Главная / Классному руководителю / Программа воспитательной работы "Мир общения"

Программа воспитательной работы "Мир общения"

Название документа Календарно-тематическое планирование.doc

Календарно-тематическое планирование


Работа с родителями

Сроки

Название мероприятия

Задачи

Форма

Ожидаемый результат



I Блок.

Единство человека и природы.

Провести:

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Диагностическая методика “День рождения”.



1. Организационное собрание


Сентябрь

«Что меня окружает?»

- Наблюдение за окружающим миром.

- Выявление взаимосвязи человека с природой

Экскурсия

Осознание необходимости участия в охране чистоты природы в городе.



«Чем отличается человек от других живых существ?»

- Определение места человека в экологическом сообществе.

- Формулировка правил обращения с живыми существами.

Тематический классный час

Осознание единства человека и природы, понимание возможности самим участвовать в охране окружающей среды.



«Я и природа»

- Обобщение знаний об экологии.

Конкурс знатоков природы

Выявление уровня знаний учащихся в области экологии.


II Блок.

Ты и твои желания.

Провести:

Диагностическая методика “Загадай желания”.

Методика незаконченных предложений.


2. Консультация для родителей «Характер ребёнка зависит от Вас».



Октябрь

«Мир моих желаний»

- Выяснить направленность желаний и мечтаний ребят.

- Представить образец идеальных ценностей нравственного человека.

Тематический классный час

Коррекция внутреннего плана желаний ребенка.

Встреча родительского комитета по организации тренинга.


«Если бы я был волшебником»

- Предоставить возможность творческого проявления добрых мыслей.

- Оформить выставку детских сочинений и рисунков.

Ролевая игра

Принятие новых направлений внутренних желаний.


Ноябрь

III Блок.

Человеческая память — обыкновенная и необыкновенная.

Провести:

Тест “Пьедестал”.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”






«Ты и твое прошлое»

- Определить понятия «забвение и вечная память».

- Выяснить, что мы знаем о своих прабабушках и дедушках.

Тематический классный час

Стимулирование исследовательской деятельности по истории семьи.



«Историческая дорожка»

- Пространственно-временное упорядочение известных детям исторических фактов.

- «Строительство» машины времени. «Путешествие» по исторической дорожке.


Интерактивная игра

Упорядочение имеющихся исторических знаний.



«Моя семья»

- Создание генеалогического древа семьи, выявление семейных династий.

- Знакомство с семейными традициями.





Тренинг общения детей и родителей, бабушек

Осознание причастности к большому семейству, связи поколений в семье.

3. Собрание «Дисграфия и дислалия».

Декабрь

«Память на каждый день»

- Оценить память каждого ребенка.

- Дать ему рекомендации. (Хорошая ли у тебя память? Как тренировать память? Нужно ли уметь забывать?)

Тематический классный час

Осознание необходимости тренировать память.



IV Блок.

Умение думать.

Провести:

Методика “Цветик-семицветик” (составлена И.М.Витковской)





«Открытие — большой труд и новое знание».

- Дать элементарное представление о том, как мы думаем.

- Определить, как происходят гениальные открытия.

- Уточнить, чем они отличаются от открытий, которые мы делаем каждый день.


Тематический классный час

Понимание необходимости давать своему уму тренировку.

Встреча родительского комитета по подготовке к Новому году.


«Сказка о злом и добром уме»

- Знакомство историческими примерами, когда открытия людей несли зло или добро человечеству.

- Определение: нужно ли нести ответственность за свои мысли и дела.

- Определить комплекс упражнений «Как стать умнее».



Тематический классный час

Усвоение необходимости нести ответственность за свои мысли и действия.



V Блок.

Восприятие окружающего мира.


Провести:

Определение ценностных ориентации личности по методике «Что важнее?»







4. Собрание «Воспитание доброты»

Январь

«Внимательный ли ты»

- Определить, для чего нам нужны глаза, уши, нос, рот, кожа.

- Познакомить детей с особенностями жизни людей с ограниченными физическими возможностями.

Тематический классный час

Культивация чувства восхищения по отношению людей с ограниченными возможностями.



«Сложность и красота окружающего мира».

- Обеспечить возможность творческого представления своего восприятия окружающего мира.

- Оформление общей презентации выступлений ребят (Стихи собственного сочинения, рисунки, сочинения, танцы, инсценировки).

Самопрезентация, самопредставление

Раскрытие творческого потенциала детей.


Февраль

«Наша речь. Сила слова»


- Показать что, речь — инструмент общения и показатель культуры.

- Определить, знаешь ли ты силу слова, можно ли ранить словом.





Тематический классный час

Усвоить, что необходимо уметь слушать друг друга, что словами можно ранить чувства других людей.



VI Блок.

Как мы понимаем себя и другого.

Провести:

Методика “Какой у нас коллектив”.




Встреча с родительским комитетом для определения форм празднования 23 февраля и 8 марта.


«Чужая душа — потемки».

- Показать на примерах, что непонимание другого — причина страха и враждебности.

- Подвести к пониманию цепочки: «Подумал, сказал, сделал».

- Определить положительные и отрицательные человеческие качества.

Тренинг общения детей

Усвоить положительные и отрицательные человеческие качества.



«Хочешь знать — спрашивай».


- Создать условия для корректного проведения тренингов: «Оцени себя, других», «А как бы ты поступил?», «Кто самый честный, умный, добрый?»

Интервью со сверстником и учителем.

Усвоить способы корректного высказывания своих суждений о других людях.


Март

VII Блок.

Как мы видим друг друга.

Провести:

Диагностическая методика “Анкетирование”

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (по Е.Н.Степановой)




5. Собрание «Как помочь ребенку быть более внимательным к людям».


«Внешность человека и его духовный мир».

- Показать на примерах живописи и скульптуры, как можно ответить на вопросы: Расскажи, кто этот человек на портрете? Какой он? Умеешь ли ты видеть красоту других?

- Помочь понять, почему мы «встречаем по одежке», а провожаем по другим качествам.

Тематический классный час

Укрепить в сознании, понимание того, что внешность – не главное в человеке, но и за внешним обликом следует внимательно следить.



«Мисс и Мистер 2011»

- Организация конкурса девочек и мальчиков.

- Создание условий для проявления внутренней красоты девочек и благородства мальчиков через систему конкурсных заданий.

Праздник

Более внимательное отношение между девочками и мальчиками класса.



«Как увидеть душу?»

- Воспитывать чувство внимательности к другим.

- Показать необходимость задавать себе вопросы: Что чувствует этот человек? Сумею ли я видеть чувства своих товарищей? Что человек испытывает в данной ситуации?

Тренинг общения детей

Уметь определять состояние человека по его выражению лица, позе.



VIII Блок.

Тренинг общения

Провести:

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (по Р.В. Овчаровой)






Апрель

«Поведение в различных ситуациях».

- Обсуждение жизненных ситуаций, предложенных учителем.

Тренинг общения детей

Усвоение социальных ролей в различных сферах общения — родители, товарищи, учителя.



«Поведение в различных ситуациях».

- Предоставление возможности проявления творчества, при определении и распределении ролей в игре.


Ролевая игра

Усвоение норм поведения в различных сферах общения — родители, товарищи, учителя.


Май

IX Блок.

Зачем мы учимся в школе?

Провести:

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Диагностическая методика “День рождения”.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”




6. Итоговое собрание с детьми «Чему мы научились»


«Зачем мы учимся в школе?»



- Выяснить, зачем нам нужно учить русский язык и математику? Что мы будем изучать в старших классах? Что изучает литература, алгебра, геометрия, география и т. д.? Что бы ты хотел еще изучать в школе? Что тебе нравится — не нравится, что бы ты хотел изменить в школе?




Тематический классный час

Принятие необходимости учиться хорошо, участвовать в различных олимпиадах и конкурсах.



«Умники и умницы»

- Создание условий для реализации своих знаний, умений и навыков, полученных в течение года.

Игра

Стимуляция больше знать.



«Чему мы научились»

- Презентация для родителей достижений класса.

Самопрезентация

Создание ситуации успеха каждого члена классного коллектива.


hello_html_m3a6b2299.png

Название документа Приложение Методики по мониторингу.doc

Методики по мониторингу результативности реализации программы «Мир общения»


На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

Диагностическая методика “День рождения”.

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

Света – книга, Ира – кукла и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с огромным удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроке.

Диагностическая методика “Загадай желания”.

Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. “ Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?”

Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу:

- материальные (вещи, игрушки и т.п.);

- нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.);

- познавательные ( научиться чему-то, стать кем-то);

- разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

Методика незаконченных предложений.

Варианты:

1. Ребятам предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда … .

Больше всего я огорчаюсь, когда … .

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

3. Предлагается ответить на вопрос: “Что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя?”

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.

Тест “Пьедестал”.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.

На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

Методика “Цветик-семицветик” (составлена И.М.Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.

Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:

Ф.И.

Желание

для себя.

Желание

для родных и близких

Желание

для класса и школы.

Желание

для всех людей.

1.Акимов М.

4

2

0

1

Определение ценностных ориентации личности по методике «Что важнее?»

Цель: выявить мотивы дружбы в коллективе. Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты

I. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту

на взаимопонимании, единстве интересов

на доверии и откровенности

на умении говорить правду в глаза, принципиальности

верности и доброжелательности

П. Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе?

Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую —двумя, третью — одной

зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле

обман, ложь, отсутствие доверия между людьми

каждый думает в первую очередь о себе

ребята плохо знают друг друга

отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили

нет общих интересов


На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.

Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Наш класс очень дружный и сплочённый.

Наш класс дружный.

В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Диагностическая методика “Анкетирование”

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень

- не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы Оценка за 1ответ Оценка за 2 ответ Оценка за 3 ответ

1 1 3 0

2 0 1 3

3 1 0 3

4 3 1 0

5 0 3 1

6 1 3 0

7 3 1 0

8 1 0 3

9 1 3 0

10 3 1 0

Анализ анкетирования:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

1-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (по Е.Н.Степановой)

Данная методика выявляет уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и педагогического коллектива.

Ход проведения: на родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов теста

Удовлетворенность родителей работой школы определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

(по Р.В. Овчаровой)

2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.

  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

  6. Мне нравится находить причины своих неудач.

  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

  10. Убедительно могу доказать правоту.

  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

  12. У меня часто рождаются интересные идеи.

  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

  16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.


Название документа Программа.doc

hello_html_m6b75dc9f.png









Программа воспитательной

работы с классом

«Мир общения»











Составила: Кислова Юлия Владимировна























hello_html_m74b6eda3.png








«Мир общения»

Программа по культуре общения детей







Единственная известная мне роскошь –

это роскошь человеческого общения.

автор: Антуан де Сент-Экзюпери

Пояснительная записка

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

Ежегодно мне приходится сталкиваться с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной программы класса «Мир общения». Созданная модель поможет мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем. Это должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.

Система, предложенная в программе, призвана помочь развить у учащихся навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, со взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.






Принципы и подходы, положенные в основу программы:

  • принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;

  • принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;

  • принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

  • принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.

  • деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;

  • личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Основные моменты деятельности классного руководителя по программе «Мир общения»:

- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.

- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.

- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

-hello_html_m1e57884a.png Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.

- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.

- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Форма работы классного руководителя

- интерактивные игры;

- тематические классные часы, экскурсии;

- тренинг общения детей и родителей, интервью со сверстником и учителем;

- самопрезентации и самопредставление;

-праздники, конкурсы, ролевые игры.

Основные понятия программы: «доброта», «общение», «творчество», «активность», «самостоятельность», «коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети через общение учатся уважать и любить всех, делать добро. Главное средство воспитания - заряд доброты. Для поддержания «заряда доброты» необходимо ввести нравственные нормы – заповеди класса:

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Стремись найти свою цель в жизни!

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

  • Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

Возраст

Учащиеся 9 – 11лет (3 - 4 класс).

Сроки реализации:

Ориентировочно 2 года.

Условия реализации:

Программа рассчитана на реализацию в течение двух лет обучения в начальной школе. Программа состоит из нескольких тематических блоков, которые в свою очередь будут делиться на отдельные мероприятия. Предполагается возможность выбора для проведения одного или нескольких мероприятий из программы, так как в каждом мероприятии поставлены конкретные цели и задачи. Программа первого года реализации включает в себя следующие блоки:

I Блок. Единство человека и природы. Ребенок — частица окружающего мира. «Мудрость» природы. Взаимозависимость человека и природы. Элементарные экологические представления. (Что меня окружает? Чем отличается человек от других живых существ? Каким животным ты хотел бы стать, почему? Представь себя этим животным, зернышком, деревом)

II Блок. Ты и твои желания. В индивидуальных занятиях выявить ценностную ориентацию ребенка, показать ее усложнение и изменение с возрастом и опытом, подчеркнуть общность и индивидуальность желаний. (Чего ты хочешь? О чем мечтаешь? Если бы стал волшебником?)

III Блок. Человеческая память — обыкновенная и необыкновенная.

1hello_html_m220759fb.png. Память сегодняшняя и вчерашняя. Ты и твое прошлое. Забвение и вечная память. (Как сделать так, чтобы человек жил долго? Что ты знаешь о своей прабабушке? А о ее маме? Забвение, хорошо это или плохо?)

2. Память целого народа. Культурное наследие — черта цивилизации. Память — мостик между прошлым и будущим. Историческая дорожка. (Пространственно-временное упорядочение известных детям исторических фактов. Строительство машины времени. Путешествие по исторической дорожке.)

3. Память на каждый день. Оценить память каждого ребенка. Дать ему рекомендации. (Хорошая ли у тебя память? Как тренировать память? Нужно ли уметь забывать?)

IV Блок. Умение думать. Решение задач на сообразительность. Открытие — большой труд и новое знание. Сказка о злом и добром уме. (Как мы думаем? Какие задачи нам приходится решать каждый день? Как происходят гениальные открытия? Чем они отличаются от открытий, которые вы делаете каждый день? Как стать умнее ?)

V Блок. Восприятие окружающего мира.

Наши умные помощники. Сложность и красота окружающего мира. Настройка наших органов — внимание. (Для чего нам нужны глаза, уши, нос, рот, кожа? Как рука может заменить глаз? Внимательный ли ты?

Наша речь. Необходимость речи. Речь — инструмент общения и показатель культуры. Сила слова. Молчуны и болтуны. (Для чего нам нужно говорить? Умеем ли мы говорить ? Умеем ли мы слушать? Знаешь ли ты силу слова? Можно ли ранить словом?) Речевые игры: «Как ты понял?», «Испорченный телефон» и т. д.

VI Блок. Как мы понимаем себя и другого. «Чужая душа — потемки». Непонимание другого — причина страха и враждебности. Понимание себя и оценка других. Как и для чего нужно стать лучше. Подумал, сказал, сделал. Человеческие качества. (Человек, какой он? Знаем ли мы себя? Кто самый честный, умный, добрый? Оцени себя, других. А как бы ты поступил?) Хочешь знать — спрашивай. (Интервью со сверстником и учителем.)

VII Блок. Как мы видим друг друга. Внешность человека и его духовный мир. (Расскажи, кто этот человек на портрете? Какой он? Умеешь ли ты видеть красоту других? Почему мы встречаем по одежке?)

Как увидеть душу? Лицо — зеркало души. (Восприятие художественных портретов.) Чувство и поведение. Контроль над чувствами.) Что чувствует этот человек? Умеешь ли ты видеть чувства своих товарищей? Что человек испытывает в данной ситуации? Изобрази радость, печаль, горе и т. д. Умеешь ли ты управлять собой?

VIII Блок. Тренинг общения

Поведение в различных ситуациях. Сферы общения — родители, товарищи, учителя.

Общение в повседневных ситуациях: в транспорте, в магазине, на почте, в библиотеке, в школе, в поликлинике. (Если я покупатель, ученик и т. д.? А если я продавец, учитель и т. д.?) (Смена ролей.) Как ты представляешь свою будущую работу? Можно ли пройти без очереди? Если на тебя кричит продавец?

IX Блок. Зачем мы учимся в школе? Зачем нам нужно учить русский язык и математику? Что мы будем изучать в старших классах? Что изучает литература, алгебра, геометрия, география и т. д.? Что бы ты хотел еще изучать в школе? Что тебе нравится — не нравится, что бы ты хотел изменить в школе?

Нhello_html_59d81e2.pngа второй год реализации возможно введение новых блоков, либо расширение выше перечисленных. Планирование должно будет исходить из результатов первого года реализации. Для этого планируется использование следующих

методик по мониторингу:

  • Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

  • Диагностическая методика “День рождения”.

  • Диагностическая методика “Загадай желания”.

  • Методика незаконченных предложений.

  • Тест “Пьедестал”.

  • Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

  • Методика “Цветик-семицветик” (составлена И.М.Витковской)

  • Определение ценностных ориентации личности по методике «Что важнее?»

  • Методика “Какой у нас коллектив”.

  • Диагностическая методика “Анкетирование”

  • Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (по Е.Н.Степановой)

  • Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (по Р.В. Овчаровой)

(Приложение 1)

Ожидаемые результаты

  • Изменение самооценки: снижение завышенных и заниженных самооценок, по сравнению с предыдущими годами.

  • Разносторонне оценивание детьми своих товарищей, приобретение умения замечать качества, которых раньше не видели.

  • Изменение межличностные отношения в классе. Разрушение негативного отношения большинства детей к «непопулярным» ученикам.

  • Уменьшение количества конфликтов между детьми.

  • Раскованное, свободное общение детей, уменьшение числа детей, боявшихся отвечать у доски.

  • Увеличение количества детей, активно участвующих в обсуждении сложных тем.




Лhello_html_dae3723.pngитература

  1. Н.И.Дереклеева. “Справочник классного руководителя”, Москва, 2003г.

  2. Н.А.Максименко “Спутник классного руководителя”, Волгоград, 2006г.

  3. Е.Н.Степанов. “Воспитательный процесс: изучение эффективности”, Москва, 2001г.

  4. Журналы “Начальная школа”.

  5. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997

  6. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 - 352 с.

  7. Справочник классного руководителя. Н. И. Дерекаева - Москва, 2005г, «ВАКО»

  8. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5 2005г.

  9. Методические разработки «Калейдоскоп родительских собраний» Выпуск 1, Е. Н. Степанов – Москва, ТЦ «Сфера», 2002г.

  10. Поговорим о воспитанности. Б. В. Бушелева – Москва, «Просвещение» 1980г.

  11. Классные часы в 3-4 классах. Н. Ф. Дик, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.

  12. Внеклассная работа в школе. Классные часы. 1 -4 классы. И. В. Персидская - г.Волгоград, «Учитель», 2006г.

  13. Популярное пособие для родителей и педагогов. « И учеба, и игра»

Т. И. Тарабарина, Ярославль, «Академия развития» 1997г.

  1. Воспитательная система класса. Теория и практика. Под редакцией Е.Н.Степанова. Творческий Центр, Москва 2005г.






Программа воспитательной работы "Мир общения"
  • Классному руководителю
Описание:

Программа воспитательной работы "Мир общения" расчитана на 2 года реализации (3-4 класс). Разработка содержит теоретическое обоснование выбора данного направления воспитательной работы, план-сетку, разработанную с учетом работы непосредственно по программе и с родителями, включает в себя общешкольные мероприятия. Данная план-сетка, конечно же, может корректироваться индивидуально. Кроме того, разработка включает приложение с методиками по мониторингу.

Данная программа может послужить основой для разработки собственного плана воспитательной работы любого классного руководителя.

Автор Кислова Юлия Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 436
Номер материала 40201
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓