Главная / Классному руководителю / Программа воспитания и социализации подростков "Я расту".

Программа воспитания и социализации подростков "Я расту".

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено

на заседании ШМО

___________.

«___»___________2014г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________.

«___»___________2014г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ООШ № 20

___________

«___»____________ 2014г.















Программа воспитания и социализации подростков

"Я расту"



Срок реализации: 2014-2019гг

Возраст детей: 11-16 лет

Автор программы:

Царькова Наталия Алексеевна

учитель русского языка и литературы

г.Новокуйбышевск

2014г.

Пояснительная записка

От правильного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа.

Дж. Локк

Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

Каждый ребѐнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде

всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать подростка на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.

Вид программы: модифицированная

Общее количество часов-102, из них 68часа направлено на духовно-нравственное воспитание учащихся, 34 часа направлено на общекультурное воспитание учащихся.


Цель программы

Целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы

Задачи воспитания и социализации подростков определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам основного образования. Они предусматривают:

5-7 классы: - формирование у подростка толерантности и культуры межэтнического общения, уважения к языку – культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание подростка, активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, осознанного выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

8-9 классы: - воспитание социально активного, уважающего закон и правопорядок гражданина, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

-формирование личности подростка умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике, ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;

-формирование компетенции вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов, уважать других людей;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, осознанного выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

Отличительные особенности программы

Программа составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Реализация данной программы осуществляется через системно-деятельностный подход.

Данная программа рассчитана на 5 лет-2013-2018гг., состоит из двух частей согласно возрастных особенностей учащихся основной школы:

5-7 классы-2013-2016гг.

8-9классы- 2016-2018гг.

Особенности возрастной группы детей

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнкапереходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели.

Ожидаемые результаты:

  • Сформированность основных нравственных качеств личности учащихся;

  • Повышение уровня воспитанности обучаемых;

  • Рост социальной активности учащихся;

  • Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;

  • Развитие ученического самоуправления;

  • Рост числа победителей и призеров конкурсов, соревнований и смотров, конференций;

  • Отсутствие отрицательной динамики по успеваемости и качеству знаний;

  • Отсутствие отрицательной динамики по правонарушениям и преступлениям среди учащихся;

  • Активное участие учащихся класса в школьных мероприятиях (интеллектуальных, творческих, спортивных);

  • Отсутствие отрицательной динамики по состоянию здоровья учащихся;

  • Активное участие родителей в решении вопросов школьной жизни;

  • Позитивное отношение родителей к школе;

  • Самоопределение учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования;

  • Высокий уровень внеурочной занятости учащихся

Уровень результатов работы по программе:

В ходе реализации программы планируется достижение обучающимися в течении первых 3х лет воспитательных результатов второго уровня — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом. А в последствии и третьего уровня результатовполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную (выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции, проекты и т.д.)

Принципы реализации программы.

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности:

соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного

мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип успешности: в процессе коллективной творческой деятельности

развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои

способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребѐнка к самосовершенствованию.














Сентябрь


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (1)

Воспитание социальной ответственности и компетентности. (2)

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. (3)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. (4)

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. (5)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) (6)

Работа с родителями

ПДД

1-5

Классный час «День Знаний»

Выбор актива класса «Мы выбираем, нас выбирают»

Оформление классного уголка, визитной карточки классного города.


Вводный инструктаж по ТБ.

Урок безопасности.

Беседа «О режиме дня пятиклассника»

Оформление уголка здоровья

Беседа «Мое рабочее место»




8-12

История герба г.Новокуйбышевска


Тренинг «Я себя контролирую»


«Дежурный по школе».

Беседа (подготовка учащихся к теме предстоящей экскурсии в музей)


Кч «Виды транспортных средств. Классификация транспортных средств».


15-19

Классный час «День Российского Флага».

Конкурс стихов.

Участие в общешкольной конференции.



Кч «Дело человеком славится»

Экскурсия в музей города по теме из цикла «Там на неведомых дорожках»



22-26



Просмотр фильма «Чучело».

Участие в «Дне здоровья»

Конкурс сочинений «Мой безопасный маршрут в школу»


Родительское собрание «Мы-шестиклассники».


Кол-во часов - 16

Октябрь


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (1)

Воспитание социальной ответственности и компетентности. (2)

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. (3)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. (4)

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. (5)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) (6)

Работа с родителями

ПДД

29.09-3.10


Подготовка к празднику «День учителя»

Участи в акции «Образование для всех»


Коллаж «Моя комната».


Организация горячего питания.

Кч «Обязанности пассажира. Порядок перевозки детей».


13-18

Экскурсия в музей города «Родословное древо г. Новокуйбышевска»


Тренинг «Мои поступки»

Кч «Урок гигиены-моя внешность»




Занятость во внеурочное время.


20-24



Игра «Я – дома ,я -в школе, я- среди друзей».


















Тренинг «Как стать успешным».

Беседа (подготовка учащихся к теме предстоящей экскурсии в музей)

Праздник «Моя дружная семья»


27-31

Сочинение «Улица, на которой я живу».

Участие в «Неделе государства»

Беседа по книге Н,С,Лескова «Христос в гостях у мужика».

Игра «Полезные привычки».

















Кол-во часов - 16





Ноябрь


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (1)

Воспитание социальной ответственности и компетентности. (2)

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. (3)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. (4)

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. (5)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) (6)

Работа с родителями

ПДД

3-7

Кч «День народного единства»

Презентация «Интересные личности в истории школы».


Анкетирование «Что я ем».

Кч «Трудовые династии нашей семьи»


.


10-14

Дискуссия «Почему плачут матери?»

Трудовой десант (уборка класса и школьной территории)

Кч «День Матери»



Экскурсия «Самара православная»


Кч «Порядок движения транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках».


24-28

Классный час «Твои права и обязанности»


Беседа по книге Л.Н.Толстого «Детство».Нравственный выбор.

Урок-обмен мнениями «Компьютер в моей жизни».



Родительское собрание «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»




Кол-во часов - 12



Декабрь


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (1)

Воспитание социальной ответственности и компетентности. (2)

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. (3)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. (4)

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. (5)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) (6)

Работа с родителями

ПДД

1-5

Классный час «День Конституции». Конституция- основной закон государства.


Беседа «Знакомство с «Азбукой Нравственности» Сухомлинского

1 декабря. Всемирный день борьбы со СПИДом. Выпуск газеты.





8-12




Беседа «Мой иммунитет»

«Подари книге вторую жизнь».


Организация горячего питания.


15-19

Классный час «День Российского Герба»


Беседа «Черная сторона равнодушия».


Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.


Привлечение родителей к подготовке праздника.

Кч «Дорожные знаки и дополнительные средства информации».

22-26


Трудовой десант (уборка класса и школьной территории)


Тренинг «Как противостоять стрессу»

Беседа «Его величество-Хлеб»

Праздничное оформление класса к новому году.

Новогодний калейдоскоп.













29-31


Выпуск газеты «С Новым годом!»




Выход в ДК на ёлку.





Кол-во часов -16

Январь


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (1)

Воспитание социальной ответственности и компетентности. (2)

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. (3)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. (4)

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. (5)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) (6)

Работа с родителями

ПДД

1-10


Подготовка к проведению социального проекта. Выбор темы социального проекта и ее актуальности

Участие в акции «Кормушка».

Презентация с защитой «Фастфуд. Польза или вред».


Конкурс рисунков по произведениям классиков. (Год лит-ры)



13-17

Фильм о первостроителях г.Новокуйбышевска.


Православный праздник «Крещение».

Беседа «Зимние виды спорта»

Дискуссия: «Всегда ли нужна активная жизненная позиция».




20-24

Выпуск газеты ко Дню Защитника Отечества

Конкурс чтецов «Живая классика».

Кч «Что мы ценим в людях»




Организация внеурочной занятости своих детей

Кч «Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожного движения».




Кол-во часов -



Февраль


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (1)

Воспитание социальной ответственности и компетентности. (2)

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. (3)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. (4)

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. (5)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) (6)

Работа с родителями

ПДД

2-6

Беседа «Что такое долг, честь».


Просмотр фильма «Форпост».

Беседа «Как уберечься от гриппа».



Родительское собрание «Телевидение и шестиклассник»


9-13

Участие во всешкольном конкурсе чтецов «День Защитника Отечества»

Кч «День защитника Отечества»

Изучение проблемы социального проекта.

День Святого Валентина.


Беседа «Влияние темперамента на выбор профессии».



Кч «Порядок движения групп детей в городе и за городом».

16-20

Конкурс сочинений «Юность, опаленная войной».



Подготовка к фотовыставке «Родной край»


Посещение театра

Организация горячего питаия.




Кол-во часов - 12

Март


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (1)

Воспитание социальной ответственности и компетентности. (2)

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. (3)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. (4)

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. (5)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) (6)

Работа с родителями

ПДД

2-6

Проведение праздника «Масленица» (праздник на школьном дворе)

Подготовка к празднику «8 марта». Выпуск газеты.



Беседа «О личных качествах профессионала»


Праздник для мам.

Кч «Обязанности водителя велосипеда».

10-13

Презентация «Улицы моего города».


Беседа «Поделись добротой»

«Витамины?!»



Индивидуальные консультации: собеседование с родителями по ситуации; выход в семью по необходимости.


16-20

Беседа «Суд над хулиганством».


«Невидимые враги человека: нецензурные слова»

Акция «Покорми птиц»

Дежурство по школе.




23-27


Конкурс стихов и сочинений о весне.

Просмотр фильма «Притчи».

Кч «Земля наш дом»


Поездка в театр















Кол-во часов - 16



Апрель


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (1)

Воспитание социальной ответственности и компетентности. (2)

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. (3)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. (4)

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. (5)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) (6)

Работа с родителями

ПДД

30.03-03.04

Экскурсия в музей города «Ратные подвиги Новокуйбышевцев в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг»

Акция «Один день без сигарет»


Оформление уголка «Мы против наркотиков»

Беседа «Людей не интересных не бывает»




6-10

День космонавтики.


Просмотр фильма «Щенок».

7 апреля-Всемирный урок здоровья.


Посещение театра


Кч «Железнодорожный переезд. Правила движения по ж/д переезду».

20-24


Работа над проектом.

Диспут «Человеческое достоинство»


Участие в субботнике.


Родительское собрание «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка».


27.04-01.05

Беседа «Уметь слушать и слышать собеседника».


Праздник «Пасха»

кч «Авария на Чернобыльской АЭС»



Анкетирование родителей «Удовлетворенность воспитательным процессом»














Кол-во часов - 16

Май


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (1)

Воспитание социальной ответственности и компетентности. (2)

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. (3)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. (4)

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. (5)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) (6)

Работа с родителями

ПДД

5-8

Кч «Нам дороги эти позабыть нельзя»


Беседа «Коллекция человеческой мудрости»

Проект «Клумба»


Литературно-музыкальная композиция «Костер памяти»



12-15

Беседа «Худой мир лучше доброй ссоры?»


Акция «Детская благотворительность»


Беседа «Что значит-быть полезным людям?»


Организация летнего отдыха в ДОЛ.


18-22


Презентация проекта.


Участие в общешкольном Дне здоровья


Посещение концертов в ДК.


Кч «Итоговое занятие. Тестирование учащихся».

25-29

Линейка «Последний звонок»

Просмотр фильма «Частное пионерское»

Дискуссия «Ответственность и безответственность».


Организация летней трудовой практики на пришкольном участке


Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее»














Кол-во часов - 16

















Программа воспитания и социализации подростков "Я расту".
  • Классному руководителю
Описание:

Пояснительная записка

От правильного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа.

                                                                                          Дж. Локк

Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

Каждый ребѐнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде

всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать подростка на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.

Вид программы: модифицированная

Общее количество часов-102, из них 68часа направлено на духовно-нравственное воспитание учащихся, 34 часа направлено на общекультурное воспитание учащихся.

 

Автор Царькова Наталия Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 496
Номер материала 28866
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓