МОУ Бондаревская
средняя общеобразовательная школа.
Программа
воспитательной деятельности.
Направление «Мое
правовое поле».
Классный руководитель:
Кончакова
Светлана
Павловна.
Бондарево 2007.
Пояснительная
записка.
Проблема прав
человека, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании
сегодня стала планетарной. Свидетельством этого является анализ принятых
международным обществом за последние десятилетия Декларации
прав ребенка (1959 г.). Концепции о правах ребенка (1989
г.). Всемирной декларации (1991 г.).
Исходя из этого, необходимо вести целенаправленную работу направленную на осознание
ребенком своих прав, защиту их, воспитывать уважение к правам и
достоинству других.
В соответствии с этим обучающиеся в первую очередь должны быть
ознакомлены с основным документом общеобразовательного учреждения – Уставом
школы.
Учащиеся в учреждении имеют право:
► на получение
бесплатного общего образования (начального, среднего
(полного)
в соответствии с государственными общеобразовательными
программами;
► на выбор формы
образования (в учреждении, семейного образования,
самообразования
и экстерната);
► на бесплатное использование
библиотечно-информационных ресурсов;
► на уважение
человеческого достоинства, на свободу совести и инфор
мации, на свободное выражение собственных взглядов;
► на участие в
управлении общеобразовательным учреждением в форме,
определяемой
Уставом учреждения.
► обучающиеся обязаны
выполнять Устав школы.
Необходимо
учить подростков ориентации в социальной, политической и культурной
жизни общества. У каждого культурного человека по окончании школы
должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных
установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому
себе. Современные молодые люди должны знать право в таком
объеме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать в этом другим.
Цель работы классного
руководителя в этом направлении — формирование у учащихся соответствующих
знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе
и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного
осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование
у учащихся правовой культуры, свободного и от
ветственного
самоопределения в сфере правовых отношений с
обществом;
- формирование
гуманистического мировоззрения, осознание сво
их
прав и прав других людей;
- обучение
решению задач правового воспитания, связанных с про
блемой
морального саморазвития и самосовершенствования.
Виды
деятельности:
- изучение
правовых норм государства, законов и формирование
у
учащихся ответственного отношения к ним;
- организация
и проведение внеклассных мероприятий, направлен
ных
на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество
с правовыми организациями в целях правового
просвещения учащихся;
- формирование
способности руководствоваться в ситуациях
нравственно-правового
выбора мотивами долга, совести, спра
ведливости.
Основные
понятия направления: право, закон, права и обязанности,
правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство,
личность, правовые нормы.
Содержание
воспитательной работы:
—изучение
учащимися правовых норм государства, законов и фор
мирование
ответственного к ним отношения;
—организация и
проведение внеклассных мероприятий, направлен
ных
на формирование умений и навыков правового поведения;
—сотрудничество
с правовыми организациями в целях правового
просвещения
учащихся;
—формирование
способности руководствоваться в ситуациях нрав
ственно-правового
выбора мотивами долга, совести, справедли
вости;
—изучение
биографий выдающихся граждан своей страны — патри
отов
и борцов за Отечество;
—развитие
патриотических чувств учащихся через организацию и
проведение
внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм
на
практике, а не на словах;
—организация
встреч с представителями общества — истинными
гражданами
своей страны;
—демонстрация
примеров проявления молодежью, школьниками
гражданской
позиции и мужества, патриотизма;
—поощрение
учащихся, проявляющих гражданскую позицию, му
жество
и героизм;
—активное
сотрудничество с социумом и общественными органи
зациями
по развитию гражданской позиции учащихся;
—привлечение
учащихся к работе в общественных организациях,
—формирование
культуры проявления гражданской позиции
Формы
внеклассной работы.
—тематические
классные часы, спецкурсы;
—встречи с
представителями правовых структур, органов правопо
рядка;
—посещение
воинских частей, музеев боевой и трудовой славы,
встречи
с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами сроч
ной
службы;
—конкурсы,
викторины по правовой тематике;
—праздники
получения паспорта, дня Конституции;
—интерактивные
игры, дебаты, дискуссии патриотической и пра
вовой
тематики; дискуссии на тему «Я имею право
на...»;
- конкурсы
и концерты, посвященные правовой тематике;
—походы,
праздники, часы общения, посвященные правовой теме.
—читательские
конференции по правовой тематике.
Традиционные
мероприятия для классных руководителей:
—изучение
гражданской позиции педагогов, занимающихся воспи
танием учащихся;
—просвещение
педагогов по проблемам формирования гражданс
ко-правовой позиции учащихся, ;
—разъяснение
педагогам необходимости:
а) учета
интересов учащихся в понимании проблем гражданско-правовой
позиции общества,
б) терпеливого
разъяснения учащимся позиции страны в вопро
сах формирования гражданско-правовой
позиции членов общества;
в) создания условий для выбора
г) избегания ситуаций навязывания взрослым своего мнения ученику.
д) использования
конкретного материала, способствующего фор
мированию положительных эмоций, эмпатии и интереса к про
блемам прав и гражданственности,
е) ответственного отношения к материалам сомнительной ценно
сти, тенденциозности,
односторонности, националистической
и шовинистической направленности,
ж) учета возрастных особенностей и уровня осведомленности уча
щихся в подборе и использованию
материалов воспитательного
характера,
з) создания
эмоционального контакта с учащимися для положи
тельного воздействия на его душу и
сердце:
—демонстрация
учащимся достижений в этом направлении, беско
рыстного
отношения и участия учащихся в мероприятиях правовой и гражданской
направленности;
—поощрение
учащихся, внесших свой вклад в проявление собствен
ной
гражданской позиции и показавших высокий уровень правовой и гражданской культуры;
—поощрение
педагогов, уделяющих большое внимание в воспита
тельной работе по этому направлению;
—исследование
уровня гражданской позиции учащихся школы, при
влечение
родителей к обсуждению вопросов воспитания граждан
ственности
и правовой культуры;
—сотрудничество
с учениками должно быть организовано на осно
ве следующих принципов: классный руководитель не запрещает,
а
направляет; классный руководитель не управляет, а сотруднича
ет на равных; классный руководитель не принуждает, а убеждает;
классный руководитель не командует, а организует; классный ру
ководитель
не ограничивает, а предоставляет свободу выбора;
классный
руководитель не ищет слабые стороны, а развивает силь
ные
стороны.
ПРАВА РЕБЕНКА Анкета для учащихся
Уважаемые
ребята! Вам предлагается самим оценить наличие у Вас прев школе и дома и
высказать мнение об их выполнении. Считаем, что серьезность и откровенность при
ответах помогут в дальнейшей работе Вам, учителям и Вашим родителям.
1. Как ты считаешь, есть ли у тебя права?
а) да
б) нет
в) не
знаю
г) никогда
об этом не думал
2.
Назови документы, где определены права ребенка:_______________________
3.
Как ты считаешь, где выполняются твои права
а) в
школе
б) дома
в) в
школе и дома
г) где-то еще______ :________________________________________________________
4. Кем чаще
всего нарушаются твои права (выбранное подчеркнуть)
директором
школы, завучем школы, учителем по предмету, классным
руководителем,
мамой, папой, бабушкой, дедушкой, отцом, отчимом,
братом,
сестрой, одноклассниками, никем не нарушаются, никогда об
этом
не думал.
5. Какие права
ребенка считаешь самыми важными?
Проставь
порядковые номера в начале строки:
право
на получение бесплатного образования;
право
на уважение чести и достоинства и неприкосновенности
личности;
право на выбор, в каком классе учиться (выбор учебной
программы);
право
на охрану твоего здоровья;
право
на возможность выбора кружка или секции для занятий после
уроков;
право
на выражения собственного мнения,взглядов и убеждений в
школе;
право
на выражение собственного мнения в семье (что купить, что
одеть, когда
вернуться с прогулки);
право на
выбор профессии;
право на
оценивание урока любого учителя в школе.
6. Считаешь ли ты, что кроме прав у тебя должны быть обязанности?
а) да
б) нет
в) не
знаю
г) никогда
об этом не думал
Перечисли
свои обязанности______________________________________
7. Как чаще
всего нарушаются твои права (выбранное подчеркнуть)
бьют, унижают, оскорбляют, что-то еще_______________________________
8. Как ты
считаешь, где права ребенка часто нарушаются?
а) в
школе i
б) в
семье
в) вне
школы
г) не знаю
д) никогда
об этом не думал
9. Считаешь ли ты, что твои
права часто зависят от материального
достатка в семье?
а) да
б) нет
в) не
знаю
г) никогда
об этом не думал
Благодарим
за сотрудничество!
Калейдоскоп возможных форм работы с обучающимися.
Клубы:
«Юный правовед».
«Человек и закон»
«Твои гражданские
права».
«Юный избиратель»
Праздники:
День примирения и
согласия.
День Конституции.
Всемирный день
призывника.
Международный день
толерантности.
Всемирный день
ребенка.
День защитников
Отечества.
День победы.
Международный день
защиты детей.
День России.
День молодежи.
Устные журналы:
«Береги честь с
молоду»
«Очевидное
–невероятное»
«Отрасли права».
Диспуты:
«Знаешь ли ты закон?»
«Каким бы ты хотел
видеть наше общество?»
«Преступление и
наказание».
«Если твоя правда
несет зло…»
«Если твоя ложь несет
благо…»
Игры:
«По каким правилам мы
живем?»
«Твои гражданские
права»
«Выборы президента
школы»
Вечера:
«Весы Артемиды»
«Орден Закона»
«Торжественное
вручение паспортов»
Викторины:
«Личность и закон»
«Для чего принимаются
законы»
«Основные отрасли
права»
Беседы:
«Роль права в жизни
человека»
«Право выше власти»
«Конституция России –
основной закон государства»
«Гражданин – человек
свободный и ответственный»
Встречи:
С представителями
правоохранительных органов «Закон и ответственность»
«Моральный долг и
совесть человека. В чем они проявляются?»
С представителями
органов власти местного самоуправления.
Выпуск правовых
стенгазет и журналов.
Формы работы с
родителями.
Родительские
собрания, лектории, конференции, индивидуальные консультации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.