Главная / Другое / Программа «Юный экскурсовод Оротского аршана»

Программа «Юный экскурсовод Оротского аршана»


Министерство образования и науки РБ

Кижингинский отдел образования

МБОУ «Оротская средняя общеобразовательная школа»









Программа «Юный экскурсовод Оротского аршана».









Разработчик : Цыден – Ешиева

Светлана Васильевна,

учитель русского языка

и литературы


















с. Орот


2011 – 2012 уч. г.

Пояснительная записка


В основу программы «Юный экскурсовод Оротского аршана» заложена идея воспитания школьников, формирования чувства сопричастности к экскурсионной деятельности в туризме. Познание детьми азов профессиональной экскурсионной деятельности – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладевать новыми знаниями, умениями; это труд не только творческий, наполненный радостью , но и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к достижениям и поражениям.

В процессе обучения по программе «Юный экскурсовод Оротского аршана» школьники делают первые шаги в изучении культурно – исторического потенциала своего края. На первый взгляд уже привычная для них жизнь родного села – это многовековая история. Каждая эпоха истории представлена событиями, личностями, сложившимися традициями. Неповторимый самобытный колорит родного края может быть представлен и в экспозициях школьного музея и на деревенском подворье с радушными хозяевами, в неповторимом природном объекте «Оротский аршан», в особенностях местных природных и культурных памятников, народных промыслов и их умельцев.

В процессе этого исследовательского труда у ребят формируется понимание значимости тех исторически сложившихся ценностей, которые представлены в прошлом и в настоящем их региона. Собранный материал и приобретенные теоретические и практические навыки и умения являются начальным этапом создания и формирования экскурсионных программ обслуживания туристов. Программа нацеливает ребят на освоение знаний о героическом прошлом России, истории родного края и памятных мест, о духовных ценностях, экскурсионном деле, которое требует умения владеть собой, демонстрировать свой творческий потенциал. Школьники приобретают начальные знания о формировании и продвижении туристского продукта, о том, как сделать его наиболее привлекательным и конкурентоспособным.

Завершающим этапом обучения является создание экскурсионных программ различной тематики, например:

  • «История и современность чувашей – переселенцев в селе Орот Кижингинского района»

  • «Исчезнувшее село Ехэ - Горхон»

  • «Историко-культурный атлас села Орот»

  • «Оротский аршан как объект природного и культурного наследия»

  • «Известные люди моей малой Родины»

  • «Традиции и обычаи бурятов»

  • «Деревенское подворье» (знакомство с колоритным бытом и традиционной кухней)

  • Обзорная экскурсия по селу с посещением Оротского аршана и достопримечательностей.

По каждой экскурсии комплектуется документация, в результате формируется экскурсионный архив.

Полученные в процессе обучения теоретические и практические навыки и умения позволяют школьникам по окончании освоения программы самостоятельно заниматься экскурсионной работой.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 13 – 14, 15 – 16 лет.

Предполагается работа с разновозрастными группами, так как Оротская СОШ – малокомплектная школа. Для обеспечения качественного образования школа работает в инновационном режиме – разновозрастном обучении. Село Орот и его местность обладает рекреационным и туристическим ресурсом – «Оротский аршан», поэтому возникла необходимость в разработке образовательной программы «Юный экскурсовод Оротского аршана».

По способу реализации программа является творческой, по уровню освоения – общекультурной, по направлению – информационной.


Цель и задачи программы


Цель – Связь общественной и трудовой деятельности; формирование познавательных интересов и эстетических потребностей, способствующих творческому обогащению детей и успешному решению задач их всестороннего развития.

Задачи:

  • Формирование культуры учащихся;

  • Воспитание коммуникативных качеств личности; умения слушать и слышать собеседника;

  • Развитие эмоциональных качеств учащихся, воспитание их эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной истории и культуре, интереса к экскурсионной деятельности в туризме;

  • Формирование стремления к практическому использованию полученных знаний в современных экономических и социальных условиях.


Практические задачи:

  • Разработать  несколько  маршрутов  по  территории Оротского аршана и его окрестностям, в том числе и села Орот,  рассчитанных  на  один-два  дня.

  • Установить  на  аршане  несколько  информационных  щитов, разъясняющих,  что  такое  экологический  туризм, а  также,  содержащих  исчерпывающую  информацию об истории аршана, его уникальности; карта – схема экологического маршрута с их названиями и условными обозначениями: места стоянок и остановки во время экскурсий.

  • Провести  с  посетителями  беседу  по  поводу  правил  поведения  на аршане, в  частности  рассказать  об  основном  принципе экологического  туризма: “Что  принес,  унеси  с  собой”.

  • Уделить  особое  внимание  познавательным  экскурсиям с  детьми, школьниками, взрослыми, посетителями аршана, студентами.

  • Разработать  несколько  различных  программ  пребывания рассчитанных  на  определенные  возрастные  группы.

  • Всячески  содействовать  экологическому  просвещению  среди разных слоев  местного населения  и  посетителей  Оротского аршана.

  • Продолжить сотрудничество с учащимися Еравнинского района. Привлечь новых партнеров-учащихся Хоринского района, участников из других районов, в том числе из города Улан-Удэ

  • Придать проекту социально значимое направление через сотрудничество с ребятами-инвалидами.










Требования к результатам освоения программы


По завершении освоения программы выпускник школы должен знать:

  • Основные понятия и определения сферы туризма;

  • Мировые туристские направления.

Уметь:

  • Анализировать тенденции и перспективы развития родного края;

  • Приобретать первоначальные навыки экскурсионной деятельности;

  • Работать с информационными источниками;

  • Отбирать экскурсионные объекты;

  • Составлять паспорт экскурсионного объекта;

  • Составлять экскурсионный маршрут;

  • Составлять презентацию тура и тексты экскурсий.


Приобрести навыки:

  • Работы с объектами краеведения;

  • Работы с краеведческой литературой;

  • Самостоятельной работы по организации экскурсий;

  • Включения краеведческих материалов в туристко – экскурсионные программы обслуживания.


Общая структура и объем программы

Программа «Юный экскурсовод» включает 4 учебных модуля.


п/п

Учебный

модуль

Всего

часов

Трудоемкость в часах

Форма

контроля




Теор.

Занятия

(Т)

Семинар.

занятия

(С)

Практич.

занятия

(П)

Самост.

Работа

(СР)


1

Введение в экскурсоведение


54


18


9


15


12


Зачет

2

Путешествия и туризм


54


21


15


_


18


Зачет

3

Основы ораторского мастерства и актерского искусства


36


20


6


6


4


Зачет

4


Краеведение


22


11




6


5


Зачет



Всего:


166


70


30


27


39











Содержание программы по учебным модулям


Учебный модуль «Введение в экскурсоведение»


Раздел 1. Роль экскурсии: влияние на решение экономических, социальных и гуманитарных проблем

Раздел 2. Экскурсия вчера, сегодня, завтра. Реферат.


Тема 1. История развития экскурсионного дела

Тема 2. Экскурсия, её сущность, признаки, классификация

Тема 3. Экскурсионные объекты

Тема 4. Экскурсионные маршруты

Семинарское занятие: составление маршрута экскурсии «Мое родное село», «Оротский аршан».


Раздел 3. Использование культурно – исторического потенциала Орота в экскурсионной деятельности. Тестирование.


Тема 1. Культурно – исторический потенциал Республики Бурятия, быт и традиции народов Бурятии.

Практическое занятие: по выбору преподавателя проводится пешеходная или автобусная учебная экскурсия по культурно – историческим местам Бурятии.

Тема 2. Культурное наследие Кижингинского района.

Практическое занятие: организуется учебная экскурсия по культурным и историческим местам Кижингинского района.

Тема 3. Культурно – исторический потенциал села Орот.

Семинарские занятия: «Культурное наследие нашей Родины - Бурятии».

К семинару учащиеся готовят доклады по темам: «Буддийские святыни Бурятии», «Субурганы и святые места Кижингинского района», «Святые места Орота», «Священное озеро Байкал» «Традиции и обычаи бурятского народа» и др.


Учебный модуль «Путешествия и туризм»


Раздел 1. Этапы развития путешествий и туризма.

Семинарское занятие:

  • Устное обсуждение темы: «Мое представление о работе туристской фирмы, бюро гидов и переводчиков, транспортной компании».

  • Сочинение на тему: «Как я представляю себе свою будущую туристскую профессию»


Раздел 2. Туристские программы. Курортная местность и курортные программы. Программы курортно – оздоровительных туров. Разновидности познавательных туров. Экологические туры и их организация. Обучающие туры. Программы семейного туризма.

Семинарское занятие: Правила составления программы обслуживания для туристов.

Практическое задание: Составить программу обслуживания с определением вида туризма, основных и дополнительных услуг на базе Оротского аршана. Разработка тура по Оротскому аршану.

Творческая работа: «Моё представление об идеальном туристском центре».


Раздел 3. Культура и природные богатства как фактор формирования туристского интереса.


Тема 1. Культура и познавательный туризм. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса.

Семинарское занятие: Культурный и познавательный туризм и его значение. Культура бурят. Элементы культуры.

Тема 2. Природные ресурсы как фактор формирования туристского интереса. Виды туризма, связанные с природными объектами: экологический, курортно – оздоровительный, спортивный.

Тема 3. Охрана и использование культурно – исторического и природного наследия в туризме.

Практическое занятие: Природные и культурные ресурсы села Орот. Исследовательские работы учащихся: «Химический состав воды Оротского аршана и его целебные свойства», «Растительный и животный мир Оротского аршана».


Учебный модуль «Краеведение»


Раздел 1. Введение в дисциплину.


Тема: Краеведение как наука.


Раздел 2. Объекты краеведения. Творческое задание.


Тема 1. Природно – географическое краеведение

Практическое занятие: Исследование геологического строения, рельефа и полезных ископаемых; климатических условий; гидрологических условий оротской местности; почв, растительности и животного мира. Природные ресурсы Оротского аршана, их использование и охрана. Экологические проблемы. Охрана природы. Доклад на тему: «Из истории археологии и геологии Оротского поселения».

Тема 2. Население и экономика как объекты краеведческой деятельности.

Практическое занятие: Исследование численности населения и национального состава села Орот. Исследовательская работа по теме: «История и современность чувашей – переселенцев в селе Орот Кижингинского района ». Поселение как объект краеведения. Народное хозяйство как объект краеведения. Исследовательская работа: «Исчезнувшее село Ехэ - Горхон».

Тема 3. Историческое краеведение.

Практическое занятие: Исследование по темам: «Топонимика села Орот. Легенда о селе», «Великая Отечественная война в истории моего села», «Оротский аршан как объект природного и культурного наследия», «Известные люди моей малой Родины»

Тема 4. Искусство края как объект краеведческой деятельности.

Практическое занятие: Исследование святых мест оротской местности. Работы учащихся по темам: «Субурганы и святые места Орота», «Эрдэни – Хайбзун Галшиев – автор выдающегося памятника дореволюционной бурятской литературы «Зерцало мудрости».

Тема 5. Этнографическое краеведение

Практическая работа: Доклады школьников по темам: «Этнографические особенности быта, черты образа жизни населения Орота», «Традиции и обычаи бурятского народа» и др.


Раздел 3. Краеведение, экскурсионное дело и туризм.

Тема 1. Краеведение как активная форма познания края. Лекция .

Тема 2. Методика сбора источников.

Практическая работа: Изучение и обобщение полученной информации, обработка библиографических данных, составление докладов, рефератов. Составление историко – культурного атласа села Орот.

Тема 3. Использование краеведческих материалов в экскурсионной деятельности.

Практические задания: Составить паспорт Оротского аршана, составить презентацию тура по Оротскому аршану, составить текст экскурсии, используя краеведческий материал. Участие в работе краеведческих секций. Оказание экскурсионных услуг на базе курортной зоны «Оротский аршан».


Организация итоговой аттестации


  • Преподавателю разработать пакет контрольных вопросов, тестов по учебным модулям программы, разработать критерии оценки качества обученности по учебным модулям.

  • Преподаватель проводит контрольные прослушивания на маршруте, анализирует индивидуальные тексты и комплектацию «портфеля» экскурсовода и дает рекомендации по устранению ошибок.

  • В состав аттестационной комиссии могут входить преподаватели дисциплин: истории, краеведения, литературы, мировой художественной культуры, географии, представители руководства школы, руководители базы отдыха «Оротский аршан», общественность села.

  • Итоговая аттестация проводится непосредственно на маршруте, разработанном учащимися.

  • В качестве группы экскурсантов привлекаются учащиеся школы, жители села и др.

  • Знание теоретического материала проверяется с помощью тестов по программе учебного модуля.

Программа «Юный экскурсовод Оротского аршана»
  • Другое
Описание:

В основу программы «Юный экскурсовод Оротского аршана» заложена идея воспитания школьников, формирования чувства сопричастности к экскурсионной деятельности в туризме. Познание детьми азов профессиональной экскурсионной деятельности – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладевать новыми знаниями, умениями; это труд не только творческий, наполненный радостью , но и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к достижениям и поражениям.

Автор Цыден-Ешиева Светлана Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 333
Номер материала 22479
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓