АДМИНИСТРАЦИЯ
КРАСНОБАКОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МОУ ВЕТЛУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
П. ВЕТЛУЖСКИЙ
Программа
воспитательной работы
« Лестница жизни»
Автор программы
Бархоткина И.П.
П.
Ветлужский, 2011г.
Паспорт программы
Название
программы
|
«Лестница
жизни» -
воспитательная
программа
|
Учебное
заведение
|
МАОУ
«Ветлужская средняя общеобразовательная школа» р.п. Ветлужский
Краснобаковского района Нижегородской области
|
Цель
программы:
|
создание
условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной
творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной
строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
|
Задачи
программы:
|
- содейстовать
развитию инициативы и творческой активности школьников;
- развивать
ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской,
коммуникативной, организаторской);
- создать условия
для самовыражения обучающихся;
- способствовать
коррекции поведения «проблемных» детей.
|
Количество
детей
|
23
|
Продолжительность
|
2011
– 2016 гг.
|
Заказчик
программы
|
Администрация
МАОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа
|
Составитель
программы:
|
Бархоткина
И.П.
|
Кадровое
обеспечение:
|
- классный
руководитель;
- учителя-предметники;
- библиотекарь
школы;
- медицинская
сестра школы;
- представители
общественных организаций.
|
Нормативно-правовая
база:
|
- Конвенция ООН «О
правах ребенка», 1949г;
- Конституция
Российской Федерации, 1993г;
- Закон «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об
образовании»;
- Национальная
доктрина образования в РФ;
- Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года;
- Устав МАОУ Ветлужская
средняя школа;
- Программа
развития МАОУ Ветлужская средняя школа
|
Сроки
и этапы реализации программы:
|
Август
2011 – август 2016 года
Подготовительный
этап:
июль – август 2011 года.
Основной
этап:
сентябрь 2011 – май 2016 года.
Заключительный
этап:
Июнь – август 2016 года.
|
Организация
контроля исполнения программы
|
- Контроль за
исполнением программы осуществляет администрация МАОУ Ветлужская средняя
общеобразовательная школа
- Отчеты о
выполнении программы будут представляться на м/о классных руководителей,
педагогических советах, родительских собраниях.
|
Ожидаемые
результаты:
|
- повышение
социальной активности обучающихся;
- увеличение числа
учащихся, добившихся значительных успехов в какой-либо сфере
деятельности;
- усвоение
школьниками гражданских, патриотических, нравственных норм поведения;
- самоутверждение
класса в школьном коллективе;
- формирование
ученического самоуправления в классе;.
|
Адрес
|
Нижегородская
область Краснобаковский район р.п. Ветлужский ул Школьная д.55
|
Телефон
|
|
Пояснительная
записка
С точки зрения педагогики, процесс
воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников,
организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими
социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном
определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания,
школьника.
Воспитание – один из сложнейших
социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном
взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности,
ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств
массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание
состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и
воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей,
результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и
поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать
содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми,
где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Главное в воспитательной работе –
в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в
воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской,
равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей,
деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия
для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции,
цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет
правильно и эффективно организовать работу с ними.
Гуманистический
характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач
на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во
внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное
развитие личности каждого ребенка.
Цель программы:
создание условий для
развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности,
способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на
принципах добра, истины, красоты.
Задачи:
·
содействовать развитию
инициативы и творческой активности школьников;
·
развивать ключевые
компетенции личности (учебные, исследовательские, коммуникативные,
организаторские);
·
создать условия для
самовыражения обучающихся;
·
способствовать коррекции
поведения «проблемных» детей;
- вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.
В основе теории следующие принципы:
- гуманизация обучения и воспитания;
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный
подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- учет
возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
Воспитание осуществляется через
организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной
деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и
внешкольная работа, работа с семьей).
Программа позволяет школьникам
проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребность в
общении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений,
осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений, поможет
ребятам осознать свою уникальность и занять определенную нишу в окружающем
мире. Программа также ориентирована на повышение значения роли и статуса семьи,
класса, школы, страны, мира в целом для каждого ребенка.
Воспитательная программа является перспективной и
рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Воспитательная работа в классе
строится по следующим направлениям:
·
Познавательное.
·
Гражданско-патриотическое.
- Спортивно-оздоровительное.
- Духовно-нравственное.
- Трудовое.
Познавательное
направление
Цель: развитие интеллектуальной
личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию
устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение
заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на
уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной
деятельности.
Формы.
- Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- Интеллектуальные марафоны, бои, ринги.
- Спецкурсы и факультативы
- Участие в олимпиадах, проектной деятельности
Гражданско-патриотическое
воспитание
Цель: формирование активной гражданской позиции и
самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков
общественной жизни
Задачи:
1. Способствовать развитию чувства уважения к
историческому прошлому Родины, истории города, школы.
2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной
символике, народным традициям.
3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение
видеть последствия своего выбора.
5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе
своего родного города.
Формы:
1. Организация и проведение традиционных
праздников: класса, школы, города, государства.
2. Организация и проведение тематических
классных часов и бесед;
3. Организация и проведение встреч с
интересными людьми.
4. Организация и проведение встреч с
участниками войны;
5. Организация и проведение экскурсий;
6. Организация и проведение конкурсов
творческих работ, газет к праздничным датам и т.п.
Духовно-нравственно
воспитание
Цель: способствовать
осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к
человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки,
имеющую правовую культуру.
3. Воспитывать личность,
умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
1. Организация и проведение семейных вечеров.
2. Формирование и развитие классных традиций.
3. Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и
этические темы.
5. Организация и проведение классных праздников.
6. Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
Спортивно
- оздоровительное
Цель: развитие
нравственно и физически здоровой личности , содействовать формированию
ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
1. Создание условий для физического развития учащихся.
2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
4. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей
среде.
Формы:
1. Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней
здоровья.
2. Организация и проведение тематических классных часов, бесед,
родительских собраний, лекций.
3. Организация и проведение походов, поездок.
4. Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
5. Организация и проведение встреч с интересными людьми
Трудовое воспитание
Цель: способствовать формированию потребности в труде,
рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать
организаторские способности
Задачи:
1. Воспитание потребности трудиться.
2. Воспитание ответственности за выполненную
работу.
Формы:
1. Организация и проведение трудовых
мероприятий: субботников, трудовых десантов.
2. Организация и проведение дежурства по
классу, по школе.
3. Организация и проведение семейных вечеров.
4. Организация и проведение походов, поездок;
5. Организация и проведение ярмарок, аукционов
поделок, выпечки.
6. Организация и проведение трудовой практики.
Работа с родителями
Цели и задачи работы с родителями обучающихся:
- изучить воспитательные возможности семей;
- формировать активную педагогическую позицию
родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
- вооружать родителей необходимыми для воспитания
детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
- активно вовлекать родителей в жизнедеятельность
класса.
- План работы с родителями обучающихся
Сентябрь:
- родительское собрание «Возрастные особенности
детей»;
- анкетирование родителей;
- уточнение сведений о семьях обучающихся («Банк
данных»);
- выборы родительского комитета и планирование его
деятельности.
Октябрь:
- посещение семей;
- общешкольное родительское собрание;
- диагностика воспитательных возможностей семей;
- «Дверь в детство» - совместное КТД-путешествие
детей в детство их родителей.
Ноябрь:
- письма родителям о достижениях детей в различных
видах деятельности;
- родительское собрание «Стили воспитания ребенка»;
- экскурсионная поездка
Декабрь:
- педагогическая консультация для родителей «Как
помочь ребенку хорошо учиться»;
- посещение семей (по необходимости);
- ключевое дело – «Готовимся к Новому году».
Январь:
- индивидуальные консультации
Февраль:
- тематическая консультация для родителей мальчиков
«Как вырастить настоящего мужчину»;
- совместное КТД «Шоу сорванцов»;
- посещение семей (по необходимости).
Март:
- тематическая консультация для родителей девочек»;
- час общения «Мамина Гостиная» - совместное
мероприятие с детьми.
Апрель:
- письма родителям о достижениях детей в различных
видах деятельности;
Май:
- родительское собрание «Школа – до свидания! Школа
– здравствуй!» - совместное планирование воспитательной деятельности на следующий
учебный год;
- КТД «Архив 6 «Б» - совместное мероприятие с
детьми;
- анкетирование «Удовлетворенность
жизнедеятельностью класса»;
- однодневный поход учащихся и родителей «Как
прекрасен этот мир!»
Индивидуальная работа с обучающимися
Направление деятельности
|
Формы и методы работы
|
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условий и процесса их
развития.
|
Психолого-педагогические диагностики и
мониторинг:
· составление индивидуальных характеристик
воспитанников;
· оформление «Карты увлечений» и интересов
школьников и их родителей.
|
Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
|
· Изучение материалов медицинского и
психологического обследования школьников.
· Совместное определение с воспитанником и их
родителями перспектив его развития.
· Индивидуальные беседы и консультации.
· Создание ситуации успеха.
|
Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию,
самоопределению, саморазвитию.
|
· Психолого-педагогические диагностики.
· Определение перспектив и зоны ближайшего
развития.
· Тематические классные часы.
· Индивидуальные беседы и консультации.
|
Создание условий в классном коллективе для проявления и развития
реальных и потенциальных возможностей обучающихся, реализации социально
ценных и значимых интересов и потребностей школьников.
|
· Реализация программы развития и адаптивных
возможностей обучающихся.
· КТД и мероприятия.
|
Взаимодействие с родителями, с целью проектирования индивидуального
развития обучающихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив
школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и
физическом становлении их личности.
|
· Индивидуальные консультации, беседы.
· Разработка и осуществление программы
коррекционной деятельности.
· Ведение Дневника личностных достижений
(Портфолио) обучающихся.
|
Работа с учителями-предметниками, работающими
в классе:
- организация встреч родителей с работающими в
классе педагогами;
- осведомление учителей-предметников о состоянии
здоровья учащихся;
- знакомство учителей с условиями жизни детей и
взаимоотношениями в семьях;
- индивидуальные беседы ученика,
учителя-предметника и классного руководителя при необходимости решения
возникающих проблем;
- выяснение у учителей-предметников причин снижения
результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.
Механизм реализации программы
"Лестница жизни" является для
меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать
жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька,
определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны
немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год несет
определенную смысловую нагрузку.
5-й класс
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией,
школьными традициями и правилами.
- Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в
средней школе.
- Знакомство с детьми и родителями, выработка
стратегии воспитания.
- Формирование у детей сознательного отношения к
дисциплине.
- Развитие навыков взаимодействия.
- Раскрытие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся.
- Развитие навыков самоорганизации,
самообслуживания.
- Формирование ценностных представлений и
отношений.
- Организация досуговой деятельности.
6-й класс
- Развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся.
- Апробация элементов самоуправления (КТД).
- Коллективное планирование .
- Развитие чувства коллективизма.
- Поощрение инициативы.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Формирование навыка коллективного анализа.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс
- Развитие самоуправления учащихся.
- Коллективное планирование, коллективный анализ.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Организация социально значимой деятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс
- Формирование потребности в творческой
деятельности.
- Самоуправление учащихся.
- Коллективный анализ, коллективное планирование.
- Развитие организаторских качеств, организация
социально значимой деятельности.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий
для младших школьников.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие навыка социального проектирования.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс
- Содействие в интеллектуальной и творческой
самореализации учащихся.
- Самоуправление учащихся.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий
для младших школьников.
- Содействие в профессиональном самоопределении
учащихся.
- Социальное проектирование.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная
реализации программы позволит воспитать Личность:
ü
социально активную, выбирающую здоровый образ
жизни;
ü
умеющую делать нравственный выбор и нести за него
ответственность;
ü
имеющую потребность в творческой самореализации;
ü
умеющую видеть перспективу своей жизни и строить
планы по ее реализации.
Самоуправление
класса
Принципы жизнедеятельности
классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления
гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость
актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и
традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных
органов.
Принципы деятельности органов
самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов
необходимо:
- предоставить обучающимся
реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании,
организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся
потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное
отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную
ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного
самоуправления -
формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления
класса.
Высший орган самоуправления - классное
собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный
руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться
и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• актив класса;
• избирает представителей на
школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного
коллектива;
• утверждает общественные
поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и
порицания учащихся класса;
В период между классными
собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет
класса, возглавляемый капитаном класса. В него входят руководители
секторов ученического самоуправления.
Капитан выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если
за него проголосовало более половины участников. Капитан
совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на
основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий);
формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий;
контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных
поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся
путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый
учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои
функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на
следующие сектора:
Сектор «Образование» - отвечает за
посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего
задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных
недель, конкурсов, викторин.
Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое
состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом
образе жизни), за соблюдение учащимися гигиенических правил, разрабатывает
мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует
озеленение класса.
Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному
проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за
организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление
развлекательной программы.
Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет
и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет,
отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием
и периодичностью смены информации на классных стендах.
4.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует
команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья»,
организует спортивные мероприятия в классе.
«Контролирующим» органом
классного самоуправления является родительский комитет, который
избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа
родителей обучающихся в количестве пяти человек сроком на один учебный год.
Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции
родительского комитета:
- принимает активное участие в
решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю
помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового
обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит
индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению,
внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и
профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни,
социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного
самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.