Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 1»
Менделеевского
муниципального района Республики Татарстан.
Программа
воспитательной работы
«Шаг
за шагом к совершенству»
для
учащихся 1- 4классов.
Составитель:
Мухамадеева Т.В.
учитель начальных классов
I квалификационная
категория
г.
Менделеевск
2013год
Пояснительная записка.
Программа «Шаг за шагом к совершенству»
создана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного
стандарта общего образования и разработана на основе школьной программы
гражданско-патриотическое воспитание «Возрождение» для учащихся 1-11классов.
Программа представляет собой определенную систему
содержания форм, методов и приемов педагогического воздействия.
Программа опирается на следующие принципы:
·
Принцип
гуманности
·
Принцип
научности
·
Принцип
личностного подхода
·
Принцип
развития
·
Принцип
демократичности
·
Принцип
средового подхода
·
Принцип
природосообразности.
Планирование
воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности
педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает
перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только
качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно
богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном
мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать
развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести
каждого ребенка к новому
мироощущению, мировоззрению, основанному на
признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Программа воспитательной работы «Шаг за шагом к совершенству» разработана
для начальной школы, которая поможет учителю организовать работу в своём классе
в течение четырёх лет. С точки зрения
психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе
является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому
каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты
предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу,
испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом
первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде
на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные
понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива,
подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности,
правильной гражданской позиции, демократичности.
Актуальность проблемы.
Каждое
новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем в очень сложное
время. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному,
благому. Возрождение общества возможно только при воспитании у подрастающего
поколения высоких моральных качеств. Проблемы обеспечения воспитания российской
молодежи остаются актуальными.
Цели и задачи.
Воспитание
высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих
проявить заботу друг о друге, коллективе, о Родине с целью улучшения себя и
окружающей жизни – цель воспитательной работы.
Достижение
этой цели возможно при создании оптимальных условий для раскрытия и развития
личности воспитанника, формировании развивающей нравственно и эмоционально
благоприятной внутренней и внешней среды становления личности, как ученика, так
и учителя.
Содержание программы.
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где
ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся
оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Учимся дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе.
Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о
сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в
коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к
демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей
деятельности, поступков.
Основные направления и ценностные основы воспитания и
социализации учащихся.
1. Воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к
своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Задачи:
·
представления
о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта
Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
·
интерес
к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
·
уважительное
отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального
общения;
·
элементарные
представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
·
интерес
к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного
пункта, в котором находится образовательное учреждение;
·
стремление
активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
·
любовь
к школе, своему селу, городу, народу, России;
·
уважение
к защитникам Родины;
·
первоначальные
представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном
пункте, на природе;
·
отрицательное
отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению
человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей;
забота о старших и младших;
Задачи:
·
различение
хороших и плохих поступков;
·
знание
правил поведения в школе, семье, общественных местах;
·
почтительное
отношение к родителям;
·
уважительное
отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
·
установление
дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной
поддержке;
·
бережное,
гуманное отношение ко всему живому;
·
знание
правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными»
словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к
учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание;
бережливость.
Задачи:
·
уважение
к труду и творчеству старших и сверстников;
·
элементарные
представления об основных профессиях;
·
ценностное
отношение к учебе как виду творческой деятельности;
·
первоначальные
навыки коллективной работы;
·
умение
соблюдать порядок на рабочем месте;
·
бережное
отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
·
отрицательное
отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к
результатам труда людей.
4. Формирование
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное
(здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни
Задачи:
·
ценностное
отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов,
сверстников;
·
понимание
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
·
знание
и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего
режима дня;
·
интерес
к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
·
первоначальные
представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
5. Воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь;
родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Задачи:
·
развитие
интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли
человека в природе;
·
ценностное
отношение к природе и всем формам жизни;
·
бережное
отношение к растениям и животным;
6. Воспитание
ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота;
гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное
творчество.
Задачи:
·
умение
видеть красоту природы, труда и творчества;
·
интерес
к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
·
интерес
к занятиям художественным творчеством;
·
стремление
к опрятному внешнему виду;
·
отрицательное
отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Формы проведения мероприятий.
- классный
час
- интерактивные
игры
- психологические
игры
- викторины
- праздники
- конкурсы
рисунков, поделок, стихов, сочинений
- фотовыставки
- экскурсии
- спортивные
праздники
- конкурсы
для всей семьи
- КВН
- театрализованное
представление
- исследовательская
деятельность
- диагностические
исследования
- социально-значимые
акции
- «десанты
помощи» ветеранам, пожилым людям
Формами
и методами контроля успешности
проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые
мероприятия.
Планируемые результаты воспитания и социализации
учащихся.
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих
воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
1
.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека:
·
ценностное
отношение к России, к своей малой родине, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному
языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к
старшему поколению;
·
первоначальный
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и
культуры;
·
начальные
представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища.
2.Воспитание нравственных чувств,
достойного отношения к семье:
·
начальные
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
·
нравственно-этический
опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
·
почтительное
отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к
младшим;
§
знание
традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3.Воспитание
трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
·
ценностное
отношение к труду и творчеству, человеку труда;
·
ценностное
и творческое отношение к учебному труду;
·
трудолюбие;
·
элементарные
представления о различных профессиях;
·
первоначальные
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и
взрослыми;
·
первоначальный
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой
деятельности;
·
потребности
и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
4.Формирование
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
·
первоначальный
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
·
первоначальные
представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его
образования, труда и творчества;
·
знания
о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
5.Воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
·
первоначальный
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
·
первоначальный
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по
месту жительства;
6. Воспитание
ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
·
первоначальные
умения видеть красоту в окружающем мире;
·
первоначальные
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
·
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах
творчества;
Использованная литература для детей:
Командные игры - испытания.
сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003.
2. Загадки русского народа:
Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
3. Боровик К.А. Популярная
энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
4. БушуеваЛ. Книга добрых
поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
5. Ганжина И.М. Словарь
современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.
6. Григорьева С.А., Григорьев
Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
Гридина В.Т., Завязкин О.В.
Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
8. Игрушки из бумаги. - СПб:
Кристалл, 1997.
9. Ильин А.Л. Большая
энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
10. Ликум А. Все обо всем.
Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
11. Сибиряков Л.И. Опасные
приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
12. Энциклопедия для детей.
Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
Использованная литература для
педагога:
1. К.Фопель Как научить детей
сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000
2. Л.Г.Федоренко.Секреты
общения.-С-Пб.,2003.
3. Организация внешкольного
досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.
4. 3агре6инаГ.В. Давай устроим
праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2002.
5. Играем с пользой:
организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
6. Календарь школьных
праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
7. Коган М.С. Игровая
кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.
8. Кузьмина МЛ День смешинок
// Последний звонок. - 2006. - № 1.
9. Осипенко И.Л. «Классные»
праздники, или как научить школьника жить весело. - Ярославль, 2001.
10. Пиз А. Язык жестов /Пер. с
англ. Н.Е.Котляр.-М.: НПО «МОЭК»,1992.
11. Подари себе праздник:
энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.
12. Помилио А. Большая книга
изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
13. Ромашкова ЕМ. Праздник 8
Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001.
14. Современная работа с
родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. -
М.: Март, 2004.
15. Азбука воспитания: советы
родителям / сост. Г. Перегибов //
Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 50.
16. Взаимодействие детей и
родителей: (тесты) // Воспитание
школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51.
17. Галицких, А. А. Тематика
«часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных
программах /А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы.
- 2005. №3.- С. 59-60.
18. Гепло, Т, А, Ценности
вашего ребенка / Т. А. Гелло // Начальная школа: плюс До и После. - 2005. - №
3. - С. 44-47.
Приложение.
Арбузник.
Методическая
разработка мероприятия для учащихся начальных классов учителя Мухамадеевой Т.В.
Цель:
достижение
внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального “Я” как части
общего. “Мы класс”.
Задачи:
1) продолжение работы по формированию
детского коллектива;
2) воспитывать в детях чувства
товарищества, взаимовыручки;
3) развивать фантазию, образность
мышления.
Оборудование: карточки
с заданиями, мультимедийная доска, костюмы и маски для героев.
Ход занятия:
Вед. Добрый день дорогие друзья!
Позывные прозвучали,
Пора бы праздник открывать,
Но кого–то не хватает –
Надо Осень приглашать.
В зал влетает пугало.
Пугало. Кыш! Кыш! Посторонние на огороде! Попались! А вы чего тут делаете? Вы
я вижу, без злостных намерений пришли. Честно говоря, скучно мне
одному.
Золотое время года-
Осень добрая пришла.
Расскажите, садоводы,
Как у вас идут дела.
Ну, а кто вам помогает
Урожаи собирать?
Кто вам землю согревает,
Я хочу у вас узнать.
1-й Солнышко греет
Дождик поливает,
Овощи на грядках
Быстро созревают.
2-й Дождику спасибо,
Солнышку спасибо,
А без них на ветках
Фрукты не росли бы.
3-й Чтобы урожая
К осени добиться,
Мы отлично знаем
Надо потрудиться.
Пугало. Ну, и кто вам мешал,
Кто работать не желал?
Кто не сеял, не пахал,
Огород не поливал,
Кто бездельничал всё лето?
Назовите, кто же это?
Лентяи. Когда же всё созреет-
За стол хотим мы сесть?
Зовите нас скорее,
Мы будем фрукты есть!
4-й Кто не хочет потрудиться,
А за стол спешит садиться,
Тем ответим в тот же час:
«Угощенье не для вас!»
Чтоб добиться урожая,
Нужна нам дружба трудовая.
И, конечно, без сомненья –
И старанье, и уменье.
Любите землю с детских лет –
Вот всем лентяям наш ответ.
Лентяи. Пожалуйста, простите,
На праздник нас пустите!
Мы на следующий год
Вспашем целый огород.
Будем сеять, будем жать,
И полоть, и поливать.
Вед. Так и быть, мы вас простим
И на праздник пригласим
Всех досыта угостим!
Только помните, ребята,
Лишь тогда земля богата,
Если солнце, дождик, труд,
Взявшись, за руки идут.
Вед. Недавно мы слышали спор овощей.
Сценка «Спор овощей».
1-й вед. Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьезный спор.
( на сену выходят дети – овощи)
2-й вед. Кто из вас овощей,
И вкуснее , и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Выскочил горошек,
Ну и хвастунишка!
Горошек. Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
1-й вед. От обиды покраснев
Свёкла проворчала…
Свёкла (важно)
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала!
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая).
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики – плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой!
Огурец (задорно)
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
2-й вед.
Тут надулся помидор,
И промолвил строго…
Помидор. Не болтай, огурчик, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж конечно сок томатный!
Картошка (скромно).
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
1-й ведущий.
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!
Чтоб красивым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Пугало. Спасибо, ребята! Интересную историю вы мне поведали.
За это я вас приглашаю на свой вечер, который называется «Арбузник».
Входит Осень.
Осень. Здравствуйте, а что вы можете рассказать об арбузе?
Рассказ детей.
Пугало. Прежде чем продолжить праздник, я хочу провести с вами игру – ритуал.
Прошу всех встать, поднять руки вверх, покачаться из стороны в сторону, как на
ветру, руки развести в стороны, корпусом повертеть, потом помахать руками, как
птицы и громко прокричать: «Кыш, кыш, кыш!». Молодцы! Вы только что сдали
экзамены и вступили в «Общество Благородных Огородных Пугал». Спасибо!
Садитесь! Не сердитесь! Это был всего лишь розыгрыш!
Вед. Сегодня мы будем выращивать один дружный арбуз. Полосочки, как у арбуза,
будем присуждать за победу в конкурсе. Итак, начнем! Чтобы арбуз появился, что
нужно сделать? (посадить его).
1 конкурс. «Сажаем арбуз»
Полосатый зеленый арбуз.
Очень сочный и сладкий на вкус.
И в нем семечек просто не счесть.
Мне его в удовольствие есть.
Вот я семечки все соберу.
Отнесу в огород поутру.
Посажу и полью их водой.
И арбуз подрастет молодой.
Принесу я арбузик домой.
Будем есть мы его всей семьей.
Конкурс-пантомима. Каждая команда без
слов «сажает семечко» и показывает, что из него может вырасти .
2 конкурс. «Что в огороде
растёт?»
Ведущий: А что нужно сделать, чтобы арбуз
вырос?
(дети отвечают) А ученые головы говорят,
что доброе слово и арбузу приятно. От добрых слов лучше растут человек и
арбуз.
3 конкурс. «Добрых слов»
Команды по очереди говорят другу
комплименты (например, яблочко мое наливное и т.д.) Побеждает та команда,
которая последней скажет комплимент.
4конкурс. «Собираем урожай».
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (Лист.)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Коровам без нее – беда,
Она их главная еда. (Трава.)
Скинули у Егорушки золотые перышки,
Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук.)
Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире.
Честь мундира берегу –
Служу людям, как могу. (Картошка.)
Смотрите! Из копилки
Посыпались опилки!
- Ну, Ванюша, ты чудак,
Это не опилки - … (мак.)
Пушистый и зеленый хвост
На грядке горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
«Вылезай на свет, … (морковка.)»
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу,
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее … (капуста.)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
5 конкурс «Забавный арбуз»
Урожай собрали. А какой он у нас? Вы
покажете в своих работах. Дорисовать к фигуре все, что захотите, но так, чтобы
получился веселый арбуз.
6 конкурс «Отдыхаем, приметы осени
вспоминаем»
Белки делают
большой запас орехов - жди холодной зимы.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы
снега будут.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме..
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме..
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Теплая осень - к долгой зиме.
Раннее опадание
листвы – к ранней зиме.
Наши конкурсы на этом не закончились. Мы испробуем наш дружно выращенный арбуз
и продолжим наши конкурсы.
7 конкурс
«Семечки»
Объявляется конкурс на счастливый арбузный
ломтик. У кого в кусочке арбуза больше всего оказалось семечек, тот и
счастливчик.
8 конкурс «Кто быстрее»
Ваша задача из арбузных семечек выложить
название нашего праздника.
9 конкурс «Шифр»
9 16 15 20
Число номер буквы в алфавите.
А зонты нам нужны для следующего конкурса.
10 конкурс «Гроза»
Игроки ходят по классу и снимают одежду и
кладут в разные места, по команде «Гроза» надевают обратно свою одежду , кто
быстрее.
11 конкурс «Музыкальный» .
Подведение итогов конкурса.
КВН
по сказкам А.С. Пушкина
«Там
на неведомых дорожках…»
Методическая
разработка урок-игра для учащихся начальных классов учителя Мухамадеевой Т.В.
Цель: продолжить знакомство с творчеством
А.С.Пушкина, его сказками;
развивать внимание, наблюдательность, любознательность;
воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг,
карточки с заданиями, мультимедийная доска.
Ход занятия:
Класс делится на
две команды.
Итак, друзья, начнём программу
Затей у нас большой запас:
А для кого они?
ДЛЯ ВАС!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет интересней для детворы,
Чем наши волшебные
сказки.
Ведущий (учитель): «Ребята!
Сегодня у нас праздник, на котором мы вспомним произведения и факты жизни
русского поэта А. С. Пушкина.
Все мы с детских
лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам
наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, и смотрели замечательные фильмы,
созданные по его произведениям.
1 конкурс.
Вопросы по биографии А.С.Пушкина
Давайте вместе с
вами вспомним некоторые факты из его биографии:
— В каком году
родился А. С. Пушкин? (1799)
— В каком городе
родился Пушкин? (в Москве)
— Как звали
родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда
Осиповна)
— В какой школе
учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском
лицее)
— Были ли у
Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга
и брат Лев)
— К кому обращался
Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?... (к няне Арине Родионовне)
— О каком городе
Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, Береговой ее гранит».
(О
Петербурге)
2 конкурс
«Разминка».
- Назвать героев
сказок А.С.Пушкина:
«Сказка о
рыбаке и рыбке»,
«Руслан и
Людмила»,
«Сказка о
золотом петушке»,
«Сказка о
мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о
царе Салтане…»,
«Сказка о
попе и его работнике Балде».
3
конкурс. Блиц-викторина по произведениям А. С. Пушкина:
1) Каким фруктом
отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоком)
2) Мимо какого
острова проплывали гости-господа? (мимо
острова Буяна)
3) В какой сказке
Пушкина «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?» («Сказка о царе Салтане»)
4) От кого князь
Гвидон спас царевну-Лебедь? («Ты не
коршуна убил, Чародея погубил»)
5) В кого
превратила царевна-Лебедь князя Гвидона? (в
комара, муху, шмеля)
6) В каких сказках
Пушкина присутствует цифра 33? («Сказка
о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)
7) В поэме «Руслан
и Людмила» есть такая строчка: «Там чудеса, там леший бродит...». Кто такой
леший? (Леший — в славянской мифологии
— хозяин леса)
8) Из какой это
сказки:
Выбрал я жену
себе,
Дочь послушную
тебе,
Просим оба
разрешенья,
Твоего
благословенья? (из «Сказки
о царе Салтане»)
9) Из какой это
сказки:
Царь с царицею
простился,
В путь-дорогу
снарядился,
И царица у окна
Села ждать его
одна? («Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»)
10) А эти вопросы
об известной всем вам сказке А. С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»:
— Сколько лет
рыбачал старик? («... он рыбачил 30лет
и 3 года»).
— Сколько раз
закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза).
— Кем предстала
перед стариком его старуха в первый раз? (Столбовой
дворянкой)
— Сколько времени
была царицей старуха? («вот неделя,
другая проходит»... — две недели)
— Сколько просьб
старика выполнила рыбка? (Четыре
просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)
— Последнее
желание сварливой старухи? («... стать
владычицей морскою»)
И что из этого
получилось? Какой вывод можно сделать?
11) В синем небе
звёзды блещут.
В синем море волны
плещут. («Сказка о царе Салтане…»)
12) Ветер по морю
гуляет
И кораблик подгоняет
(«Сказка о царе Салтане…»)
13) В кого
превращала царевна-лебедь князя Гвидона? (в
комара, муху, шмеля)
14) Как изображает
А.С.Пушкин царевну-лебедь? (Месяц под косой горит)
15) Кто говорит:
«Я ль на свете
всех милее,
Всех
румяней и белее.»
4 конкурс
«Лучший знаток сказок и произведений А.С.Пушкина».
1. Из какой сказки
эти строки:
Свет мой,
зеркальце, скажи,
Да всю правду
доложи:
Я ль на свете всех
милее,
Всех румяней и
белее.
2. Что кричал
петушок на спице?
(Кири-ка-ку
царствуй лёжа на боку)
3. Расплачиваясь с
Балдой, поп подставил лоб.
Что же
приговаривал Балда с укоризной?
(Не
гонялся бы ты, поп, за дешевизной).
4. Какими словами
начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(
Жил старик со своею старухой у самого синего моря).
5. Какими словами
обращался старик к золотой рыбке?
(Смилуйся
государыня рыбка…)
6. Какими словами
начинается «Сказка о царе Салтане»?
(Три девицы под
окном пряли поздно вечерком…).
7. Какими словами
заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
(Я там был,
мёд, пиво пил – и усы лишь обмочил. )
8. Какими
словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»?
(Сказка ложь,
да в ней намёк.
Добрым
молодцам урок!)
5 конкурс
«Знаешь ли ты…»
- Что ответило
зеркальце злой мачехе в конце сказки?
- Что пообещал
царь Дадон мудрецу?
Ведущий: «А сейчас,
ребята, посмотрите на эти таблички—на них последние слова строчек
четверостиший из знаменитых стихотворений А. С. Пушкина. Вы должны вспомнить и
прочитать все четверостишие и назвать произведение:
1. У лукоморья дуб
зеленый;
Златая цепь
на дубе том,
И днем, и
ночью, кот ученый
Все ходит по
цепи кругом. («Руслан и Людмила»)
2. Зима,
крестьянин, торжествуя,
На дровнях
обновляет путь.
Его лошадка,
снег почуя,
Плетется
рысью, как-нибудь. («Евгений Онегин»)
3. Буря мглою небо
кроет,
Вихри снежные
крутя,
То, как зверь, она
завоет,
То заплачет, как
дитя. («Зимний вечер»)
6 конкурс
– Конкурс чтецов.
Рассказать
наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина.
7 конкурс
«Кто отправил эти телеграммы».
Да вот
верёвкой хочу море морщить,
Да вас,
проклятое племя, корчить. (Балда)
Горе мне!
Попались в сети
Оба наших
сокола
Горе! Смерть моя
пришла! (Царь Дадон)
Ведущий: А теперь подведем итоги викторины и
назовем лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.
Давайте жить дружно.
Классный
час для учащихся начальных классов учителя
Мухамадеевой
Т.В.
Цели: Выявить
представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
Способствовать
успешному протеканию процессов самопознания и самовоспитания личностей
учащихся.
Содействовать
формированию дружного коллектива.
Оборудование: выставка
книг, карточки с заданиями, мультимедийная доска, листы бумаги, толковый
словарь Сергея Ивановича Ожегова.
Ход:
-
Прочитайте тему нашего классного часа.
- Кому из героев
принадлежат эти слова?
- Давайте
посмотрим серию мультфильма.
- Правильно ли
ведут себя мышата?
- Каким показан
Кот? (спокойным, терпеливым, добрым, воспитанным.)
-Случайно ли
классный час я начала с мультфильма «Кот Леопольд».
- О чем будем
говорить сегодня?
-Да, речь пойдет о
том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
- По - вашему что
такое дружба и кто такой друг?
За более точным
определением обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
Дружба - близкие
отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг- человек,
который связан с кем нибудь дружбой.
- В литературных
произведениях мы часто встречаемся с этими понятиями.
***
Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам.
Она — это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!
И скоро поймешь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
***
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг
разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
- Да,
ребята дружбу надо ценить, ее не купишь за деньги. Но, к сожалению не все
дорожат дружбой. Можно ли героев следующих произведений назвать друзьями?
Друг напомнил мне
вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
***
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти? Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу. Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет, есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…
- А
как бы вы отнеслись к следующему герою?
***
Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе,
— Эта
Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же – как горох об стену,
А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору,
— Вот
потеха будет скоро!
- А
сейчас сценка «Контрольная»
-
Хороший ли товарищ Алеша?
- Как
он должен был помочь Сереже?
- А
какого друга хотели бы иметь вы и или он у вас уже есть? (работа на листочках)
-
Ребята, я уверена в том, что каждый из вас хотел бы иметь такого друга, как в
следующих строчках.
Может быть, тебе
сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой
табурет
И порвал две
книжки?
Может, он и сам не
рад,
Что так
получилось? —
Столько шалостей
подряд
У него случилось.
Ты заплачешь,
закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно,
побежишь
Жаловаться маме...
А давай его
простим,
Никому не скажем,
Даже и не
загрустим,
Вида не покажем.
Вам же по
соседству жить
Значит, надобно
дружить!
Не стой
в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если
кому-то поможет
Твоя
доброта и дружба твоя,
Ты
счастлив, что день не напрасно был прожит!
На
свете живешь ты не зря
Будь
весел, чтоб радостней стало тому,
С кем
подружишься ты,
Чтоб
каждому в жизни хватило
Прекрасной
людской доброты.
- О
дружбе и друзьях сложено много пословиц и поговорок.
-
Давайте вспомним их.
- Я
для вас приготовила задание «Собери пословицу».
Не
бойся врага умного, бойся друга глупого.
Кто
любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Человек
без друзей, что дерево без корней.
Не тот
друг, кто на пару гуляет, а тот, кто в беде выручает.
Дружба
как стекло: разобьешь – не сложишь.
Итог:
Молодцы ребята! Вы
у меня и так хорошие. Но после этого классного часа будете еще добрее, дружнее.
А в честь нашей дружбы Семен исполнит песню «Настоящий друг», а мы ему
подпоем.
-А закончить
классный час я хочу словами Кота Леопольда.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.