Главная / Начальные классы / Программа воскресной школы при МАОУ "Лицей № 4"

Программа воскресной школы при МАОУ "Лицей № 4"

hello_html_m249fa0c5.gifhello_html_m249fa0c5.gifhello_html_m249fa0c5.gifМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №4»


Рассмотрено

на научно-методическом совете

протокол № от …

/ ./

201 ….г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

……………………..

« …» ……….201 …

……………………..

Утверждаю

Директор


……………………..

………………………






Рабочая программа

платной образовательной услуги

« Подготовка детей 5-6 лет к школе»


Вид: Дополнительная программа.



Составитель: Л.И.Корягина,

учитель начальных классов.





















Пермь, 2014



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Лицей № 4»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на научно-методическом совете Зам. директора по УВР Директор протокол № от _______/____________./ _______/Иконникова Г.Ф./ « » 2014г. « » 2014 г « ___»__________2014г.






ПРОГРАММА

платной образовательной услуги

Подготовка детей 5-6 лет к школе

Вид: дополнительная программа

Направленность: «Спецкурсы по изучению тем, выходящих за рамки основной общеобразовательной программы»
















Пермь 2014


Пояснительная записка

Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых - родителей и педагогов - на усвоение ребёнком знаний, умений и навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно- нравственному воспитанию и личностному развитию.

Во второй половине дошкольного детства ребёнок уже психологически готов если не к школе, то, во всяком случае, к деятельности учения.

Для ребёнка 5-6 летнего возраста учение - это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Отсюда, вопросы предшкольной подготовки - это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.

Следовательно, образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности. Отбор содержания образования на предшкольной ступени должен обеспечить сохранение самоценности этого периода развития ребёнка, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.

В Стандартах второго поколения отмечается, что современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. «В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа, которые не могут в полной мере создать условия для формирования психологических способностей ребёнка, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника подобающего ведущей деятельности места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, символического образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая психологической готовности к обучению в школе». (Примерные программы начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009).

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям и который предполагает обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не только в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

В связи с этим в МАОУ «Лицей №4» для детей дошкольного возраста предлагается ПДОУ «Подготовка детей 5-6 лет к школе». Программа «Подготовка детей 5-6 лет к школе» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2013г. за №273-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», постановлением правительства РФ от 15.08.2013г №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», Уставом МАОУ «Лицей №4», Положением об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

Главная цель предшкольной подготовки: формирование готовности каждого ребёнка к школьному обучению, создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально- волевой сферы дошкольника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному сотрудничеству.

Задачи:

1.Сохранять и укреплять психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

2.Формировать коммуникативные навыки, произвольность психических процессов.

3.Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей.

При обучении используется учебно- методический комплекс московской Ломоносовской школы (методист серии Н.В. Парамонова), за основу которого взяты авторские разработки по развитию интеллекта Зиганова М.А., математического мышления - С.В.Якушева, по обучению грамоте, счёту и письму И.О. Власик.

Существенной особенностью УМК Ломоносовской школы является то, что в нём заложены межпредметные связи всех учебных курсов.

Результатом всего хода развития является такая подготовка к школе, которая позволит дошкольнику не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Выделяется четыре линии развития дошкольника, определяющие внутреннюю готовность его к школьному обучению:

  • линия формирования произвольного поведения,

-линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности,

  • линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других),

  • линия мотивационной готовности.

Эти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику дошкольного образования. Содержание предлагаемой программы для подготовки детей к школе, включающей разные предметы,обеспечивает

преемственность с программами начальной школы.

Программа построена в соответствии с принципами:

  • доступность (для детей любого уровня готовности к школе);

  • универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников);

  • комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны учителя, чтобы успех ребят переживался ими как радость);

- добровольность (в группы подготовки к школе попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица) заключили договор о предоставлении платных услуг;

-актуальность (использование современных достижений науки; своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей).

Для обучения детей 5 лет используются следующие программы:

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»,

«Познаю мир»,

«Математика для дошкольника»,

«Подготовка руки к письму».

Для обучения детей 6 лет используются следующие программы:

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»,

«Мир вокруг нас»,

«Подготовка руки к письму»,

«Психогимнастика»,

«Математика для дошкольника».

Целью курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» является усвоение детьми коммуникативной функции языка, т.е. использование и восприятие речи в устной форме.

Курс призван обеспечить взаимосвязь изучения родного языка с развитием речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно- нравственных ценностей.

Особенностью курса для пятилеток является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой - предупреждение ошибок в чтении и письме. Задачи обучения:

- воспитывать звуковую культуру речи. Уметь проводить звуко- буквенный анализ, необходимый для обучения ребёнка чтению;

- формировать грамматические навыки речи и обогащать словарь ребёнка;

-развивать речевую деятельность: говорение и слушание (у пятилеток), говорение, слушание, свободное пользование языком в различных ситуациях общения и чтения (у шестилеток);

-развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-обучать печатанию (написание печатными буквами слогов, несложных слов - для пятилеток, слов, предложений - для шестилеток);

-формировать первоначальные навыки чтения (у шестилеток).

Курс «Математика для дошкольника» предназначен для развития математического представления детей дошкольного возраста и накопления детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даёт возможность усвоить ряд математических понятий и отношений.

Задачи обучения:

- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов);

- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);

- научить устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;

- развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь чётко излагать свои мысли;

-развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность, группу фигур, обладающую общим признаком;

-развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память.

Целью курса «Подготовка руки к письму» является целенаправленное формирование и развитие элементарного графического навыка, зрительно- двигательной координации.

Задачи обучения:

- выработать у детей правильную осанку, наклонное расположение тетради на парте, умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании;

- готовить детей к овладению навыком письма, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движения руки;

- развивать зрительное восприятие, произвольное внимание;

»

- познакомить с правилами гигиены письма.

В ходе занятий дети знакомятся с начертаниями печатных больших и маленьких букв, списывают слоги, слова и предложения с образцов (печатным шрифтом).

Курс «Психогимнастика» нацелен на раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи курса:

- развивать чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других;

- вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении;

- развивать творческий потенциал детей;

- обучать приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Курсы «Познаю мир» (для детей 5 лет) и «Мир вокруг нас» (для детей 6 лет) простроены с позиций узнающего мир дошкольника, с учётом присущих детям эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определёнными знаниями. Он позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью, помогает детям понять единство природы и человека.

Целью курсов является расширение и детализация представление детей о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни и формирование навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества.

Занятия по программе «Подготовка детей 5 и 6 к школе» проводятся с 1 сентября по 30 апреля один раз в неделю по субботам в форме урока общей продолжительностью 30 минут, с динамическими паузами на десятой и двадцатой минуте. Перемены между занятиями 10 минут

Продолжительность обучения для детей 6 лет 8 месяцев (один учебный год), общее число занятий - 160 часов, 5 занятий в день; для детей 5 лет -16 месяцев (два учебных года), общее число занятий 256 часов, четыре занятия в день.

Ведущими методическими приёмами на уроке выступают сюжетно- ролевые и дидактические игры и игровые упражнения, беседы, анализ и моделирование заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование, рассказ взрослого и рассказы детей.

Учителя прививают детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности.

Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнять задание с помощью похвалы, положительной оценки, поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.

Для составления объективного представления о каждом ребёнке шестилетнего возраста три раза в течение учебного года проводится мониторинг учебных достижений по всем предметам. (примерная итоговая работа представлена в приложении ). Учителя, курирующие группу, знакомят родителей в индивидуальной беседе с результатами мониторинга, дают рекомендации по устранению выявленных пробелов, организуют консультацию психолога.

ПДОУ «Подготовка детей 5-6 лет к школе» предоставляется на основе серии учебных пособий для детей 5-7 лет Ломоносовской школы - лучшей элитной школы г. Москвы и издательства «Эксмо» под редакцией М.А.Зиганова. Современные технологии сочетаются в них с классическими традициями российского образования. Это позволяет максимально развить возможности ребёнка.



Учебный план.


Количество часов

Учебные предметы

в неделю

в год

в неделю

в год


пятилетки

шестилетки

Развитие речи и

1

32

1

32

подготовка к обучению





грамоте





Математика для дошкольника

1

32

1

32

Подготовка руки к

1

32

1

32

письму





Познаю мир

1

32

-

-

Мир вокруг нас

-

-

1

32

Психогимнастика


-

1

32

Всего

4

128

5

160

Учебно-методический комплекс для пятилеток:

Егупова В.А. Рисую узоры: для детей 4-5 лет. В 2 ч.- М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).

Егупова В.А. Познаю мир: для детей 4-5 лет. В 2 ч.- М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).

Пятак С.В. Узнаю звуки и буквы: для детей 4-5 лет.- М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).

Пьянкова Е.А., Володина Н.В. Начинаю считать: для детей 4-5 лет. В 2 ч.- М.: Эксмо, 2011. (Ломоносовская школа).

Учебно-методический комплекс для шестилеток:

Володина Н.В. Пишу буквы: для детей 5-6 лет. В 2 ч. .- М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).

Егупова В.А. Изучаю мир вокруг: для детей 5-6 лет. В 2 ч.- М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).

Володина Н.В. Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. В 2 ч. .- М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).

Егупова В.А. Хочу читать: для детей 5-6 лет. В 2 ч.- М.: Эксмо, 2009. (Ломоносовская школа).

Пятак С.В. Читаю слова и предложения: для детей 4-5 лет.- М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).

Володина Н.В. Говорю красиво: для детей 6-7 лет. В 2 ч. .- М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).

Мальцева И.М. Готов ли я к школе? Диагностика для детей 6-7 лет: в 2ч. .- М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).





























Приложение 1.

Итоговый тест по математике


1.Запиши в цепочке недостающие числа.hello_html_10b75c22.png




2.Дорисуй ещё несколько лимонов, чтобы их стало больше, чем груш.

hello_html_43bda087.png




3. Сколько спряталось зайчат в кустах? Сколько собак спряталось за забором? Сколько мышек за забором?hello_html_m5da42175.png



hello_html_642283b7.png







зайчат: собак: мышек:


4.Что находится слева от кубика? Обведи

hello_html_m21812556.png






Реши задачи.

5. У Толи 3пары варежек. Сколько варежек на левую руку?

Нарисуй столько кружков.

………………………….












6. Катя задумала число, прибавила к нему 2 и получила число 6. Какое число задумала Катя?

Запиши решение задачи.




=






7.Нужно расставить 6 книг на двух полках так, чтобы на одной полке было на 2 книги больше, чем на другой. Сделай рисунок, изобразив каждую книгу палочкой.

………………

………………


8. Напиши, как зовут каждого мальчика, если известно, что Витя выше Гены, а Гена выше Жени.hello_html_7c1d11ec.png






_________ ________ __________


9. Серёжа купил конверт за 6 рублей. Обведи монеты, которыми расплатился Серёжа.hello_html_m49837177.png




10.Сосчитай, сколько у каждой фигуры углов и сторон, и запиши ответ в клеточки.hello_html_m2f7eafdc.png



hello_html_m692bb2b8.gif





Инструкция к обследованию по выявлению психологической готовности к обучению в школе.

  1. Перед вами 4 кубика. Раскрась кубики так, чтобы желтый был больше зеленого, зеленый больше красного, а синий больше желтого (инструкцию повторить несколько раз).


  1. Сейчас я вам покажу таблицу с картинками. Постарайтесь запомнить как можно лучше каждую картинку и ее место. Затем я уберу таблицу, и вы нарисуете точно такую же у себя, только меньшего размера. Каждую фигуру нужно рисовать на своем месте. (Работаем в квадрате №1, время демонстрации таблицы – 1 минута)


  1. Сейчас я назову вам 9 слов. Вы внимательно послушаете эти слова, и только когда я закончу их называть, нарисуете предметы, которые я называла. Порядок слов может быть любым. (Работаем в квадрате №2, один предмет - в одной клеточке.)

Слова называть через 3 секунды: домик, солнце, треугольник, гриб, звезда, дерево, цветок, яблоко, цифра «5».


  1. Перед вами 2 квадрата из 9 клеточек, одна из клеточек в каждом квадрате пустая. Что должно быть в пустых клеточках? Дорисуй.


  1. а) Перед вами 2 детали. Раскрась одну деталь в синий, а другую в красный цвет.

Эти детали можно составить из трех одинаковых квадратов.

Раздели каждую деталь на три одинаковые квадрата.

Б) из этих двух деталей (синей и красной) сложи две такие фигуры.


  1. Перед вами – треугольник. Радом с ним, справа – маленькие геометрические фигуры. Нужно соединить некоторые из этих геометрических фигур так, чтобы получился такой же треугольник, как слева. Нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми фигурами: нельзя проводить линию между двумя кружочками или между двумя треугольниками, или между двумя квадратиками. Линию можно проводить только между двумя разными геометрическими фигурами. Когда нарисуете треугольник, рисуйте следующую фигуру. Правило остается тем же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми геометрическими фигурами.















hello_html_m692bb2b8.gif

Программа воскресной школы при МАОУ "Лицей № 4"
  • Начальные классы
Описание:

 

Пояснительная записка

 

Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых - родителей и педагогов - на усвоение ребёнком знаний, умений и навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно- нравственному воспитанию и личностному развитию.

 

Во второй половине дошкольного детства ребёнок уже психологически готов если не к школе, то, во всяком случае, к деятельности учения.

 

Для ребёнка 5-6 летнего возраста учение - это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Отсюда, вопросы предшкольной подготовки - это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.

 

Следовательно, образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности. Отбор содержания образования на предшкольной ступени должен обеспечить сохранение самоценности этого периода развития ребёнка, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.

 

Автор Корягина Людмила Ивановна
Дата добавления 08.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1550
Номер материала 6736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓