Главная / Школьному психологу / Программа занятий по психоразгрузке

Программа занятий по психоразгрузке

hello_html_190ac8c7.gifУправление социальной политики

МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д.Томина»

«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждаю»

На заседании методсовета Заместитель директора по Директор МБОУ

Протокол №___________ УВР__________________ «Целинная СОШ им.

от «___»________2014года от «___»________2014года Н.Д.Томина»

____________________

от «___»________2014года

Программа занятий по психоразгрузке





1-11 класс









Составитель: педагог-психолог Поленцева Л.В.







2014

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Необходимость оказания психологической поддержки отмечается Декларацией прав ребёнка ст. 3» «…первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка» и др.), Конвенции прав ребёнка, Федеральном законе об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (гл . II Основные направления обеспечения прав ребёнка В Рссийской федерации),Законе Российской Федерации»Об образовании» (гл . V Социальные гарантии реализации прав граждан на образование). На базе нашей школы реализовывалась программа «Психологическая комфортность всех участников образовательного процесса», одной из задач которой была психологическая поддержка учащихся, сохранение их психологического здоровья.

Необходимость оказания психологической поддержки и помощи учащимся, в том числе и в форме психоразгрузки, обусловлена тем, что современные дети испытывают достаточно сильные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, а способы их преодоления у детей недостаточно сформированы.

Новизна программы заключается в том, что в ней в комплексе использованы известные психотехники: телесноориентированные, связанные с воздействием слова, связанные с управлением дыханием, техники арттерапии. Это объясняется тем, что у каждого человека выделяется основная и ведущая репрезентативная системы. Использование различных психотехник позволяет задействовать данные системы и поэтому более продуктивно решать задачи психологической помощи учащимся.

Цель программы: повышать стрессоустойчивость. Оказывать позитивное влияние на психоэмоциональное состояние учащихся.

Задачи программы:

  1. Создавать ситуации психологической безопасности у детей, ситуации успеха.

  2. Снижать мышечное и психоэмоциональное напряжение

  3. Стабилизировать и оптимизировать энергетический потенциал (снижать утомление) и эмоциональное состояние .

  4. Учить детей и подростков использовать техники психоразгрузки в критических ситуациях, при ухудшении эмоционального состояния, при утомлении и перенапряжении в повседневной жизни .

Принципы построения программы:

  1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  2. Единство диагностики и коррекции.

  3. Деятельностный подход. Принцип активности ребёнка.

  4. Позитивное принятие ребёнка.

  5. Комплексность.

Адресат: Учащиеся, имеющие эмоциональные и поведенческие проблемы (тревожность, гиперактивность, сниженный эмоциональный фон и др.)

Противопоказания: эпилепсия .

Форма проведения: групповые и индивидуальные занятия.

Продолжительность занятий: 20-40 мин.

Периодичность проведения занятий: 1-3 раза в неделю. Тематика занятий предполагает неоднократную возможность использования одной и той же темы.

Структура занятий:

I Вводная часть.

Направлена на установление контакта, создание позитивного эмоционального настроя на занятие, постепенное включение в занятие.

Ритуал начала занятий(РНЗ) .Разминка

Упражнение в круге «Пожимание рук», « Практика Улыбка» , пожелание: «Посмотрите друг другу и мне в глаза, улыбнитесь. Мысленно пожелайте всем и себе успехов и хорошего настроения»

II Основная часть

Направлена на снятие (снижение) мышечного и психоэмоционального напряжения, стабилизацию энергетического потенциала организма и эмоционального состояния, на обучение психотехникам.

Техники психоразгрузки

Связанные с управлением дыханием.

Телесно -ориентированные

Связанные с воздействием слова

Изотерапия

Музыкотерапия

Дыхательная гимнастика

Практика Улыбка



Твист-гимнастика



Танцевальная терапия



Релаксация



Метод Ключ

(саморегуляция поХ. Алиеву)

Символдрама



Либротерапия

(книги, притчи, сказки, стихи, афоризмы)



Аутотренинг


Просмотр видео

Слайды, картины

(природа, произведения искусства)



Рисование

(кляксография, ниткография, рисование пальцами, сэндарт, зентангл, дудлинг и др.)

Лепка

Прослушивание музыкальных произведений, релаксация под музыку.





III Заключительная часть

Рефлексия. Направлена на самоанализ ребёнком своей деятельности и ощущений от этой деятельности, самопринятие, отреагирование возможных негативных переживаний, закрепление позитивного настроя, формирование положительного настроя на следующее занятие; создание целостного образа занятия и достижений на нём ребёнка.

Ритуал окончания занятий. Фиксация на стенде «Эмоциональный дневник» своего эмоционального состояния. Постановка «якоря». Стоя в кругу: упражнения «Башня из ладошек», «Фонтан рук»- закончить занятие фразой: «Всё будет хорошо!»

Ресурсы, необходимые для реализации программы:

Специалисты, реализующие программу. Профессиональное образование, опыт работы с детьми.

Материально- техническая оснащённость. Отдельный кабинет (сенсорная комната), Столы, стулья, кресла, подушки. Ковёр (палас, карематы), компьютер, аудио-видео- проигрыватель, музыкальные и видеозаписи, дидактические игры. Авторучки, карандаши. Кисти, краски, листы бумаги А4, пластилин, песок, мягкие игрушки. Книги, картины, слайды.

Информационная обеспеченность учреждения. Библиотека, фонотека, интернет.

Ответственность участников, основные права и обязанности.

Специалист. Проводит диагностику эмоционального состояния учащихся, уровня тревожности и т.д., составляет список детей для посещения занятий психоразгрузки. Составляет программу, планы, график работы. Имеет право пригласить ребёнка на занятие вне графика. В случае необходимости. Даёт консультации педагогам и родителям или лицам их заменяющим . Выступает с докладами на родительских собраниях, семинарах, педагогических советах. Имеет право отказать родителю в посещении занятия, если дети реагируют на его посещение негативно, неадекватно (отказываются заниматься в присутствии родителя). Даёт рекомендации и задания педагогам для закрепления навыков в индивидуальных занятиях с детьми , во время паузи физминуток на уроках. Соблюдает конфиденциальность: не имеет права разглашать результаты обследования конкретного ребёнка лицам, не имеющим непосредственного отношения к его воспитанию и обучению. Имеет право в случае необходимости обращаться за помощью к другим специалистам и рекомендовать родителям обследование у других специалистов.

Дети. Посещают занятия, выполняют задания, участвуют в играх и упражнениях. Имеют право отказаться от выполнения каких- либо упражнений, игр, заданий, в т.ч. без объяснения причин. Имеют право пропустить занятие по уважительной причине.

Родители. Обеспечивают посещение занятий детьми. Выполняют рекомендации специалистов. Наблюдают за эмоциональным состоянием, утомляемостью ребёнка и своевременно информируют специалиста об изменениях. Имеют право знакомиться с программой, планами занятий, динамикой, изменениями поведения ребёнка, присутствовать на занятиях (если дети реагируют адекватно на их присутствие). Не имеют права выполнять задания и упражнения вместо ребёнка. Имеют право отказаться от посещения занятий и / или обратиться к другому специалисту.

Педагоги. Наблюдают за поведением детей вне занятий и на уроках и информируют специалиста об изменениях. Выполняют рекомендации специалиста. Имеют право вносить предложения специалисту по поводу развития ребёнка.

Ожидаемые результаты:

Психотерапевтический эффект заключается в доверии ребёнка к ведущему, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также в снижении эмоционального напряжения, улучшении эмоционального состояния, возникновении психологического комфорта и позитивных эмоций и чувств.

Развивающий и обучающий эффект заключается в способности ребёнка подростка использовать способы и техники психоразгрузки в напряжённых, критических ситуациях, при утомлении и для улучшения эмоционального состояния.

Контроль за результативностью реализации программы осуществляется педагогом- психологом посредством наблюдений, бесед, анализа продуктов деятельности и психолого- педагогической диагностики с применением анкет, тестов, «Эмоционального дневника».





























Литература:

  1. Боев И.В., Обухов Я.Л. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений: монография/ И.В. Боев, Я.Л. Обухов – Ставрополь: Сервисшкола, 2009.-167 с.

  2. Булатова, Т.Е. Су Джок в школе: простой путь к здоровью: Сборник материалов для педагогов, психологов, учителей физкультуры /Авт.-сост. Т.Е. Булатова; Институт развития образования и социальных технологий Курганской области. - Курган, 2011. – 30 с.

  3. Кряжева Н. Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Ярославль, 1996.

  4. Киселёва М.В «Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов ,работающих с детьми» С-Пб, «Речь»,2006,158с.

  5. Спиральные движения. Элементы здоровьесберегающей психофизиологической коррекции в процессе учебной деятельности: Методические рекомендации для педагогов, псхологов, учителей физкультуры/ авт.-сост. Т .Е. Булатова; Институт повышения квалификации и переподготовки работников Курганской области.-Курган, 2009.-32с.

  6. Улыбка жизни. – М.: «Академия Улыбки», - № 1, 2005. – 56 с.

Интернет- ресурсы:

Гимнастика от стресса. Рассказывает Хасай Алиев http://rideo.tv/video/23070/

Метод ключа Хасая Алиева http://www.youtube.com/user/metodKlu4


http://log-

Алиев Хасай. in.ru/books/klyuch-aliev-khasaiy-prakticheskaya-psikhologiya/






Программа занятий по психоразгрузке
  • Школьному психологу
Описание:

 

 

Необходимость оказания психологической поддержки и помощи учащимся, в том числе и в форме психоразгрузки,  обусловлена тем, что современные дети испытывают достаточно сильные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, а способы их преодоления у детей недостаточно сформированы. Реализация данной программы способствует повышению стрессоустойчивости, оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние учащихся. В ходе её освоения дети и подростки учатся использовать техники психоразгрузки в критических ситуациях, при ухудшении эмоционального состояния, при утомлении и перенапряжении  в повседневной жизни

 

 

Автор Поленцева Людмила Вадимовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 568
Номер материала 46844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓