Главная / Классному руководителю / Программа волонтерского движения МОУ гимназия №1

Программа волонтерского движения МОУ гимназия №1





















Программа

волонтерского движения





















Ярославль 2014











Паспорт

Программы волонтерского движения МОУ гимназии №1 на 2014-2015 гг.

Наименование Программы

Программа волонтерского движения

Основание разработки программы

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты

Заказчики Программы

Родители, педагоги, обучающиеся

Цели и задачи Программы

Цель:

развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).

Задачи:

формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;

сформировать сплоченный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения;

установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтерского движения;

вовлекать школьников в социальную практику;

предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал;

сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим;

оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;

утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;

повышать уровень знаний подростков о здоровом образе жизни;

создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.

Основные направления деятельности Программы

Программа предполагает работу по следующим направлениям:

социальное патронирование детских домов, пожилых людей, инвалидов;

педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);

спортивная, туристическая и военная подготовка;

интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий);

досуговая деятельность (организация свободного времени молодёжи);

трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

оказание помощи ветеранам и пожилым людям (совместно с социальными службами города);

ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремёсел);

информационное обеспечение;

экологическая защита.

Ожидаемые результаты реализации Программы

В ходе реализации программы ожидается:

формирование у молодёжи высоких нравственных качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

участие в акциях;

создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;

формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.


Критерии и показатели достижения результатов

Критерии эффективности реализации программы:

  • число постоянных волонтеров в организации;

  • количество волонтерских групп;

  • активно работающие волонтеры (% от общего числа зарегистрированных волонтеров);

  • разработка и внедрение проектов;

  • участие во всероссийских акциях;

  • количество проведенных волонтерских акций, мероприятий;

  • узнаваемость организации и волонтеров;

  • удовлетворение волонтеров от программы;

  • число нуждающихся, получивших услуги волонтеров;

  • позитивные отзывы получателей услуг и партнеров;

  • количество публикаций в СМИ;

  • процент привлеченных дополнительных средств.

Сроки и этапы реализации Программы

2014 -2015 гг.


Исполнители Программы

Коллектив гимназии № 1



Введение

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Общее, что их объединяет — добровольность. Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики. Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы. Говорить сегодня о волонтерском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - безвозмездно помогать людям.

Что такое волонтерство сегодня? Волонтерство (добровольчество) – это единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала. Волонтерство - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. В настоящее время необходимо скоординировать усилия гимназии, внешкольных учреждений, детских общественных объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Программа «Волонтёрское движение» преследует основную идею - воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Анализ ситуации в гимназии

В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.


О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы.


Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.


Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.


Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.


В школьном образовании накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты, субботники, шефская помощь, – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.


Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы. Когда в Ярославле получило распространение волонтерство, гимназисты принимали участие в акциях и программах добровольческого Центра в организации «Молодой Ярославль», у истоков которого стоял Михаил Жуков. Два года назад в рамках «Молодого Ярославля» появился добровольческий отряд. Гимназисты принимали участие в его социальных проектах, акции «Весенняя неделя добра», проекте «Даешь добро!».

Также ежегодно в городе проводится «Фестиваль добрых дел». Его организует департамент мэрии г. Ярославля. В рамках Фестиваля гимназисты проводят благотворительные ярмарки и концерты.

Департамент по делам молодежи реализует проекты, активными участниками которых становятся гимназисты (Всероссийский конкурс «Спорт и волонтеры»).

Лучшие проекты реализуются молодежным информационным центром через программу «Мой выбор».

Таким образом, можно видеть, что волонтерское движение развивается в Ярославле, существуют ряд уровней и центров, в деятельности которых гимназисты принимают активное участие.

Проведенное анкетирование показало, что большинство гимназистов считают, что организовывать благотворительную деятельность необходимо (65%). Для организации помощи необходимо знать, где в гимназии она нужна. Мы собрали такую информацию:

  1. Для организации образовательного процесса. Гимназии порой не хватает не только денег, сколько рабочих рук. Поэтому требуется волонтерская помощь учеников при уборке территории и классов, техническая помощь при работе с компьютерами, организация внеклассных мероприятий.

  2. В гимназии требуется помощь структурным подразделениям библиотеке, архиву, музею. Музей, например, не может обойтись без благотворительности, так как пополняется за счет дарения предметов музейного значения.

  3. Пополнение фондов библиотеки учебниками и художественной литературой.

  4. Воспитательная работа в школе. Часто проводятся мероприятия, концерты, праздники, при подготовке которых используется помощь учеников-волонтеров для установки оборудования, украшения зала.

  5. Необходимость модернизации и оснащения предметных кабинетов, школьного буфета, спортивного зала, медицинского кабинета.

Достаточно большой процент учащихся (10%) не знают, как помочь гимназии, а по представлению 30% учащихся благотворительной деятельностью должны заниматься родители и учителя. Почти треть учащихся не задумывались, как часто нужно участвовать в благотворительности. Конечно, каждый участвует индивидуально, а в гимназии необходимо предложить перечень дел, который позволит удовлетворить различные вкусы и темперамент, используя уже имеющийся опыт проектов, поручений, инициатив.

Для успешной реализации программы волонтерского движения в гимназии созданы следующие условия:

  • создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

  • функционирует система дополнительного образования;

  • разработана система традиционных общегимназических мероприятий и творческих проектов;

  • развивается музейная работа;

  • развивается школьное ученическое самоуправление;

  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс воспитания.


Почему гимназисты становятся волонтерами? Причины могут быть разными, и вот основные:


  • Самое главное - благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.

  • Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.

  • Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.

  • Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.

  • Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.

  • Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.

  • Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.

  • Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами - то это выход. Есть проблемы с общением - иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.

  • Досуг. Время можно тратить двумя способами - с пользой и без. Первый вариант - это волонтерское движение.

  • Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.

  • Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.

  • Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером, и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и оригинальность.

  • Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ - поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и т.п.




Основные направления волонтерской деятельности


Основными направлениями волонтерской деятельности в гимназии являются:


  • разработка и реализации проектов, программ, акций и др., призванных актуализировать приоритетные направления волонтерской деятельности;

  • разработка и утверждение планов координации деятельности волонтерских отрядов (групп), волонтеров, осуществляющих свою деятельность;

  • создание системы взаимодействия участников волонтерского движения в гимназии, районе, городе, области, стране;

  • разработка и проведение конкретных мероприятий, направленных на реализацию отдельно взятых программ;

  • взаимодействие с государственными органами и общественными молодежными объединениями и организациями, заинтересованными в волонтерской деятельности;

  • подведение итогов по результатам проделанной работы за определенный период времени, а также обмен опытом работы отдельных волонтерских отрядов (групп), участников волонтерского движения;

  • информирование населения через средства массовой информации о целях и задачах своей деятельности, о мероприятиях, проводимых в рамках разработанных программ, проектов.



План деятельности по реализации программы

Критерий

Показатель

Результат

Мероприятия

Ответственные

Гуманитарные, гражданские, образовательные акции

Получение социального опыта

Участие в социальных проектах, акциях

Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление демократических норм жизни

Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, сбор книг, игрушек для детских домов, защита творческого проекта «Подари радость», акция «Забота», «Георгиевская ленточка», «Спасибо деду за победу», поисковая работа «След войны в твоем доме», «Подарок любимой маме», «Моему Учителю посвящается…»

Заместитель директора по УВР, организатор, классные руководители, психолог, волонтерский отряд

Программа формирования здорового образа жизни

Просветительская работа с учащимися, профилактика правонарушений, пропаганда ЗОЖ

Овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими пользоваться технологиями здорового образа жизни

Обеспечение внутренних условий: установок, потребностей, способностей, ответственности;

Формирование представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье:

- рациональная организация режима дня, учебы и отдыха;

- правильное питание, полезные продукты

- влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье

- навыки релаксации

- основные компоненты культуры здоровья

Проведение классных часов, обучающие занятия с волонтерами, интерактивные игры, разработка агитационных фляеров, буклетов, памяток, презентаций, конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде курения», проведение спортивных соревнований «Хорош в строю – силен в бою», участие в Международном дне отказа от курения», подготовка волонтеров к взаимодействию с подростками группы риска, овладение игровыми методиками


Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классные руководители, психолог, волонтерский отряд

Экологическая программа «Чистый дом»

Мониторинг, получение социального опыта

Участие в социальных проектах, акциях

Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление демократических норм жизни

Уборка территории школы, территории детского дома №2 г. Ярославля, участие в городской акции «Чистый город», в Международном дне птиц, конкурс рисунков и плакатов «Мы за чистый город», «Биржа остатков (отходов)», Экологическая карта Фрунзенского района,

Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классные руководители, психолог, волонтерский отряд

Программа «Мир своими руками»

Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей

Участие в социальных проектах, акциях

Получение навыков эмоционального и творческого самовыражения, реализации своего эмоционального и интеллектуального потенциала через творчество

Театральные, художественно-прикладные мастерские, постановка и демонстрация спектаклей, изготовление предметов декоративно-прикладного творчества, оформление выставок, участие в фестивалях

Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, классные руководители, психолог, волонтерский отряд

Программа помощи бездомным животным «Добрые руки»

Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей

Участие в социальных проектах, акциях

Гуманное отношение к животным

Сбор средств для содержания животных в приюте, выгул собак, социализация животных, помощь в выборе будущих хозяев, помощь в проведении фотосессий животных


Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагог-психолог, волонтерский отряд

Программа «Здоровые дети - шанс на семью»

Адаптация детей с нестандартным поведением, коррекция поведения

Интеграция детей с психосоматическими отклонениями в современное общество

Психическое здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, минимизация отклонений в поведении ребенка

Диагностика детей, выявление причин отклоняющегося поведения, подбор индивидуальных корректирующих мероприятий, проведение тренингов и мастер-классов для родителей детей с нестандартным поведением, выезд в зимние и летние оздоровительные лагеря для укрепления здоровья, оснащение кабинетов психолога и медицинского кабинета современным оборудованием для релаксации и коррекции внимания, памяти, координации движений.


Заместитель директора по УВР,социальный работник, медицинская служба, классные руководители, педагог-психолог, Управляющий Совет, волонтерский отряд

Программа «Помощь семьям в трудной жизненной ситуации»

Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей

Кураторство семей, находящихся в состоянии развода, одиноких родителей, малообеспеченных семей, опекаемых детей

Психическое здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, материальная, психологическая, методическая помощь семьям

Регулярное посещение семьи, профилактическая работа, помощь по методике «работа со случаем» волонтеров, психологов и юристов


Заместитель директора по УВР,социальный работник, классные руководители, педагог-психолог, волонтерский отряд



Ожидаемые результаты

На уровне общества:

  • развитие волонтерского движения и потенциала добровольчества как ресурса развития гражданского общества и укрепления общественно государственного партнерства в решении социальных проблем;


  • нравственное оздоровление нации, сохранение и укрепление человеческих ценностей, формирование чувства общности;

  • повышение доверия общественности к благотворительным организациям;

  • активизация участия общества в благотворительных акциях и проектах;

  • поддержка имиджа Российской Федерации, как социально ориентированного государства.


На уровне гимназии:

  • создание условий для социально-значимой деятельности волонтеров, организация площадки для взаимодействия в системе общественных отношений и объединения единомышленников;

  • создание, разработка принципов, механизмов и технологий работы с волонтерами, кураторами и лидерами групп;

  • создание развивающих педагогических условий, способствующих эффективной социализации воспитанников;

  • содействие формированию общества равных возможностей, в первую очередь, в молодежной среде;

  • подготовка кадрового потенциала для социальных служб и госструктур.

На уровне гимназистов:


  • формирование высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

  • формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

  • получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

  • овладение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

  • формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

  • участие в акциях;

  • организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;

  • формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.






Приложение 1


ПОЛОЖЕНИЕ

об организации добровольческой (волонтерской) деятельности в МОУ гимназии №1


Настоящее Положение устанавливает основы организации, правового регулирования волонтерской деятельности в учреждении образования (далее - МОУ гимназия №1), определяет формы и условия реализации данного движения в ученической среде.



1. Основные положения и понятия.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (1948г.); Конвенцией о правах ребенка (1989г.); Всеобщей Декларацией Добровольцев (2001г.); Конституцией РФ (ч. 4 и 5 ст. 13, ч.2 ст. 19, ст.30); Гражданским кодексом РФ (ст. 117); Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ от 30.07.2009г. № 1054-р; ФЗ от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; ФЗ от 28.06.1995г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; ФЗ от 11.08.1995г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», 1.2. Основные понятия добровольческой (волонтерской) деятельности:

Добровольческая (волонтерская) деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на безвозмездное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

Добровольцы (волонтеры) - люди, осуществляющие практическую деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.

Добровольческая организация - некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты.

Благополучатели - физические или юридические лица, получающие помощь добровольцев (волонтеров).

Добровольческие ресурсы - совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы (волонтеры).

Система поддержки социального добровольчества - комплекс мер и мероприятий, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов.


2. Цель и задачи добровольческой (волонтёрской) деятельности

Цели:

· Формирование у молодого поколения активной гражданской позиции;

· создание условий для развития добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся;

· развитие волонтёрского движения в России;

· улучшение благосостояния общества;

· распространение идей и принципов социального служения среди населения;

· получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

· удовлетворение личностно значимых, социально позитивных потребностей.

2.1. Задачи:

· вовлечение учащихся в социальную практику;

· предоставление возможности проявить себя, реализовать свой потенциал;

· развитие созидательной активности;

· формирование кадрового резерва;

· обучение учащихся определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;

· получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;

· замещение асоциального поведения социальным;

· гуманистическое и патриотическое воспитание.


3.Направления и формы добровольческой (волонтерской) деятельности

3.1. Основными направлениями добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся являются:

· социальное патронирование детских домов, пожилых людей, инвалидов;

· медицинская помощь (службы милосердия в учреждениях здравоохранения);

· педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);

· спортивная, туристическая и военная подготовка;

·интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий);

· досуговая деятельность (организация свободного времени молодежи);

· социальное краеведение;

· трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

·оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым людям (совместно с социальными службами поселений)

· экскурсионная деятельность;

· ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);· информационное обеспечение;

· экологическая защита.

3.2. Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов добровольческой (волонтерской) деятельности.

3.3. Формы добровольческой (волонтерской) деятельности:

разовые мероприятия и акции; проекты и гранты; целевые программы; конференции; круглые столы; конкурсы; фестивали; профильные смены в лагерях; благотворительные сезоны; постоянная работа.

4.Участники добровольческой (волонтерской) деятельности

4.1. Участниками добровольческой (волонтёрской) деятельности может стать любой учащийся гимназии, принимающий на себя статус волонтёра, осуществляющий безвозмездную деятельность.

5. Порядок организации добровольческой (волонтерской) деятельности

5.1.Организация добровольческой (волонтерской) деятельности происходит по инициативе обучающихся с привлечением родителей, педагогов и представителей общественности.

5.2. Приказом директора школы назначается ответственное лицо, ответственное за организацию добровольческой (волонтёрской) деятельности.

5.3.Обязанности ответственного за организацию добровольческой (волонтёрской) деятельности:

· организует работу по формированию банка данных волонтеров;

· формирует перечень направлений и форм работы волонтерской деятельности в школе;

· организует работу по взаимодействию и сотрудничеству с комитетами, учреждениями; предприятиями, организациями города;

· организует работу и осуществляет контроль по регистрации участников добровольческой (волонтерской) деятельности на сайте гимназии;

· организует деятельность по приему заявлений на выдачу «Личной книжки волонтера» в соответствии с установленной формой;

·организует пропагандистскую, информационную, консультативную деятельность по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности с привлечением СМИ, информационных ресурсов, наружной рекламы;

· представляет аналитический материал об итогах добровольческой (волонтерской) деятельности в гимназии.

6. Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности

· Солидарность с принципами и целями добровольческой (волонтерской) деятельности.

· Добровольность - каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению.

· Безвозмездность и сознательность - труд волонтера не оплачивается.

· Добросовестность - волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца.

· Социальная значимость - востребованность и соответствие актуальным потребностям общества.

· Личностная значимость - добровольческая деятельность должна носить значимый характер для личностного развития добровольца (волонтера), способствовать удовлетворению личностно значимых, социально позитивных потребностей и должна учитывать индивидуальные особенности добровольцев (волонтеров).

· Законность - деятельность добровольца (волонтера) не должна противоречить законодательству Российской Федерации.

7. Основания для приобретения статуса добровольца (волонтера)

· Принятие целей, принципов волонтерской деятельности;· Намерение активно участвовать в волонтерской деятельности;

· Согласие родителей (законных представителей) на участие обучающегося в добровольческой деятельности.

8. Права и обязанности волонтера

8.1.Волонтер имеет право:

· на получение личной книжки волонтера;

· на выбор добровольческой деятельности, которая отвечает его личным потребностям и интересам;

· на получение необходимой информации для выполнения поставленных перед ним задач;

· на безопасные условия труда;

· вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности;

· на признание и благодарность за свой труд;

· на получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач;

· отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины);

· прекратить свою волонтерскую деятельность.

8.2. Волонтер обязан:

· четко и добросовестно выполнять порученную ему работу;

· знать, уважать и следовать целям и принципам организации;

· не разглашать сведения, носящие в организации конфиденциальный характер;

· следовать инструкциям, выданным ему во время прохождения инструктажа;· беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией;

· представлять отчет о работе ответственному лицу;

· выполнять правила внутреннего распорядка, организации;

· уведомить ответственное лицо о своем желании прекратить волонтерскую деятельность.

9. Поощрение волонтеров

За свою работу волонтеры и Организаторы волонтерской деятельности могут поощряться в следующих формах:

- награждение грамотой, дипломом, благодарностью, памятным подарком;

- подготовка публикации о достижениях участника волонтерского движения, видеофильма, сайта и др. о лидерах волонтерского движения;

- участие в выездных семинарах, профильных сменах, туристических поездках и т.п.








Приложение №2


ПОЛОЖЕНИЕ О волонтерском отряде (группе) МОУ гимназии №1


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Волонтерский отряд (группа) - это добровольное объединение учащихся, которое бескорыстно (без извлечения прибыли) выполняет социально-значимую работу.

1.2. Волонтерский отряд (группа) призван(а) воспитывать учащихся в духе гуманного отношения к людям, защищать их жизнь и здоровье, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.

1.3. Направлениями деятельности волонтерского отряда (группы) могут быть:

- поддержка различных социальных категорий населения;

- сервисная помощь;

- экологическое направление;

- пропаганда здорового образа жизни и т.д.

1.4. В своей деятельности волонтерский отряд (группа) руководствуется Положением о волонтерской деятельности МОУ гимназии №1, Правилами внутреннего учебного распорядка, Уставом МОУ гимназии №1, а также другими нормативными правовыми актами и положениями международного законодательства и законодательства РФ.



2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ


2.1. Целью волонтерского отряда (группы) является развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).

2.2. Основными задачами являются:

- поддержка ученических инициатив;

-содействие всестороннему развитию учащихся, формированию у них активной жизненной позиции;

-расширение сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости учащихся;

- вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.



3. ПРИЕМ В ЧЛЕНЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА (ГРУППЫ)


3.1. Членами волонтерского отряда (группы) могут быть учащиеся, успешно выполняющие учебную программу, которые добровольно изъявили желание работать в составе отряда (группы), признают и соблюдают данное Положение.

3.2. Прием в члены волонтерского отряда (группы) производится на общем собрании волонтерского отряда (группы).



4. ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНА ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА (ГРУППЫ)



Волонтер обязан:


-знать и соблюдать цели, задачи и принципы своего отряда (группы) и укреплять его авторитет;

- четко и добросовестно выполнять свои обязательства;

-посещать занятия, обучающие семинары, тренинги и т.д. для повышения уровня своей подготовленности к волонтерской деятельности.



5. ПРАВА ЧЛЕНА ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА (ГРУППЫ)



Волонтер имеет право:

- осуществлять свою деятельность исходя из своих устремлений, способностей и потребностей, если она не противоречит Законодательству РФ, Конвенции по правам человека, Конвенции по правам ребенка, интересам МОУ гимназии №1, данному Положению;

- вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности в отряде (группе), организации, с которой он сотрудничает;

-участвовать в управлении волонтерским отрядом (группой) через деятельность в органах самоуправления;

- получать вознаграждение и признательность за свою деятельность;

-пользоваться атрибутикой и символикой отряда, утвержденной в установленном порядке;

- на создание ему необходимых условий труда, обеспечения ему безопасности, защиты законных прав и интересов во время работы. Условия труда волонтера должны соответствовать требованиям действующего законодательства и нормативных документов, регулирующих данный вид деятельности;

- прекратить деятельность в отряде (группе), уведомив о прекращении своей волонтерской деятельности не менее чем за две недели.



6. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА (ГРУППЫ)



Руководитель волонтёрского отряда (группы) имеет право:

- предлагать члену волонтёрского отряда (группы) изменить вид деятельности;

- отказаться от услуг волонтера при невыполнении им своих обязательств;

- требовать от волонтера уважительного отношения к партнерам, клиентам, имуществу волонтерского отряда (группы);

- требовать от волонтера отчета за проделанную работу;

- поощрять труд волонтера.



7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВА ВОЛОНТЕРСКИМ ОТРЯДОМ (ГРУППОЙ)


7.1. Руководитель волонтерского отряда (группы):

- организует деятельность волонтерского отряда (группы);

-отвечает за сохранность и использование имущества, переданного волонтерскому отряду (группе) в пользование;

- обеспечивает в рамках своей компетенции создание безопасных условий труда и быта для участников волонтерского отряда (группы);

- обеспечивает соблюдение мер дисциплинарного воздействия и поощрения, предусмотренных данным Положением, по отношению к членам волонтерского отряда (группы).

7.2. Лидер совместно с руководителем организует деятельность волонтёрского отряда (группы):

- способствует формированию позитивного морально-психологического климата в отряде (группе);

- способствует личностному творческому росту волонтеров; развитию и максимальной реализации их общественной активности; формированию социально ориентированной внутриотрядной организационной культуры;

- осуществляет информационное обеспечение жизнедеятельности волонтерского отряда (группы);

- организует продуктивный, творческий досуг членов отряда и их взаимодействие во внерабочее время.

7.3. Руководитель волонтерского отряда (группы) несёт персональную ответственность за психологический климат и безопасность членов отряда.





Приложение 3

Заповеди волонтеров:


1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

3. Помни, что твоя сила и твоя ценность — в твоем здоровье.

4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.


Правила деятельности волонтера:


1.Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

2.Будь генератором идей!

3.Уважай мнение других!

4.Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!

5.Обещаешь – сделай!

6.Не умеешь – научись!

7.Будь настойчив в достижении целей!

8.Веди здоровый образ жизни!


Кодекс волонтеров:

1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!

2. Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше!

3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: глупо — самим причинять себе вред!

4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется!

5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле!

6. Снова и снова скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!»

7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование!

8. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение!

9.Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!







Программа волонтерского движения МОУ гимназия №1
  • Классному руководителю
Описание:

В МОУ гимназии №1 в 2014-2015 учебном году реализуется проект "Волонтерский отряд". В апреле 2014 года был создан волонтерский отряд "Улыбка", руководителем которого я являюсь.  Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.

Программа волонтерского движения включает в себя основные этапы реализации, виды, результаты волонтерской деятельности.

Автор Прозуменщикова Елена Сергеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1440
Номер материала 40895
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓