Главная / Другое / Программа взаимодействия с родителями «Мы вместе»

Программа взаимодействия с родителями «Мы вместе»

Игровой тренинг взаимодействия родителей с детьми «Мы вместе»






Срок реализации программы: 1 месяц




В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Общеизвестно, что родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности, - все это закладывается в дошкольном детстве. Но далеко не каждая мать и каждый отец понимают важность этих задач.

Родители, отдавая сына или дочку в ДОУ, ожидают, что профессиональный педагог поможет им не только воспитывать, обучать ребенка, но и улучшать его дисциплину, повышать социализацию, прививать хорошие манеры, готовить к школе, а также будет заниматься его умственным и личностным развитием. Не секрет, что участие родителей в формальных (для галочки) или редких шоу-мероприятиях не может удовлетворить запросов педагогов в работе по профилактике отклонений в эмоциональной сфере детей, оказании психолого-педагогической помощи родителям в их воспитании.

Известно, что профилактика нарушений эмоционально-личностного развития у ребенка должна начинаться с его родителей. Положительным итогом такой работы становится улучшение взаимопонимание в семье, изживание негативных паттернов в общении с малышом, которые и являются причиной отклонений в его эмоциональных реакциях и поведении. Необходимо также, чтобы родители изменили взгляд на своего ребенка на более позитивный, начали полнее понимать и принимать его индивидуальность, осознавать вред и пользу своих воспитательных воздействий. Следует просвещать родителей в области профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, исправления конфликтных отношений с ребенком. При этом можно использовать такие формы взаимодействия с родителями, как встречи с педагогами, специалистами детского сада, родительские «гостиные», дискуссии по определенным проблемам воспитания и обучения детей, игровые тренинги для детей и родителей и т.д.

Одна из форм работы с родителями – игровой тренинг. На них проводятся коммуникативные и развивающие игры с использованием музыки, драматизации, творческой деятельности.

Цель: оптимизация детско-родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми.


Задачи:

  • формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение занять и понимать своих детей;


  • создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

  • обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
    научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;

  • формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

  • формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.


Адресат: Дети и родители старших групп ДОУ. Тренинг организуется один раз в неделю в вечернее время, продолжительностью – 1 час.


Методы работы, используемые в тренинге: элементы игровой терапии, телесно-ориентированной терапии, арт-терапии

Ожидаемые результаты:

По завершению программы родители начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Эмоциональные нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.) легче преодолеваются.




Литература



  1. Запорожец И.Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – 72 с.

  2. Лопанина О.Г. Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике нарушений эмоциональной сферы дошкольников // Справочник педагога – психолога детский сад №4, 2012 – стр.65-79

  3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

  4. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

  5. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.



Вторая встреча


Цель: Развитие чувствительности к партнеру, ощущение взаимопомощи и поддержки взрослого

Оборудование: Листы бумаги формата А3, карандаши, ножницы, фломастеры, гуашь, кисти, стаканчики с водой. Повязка на глаза (4-5 шт.) «Барьеры» из стульев

Музыкальное сопровождение.


Ход встречи

1.Приветствие, комплимент. Все сидят на стульчиках по кругу и по очереди называют свое имя, остальные участники повторяют его нараспев в уменьшительно –ласкательной форме, например: Оля-Оленька. Примечание: если ребенок смущается и не говорит свое имя, то а него произносит родитель или другой ребенок. Потом дети по кругу говорят что-нибудь приятное своему соседу: «Ты красива девочка», «У тебя приятная улыбка» и т.д. Такое упражнение вызывает затруднение у детей, которые не очень общительны или не имеют подобный опыт в семье или ДОУ. Кстати, это также трудно и взрослым по тем же причинам. Поэтому тренироваться нужно почти на каждой встрече.

2.Игра «Найди своего ребенка». Родителю надевают повязку на глаза, дети выстраиваются в ряд. Можно изменить прически, банты, некоторые детали одежды, чтобы труднее было узнать. Взрослый ощупывает детей по очереди и в конце концов находит «своего».

3. Упражнение «Слепой и поводырь». Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок. Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом. Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

4. Упражнение «Пирамида». Все садятся в круг. П: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).

А теперь давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами».

5. Упражнение «Семейный герб». П. рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребёнок» предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др. Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

6.Завершение встречи. Все встают в круг взявшись за руки. Все произносят звук «о», потом «и», «у» начиная с тихого звука и кончая громким. И так несколько раз. Упражнение позволяет поупражняться в модуляции голоса, снять зажимы мышц горла.

7.Рефлексия.


Программа взаимодействия с родителями «Мы вместе»
  • Другое
Описание:

 тренинг взаимодействия родителей с детьми «Мы вместе»

 

 

В  современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Общеизвестно, что родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности, - все это закладывается в дошкольном детстве. Но далеко не каждая мать  и каждый отец понимают важность этих задач.

Родители, отдавая сына или дочку в ДОУ, ожидают, что профессиональный педагог поможет им не только воспитывать, обучать ребенка, но и улучшать его дисциплину, повышать социализацию, прививать хорошие манеры, готовить к школе, а также будет заниматься его умственным и личностным развитием. Не секрет, что участие родителей  в формальных (для галочки) или редких шоу-мероприятиях не может удовлетворить запросов педагогов в работе по профилактике отклонений в эмоциональной сфере детей, оказании психолого-педагогической помощи родителям в их воспитании.

Известно, что профилактика нарушений эмоционально-личностного развития у ребенка должна начинаться с его родителей. Положительным итогом такой работы становится улучшение взаимопонимание в семье, изживание негативных паттернов в общении с малышом, которые и являются причиной отклонений в его эмоциональных реакциях и поведении. Необходимо также, чтобы родители изменили взгляд на своего ребенка на более позитивный, начали полнее понимать и принимать его индивидуальность, осознавать вред и пользу своих воспитательных воздействий.  Следует просвещать родителей в области профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, исправления конфликтных отношений с ребенком. При этом можно использовать такие формы взаимодействия с родителями, как встречи с педагогами, специалистами детского сада, родительские «гостиные», дискуссии по определенным проблемам воспитания и обучения детей, игровые тренинги для детей и родителей и т.д.

Одна из форм работы с родителями – игровой тренинг. На них проводятся коммуникативные и развивающие игры с использованием музыки, драматизации, творческой деятельности.

Цель: оптимизация детско-родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми.

 

Задачи:

·        формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение занять и понимать своих детей;

 

·        создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

·        обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;

·        формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

·        формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

 

Адресат: Дети и родители старших групп ДОУ. Тренинг организуется один раз в неделю в вечернее время.

 

Методы работы, используемые в тренинге: элементы игровой терапии, телесно-ориентированной терапии, арт-терапии

Ожидаемые результаты:

По завершению программы родители начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Эмоциональные нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.)  легче преодолеваются.

 

 

 

Литература

 

 

1.     Запорожец И.Ю.  Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – 72 с.

2.     Лопанина О.Г. Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике нарушений эмоциональной сферы дошкольников // Справочник педагога – психолога детский сад №4, 2012 – стр.65-79

3.     Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

4.     Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

5.     Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для  вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

 

 

Цель: Развитие чувствительности к партнеру, ощущение взаимопомощи и поддержки взрослого

Оборудование: Листы бумаги формата А3, карандаши, ножницы, фломастеры, гуашь, кисти, стаканчики с водой. Повязка на глаза (4-5 шт.) «Барьеры» из стульев

Музыкальное сопровождение.

 

Ход встречи

1.Приветствие, комплимент. Все сидят на стульчиках по кругу и по очереди называют свое имя, остальные участники повторяют его нараспев в уменьшительно –ласкательной форме, например: Оля-Оленька. Примечание: если ребенок смущается и не говорит свое имя, то а него произносит родитель или другой ребенок. Потом дети по кругу говорят что-нибудь приятное своему соседу: «Ты красива девочка», «У тебя приятная улыбка» и т.д. Такое упражнение вызывает затруднение у детей, которые не очень общительны или не имеют подобный опыт в семье или ДОУ. Кстати, это также трудно и взрослым по тем же причинам. Поэтому тренироваться нужно почти на каждой встрече.

2.Игра «Найди своего ребенка». Родителю надевают повязку на глаза, дети выстраиваются в ряд. Можно изменить прически, банты, некоторые детали одежды, чтобы труднее было узнать. Взрослый ощупывает детей по очереди и в конце концов находит «своего».

3. Упражнение «Слепой и поводырь». Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок. Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом. Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

4. Упражнение «Пирамида». Все садятся в круг. П: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).

А теперь давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами».

5. Упражнение «Семейный герб». П. рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребёнок» предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др. Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

6.Завершение встречи. Все встают в круг взявшись за руки. Все произносят звук «о», потом «и», «у» начиная с тихого звука и кончая громким. И так несколько раз. Упражнение позволяет поупражняться в модуляции голоса, снять зажимы мышц горла.

7.Рефлексия.

 

Автор Плохих Татьяна ивановна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 752
Номер материала 57492
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓