Главная / Классному руководителю / Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"

Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края







«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по ВР

_______________Е.Ю.Корткова

«___» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева

Приказ №_____от «___» сентября 2014 г.








Программа воспитательной работы класса

«Ступеньки роста»

на 2014-2015 уч.год.

1 А класс


C:\Users\1\Desktop\Юля\Картинки\Картинки\rcXRqGRCxJQ.jpg





Составитель: Кислова Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.








2014

Пояснительная записка

Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Задача педагога - помочь детям как можно быстрее адаптироваться к учебной деятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя липших усилий, быть внимательными, усидчивыми. Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей регуляции своего поведения, сдерживания эмоций, ограничения естественной двигательной активности, сосредоточения и поддерживания внимания на учебных задачах. Многие из них при этом быстро утомляются, устают.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), которые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. С поступлением в школу потребность в их развитии резко возрастает. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.

Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей.

В этом возрасте изменяются детские игры, они приобретают более совершенные формы, становятся развивающими.

Цель воспитательной программы - смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

1. Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей, в различныхвидах деятельности, формирование самостоятельности;

2. Способствовать формированию сплоченного коллектива.

3. Создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

4. Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.

5. Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.

6. Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.

Принципы построения и реализации программы

  • принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;

  • принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;

  • принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

  • принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.

  • деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;

  • личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Учитывая все эти факторы, была разработана данная программа. Поэтапная её реализация предполагает её развитие в соответствии с развитием детей. Каждый этап - год обучения в начальной школе. Каждый год планируется реализация проекта.

Системообразующим компонентомявляется гражданско-патриотическое и духовно-нравственное развитие, которое выступает основанием для реализации цели и задач воспитания.

Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные цели, отражающие будущую деятельность учащихся, это обеспечивает единый уровень образования, особенно в степени формирования основных качеств личности.

Способы реализации программного содержания

Основные моменты деятельности классного руководителя по программе:

  • Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.

  • На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.

  • Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

  • Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

  • Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.

  • Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Форма работы классного руководителя

  • интерактивные игры;

  • тематические классные часы, экскурсии;

  • тренинг общения детей и родителей, интервью со сверстником и учителем;

  • самопрезентации и самопредставление;

  • праздники, конкурсы, ролевые игры.

Этапы построения воспитательной программы:

Воспитательная система проходит в своем развитии несколько стадий (зарождение, становление, период зрелости, преобразование). На основе их учета составлены этапы развития воспитательной системы класса.

1 класс. Главная задача учителя — помочь детям безболезненно адаптироваться к школьной жизни. В этот период происходит изучение личностных качеств учащихся. Планируется реализация проекта «7я» (Семейные традиции, отношения в семьях, то, чем каждый может гордиться)

Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, родителями и учителем. В этот период важно создать благоприятные условия для самореализации, саморазвития личности всех участников образовательного процесса, способной к индивидуальной интеллектуальной и творческой деятельности. Проект «Родники» (Углубленное знакомство с традициями предков)

3 класс. Между 9-м и 10-м годами жизни ребенок не только осознаетсебя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъектную роль, вступая в широкий круг общественных поручений. Поэтому этот этап характеризуется проектированием образа жизнедеятельности классного коллектива через организацию самоуправления. Проект «Орленок»(Выявление способностей каждого)

4 класс - важный этап в жизни школьников, они начинают интересоваться самим собой, сравнивать себя с другими. Это этап перехода из школы 1 ступени в школу 2 ступени. Целью этого этапа является создание условий для наименьшего негативного сопротивления в адаптивный период между переходом из начальной школы в основную . Проект «Я и Школа» (Знакомство с историей школы, ее традициями, определение себя в системе самоуправления среднего звена)

Ожидаемые результаты

  • Изменение самооценки: снижение завышенных и заниженных самооценок, по сравнению с предыдущими годами.

  • Разносторонне оценивание детьми своих товарищей, приобретение умения замечать качества, которых раньше не видели.

  • Изменение межличностные отношения в классе. Разрушение негативного отношения большинства детей к «непопулярным» ученикам.

  • Уменьшение количества конфликтов между детьми.

  • Раскованное, свободное общение детей, уменьшение числа детей, боявшихся отвечать у доски.

  • Увеличение количества детей, активно участвующих в обсуждении сложных тем

Ресурсы для реализации программы

Литература для классного руководителя:

  1. Н.И.Дереклеева. “Справочник классного руководителя”, Москва, 2003г.

  2. Н.А.Максименко “Спутник классного руководителя”, Волгоград, 2006г.

  3. Е.Н.Степанов. “Воспитательный процесс: изучение эффективности”, Москва, 2001г.

  4. Журналы “Начальная школа”.

  5. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997

  6. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 - 352 с.

  7. Справочник классного руководителя. Н. И. Дерекаева - Москва, 2005г, «ВАКО»

  8. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5 2005г.

  9. Методические разработки «Калейдоскоп родительских собраний» Выпуск 1, Е. Н. Степанов – Москва, ТЦ «Сфера», 2002г.

  10. Поговорим о воспитанности. Б. В. Бушелева – Москва, «Просвещение» 1980г.

  11. Классные часы в 3-4 классах. Н. Ф. Дик, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.

  12. Внеклассная работа в школе. Классные часы. 1 -4 классы. И. В. Персидская - г.Волгоград, «Учитель», 2006г.

  13. Популярное пособие для родителей и педагогов. « И учеба, и игра»

  14. Т. И. Тарабарина, Ярославль, «Академия развития» 1997г.

  15. Воспитательная система класса. Теория и практика. Под редакцией Е.Н.Степанова. Творческий Центр, Москва 2005г.

Методики по мониторингу:

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Диагностическая методика “День рождения”.

Диагностическая методика “Загадай желания”.

Методика незаконченных предложений.

Тест “Пьедестал”.

Методика «Цветик - семицветик».

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (по Е.Н.Степановой)

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (по Р.В. Овчаровой)

(Приложение 1)



Первый этап

Проект«7я»

По виду деятельности - культурологический

По численности - групповой

По масштабу - классный

По времени - долгосрочный (1 год)

Актуальность - безболезненная адаптация первоклассников к школе,

привлечение родителей к совместной деятельности.

Цель проекта: оптимизация ресурсов семейного воспитания для создания

адаптивной среды первоклассников.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою семью, за её традиции.

2. Формировать уважительное отношение к старшим, терпимость к особенностям своих товарищей

3. Побуждать к реализации творческого исполнения заданий

4. Оформить книгу класса «7я», которая отразит проделанную за год работу.

Формы работы в рамках проекта: беседы, творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др..), экскурсии, спортивные игры и соревнования, общешкольные утренники, линейки, творческие отчеты, исследовательские работы, оформление стенгазет и презентаций по материалам о семьях.



План работы


Общешкольные мероприятия

Работа по образовательной программе школы

Работа в рамках проекте

Работа с родителями

Теоретическая часть

Подготовительная работа

Практическая часть


Сентябрь






1. День здоровья 19.09

2. Осенний бал 1-4 классы

"Праздник пирога"

"Показ осенних моделей" 26.09

Праздник

1. «Вот и осень к нам пришла» 26.09


Обдумывание направления работы в проекте в связи с уровнем возможностей и интересов учащихся. Выявление основных проблем. Планирование деятельности.

Анкетирование

Определение темы проекта.

Проведение конкурса рисунков «Моя семья»

Родительское собрание «Первоклассниками мы стали»

Октябрь






1.Выставка работ учащихся «Мой любимый учитель»: Альбомы в школьный музей, открытки 29.09-04.10


2.«Посвящение в первоклассники» 31.10

Месячник пожилого человека. Подготовка и проведение концерта для пожилых людей в Доме престарелых с.Ключи

Составление плана проекта по этапам. Поисковая работа «Моя родословная».

Сбор информации о семейном отдыхе летом

Оформление стенгазеты «Как мы весело отдыхали»

«Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение»

Ноябрь






1.Классный час «100 летие начала Первой мировой войны»11.11


2. День матери. Концерт 27.11


3. 250 летие со дня основания Эрмитажа

Конкурс рисунков «Экскурсия по Эрмитажу»24.11-29.11

Концерт для мам «Самая милая»

Выставка рисунков о маме

Подготовка к классному часу «Красна изба пирогами» (о семейных традициях).Познакомить детей с многообразием семейных традиций.

Поисковая работа «Традиции в моей семье»

Проведение классного часа «Красна изба пирогами».

Изготовлонеие листовок «Традиции моей семь»

Работа с родительским комитетом по подготовке чаепития ко Дню матери

Декабрь






1. Международный день инвалидов

Классный час 3.12.


2. Новогодние праздники 25.12-29.12

Оформление кабинета к Новому году

Знакомство детей с многообразием традиций отмечания Нового года

Поисковая работа «Новый год в моей семье»

Классный час «Новый год в мире и у нас дома»


Семейное чаепитие «Здравствуй, Новый год»

Январь






1. День снятия блокады Ленинграда

(классные часы) 27.01.



Сбор фотографий и информации о прошедших зимних праздниках в семьях.

Оформление альбома «Как мы встречали Новый год и провели зимние каникулы»

Работа сродительским комитетом

Февраль






1. День Святого Валентина. Поздравительная почта 13-14.02.


2.Военно-патриотическая игра «Зарница»2-6.02


3.День памяти воинов – интернационалистов.

Торжественная линейка. 15.02


4.Поздравительная программа к 23 февраля (мальчики 1-4 кл.)20.02.

Спортивное соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященное Дню защитников Отечества

Сбор информации о праздник е23 февраля, подготовка презентации.

Изготовление поздравительных открыток для пап и мальчиков

Классный час «Наши защитник».

Экскурсия на работу к папе (Полиция)

Родительское собрание

Март






1.Международный день борьбы с наркоманией. Классные часы 02.03


2.Поздравительная программа к 8марта.06.03

Международный день кукол.


3.Театрализованное представление театра «Мельпомена» 20.03

Мероприятия в классах. Классный час: «О, женщина, краса земная!» 06-07.03


Подбор материала для проведения утренника.

Изготовление подарков для мам.

Проведение утренника «Самая милая».

Изготовление стенгазеты о мамах.

Работа с родительским комитетом по организационным вопросам.

Апрель






1.Международный день книги.

Мероприятие в библиотеке «Книги согревают сердце и душу…» 02.04


2.Всемирный день здоровья

Акция «На зарядку становись!» 07.04

Международный день птиц. Акция по изготовлению скворечников «Птицы наши друзья» 01.04



Подготовка к выставки семейных реликвий.

Проведение выставки «Бабушкин сундук»

Работа с родительским комитетом по организации праздника конца учебного года.

Май






1.День труда и солидарности

(Классные часы) 01.05


2.Праздничный концерт , посвященный 9 МАЯ «Мы не забудем никогда!» 07.05


Праздник «Вот и стали мы на год взрослее»

Международный день семьи. Классные часы 15.05

День здоровья 15.05

Подготовка материалов по Дню победы, адаптация их к возрасту учеников

Сбор материалов для книги

Сбор материалов для классного часа ко Дню победы

Разучивание стихов и песен к празднику окончания первого класса

Классный час «Победный май в моей семье»

Итоговый классный час «Наш проект»

Оформление книги «7я»

Чаепитие «До свидания 1 класс!»

Родительское собрание «Итоги учебного года»





































Приложение 1

На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера.

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

Диагностическая методика “День рождения”.

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

Света – книга, Ира – кукла и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с огромным удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроке.

Диагностическая методика “Загадай желания”.

Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. “ Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?”

Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу:

- материальные (вещи, игрушки и т.п.);

- нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.);

- познавательные ( научиться чему-то, стать кем-то);

- разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

Методика незаконченных предложений.

Варианты:

1. Ребятам предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда … .

Больше всего я огорчаюсь, когда … .

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

3. Предлагается ответить на вопрос: “Что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя?”

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.

Тест “Пьедестал”.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.

Методика “Цветик-семицветик” (составлена И.М.Витковской).

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.

Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:

Ф.И.

Желание

для себя.

Желание

для родных и близких

Желание

для класса и школы.

Желание

для всех людей.

1.Акимов М.

4

2

0

1

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (по Е.Н.Степановой)

Данная методика выявляет уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и педагогического коллектива.

Ход проведения: на родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов теста

Удовлетворенность родителей работой школы определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.


Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"
  • Классному руководителю
Описание:

Прогамма воспитательной работы "Ступеньки роста" рассчитана на четыре года работы в начальной школе. Каждый класс - своеобразный этап-ступенька. Особенности каждого этапа расписаны в основе прграммы, но данная разработка содержит подробное описание первого этапа - 1 класс. В работе представлена план-сетка со всеми предполагаемыми общешкольными мероприятиями. Работа ведется в рамках проекта "7я".

В работе есть приложение по мониторингу. Оно содержит методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера.

 

Автор Кислова Юлия Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 538
Номер материала 40322
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓