Главная / Директору-завучу / Промежуточные результаты организации ФГОС основного общего образования: опыт, перспективы.

Промежуточные результаты организации ФГОС основного общего образования: опыт, перспективы.

Промежуточные результаты организации ФГОС основного общего образования: опыт, перспективы.

Свое выступление я хочу начать со стихотворения, написанного учителем нашей школы Мироновой Мариной Владимировной.


Школьные будни текли чередой:

Урок за уроком –по программе одной…

Но вот поступает сверху приказ:

ФГОС нужно внедрить здесь и сейчас!

О ужас! Что ж это такое?-

Лишились все сразу мы дружно покоя:

«Хоть намекните, пример покажите»

«Вы - школа-пилот, - нам был строгий ответ, -

Примеров конкретных пока еще нет,

Есть много концепций и прочих идей, учить как по – новому нужно детей.

Вы же должны все это внедрить, чтоб всем показать, как детишек учить».

И тут началось, завертелось,

пошло-

В памяти будто немое кино:

С Агинска ученые к нам

приезжали- курсы районные мы

посещали,

Нас приглашали на семинар-

Сам Воронцов нам все рассказал.

Ездили даже в Агинск сами лично,

Чтоб перенять их опыт отличный,

И в интернете сидели часами,

Пока, наконец хоть что-то узнали

Вот в головах яснее все стало-

Программы печатали мы

неустанно,

вопросы друг другу мы задавали,

как будто успех уже все

предвкушали…

И вот пятиклассники наши сидят

И так недоверчиво как-то дружно глядят

О ФГОСах они ничего не слыхали, им по традиции знанья давали.

И все их родители спорили дружно,

Что новшество это им вовсе не нужно, что уставать будут бедные дети-

Зачем им нужны ФГОСы все эти?

Но цель сформирована точно и ясно.

Ужель все старания наши напрасны?

Мы к трудностям в нашей работе привычны-

Стимул дают они нам преотличный.

И даже без денег, без славы и званий

Идти против ветра- наше призванье.

Работа пошла, и вот оказалось,

Что трудностей этих мы зря опасались,

Хоть были проблемы, но есть и удачи:

Тема урока, проблема, задачи-

Все это дети найдут без труда,

Кучу примеров добавят сюда,

Выполнят все УУД на отлично

И результат покажут приличный.

Каждый ребенок здесь навиду,

Каждому здесь климат свой создадут,

Своя траектория строится будет, любых достижений никто не осудит.

А мы уже можем сказать достоверно,

Что к цели идем мы дорогою верной;

Анализ работы теперь можем сделать

И про ошибки сказать можем смело,

Так как причины их видим теперь

И для диалога открыли мы дверь.

Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации деятельностного развития. Основной результат – развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности. Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основное средство в руках учителя – учебная ситуация и учебное задание.

Позиция учителя – к классу не с ответом, а с вопросом

Процесс работы над внедрением новых стандартов в школе начался еще в прошлом учебном году и осуществлялся через:


1. Изучение и изменение нормативно - правовой базы

2. Формирование рабочей группы по введению ФГОС

3. Составление основной образовательной программы образовательного учреждения.

4. Создание плана методической работы по внедрению ФГОС

5. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС

6. Анализа условий на соответствие требованиям ФГОС

7. Проведён анализ учебных программ и учебников

8. Информирование родителей и заключение с ними договоров

9. Организация внеурочной деятельности

10.Администрация и учителя прошли курсовую переподготовку

11. Составлена маршрутная карта

12. Разработан план-график введения ФГОС, состоящий из следующих разделов: нормативно-правовая база, методическое обеспечение ФГОС, информационно-аналитическое и контрольно-диагностическое обеспечение, подготовка кадровых ресурсов, финансовое обеспечении, создание материально-технических условий.

Была разработана примерная основная общеобразовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС, разработана система оценки достижения планируемых результатов.

Учителя начали свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности, проведением родительских собраний. Председателями м.о была спланирована работа по организации введения ФГОС, где были запланированы семинарские занятия, серия открытых учебных занятий , круглый стол по обмену опытом и создан банк диагностик. Педагогом – психологом организовано психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Что изменилось в школе при переходе на новый федеральный государственный стандарт?

Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Предыдущие стандарты отличались от новых тем, что раньше в стандарте детально описывалось содержание образования – темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.

Функция школы – корректирующая.

Учитель – направляющая сила для ребенка.


Перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Принципиальное отличие заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Выводы

  • введение часов на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг

  • материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий,) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;

  • много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;

наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.


Вскрылись и определенные проблемы при апробации ФГОС.
В части материально-технического обеспечения:

Недостаточно проекторов и интерактивных досок для осуществления учебного процесса

В части учебно-методического обеспечения:

  • отсутствие достаточного методического обеспечения учебных пособий по новым стандартам;

  • отсутствие учебников;

В части информационно-методического обеспечения:

  • не по всем направлениям внеурочной деятельности существуют рабочие программы внеурочной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования, так как именно они осуществляют на 70% осуществляют внеурочную деятельность в нашей школе;

  • требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

Введение ФГОС выявило некоторые проблемы кадрового характера:

  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрению новым формам и технологиям,

  • отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы (отдельных учебных предметов, курсов).

  • реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проекта


В части оценочной деятельности и диагностики:

  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

  • работа по ведению портфолио как форме оценивания уч-ся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями

  • проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании:
«Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».





Завуч школы :Бондаренко Е.А.











Промежуточные результаты организации ФГОС основного общего образования: опыт, перспективы.
  • Директору-завучу
Описание:

Свое выступление я хочу начать со стихотворения, написанного учителем нашей школы Мироновой Мариной Владимировной.

 

Школьные будни текли чередой:

Урок за уроком –по программе одной…

Но вот поступает сверху приказ:

ФГОС нужно внедрить здесь и сейчас!

О ужас! Что ж это такое?-

Лишились все сразу мы дружно покоя:

«Хоть намекните, пример покажите»

«Вы - школа-пилот, - нам был строгий ответ, -

Примеров конкретных пока еще нет,

Есть много концепций и прочих идей, учить как по – новому нужно детей.

Вы же должны все это внедрить, чтоб всем показать, как детишек учить».

     И тут началось, завертелось,  

     пошло-

     В памяти будто немое кино:

     С Агинска ученые к нам

     приезжали- курсы районные мы 

     посещали,

    Нас приглашали на семинар-

    Сам Воронцов нам все рассказал.

    Ездили даже в Агинск сами лично,             

    Чтоб перенять их опыт отличный,

    И в интернете сидели часами,

    Пока, наконец хоть что-то узнали

    Вот в головах яснее все стало-

    Программы печатали мы   

    неустанно,

    вопросы друг другу мы задавали,  

    как будто успех уже все   

    предвкушали…

И вот пятиклассники наши сидят

И так недоверчиво как-то дружно     глядят

О ФГОСах они ничего не слыхали,   им по традиции знанья давали.

И все их родители спорили дружно,

Что новшество это им вовсе не нужно, что уставать будут бедные  дети-

Зачем им нужны ФГОСы все эти?

Но цель сформирована точно и ясно.

Ужель все старания наши напрасны?

Мы к трудностям в нашей работе привычны-

Стимул дают они нам преотличный.

И даже без денег, без славы и званий

Идти против ветра- наше призванье.

Работа пошла, и вот оказалось,

Что трудностей этих мы зря опасались,

Хоть были проблемы, но есть и удачи:

Тема урока, проблема, задачи-

Все это дети найдут без труда,

Кучу примеров добавят сюда,

Выполнят все УУД на отлично

И результат покажут приличный.

Каждый ребенок здесь навиду,

Каждому здесь климат свой создадут,

Своя траектория строится будет, любых достижений никто не осудит.

А мы уже можем сказать достоверно,

Что к цели идем мы дорогою верной;

Анализ работы теперь можем сделать

И про ошибки сказать можем смело,

Так как причины их видим теперь

И для диалога открыли мы дверь.

Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации деятельностного развития. Основной результат – развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности. Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основное средство в руках учителя – учебная ситуация и учебное задание.

Позиция учителя – к классу не с ответом, а с вопросом

        Процесс работы над внедрением  новых стандартов в школе  начался еще в прошлом учебном году и  осуществлялся  через:

 

1. Изучение и изменение нормативно - правовой базы

2. Формирование рабочей группы по введению ФГОС

3. Составление основной образовательной программы образовательного учреждения.

4. Создание плана методической работы по внедрению ФГОС

5. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с    требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС

6. Анализа  условий на соответствие требованиям ФГОС

7. Проведён анализ учебных программ и учебников

8. Информирование родителей и заключение с ними договоров

9. Организация внеурочной деятельности

10.Администрация и учителя прошли курсовую переподготовку

11. Составлена маршрутная карта

12. Разработан план-график введения ФГОС, состоящий из следующих разделов: нормативно-правовая база, методическое обеспечение ФГОС, информационно-аналитическое и контрольно-диагностическое обеспечение, подготовка кадровых ресурсов, финансовое обеспечении, создание материально-технических условий.

Автор Бондаренко Елена Александровна
Дата добавления 27.11.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 988
Номер материала 5695
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓