Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по трудовой подготовке для 5-9 классов составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего образования, с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом Министерства образования PФ от 2004 года) и на основании примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования М.: Дрофа 2001г., и реализуется авторскими учебниками:
5 класс – Технология Под редакцией В.Д. Симоненко Москва Издательский центр «Вентана-Граф 2005г;
6 класс - Технология Под редакцией В.Д. Симоненко Москва Издательский центр «Вентана-Граф 2005г;
7 класс - Технология Под редакцией В.Д. Симоненко Москва Издательский центр «Вентана-Граф 2005г;
8 класс - Технология Под редакцией В.Д. Симоненко Москва Издательский центр «Вентана-Граф 2005г;
9 класс - Технология Под редакцией В.Д. Симоненко Москва Издательский центр «Вентана-Граф 2005г;
На трудовое обучение в 5-9 классах отводится 2 ч. в неделю, всего 68 часов.
Адресат
Программа по трудовой подготовке 5 – 9 классов для специального образовательного учреждения адаптирована, модифицирована и предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.
При разработке программы учитывались особенности контингента школы-интерната. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры терминов и понятий.
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовой подготовке является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета «Трудовая подготовка» в 5-9 классах являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В рабочую программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Трудовое обучение в 5-9 классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На уроке должна быть часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Теоретическая часть урока занимает по времени втрое меньше, чем практическая.
При составлении тематического планирования учитывалась специализация образовательного учреждения. Обучение труду воспитанников, имеющих диагноз ЗПР, подчинено общей цели курса:
а) освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся разнообразные виды деятельности по созданию личностно - или общественно значимых изделий;
б) овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
в) развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
г) воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
д) получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности приоритетными методами в обучении являются упражнения, лабораторно-практическне, учебно-практические работы, а также творческие и проектные работы.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширяться политехническому кругозору учащихся, но и раскрыться их способностям, найти свой материал и свою технику его обработки, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение способствует осознанному выбору профессии.
Основные задачи трудовой подготовки детей с ЗПР соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе:
- овладение приёмами ручной работы с различными материалами
- изготовление полезных предметов для школы и дома
- ремонт учебно-наглядных пособий
- ознакомление с доступными для понимания профессиями.
Однако сниженная познавательная активность, недоразвитие эмоционально- волевой сферы, ослабленность словесной регуляции деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершенствования трудового процесса, препятствует решению указанных задач. Поэтому примерный тематический план курса «Технология» адаптируется для этой категории детей следующим образом.
Так как «обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды, с целью учета интересов, склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий» (примерная программа основного общего образования стр.1), в тематическом планировании сохраняются модули «создание изделий из текстильных поделочных материалов», «технология ведения дома», «электротехнические работы», «черчение и графика», «современное производство и профессиональное образование», а также творческие и проектные работы, что не противоречит содержанию образования согласно направлению «Технология. Обслуживающий труд» (примерная программа стр.2), поскольку «независимо от изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; - проектная деятельность; история перспективы и социальные последствия развития технологии и техники».
Особое внимание уделяется образовательной линии «проектная деятельность»
Так, например, в 5 классе, дети выполняют проект в двух направлениях:
а) работа с деревом, технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (скамейки), (разделочные доски), (рамки).
б) ведение дома (подставка для книг)
В 6 классе - в 2-х направлениях:
а) Работа с деревам, Технология создание изделий из древесных и поделочных на основе конструкторской и технологической документации (контурная резьба)
б) Работа с металлом. Технология создания изделий из металлов на основе конструкторской и технической документации (подсвечник).
В 7 классе
а) Работа с деревом. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации.
б) Ведение дома.
В 8 классе:
а) Электротехнические работы (изготовление стенда)
б) Ведение дома (теплица на подоконнике)
В 9 классе отводится 34 часа на самоопределение и выбор профессий и 34 часа на черчение и графику.
Затем ребята готовятся к выпускным экзаменам.
Содержание
5 класс
ТЕМЫ | Кол-во часов |
1. Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов на основе конструкторской документации. | 16 ч. |
2. Технология создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации. | 14 ч, |
3. Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. | 2 ч. |
4. Электротехнические работы. | 8 ч. |
5. Ведение дома. | 8 ч. |
6. Творческий проект. | 16 ч. |
7. Сельхозработы. | 4 ч. |
ИТОГО: | 68 ч. |
Учащиеся 5 класса должны:
1. Иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкционно - технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ.
2. Иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме, шероховатости и размерах каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении; уметь осуществлять их контроль.
3. Знать какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке.
4. Знать общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстка; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций.
5. Знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента) и приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций.
6. Знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ.
7. Владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготовлять простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно - технологическим картам. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий.
8. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам.
9. Иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.
10.Знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию.
11.Иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов.
6 класс
ТЕМЫ | Кол-во часов. |
1. Технология создания изделий из древесины на основе конструкторской документации. | 16 ч. |
2. Технология создания изделий из металлов на основе конструкторской документации. | 16 ч. |
3. Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. | 4 ч. |
4. Электротехнические работы. | 6 ч. |
5. Ведение дома. | 4 ч. |
6. Творческий проект. | 20 ч. |
7. Сельхозработы. | 2ч. |
ИТОГО: | 68 ч. |
Учащиеся 6 класса должны:
1. Уметь чертить чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали.
2. Знать основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам; уметь графически изображать основные виды механизмов передач.
3. Знать основные виды пиломатериалов.
4. Иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их производства.
5. Иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов (древесины и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм.
6. Знать основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь осуществлять их контроль.
7. Уметь выявлять требования к основным параметрам качества деталей. Иметь представление о методах и способах их получения и контроля.
8. Знать общее устройство и принцип работы дерево и металлообрабатывающих станков токарной группы.
9. Уметь осуществлять накладку простейших ручных инструментов ( шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей.
10. Уметь выполнять основные учебно - производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарных по дереву и металлу станках.
11. Иметь общее представление о способах отделки и художественной обработки поверхностей деталей.
12. Уметь украшать изделия выжиганием, резьбой по дереву, чеканкой. Полировать, покрывать морилкой, лаками, окрашивать поверхности водными и масляными красками.
13. Уметь соединять детали из разных материалов (склеиванием, на гвоздях, шурупах, винтах (болтах), пайкой и т.д.).
14. Иметь общее представление о способах изготовления деталей (изделий) путем заполнения объемных форм (литье, прессование, порошковая металлургия). Уметь отливать детали простых форм из гипса, воска. Уметь осуществлять контроль качества изготавливаемых деталей и изделий.
15. Знать условия рациональной организации рабочего места и безопасного труда при обработке материалов ручными инструментами и на металлорежущих станках.
7 класс
ТЕМЫ | Кол-во часов. |
1. Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской документации. | 18 ч. |
2. Технология создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации. | 14 ч. |
3. Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. | 4 ч. |
4. Электротехнические работы. | 6 ч. |
5. Ведение дома | 4 ч. |
6. Творческий проект. | 16 ч. |
7. Сельхозработы. | 6 ч. |
ИТОГО: | 68 ч. |
Учащиеся должны знать:
1. Роль декоративно - прикладного искусства в жизни человека.
2. Принципы и технология изготовления изделий из металлопластики, из пропильного металла, изделий из проволоки.
3. Чеканка на резиновой подкладке.
4. Профессии, связанные с художественной обработкой металла.
Учащиеся должны уметь:
1. Изготавливать простые изделия с элементами металлопластики: из пропильного металла, из проволоки, из листового металла методом чеканки на резиновой подкладке.
8 класс
ТЕМЫ | Кол-во часов. |
1. Технология создания изделий из поделочных материалов на основе конструкторской документации. | 14 ч. |
2. Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. | 6 ч, |
3. Электротехнические работы. | 6 ч. |
4. Ведение дома. | 18 ч. |
5. Творческий проект. |
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:6 654 995 материалов в базе Другие материалы
Урок по технологии на тему "Обобщающий урок" (7 класс)
Презентация к уроку технологии по теме "Построение чертежа фартука" (5 класс)
Презентация по технологии на тему "Конструирование поясной одежды" (7 класс)
Вам будут интересны эти курсы:
Ваша скидка на курсы 40%
Скидка для нового слушателя.
Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой
Курс профессиональной переподготовки Бухгалтер
Бухгалтер
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности180 ч.
3300 руб.
1650 руб.
Курс повышения квалификации Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС72 ч.
2200 руб.
1100 руб.
Курс повышения квалификации Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС72 ч. — 180 ч.
от 2200 руб.
от 1100 руб.
Мини-курс От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии4 ч.
780 руб.
390 руб.
Мини-курс Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков3 ч.
780 руб.
390 руб.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.