Главная / Начальные классы / Программа воспитательной работы 1-4 класс

Программа воспитательной работы 1-4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.












Программа воспитательной работы

«Шаг за шагом к совершенству»

для учащихся 1- 4классов.










Составитель: Мухамадеева Т.В.

учитель начальных классов

I квалификационная категория











г. Менделеевск

2013год






Пояснительная записка.

Программа «Шаг за шагом к совершенству» создана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработана на основе школьной программы гражданско-патриотическое воспитание «Возрождение» для учащихся 1-11классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Программа опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманности

  • Принцип научности

  • Принцип личностного подхода

  • Принцип развития

  • Принцип демократичности

  • Принцип средового подхода

  • Принцип природосообразности.

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Программа воспитательной работы «Шаг за шагом к совершенству» разработана для начальной школы, которая поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.


Актуальность проблемы.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем в очень сложное время. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Возрождение общества возможно только при воспитании у подрастающего поколения высоких моральных качеств. Проблемы обеспечения воспитания российской молодежи остаются актуальными.


Цели и задачи.

Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих проявить заботу друг о друге, коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающей жизни – цель воспитательной работы.

Достижение этой цели возможно при создании оптимальных условий для раскрытия и развития личности воспитанника, формировании развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды становления личности, как ученика, так и учителя.


Содержание программы.

1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.

2 класс «Учимся дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.


Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.


  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;

  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

  • отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

Задачи:

  • различение хороших и плохих поступков;

  • знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

  • почтительное отношение к родителям;

  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;


3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

Задачи:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • первоначальные навыки коллективной работы;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.


4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;


  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • бережное отношение к растениям и животным;


  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи:

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.





План реализации программы.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


1 класс


2 класс


3 класс


  1. класс


1. «Первый раз – в первый класс»

2. Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)

3. Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека»

4. «Наш класс-моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

5. Классный час

«Всемирный день прав ребёнка»

6. Классный час «Я - ученик»

7. Выставка – беседа

«О тех, кто мир нам подарил»


1. Классный час «Человек среди людей»

2. Классный час «Я человек и гражданин»

3. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране»

4. Классный час «История Российского флага»

5. Беседа

«Защитники Отечества»

6.Классный час

«Царство Закон, царство Беззаконие»

7.Час поэзии

«Мне посчастливилось родиться на Руси»

8. Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь»


1. Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»

2. Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас»

3. Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден»

4. Час рассуждений

«Что означает моё имя»

5. Час разговора

«Я чувствую себя счастливым, когда…»

6. Классный час «Как я умею преодолевать трудности»

7. Беседа

«Мудрые заповеди предков»

8. Конкурс-викторина

«О солдатах и генералах»


1. Классный час «Мои сильные и слабые стороны»

2. Классный час

«Я и общество»

3. «Встречают по одежке, провожают по уму»

4. «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)

5. Классный час

«Кто я? Какие мы?»

6. Классный час

«Что такое мир»

7. Классный час

«Россия – Родина моя»

8. Вахта памяти «Звучит памятный набат»

9. Классный час «След войны в моей семье»




Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе.


1. Классный час «Праздник в нашей жизни»

2. Беседа-представление «Я и мои таланты»

3. Классный час «Мы славим труд»

4. Классный час «Каждой вещи -своё место»

5. Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»

6. Викторина – игра «Мои любимые уроки»

7. Конкурс

«У кого в порядке книжки и тетрадки»

8. Классный час «Трудно ли учиться в школе»

9. Ролевая игра

«Говорящий

1. Классный час «Путь нашей тетрадки»

2. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

3. Классный час «Мой любимый сказочный герой»

4. Мероприятие

«Мы труд воспеваем и славим работу»

5. Диспут

«Школа – мой

второй дом»

6. Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»

7. Классный час «Как мы выполняем домашние задания»

8. Игровой час

«Учимся быть организованными»

9. Творческая мастерская

«Умелые руки»

1. Мир моих увлечений»

2. Игра «Умники и умницы»

3.КВН по русскому языку

4.Классный час

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

5. Классный час

«Люби книгу!»

6. Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»

7. Устный журнал «Путешествие в страну неразгаданных тайн»

8. «Почему их так называют?» Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру.

«Считай, смекай, отгадывай»

1. Информационный час «Это интересно»

2. Классный час

«Мой труд каждый день дома»

3. Праздник «Музыкальная гостиная»

4. Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус»

5. Классный час

«Отчего прибавляется счастья»

6. Конкурс знатоков

«Турнир Шерлока Холмса»

7. Доверительная беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить»

8. Час-игра

«Путешествие по Королевству любимых предметов»

9. Классный час

«Знание - сила»








Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»

2.Классный час «Правила поведения в общественных местах»

3. «Мои родные» выставка рисунков

4. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

5.Викторина

«О наших бабушках, мамах, сестрах»

6.Доверительная беседа «Друг в моей жизни»

7.Классный час

«Спешите делать добро»


1. Час общения

«Тепло семейного очага»

2. Час разговора

«Доброе слово - что ясный день»

3. Классный час «Профессии наших родителей»

4. Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»

5. Круглый стол

«Что такое правила хорошего тона»

6. Семейный праздник «Род, родные, Родина»

7. Диспут

«Что такое хорошо?!»

8. Час общения

«Порадовать близких – как это просто»


1. «День рождения моей семьи»

2. Беседа

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

3. Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»

4. Классный час «Благодарность это…»

5. Рождественские встречи

6. Классный час «Давайте жить дружно»

7. Классный час «Мое и чужое в школьной жизни»

8. Классный час «Путешествие в страну справедливости»

9. Ролевая игра «Учимся дружить»


1. Исследовательская работа

«Родословная моей семьи»

2. Классный час

«Школа вежливости»

3. Праздник «Я песню милой маме пою»

4. Беседа

«Без друга в жизни туго»

5. Беседа – диспут

«За что уважают в семье и обществе»

6. Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

7. Семейная гостиная «Традиции моей семьи»

8.Доверительная беседа

«Мои мечты, мои желания»

9. Тематическое занятие

«Давайте учиться жить»














Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


1. Экскурсия «Вот и осень пришла»

2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»

3. «Пусть будет чистым родной край» практическое задание

4. Классный час «Природа и человек»

5. Классный час «Наши друзья животные»

6. День защиты Земли

Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»

1. «Люби и охраняй природу»

2. Викторина «Путешествие в мир животных»

3. Экологическое заочное путешествие

4. Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»

5. Беседа

«Птицы наши друзья»

(изготовление кормушек для пернатых)

6. Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»

7. Поле чудес «Зеленая планета»

8. «Животные » викторина

Станция «Зелёный патруль»

1. Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия»

2. Конкурс знатоков природы.

3. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?»

4. Заочное путешествие «Чем богат наш край?»

5. Конкурс-праздник «На острове Чунга-Чанга»

6. Игровой час

«Лесная карусель»

7. Брейн-ринг

«Природа нашей Родины»

1. Викторина «Растительный мир земного шара»

2. Беседа «Растения – синоптики»

3. Викторина «Животный мир земного шара»

4. Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!»

5. Обсуждение ситуации

«Планета Земля в опасности»

6. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»

7. Экологический плакат «Гармония в природе»

8. Мини-конференция

«Маленькие тайны большой природы»

9. Путешествия по родному краю













Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


1. ПДД «Дорожная мозаика»

2. Классный час

«Береги здоровье смолоду»

3.Беседа

«Почему сон – это

важно»

4. Богатырские забавы

5. Беседа

«О вкусной и здоровой пище»

6. Классный час «Личная безопасность»

7. Музыкально-спортивный час

«Если хочешь быть здоровым»

8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе.

1. Игра «Азбука безопасного поведения на улице»

2. Операция «Чистый двор»

3. Классный час

«Мы за здоровый образ жизни»

4. Операция «Скорая помощь»

5. Классный час «О личной гигиене»

6. Беседа

«Опасные предметы»

7. Мероприятие

«Путешествие в страну

Здоровья»

8. Весёлые старты

«Быстрее, выше, сильнее»

9. ПДД «Что значит быть ответственным»


1. ПДД «Мы - пешеходы»

2. Час общения

«Режим – это скучно или необходимо»

3. Утренник

«В гостях у доктора Айболита»

4. Операция «Чистюлька»

5. Классный час

«В здоровом теле – здоровый дух»

6. «Светофор здоровья»

7. Беседа

«Овощи – кладовая витаминов»

8. Практикум

«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»

9. Игры на воздухе

«Мой веселый звонкий мяч»






1. ПДД «Школа светофорных наук»

  1. КВН «Наше здоровье»

  2. Веселые старты

  3. Загадки с грядки

  4. ЗОЖ «Мойдодыр»

  5. Классный час

«Школа – территория здоровья»

7. Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья»

8. Беседа «Чем я богат»

9. Весенний марафон

«Будь здоров», «Футбол для всех»

10 Спектакль

«Дорожный патруль»








Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


1. Конкурс рисунков

«Счастливое детство»

2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)

3. Беседа

«Удивительное рядом»

4. «Творческие родники»

5. Новогодняя карусель

6. Мир моих увлечений

7. Чтение сказок народов мира

«Сказка-ложь, да в ней намёк»

8. «В мире гармонии»


1. Конкурс поделок

«Короб чудес»

2. Праздник красок и карандашей

3. Викторина

«Что за прелесть эти

сказки»

4. Масленица

5. Путешествие в мир танца

6. Инсценированный классный час

«Чудеса народного искусства»

7. Чудо своими руками

«У фантазии нет границ»

8. Кл.час

«В солнечном царстве, эстетическом государстве»

9. «Музей весёлых затей»


1. Конкурс рисунков

«Мир глазами детей»

2. Музыкальный праздник «Колокольчики добра»

3. Творческий час

«Зажги свою звезду»

4. Игровой час

«Тропою сказок»

5. «Арбузник»

6. Этика общения

«Кто опрятен, тот приятен»

7. Весёлая игротека

«Счастливый случай»

8. Классный час

«Цени прекрасные мгновенья»

9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку


1. Моя мечта

2. КВН по сказкам «Там на неведомых дорожках»

3. Утренник

«Вместе весело шагать»

4. Рыцарский турнир

5. Утренник

«Мартовская капель»

6. Русские традиции в песнях, играх и обрядах

7. «Путешествие в мир мудрых мыслей»

8. Классный час

«Настроение не пустяк»

9. Час общения

«Что для тебя красота?»

10. Инсценированный классный час

«В гостях у царевны Эстетики»





Формы проведения мероприятий.

  • классный час

  • интерактивные игры

  • психологические игры

  • викторины

  • праздники

  • конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений

  • фотовыставки

  • экскурсии

  • спортивные праздники

  • конкурсы для всей семьи

  • КВН

  • театрализованное представление

  • исследовательская деятельность

  • диагностические исследования

  • социально-значимые акции

  • «десанты помощи» ветеранам, пожилым людям


Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.


Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся.
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:


1 .Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

3.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;







Использованная литература для детей:


Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003.

2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

4. БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.

5. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

6. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.

Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.

8. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.

9. Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

10. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

11. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.

12. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.



Использованная литература для педагога:


1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000

2. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.

3. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.

4. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

5. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.

6. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.

7. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.

8. Кузьмина МЛ День смешинок // Последний звонок. - 2006. - № 1.

9. Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьника жить весело. - Ярославль, 2001.

10. Пиз А. Язык жестов /Пер. с англ. Н.Е.Котляр.-М.: НПО «МОЭК»,1992.

11. Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.

12. Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.

13. Ромашкова ЕМ. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001.

14. Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.

15. Азбука воспитания: советы родителям / сост. Г. Перегибов //
Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 50.

16. Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитание
школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51.

17. Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных программах /А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. - 2005. №3.- С. 59-60.

18. Гепло, Т, А, Ценности вашего ребенка / Т. А. Гелло // Начальная школа: плюс До и После. - 2005. - № 3. - С. 44-47.



Приложение.



Арбузник.

Методическая разработка мероприятия для учащихся начальных классов учителя Мухамадеевой Т.В.

Цель: достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального “Я” как части общего. “Мы класс”.

Задачи:

1) продолжение работы по формированию детского коллектива;

2) воспитывать в детях чувства товарищества, взаимовыручки;

3) развивать фантазию, образность мышления.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийная доска, костюмы и маски для героев.

Ход занятия:  

Вед. Добрый день дорогие друзья! 
Позывные прозвучали, 
Пора бы праздник открывать, 
Но кого–то не хватает – 
Надо Осень приглашать. 
В зал влетает пугало. 
Пугало. Кыш! Кыш! Посторонние на огороде! Попались! А вы чего тут делаете? Вы я вижу, без злостных намерений пришли. Честно говоря, скучно мне одному. 
Золотое время года- 
Осень добрая пришла. 
Расскажите, садоводы, 
Как у вас идут дела. 
Ну, а кто вам помогает 
Урожаи собирать? 
Кто вам землю согревает, 
Я хочу у вас узнать. 
1-й Солнышко греет 
Дождик поливает, 
Овощи на грядках 
Быстро созревают. 
2-й Дождику спасибо, 
Солнышку спасибо, 
А без них на ветках 
Фрукты не росли бы. 
3-й Чтобы урожая 
К осени добиться, 
Мы отлично знаем 
Надо потрудиться. 
Пугало. Ну, и кто вам мешал, 
Кто работать не желал? 
Кто не сеял, не пахал, 
Огород не поливал, 
Кто бездельничал всё лето? 
Назовите, кто же это? 
Лентяи. Когда же всё созреет- 
За стол хотим мы сесть? 
Зовите нас скорее, 
Мы будем фрукты есть! 
4-й Кто не хочет потрудиться, 
А за стол спешит садиться, 
Тем ответим в тот же час: 
«Угощенье не для вас!» 
Чтоб добиться урожая, 
Нужна нам дружба трудовая. 
И, конечно, без сомненья – 
И старанье, и уменье. 
Любите землю с детских лет – 
Вот всем лентяям наш ответ. 
Лентяи. Пожалуйста, простите, 
На праздник нас пустите! 
Мы на следующий год 
Вспашем целый огород. 
Будем сеять, будем жать, 
И полоть, и поливать. 
Вед. Так и быть, мы вас простим 
И на праздник пригласим 
Всех досыта угостим! 
Только помните, ребята, 
Лишь тогда земля богата, 
Если солнце, дождик, труд, 
Взявшись, за руки идут. 
Вед. Недавно мы слышали спор овощей. 
Сценка «Спор овощей». 
1-й вед. Урожай у нас хорош, 
Уродился густо: 
И морковка, и картошка, 
Белая капуста. 
Баклажаны синие, 
Красный помидор 
Затевают длинный 
И серьезный спор. 
( на сену выходят дети – овощи) 
2-й вед. Кто из вас овощей, 
И вкуснее , и нужней? 
Кто при всех болезнях 
Будет всех полезней? 
Выскочил горошек, 
Ну и хвастунишка! 
Горошек. Я такой хорошенький 
Зелёненький мальчишка! 
Если только захочу, 
Всех горошком угощу! 
1-й вед. От обиды покраснев 
Свёкла проворчала… 
Свёкла (важно) 
Дай сказать хоть слово мне, 
Выслушай сначала! 
Свёклу надо для борща 
И для винегрета. 
Кушай сам и угощай – 
Лучше свеклы нету! 
Капуста (перебивая). 
Ты уж, свекла, помолчи! 
Из капусты варят щи. 
А какие вкусные пироги капустные! 
Зайчики – плутишки 
Любят кочерыжки. 
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой! 
Огурец (задорно) 
Очень будете довольны, 
Съев огурчик малосольный. 
А уж свежий огуречик 
Всем понравится, конечно! 
2-й вед.
Тут надулся помидор, 
И промолвил строго… 
Помидор. Не болтай, огурчик, вздор, 
Помолчи немного. 
Самый вкусный и приятный, 
Уж конечно сок томатный! 
Картошка (скромно). 
Я, картошка, так скромна – 
Слова не сказала… 
Но картошка так нужна 
И большим, и малым! 
1-й ведущий. 
Спор давно кончать пора! 
Спорить бесполезно! 
Чтоб красивым, сильным быть, 
Надо овощи любить 
Все, без исключения, 
В этом нет сомнения! 
В каждом польза есть и вкус, 
И решить я не берусь, 
Кто из вас вкуснее, 
Кто из вас нужнее! 
Пугало. Спасибо, ребята! Интересную историю вы мне поведали. 
За это я вас приглашаю на свой вечер, который называется «Арбузник».
Входит Осень. 
Осень. Здравствуйте, а что вы можете рассказать об арбузе? 
Рассказ детей.
Пугало. Прежде чем продолжить праздник, я хочу провести с вами игру – ритуал. Прошу всех встать, поднять руки вверх, покачаться из стороны в сторону, как на ветру, руки развести в стороны, корпусом повертеть, потом помахать руками, как птицы и громко прокричать: «Кыш, кыш, кыш!». Молодцы! Вы только что сдали экзамены и вступили в «Общество Благородных Огородных Пугал». Спасибо! Садитесь! Не сердитесь! Это был всего лишь розыгрыш!
Вед. Сегодня мы будем выращивать один дружный арбуз. Полосочки, как у арбуза, будем присуждать за победу в конкурсе. Итак, начнем! Чтобы арбуз появился, что нужно сделать? (посадить его).

1 конкурс. «Сажаем арбуз»

Полосатый зеленый арбуз.

Очень сочный и сладкий на вкус.

И в нем семечек просто не счесть.

Мне его в удовольствие есть.

Вот я семечки все соберу.

Отнесу в огород поутру.

Посажу и полью их водой.

И арбуз подрастет молодой.

Принесу я арбузик домой.

Будем есть мы его всей семьей.

Конкурс-пантомима. Каждая команда без слов «сажает семечко» и показывает, что из него может вырасти .

2 конкурс. «Что в огороде растёт?»

Ведущий: А что нужно сделать, чтобы арбуз вырос?

(дети отвечают) А ученые головы говорят, что доброе слово и арбузу приятно. От добрых слов лучше растут человек и арбуз.

3 конкурс. «Добрых слов»

Команды по очереди говорят другу комплименты (например, яблочко мое наливное и т.д.) Побеждает та команда, которая последней скажет комплимент.

4конкурс. «Собираем урожай».

И на горке, и под горкой, 
Под березой и под елкой, 
Хороводами и в ряд 
В шапках молодцы стоят. (Грибы.) 
Сидит – зеленеет, 
Падает – желтеет, 
Лежит – чернеет. (Лист.) 
Она под осень умирает 
И вновь весною оживает, 
Коровам без нее – беда, 
Она их главная еда. (Трава.) 
Скинули у Егорушки золотые перышки, 
Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук.) 
Меня единственную в мире 
Не просто варят, а в мундире. 
Честь мундира берегу – 
Служу людям, как могу. (Картошка.) 
Смотрите! Из копилки 
Посыпались опилки! 
- Ну, Ванюша, ты чудак, 
Это не опилки - … (мак.) 
Пушистый и зеленый хвост 
На грядке горделиво рос. 
Ухватился Ваня ловко: 
«Вылезай на свет, … (морковка.)» 
Круглолица, белолица, 
Любит вдоволь пить водицу, 
У нее листочки с хрустом, 
А зовут ее … (капуста.) 
Сам алый, сахарный, 
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.) 

5 конкурс «Забавный арбуз»

Урожай собрали. А какой он у нас? Вы покажете в своих работах. Дорисовать к фигуре все, что захотите, но так, чтобы получился веселый арбуз.

6 конкурс «Отдыхаем, приметы осени вспоминаем»

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы. 
Большой урожай рябины - к большим морозам.
 
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут.
 
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
 
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме..
 
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме..
 
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Теплая осень - к долгой зиме.

Раннее опадание листвы – к ранней зиме.
Наши конкурсы на этом не закончились. Мы испробуем наш дружно выращенный арбуз и продолжим наши конкурсы.
 

7 конкурс «Семечки»

Объявляется конкурс на счастливый арбузный ломтик. У кого в кусочке арбуза больше всего оказалось семечек, тот и счастливчик.

8 конкурс «Кто быстрее»

Ваша задача из арбузных семечек выложить название нашего праздника.

9 конкурс «Шифр»

9 16 15 20

Число номер буквы в алфавите.

А зонты нам нужны для следующего конкурса.

10 конкурс «Гроза»

Игроки ходят по классу и снимают одежду и кладут в разные места, по команде «Гроза» надевают обратно свою одежду , кто быстрее.

11 конкурс «Музыкальный» .

Подведение итогов конкурса.

КВН по сказкам А.С. Пушкина

 «Там на неведомых дорожках…» 

Методическая разработка урок-игра для учащихся начальных классов учителя Мухамадеевой Т.В.

Цель: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками;

           развивать внимание, наблюдательность, любознательность;

           воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями, мультимедийная доска.   

          Ход занятия:

Класс делится на две команды.

            Итак, друзья, начнём программу

            Затей у нас большой запас:

            А для кого они?

            ДЛЯ ВАС!

            Мы знаем, вы любите игры,

            Песни, загадки и пляски.

            Но нет интересней для детворы,

Чем наши волшебные сказки.

Ведущий (учитель): «Ребята! Сегодня у нас праздник, на котором мы вспомним произведения и факты жизни русского поэта А. С. Пушкина.

Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, и смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.

1 конкурс. Вопросы по биографии А.С.Пушкина

Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:

В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)

В каком городе родился Пушкин? (в Москве)

Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна)

В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)

Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)

К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?... (к няне Арине Родионовне)

О каком городе Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

(О Петербурге)

2 конкурс «Разминка».

- Назвать героев сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Руслан и Людмила»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане…»,

«Сказка о попе и его работнике Балде».

3 конкурс.  Блиц-викторина по произведениям А. С. Пушкина:

1) Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоком)

2) Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна)

3) В какой сказке Пушкина «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?» («Сказка о царе Салтане»)

4) От кого князь Гвидон спас царевну-Лебедь? («Ты не коршуна убил, Чародея погубил»)

5) В кого превратила царевна-Лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

6) В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)

7) В поэме «Руслан и Людмила» есть такая строчка: «Там чудеса, там леший бродит...». Кто такой леший? (Леший — в славянской мифологии — хозяин леса)

8) Из какой это сказки:

Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе,

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья?   (из «Сказки о царе Салтане»)

9) Из какой это сказки:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

10) А эти вопросы об известной всем вам сказке А. С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»:

Сколько лет рыбачал старик? («... он рыбачил 30лет и 3 года»).

Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза).

Кем предстала перед стариком его старуха в первый раз? (Столбовой дворянкой)

Сколько времени была царицей старуха? («вот неделя, другая проходит»... — две недели)

Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)

Последнее желание сварливой старухи? («... стать владычицей морскою»)

И что из этого получилось? Какой вывод можно сделать?

11) В синем небе звёзды блещут.

В синем море волны плещут. («Сказка о царе Салтане…»)

12) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет («Сказка о царе Салтане…»)

13) В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

14) Как изображает А.С.Пушкин царевну-лебедь? (Месяц под косой горит)

15) Кто говорит:

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.»     

4 конкурс «Лучший знаток сказок и произведений А.С.Пушкина».

1. Из какой сказки эти строки:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

2. Что кричал петушок на спице?

(Кири-ка-ку царствуй лёжа на боку)

3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб.

Что же приговаривал Балда с укоризной?

 (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).

4. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

 ( Жил старик со своею старухой у самого синего моря).

5. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

(Смилуйся государыня рыбка…)

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном пряли поздно вечерком…).

7. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

(Я там был, мёд,  пиво пил – и усы лишь обмочил. )

8.  Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк.

Добрым молодцам урок!)

5 конкурс «Знаешь ли ты…»

- Что ответило зеркальце злой мачехе в конце сказки?

- Что пообещал царь Дадон мудрецу?

Ведущий: «А сейчас, ребята, посмотрите на эти таблички—на них последние слова строчек четверостиший из знаменитых стихотворений А. С. Пушкина. Вы должны вспомнить и прочитать все четверостишие и назвать произведение:

1. У лукоморья дуб зеленый;

 Златая цепь на дубе том,

 И днем, и ночью, кот ученый

 Все ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)

 

2. Зима, крестьянин, торжествуя,

 На дровнях обновляет путь.

 Его лошадка, снег почуя,

 Плетется рысью, как-нибудь. («Евгений Онегин») 

3. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. («Зимний вечер»)

6 конкурс – Конкурс чтецов.

Рассказать наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина.

7 конкурс «Кто отправил эти телеграммы».

Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить. (Балда)

 

Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола

Горе! Смерть моя пришла! (Царь Дадон) 

Ведущий: А теперь подведем итоги викторины и назовем лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.



Давайте жить дружно.

Классный час для учащихся начальных классов учителя

Мухамадеевой Т.В.

Цели: Выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самовоспитания личностей учащихся.

Содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: выставка книг, карточки с заданиями, мультимедийная доска, листы бумаги, толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова.


Ход: - Прочитайте тему нашего классного часа.

- Кому из героев принадлежат эти слова?

- Давайте посмотрим серию мультфильма.

- Правильно ли ведут себя мышата?

- Каким показан Кот? (спокойным, терпеливым, добрым, воспитанным.)

-Случайно ли классный час я начала с мультфильма «Кот Леопольд».

- О чем будем говорить сегодня?

-Да, речь пойдет о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

- По - вашему что такое дружба и кто такой друг?

За более точным определением обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг- человек, который связан с кем нибудь дружбой.

- В литературных произведениях мы часто встречаемся с этими понятиями.


***
Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам.
Она — это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!
И скоро поймешь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!
Кто в дружбу верит горячо, 
Кто рядом чувствует плечо, 
Тот никогда не упадет, 
В любой беде не пропадет, 

***
Дружба – это тёплый ветер, 
Дружба – это светлый мир, 
Дружба – солнце на рассвете, 
Для души весёлый пир. 
Дружба – это только счастье, 
Дружба – у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой – жизнь весной полна. 

Друг разделит боль и радость, 
Друг поддержит и спасёт. 
С другом – даже злая слабость 
В миг растает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу. 
Ведь дружба – это ценный дар!


- Да, ребята дружбу надо ценить, ее не купишь за деньги. Но, к сожалению не все дорожат дружбой. Можно ли героев следующих произведений назвать друзьями?


Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.


***
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти? Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу. Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет, есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…


- А как бы вы отнеслись к следующему герою?

***
Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе,

Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же – как горох об стену,
А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору,

Вот потеха будет скоро!


- А сейчас сценка «Контрольная»


- Хороший ли товарищ Алеша?

- Как он должен был помочь Сереже?

- А какого друга хотели бы иметь вы и или он у вас уже есть? (работа на листочках)

- Ребята, я уверена в том, что каждый из вас хотел бы иметь такого друга, как в следующих строчках.


Может быть, тебе сосед

Разорвал штанишки,

Поломал твой табурет

И порвал две книжки?

Может, он и сам не рад,

Что так получилось? —

Столько шалостей подряд

У него случилось.

Ты заплачешь, закричишь,

Застучишь ногами,

И, конечно, побежишь

Жаловаться маме...

А давай его простим,

Никому не скажем,

Даже и не загрустим,

Вида не покажем.

Вам же по соседству жить

Значит, надобно дружить!


Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря

Будь весел, чтоб радостней стало тому,

С кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватило

Прекрасной людской доброты.


- О дружбе и друзьях сложено много пословиц и поговорок.

- Давайте вспомним их.

- Я для вас приготовила задание «Собери пословицу».


Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не тот друг, кто на пару гуляет, а тот, кто в беде выручает.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.


Итог:

Молодцы ребята! Вы у меня и так хорошие. Но после этого классного часа будете еще добрее, дружнее. А в честь нашей дружбы Семен исполнит песню «Настоящий друг», а мы ему подпоем.


-А закончить классный час я хочу словами Кота Леопольда.













Программа воспитательной работы 1-4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Программа воспитательной работы 1-4 класс "Шаг за шагом к совершенству" включает следующие разделы:

- Пояснительная записка.

- Актуальность проблемы.

- Цели и задачи. 

- Содержание программы.

- Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

3.Воспитания трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 

Автор Мухамадеева Татьяна Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1215
Номер материала 29409
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓