Главная / Начальные классы / Программа воспитательной работы в начальной школе

Программа воспитательной работы в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ





















Содержание:

1.      Пояснительная записка.

2.      Цель и задачи.

3.      Принципы программы.

4.      Направления реализации программы.

5. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

6. Условия реализации программы.

6.1. Кадровое обеспечение.

6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

6.3. Материально-техническое обеспечение.

7.      Предполагаемые результаты.

8.      Условия для самореализации учащихся.

9.1. Содержание воспитательной деятельности.



9.2. Виды внеучебной деятельности.



9.3. Методы и средства внеурочной деятельности.

10.  Тематическое планирование.

10.1. Пояснительная записка.

10.2. Цель внеурочного планирования.

10.3. Задачи внеурочного планирования.

11.  Содержание деятельности.

12.  Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.

13.  Ожидаемые результаты реализации программы.





1.     Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Школа будет работать по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

2.     Цель и задачи

Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи внеурочной деятельности:

       организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, библиотеками, семьями учащихся;

       формировать навыки позитивного общения;

       развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

        воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

        развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

3.     Принципы программы:

  • включение учащихся в активную деятельность;

  • доступность и наглядность;

  • связь теории с практикой;

  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).



4.     Направления реализации программы

1.      Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

2.     Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3.     Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

4.     Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

5.     Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

6.     Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

7.     Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. 

5. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

•      работа спортивного кружка;

•     организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;

•     проведение бесед по охране здоровья;

•     применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;

•     участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.

2. Художественно-эстетическое:

•     работа кружков;

•     организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

•     проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•     участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

 3. Научно-познавательное:

•     интеллектуальная неделя;

•     библиотечные уроки;

•     конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.

4. Гражданско-патриотическое:

•     «Уроки мужества»;

•     выставки рисунков;

•     тематические классные часы;

•     конкурсы рисунков;

5. Общественно-полезное:

•     проведение субботников;

•     разведение комнатных растений;

•     Акция «Помоги птицам»;

•     Акция «Доброе дело».

6. Проектная деятельность:

•     участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района;

•     разработка проектов.

6.     Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности;

  • кадровое обеспечение программы;

  • методическое обеспечение программы;

  • педагогические условия;

  • материально-техническое обеспечение.

6.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;

  • библиотекарь;

  • учитель-логопед.





6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

 

Создать банк методических разработок дел школы,    мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы старшего вожатого по вопросам досуговой деятельности учащихся.

Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.

Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам  воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

6.3. Материально-техническое обеспечение:

         выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий;

         материалы для оформления и творчества детей;

         наличие канцелярских принадлежностей;

         компьютеры;

         телевизор;

         проектор;

         экран и др.

7.     Предполагаемые результаты:

         внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

         улучшение психологической и социальной комфортности в  едином воспитательном пространстве;

         укрепление здоровья воспитанников;

         развитие творческой активности каждого ребёнка;

         укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

      усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

      гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

      развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

      освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

     оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

        непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

       развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

        оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

8. Условия для самореализации учащихся.

п/п

Виды деятельности

Название секции, кружка и т.д.

Охват учащихся (в т.ч. от общего кол-ва)

1

Игровая

КВН, «Поле чудес», «Калейдоскоп»

1-4 классы

2.

Художественное творчество

Кружки «Умелые ручки», «Вязание», «Бисероплетение, тестопластика»

1-4 классы

3.

Спортивно-оздоровительная

Кружок «Волейбол»

Спартакиады, Дни здоровья

Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни

1-4 классы

4.

Досугово – развлекательная деятельность

Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.

1-4 классы

5.

Трудовая деятельность

Трудовые десанты

1-4 классы

6

Познавательная деятельность

Олимпиады, конференции, предметные недели, курс «Умники и умницы», конкурсы

1-4 классы

7.

Туристско-краеведческая деятельность

 

Туристические походы, экскурсии в музей, по посёлку.

1-4 классы

9.1. Содержание воспитательной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей:

         гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

         социальной активности;

         представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

         приобщение к системе культурных ценностей;

        трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

        экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

         эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

        организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

         навыков здорового образа жизни.

9.2. Виды внеучебной деятельности:

         игровая деятельность;

         познавательная деятельность;

         проблемно-ценностное общение;

         досугово - развлекательная деятельность;

         художественное творчество;

         социальное творчество;

         трудовая деятельность;

         спортивно-оздоровительная деятельность;

         туристско-краеведческая деятельность.

9.3. Методы и средства внеурочной деятельности – это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

        беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

         упражнение;

         поручения детям подготовить сообщения;

         методы игры в различных вариантах;

         составление плана и т.д.

Эти методы всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе.

Формы оценки. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

10.      Тематическое планирование внеурочной деятельности. 

10.1. Пояснительная записка.

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию). Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».





10.2. Цель внеурочного планирования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей на основе самореализации личного образовательно-воспитательного потенциала.

10.3. Задачи внеурочного планирования:

  • формировать умения ориентироваться в новой социальной среде;

  • формировать умения общаться и сотрудничать;

  • воспитание духовно–нравственных качеств личности.

11.      Содержание деятельности.

Примерное календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальной школы



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.Сентябрь:

-Правила поведения в школе

-Праздник знаний «Ты-ученик!»

-Турслёт

-Конкурс букетов, поделок и рисунков



-Правила поведения в школе

-Праздник «Ты – ученик!»

-Турслёт

-Конкурс букетов, поделок и рисунков


-Безопасное поведение в школе во время уроков и перемен

-Праздник знаний «Ты – ученик»

-Турслёт

-Конкурс букетов, поделок и рисунков


-Безопасное поведение в школе во время уроков и перемен

-Праздник знаний «Ты – ученик»

-Турслёт

-Конкурс букетов, поделок и рисунков

2.Октябрь:

Интеллектуальная игра «В мире сказок»

-Беседа «Травмоопасные участки в школе»

-Вовлечение ребят в кружки

-Беседа «Травмоопасные участки в школе»

-Вовлечение ребят в кружки


-Способы решения конфликтных ситуаций

-Вовлечение ребят в кружки


КВН «Занимательный русский язык»

-Вовлечение ребят в кружки

3.Ноябрь:

-Праздник «В гости к осени»

-Режим дня-


-Праздник «Осенины»

-Проведение всероссийского конкурса по русскому языку «Русский Медвежонок»

Гигиена питания

-Праздник «Осенний бал»

-Бытовой и уличный травматизм

-Проведение всероссийского конкурса по русскому языку «Русский Медвежонок»

-Праздник «Осенний бал»

-Режим дня школьника

-Проведение всероссийского конкурса по русскому языку «Русский Медвежонок»


4.Декабрь:

-Новогодний утренник «Волшебная сказка»


-Новогодний утренник «Волшебная сказка»


-Новогодний утренник «Волшебная сказка»



-Новогодний утренник «Волшебная сказка»


5.Январь:

-Одежда осенью и зимой. Уход за одеждой.

-Правила поведения в общественных местах


-Безопасное поведение в школе


-Строение тела человека. Здоровье и болезнь.

-Поведение в экстремальных ситуациях


-Как защититься от простуды и гриппа.




6.Февраль:

-Праздник «День Защитника Отечества». Весёлые старты.

-Урок Мужества

-Праздник «День Защитника отечества» Весёлые старты.

-Урок Мужества

-Гигиена учебного труда и отдыха


-праздник «День Защитника Отечества»

Весёлые старты.

-Урок Мужества

-Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.


-Праздник «День Защитника Отечества»

Весёлые старты.

-Урок Мужества

-Один дома.


7.Март:

-Праздник «8марта»

-Прощание с «Азбукой»

-Вред табачного дыма


-Праздник «8 марта»

-Проведение всероссийского конкурса по математике «Кенгуру»

Гигиена питания


-Праздник «8 марта»

-Проведение всероссийского конкурса по математике «Кенгуру»

-Питание – основа жизни.



-Праздник «8 марта»

-Проведение всероссийского конкурса по математике «Кенгуру»

-Правильное питание – залог здоровья.

8.Апрель:

-Укусы насекомых

-конкурс рисунков «Птицы - наши друзья»

-День космонавтики


-О вреде табачного дыма

-конкурс рисунков «Птицы - наши друзья»

-День космонавтики


-Вред табачного дыма

-конкурс рисунков «Птицы - наши друзья»

-День космонавтики


-Поведение в общественных местах

-конкурс рисунков «Птицы - наши друзья»

-День космонавтики

9.Май:

-Предметная неделя истории

-Урок Мужества

-Инструктаж по технике безопасности летом

-анализ воспитательной работы в классе

-организация летнего отдыха

-Предметная неделя истории

-Урок Мужества

-Инструктаж по технике безопасности летом

-анализ воспитательной работы в классе

-организация летнего отдыха

-Предметная неделя истории

-Урок Мужества

-Инструктаж по технике безопасности летом

-анализ воспитательной работы в классе

-организация летнего отдыха

-Предметная неделя истории

-Урок Мужества

-Инструктаж по технике безопасности летом

-анализ воспитательной работы в классе

-организация летнего отдыха

 

12.      Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:

  • Оснащение читального зала библиотеки;

  • Оснащение видеопроекционной аппаратурой всех классов;

         оснащение спортивного зала инвентарем;

  • Оборудование рабочего места педагога.

13.      Ожидаемые результаты реализации программы.

  • готовность к производительному труду;

  • готовность к дальнейшему образованию;

  • сформированность мировоззрения;

  • сформированность общей культуры;

  • сформированность потребностей и умений творческой деятельности;

  • сохранение здоровья.



Программа воспитательной работы в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

  В современных условиях экономической неситабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений.

   В сязи с этим особое значение приобретает организация досуга детей. Воспитательное пространство должно быть таким, чтобы ребёнок сохраня свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимоотношения с окружающим миром, быть терпимым и открытым в контактам, принимать решения и осознавать их последствия.

    Поэтому следует признать актуальным и целесообразным поиск способов и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирование на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности. 

   Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельнность детей, разнообразную деятельность и общение за пределаими школы. Воспитательная работа это поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка.

Автор Тюрина Елена Васильевна
Дата добавления 03.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1050
Номер материала 55518
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓