ-90 минут. Экзаменационная работа будет представлена в четырех вариантах. Подробно раскрыла Инзиля Ангамовна и систему оценивания отдельных заданий и работы в целом. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение работы- 36 баллов, минимальное -18 баллов.

1.2. Далее прослушали выступление учителя 10-А класса Нурисламовой С.Н. Она предложила для проведения промежуточной аттестации в 10 классе материал


По второму вопросу выступила Маликова И.А. и предложила комплект контрольных материалов для проведения административных контрольных работ в 5-7-х классах за 2013-2014 учебный год. По каждому классу выбраны тексты, проверяющие знания учащихся, полученные в течение учебного года. Тексты соответствуют изучаемым программам.



Решение:

1. Порекомендовать экзаменационные материалы по русскому языку для промежуточной аттестации в 8-А,8-Б,10-А классах для согласования методическому совету школы.

2. Провести административные контрольные работы по предложенным материалам. Выявить уровень обученности по русскому языку к концу 2013-2014 учебного года по итогам работ.



Председатель:_________Маликова И.А.

Секретарь: __________Изибаева Н.А.



Протоколы ШМО учителей русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Содержание методической работы  школьного методического объединения определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного образовательного учреждения, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогических кадров.

В содержание деятельности МО входит:

- планирование и анализ деятельности МО;

- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, создание банка данных;

- совершенствование содержание образования;

- разработка, апробирование, мониторинг и внедрение эффективных инновационных методик и технологий;

- диагностика и мониторинг обученности;

-разработка методических рекомендаций, указаний по организации учебно-воспитательной деятельности.

В  содержание работы нашего методического объединения входит работа по оформлению  документации ШМО.  Для эффективной работы  в МО среди других документов  должны быть и следующие документы: 1. План работы ШМО  на учебный год; 2. План-сетка  работы на каждый месяц; 3. Протоколы заседаний ШМО.

  Представленный план работы и сетка занятий  школьного методического  объединения  учителей  русского языка и литературы  разработан на учебный год. Предлагаю к ним и протоколы  заседаний ШМО учителей русского языка и литературы. Данная информация будет интересна, в основном,  руководителям  школьных методических объединений.

 

Таким образом, только  четко структурированная и организованная работа методобъединений может быть эффективной.

Автор Маликова Инзиля Ангамовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 7130
Номер материала 53276
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓