Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности театр

Программа внеурочной деятельности театр

Комитет по образованию Завьяловского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Глубоковская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района»



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Заместитель по УВР Директор школы

______ Ю.В. Зорина ______ Е. В. Бондаренко ______ И. А. Шнель

31 мая 2014 года 31 мая 2014 года 31 августа 2014 года









Рабочая программа

Внеурочной деятельности

Театр «Улыбка»

1 – 4 классы



Сроки реализации программы

2014 -2015 учебный год



Учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

Литвинова Эльвира Александровна





Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.


                      Николай Васильевич Гоголь.

Пояснительная записка

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение

Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:

1 класс -  33  ч (1 занятие в неделю)

2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

4  класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

Продолжительность занятия – 30-40 минут.

Количество учащихся в группе – 8-15 человек.

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое  воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Цель программы


- воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

- помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.

-эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

- раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  1. игра

  2. беседа

  3. иллюстрирование

  4. мастерская

  5. инсценирование

  6. посещение спектакля

  7. работа в малых группах

  8. актёрский тренинг

  9. экскурсия




Отличительными особенностями и новизной программы являются:

  • принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

  • принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);

  • принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

        Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

  Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся  с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно,  все возможно.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.

Основные задачи работы с детьми

  1. Активизировать ассоциативное и образное мышление.

  2. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

  3. Воспитывать зрительскую культуру.

  4. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

  5. Поддерживать стремление детей к самостоятельности.

  6. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.

  7. Развивать и совершенствовать творческие способности детей.

  8. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.

  9. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.

  10. Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.

  11. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).

  12. Расширять представления детей об окружающей действительности.

  13. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.

  14. Учить действовать на сценической площадке естественно.

  15. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.

  16. Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.

Ожидаемый результат

Предполагаемые умения и навыки детей:

  1. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

  2. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

  3. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

  4. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

  5. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  6. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  7. Умеют составлять диалог между сказочными героями.

  8. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Первый год обучения

  1. -Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.

  2. - Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.

  3. -Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных кукол.

  4. Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.

  5. Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.


Второй год обучения:

  1. Умение логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста.

  2. Умение работать с куклой на ширме и без неё.

  3. Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.

  4. Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.

  5. Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.


Третий и четвёртый годы обучения:

  1. Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.

  2. Понимание смысла изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним, умение передать это зрителям.

  3. Умение передать характер персонажа голосом и действием.

  4. Умение работать с куклами различных систем

  5. Умение работать с куклой на ширме и без неё.

  6. Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.

  7. Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.

  8. Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.




Содержание программы (1-4 класс, 135 часа)


Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся научатся:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества





Тематическое планирование программы


Тема занятия

Кол-во час

Деятельность на уроке


1 класс, 33 часа



Театральные подмостки.


1

Вводное занятие. Виды театра.

1

Знакомство детей с историей театра.

2-3

Театр снаружи и внутри.

2

Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»…

4

Художественная мастерская

1

Изображение здания театра.

5-6

Зритель в театре.

2

Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат».

7-8

Театральные профессии

2

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель…)

9-13

Виды театральных кукол и способы управления ими.

5

Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими.

14

Художественная мастерская театра.

1

Изображение понравившейся театральной куклы.

15-16

Понятие «кукловод».

2

Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы.

17-18

История одной куклы.

2

Просмотр фильма про Буратино

19-20

Художественная мастерская Папы Карло

2

Изображение героев сказки «Буратино». (Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла , Карабас-Барабас)

21-22

Творческая мастерская.

2

Изготовление простых кукол-перчатки.

23

Просмотр видеофильма кукольного театра.

1

Посещение или просмотр театральной постановки.

24-25

Театры разных стран.

2

Презентация о театрах. Видеоролики.

26-27

Театры города Самара.

1

Знакомство с театрами своего города.

Просмотр видео о театрах. Презентация.

28

Художественная мастерская

1

Изображение фантастического театра кукол.

29

Театральная игра «Приходи сказка»

1

Викторина по сказкам.

30-31

Литературный час « Сказка приходит ночью»

2

Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков.

32-33

Скороговорка. Конкурс чтецов.

2

Культура и техника речи.




2 класс, 34 часа



Сцена и актёры.


1

Вводный урок.

1

Знакомство детей со сценой театра.

2

Сказитель Оле Лукойе

1

Знакомство с существом, которое показывает детям сны.

3-6

Сцена и её виды.

4

Знакомство с разновидностями сцен.

7

Конкурс чтецов.

1

Декламировать скороговорки на публику.

8-10

Виды театральных постановок

3

Знакомство с театральными постановками

11-12

Знакомство с понятием «ширма».

2

Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой.

13-16

Знакомство с понятием «декорация».

4

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.

17

Первичные навыки работы с ширмой.

2

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.

18-21

Мастерская декорации

4

Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.)

22-25

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

4

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

26-28

Театральная игра

3

Репетиция и инсценирование басни Крылова «Ворона и лисица» на сцене.

29-31

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

32-34

Театральная игра. Подведение итогов.

3

Репетиция и инсценирование сказки «Золотая рыбка» за ширмой.


3 класс, 34 часа



Театр начинается с вешалки.


1

Вводный урок. Мир театра снаружи.

1

Знакомство с театральными буднями, реквизитами.

2-4

Касса и билеты.

3

Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль.

5-8

Афиша.

4

Знакомство, планирование и изготовление афиши.

9

Посещение театра кукол.

1

Посещение театральных постановок в городе.

10-12

Мастерская кукол. Бумажная сказка.

3

Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой

13-15

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

16-18

Мастерская декораций.

3

Оформление спектакля: изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации.

19-20

Театральная игра

2

Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за ширмой.

21-22

Театральный видеосалон .

2

Просмотр сказки-спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения.

23

Встреча с актёрами театра кукол.

1

Беседа с актёром о работе в театре.

24-25

Интонация

2

Знакомство и умение использования интонации при передачи текста.

26

Театральный видеосалон

1

Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения.

27-29

Мастерская кукол. Пластилиновый мир.

4

Создание основ и заготовок для кукол.

30-34

Мастерская кукол. Папье-маше.

4

Изготовление простейших объёмных кукол, для игры за ширмой


4 класс, 34 часа



Весь мир — театр, а люди в нём актеры.

1

Кому - таланты, кому - поклонники.

1

Вводный урок. Знакомство с творческой труппой.

2-3

Театр теней.

2

Пальчиковые игры. Световое решение.

4-5

Музыка и театр.

2

Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам..

6-7

Звуки и шумы.

2

Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля.

8-9

Театральный видеосалон .

2

Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». Анализ произведения.

10-11

Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку.

2

Изготовление простейших одежд для объёмных кукол.

12-14

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

15-16

Театральная игра.

2

Репетиция и инсценирование сказки «Репка»

17-18

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

19-20

Театральная игра.

2

Репетиция и инсценирование сказки «Маша и медведь»

21-23

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

24-25

Театральная игра.

2

Репетиция и инсценирование сказки С.Я.Маршак «Дом, который построил Джек»

26-28

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

29-30

Театральная игра.

1

Репетиция и инсценирование сказки «Три поросёнка»

31-33

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

34

Творческий отчет. «Алло! Это театр?»

1

Репетиция и инсценирование сказки «В мире сказок»


Итого

135час






Оборудование (ТСО) для проведения занятий:


  • Интерактивная доска

  • Компьютер

  • Магнитофон

  • Презентации

  • Рисунки и картины по сказкам


Оборудование:


  • Костюмы

  • Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок

  • Краски - акварельные, гуашь

  • Куклы - персонажи

  • Маски

  • Набор для творчества

  • Сценарии

  • Книги со сказками.

  • Ширма.



Методическая литература


  • Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.


  • Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.


  • Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

  • Интернет источник


  • Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.


  • Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.


  • Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.


  • Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.


  • Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, 2000.


  • Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М.: АРКТИ, 1999.

  • Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001;

  • газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;

  • Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.

  • Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.

  • И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010






Приложение


ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧИ ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Тема занятия: « Речь – как средство передачи мыслей и чувств»


Цель занятия: раскрытие значения речи как важнейшего средства общения.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи

2.Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);

3. Развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.

4. Создать атмосферу активности на занятии;

Методическое обеспечение: 4 кубика(20*17) на сторонах которых, располагаются:

1. рисунки кукол: перчаточной, тростевой, марионетки, поролоновой;

2. Надписи: Куклы, ширма, пьеса, речь.

3.Надпись: дыхание, голос, дикция, интонация

4. Надписи: «Риторика – наука, обучающая искусно говорить,

«ритор»- красноречивый человек.

5. Вопросительный знак.

6. Слова К.С. Станиславского: «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим».

Ход занятия

I.Организационный этап

Педагог: Добрый день, ребята! Наше занятие мы начинаем с традиционного полукруга. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу справа и слева. Помните, как поется в знакомой нам песне? (звучит песня) Я буду начинать предложения, а вы его продолжите.

«От улыбке хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернется»


Давайте ребята и мы «поделимся» нашими улыбками со всеми кто находится в нашем кабинете. Повернемся и улыбнёмся им. Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем продолжать наше занятие.

(Обучающиеся рассаживаются на свои места)

II. Основной этап

Педагог: (повторение пройденного материала)

Ребята, вы когда-нибудь играли в кубики? (ответ)

А у кого из вас они были? (ответ)

А для чего вам родители покупали их? (ответ)

Вот и сегодня я предлагаю вам поиграть в кубики. Только вам они помогали: выучить алфавит, научиться складывать и вычитать, познакомиться с животным миром и т.д. А нам наши кубики помогут познакомиться с новой темой. И так, вы готовы познакомиться с моими кубиками? (ответ)

Тогда слушайте условия нашей игры:

Условия: Прошу вас разделиться на четыре команды. Каждая команда получит кубик. На этом кубике вы найдете ответы на мои вопросы. Кубики с ответами мы будем складывать на столе. Команды получите кубики.

Итак, начинаем раскладывать кубики.

Ребята! За тот период, что мы с вами занимаемся, вы немало узнали о кукольном театре. Давайте вспомним:

1. Какие куклы живут в нашем кукольном театре?

(1сторона – дети находят на кубке виды кукол и выкладывают их на столе)

- Почему эти куклы так называются?

- Какие из них относятся к верховым и напольным?

2. А скажите, если бы кто-то из вас решил поставить кукольную сказку, что вам для этого понадобилось? Найдите на кубе.


(2сторона – воспитанники находят ответы: куклы, ширма, пьеса, речь)


Педагог: Тема нашего занятия «Речь – средство передачи мыслей и чувств»


Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да ещё и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на нашу речь. И нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать нашей речью: и переливы музыки и плеск воды, шум деревьев и детский лепет. Речь дает возможность нам поделиться своими переживаниями, радостью, восторгом, печалью. С помощью слов мы общаемся и понимаем друг друга.

«Эка невидаль!» – сказал Мишка. «У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось, да два качается, а я всё равно говорю правильно! Вот послушай: Хыххки! Что, … правда здорово – хыхки! Вот у меня легко выходит: хыхки! Ой, хыхечка зелёная. Боюсь, уколюсь я». Но Алёнка как закричит: «Ты говоришь не правильно. Надо говорить не хыхки, а сыски!»

Догадались, какое слово произносили Миша и Алёнка? (ответ)

Нам кукольникам, приходится много произносить разного текста. Порой встречаются очень трудные слова. Вот попробуйте за мной произнести несколько таких слов:

Взяточничество, тупогубоширокорот, дифференцированный,….

А порой и тексты:

(читать четко, спокойно, выговаривая каждое слово)

«Из – под Костромы, из – под Костромищи, везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

Чтобы справляться с любыми сложностями в нашей речи, надо постоянно тренировать её, развивать и тренировать речевой аппарат, и совершенствовать свойства голоса.

С чего же мы сегодня будем начинать тренировку нашей речи?

Будьте внимательны, я вам буду подсказывать. А помогать мне будет скороговорка «Карл у Клары украл кораллы, ….»

(Педагог делает вдох и произносит скороговорку)

Вопрос: «Что дает силу голосу и помогает мне произнести эту скороговорку?» Найдите на своих кубах. (№ 3- ответ «Дыхание)

Все звуки, произносимые нами, образуются на выдохе.

Поэтому очень важно во время речи уметь правильно дышать.

Правильно дышать – это значит:

а) незаметно для окружающих делать вдох,

б) вовремя «запасаться» воздухом,

в) постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.

Существует 4 типа дыхания:


- верхнее,

- грудное,

- диафрагмальное,

- диафрагмально –рёберное

Упражнение 1 Для отработки дыхания без звука.

-Вдох, выдох/ 2 раза

-«Лепестки роз» – сдуть с ладони воображаемые лепестки.

– «Имя» – Вдох, на длинном выдохе написать своё имя.

- «Художник» – Вдох, на выдохе рисуем любую картинку.

Упражнение 2. Для отработки дыхания со звуком «Звукоподражатель»

- «Самолёты взлетают» – звук «У-У-У»

- «Машины едут» – звук «Ж-Ж-Ж»

- «Ползет змея » – звук «Ш-Ш-Ш»

- «Муха бьется в стекло» – звук «З-З-З»

(Педагог произносит скороговорку то тихо, то громко)

Вопрос: - «Что обладает громкостью, силой, выразительностью?» Найдите на кубах (№3 – ответ «Голос»)

Большую половину времени мы говорим. Если дышим мы автоматически, то голосом мы должны управляем. Красивый голос обладает силой звука, гибкостью, полётностью, тембром, широтой диапазона.

Голосовые упражнения.

«Баюканье» – (убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы) «М»- « Баю, баюшки , баю,

не ложись на краю,

придет серенький волчок

и утащит за бочок….»

«Подсказка» и « На другом берегу» (текст любой пословицы)

- Произнести текст так, как будто вы зовёте кого-то, который находится на другом берегу.

- Представьте, что вы подсказываете своему однокласснику.

(Педагог произносит скороговорку, выговаривая четко и ясно каждую букву)

Вопрос: « Отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков,

слогов и слов в речи. Что это? Найдите на кубах. (№3 ответ-«Дикция»)

Слово «дикция» в переводе с латинского языка обозначает «произношение». Мы будем работать над произношением.

Упражнение 1 «Звукоряд». На выдохе произносить звукоряд.

И БИ БИБ БИ-БИ-БИ – БИП

Э БЭ БЭБ БЭ-БЭ-БЭ – БЭПА БА БАБ БА-БА-БА – БАПО БО БОБ БО-БО-БО – БОПУ БУ БУБ БУ-БУ-БУ – БУПЫ БЫ БЫБ БЫ-БЫ-БЫ – БЫП

Для отработки дикции будем использовать стишки:

Упражнение 2 «Барабанный бой»

Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов, била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов, била бой»

(Педагог произносит текст скороговорки с разной интонацией)

Вопрос: « Ритмико-мелодичное и логическое членение речи. Что это?» Ответ найдите на кубах (№3 – ответ «Интонация»)

Подсказка:

– Наши кукольные герои используют её в своей речи?

Речь идёт об интонации. Интонация делает нашу речь богаче, выразительнее, придает ей индивидуальный характер. Сейчас и вы в этом сами убедитесь.

Задание 1: Произнести с разными интонациями фразу: «Я получил два»

(с утверждением, удивлением, восхищением, со злостью, со страхом, с ленью, с разочарованием, с грустью, с угрозой, с обидой, задумчиво, весело, горестно)

Следующее задание вам подготовили наши куклы. Они прислали вам сундучок, в котором находятся перчаточные куклы и задание.

Задание 2: «Концерт» Произнести от имени кукольного героя детский стишок, используя разные интонации (выполняют задание на ширме)

А знаете ли вы?

Очень давно, 250 лет тому назад, в школе изучали науку, которая учила говорить. Как она называлась? Попробуйте найти на кубике это название (риторика)


Найдите, как риторика учила говорить? (№4 – ответ «искусно»)

(На уроках риторики учили: сообщать, призывать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, приветствовать)

Если риторика учит искусно говорить, то как называли человека, владеющего этой наукой? Найдите на кубе название (№4 – ответ «ритор»)

Как же переводится «ритор» ? (№4 – ответ «красноречивый человек»)

(Он должен уметь говорить: отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, искусно)

Вы видите, как важно для нас кукольников, иметь хорошую, четкую и понятную речь. Но на этом знакомство с речью у нас не заканчиваются. Посмотрите, у каждого из ваших кубов на одной из сторон нарисован вопросительный знак. Каждый из знаков продолжит знакомство с речью на следующих наших занятиях. Один из них познакомит с тембром голоса, другой – с темпом речи, третий – с жестами и мимикой, а четвертый – с артикуляционной гимнастикой (сторона№5)

III. Рефлексия

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Начали мы его с улыбки, а вот какое настроение у вас сейчас – мы узнаем. Каждый из вас получит вот такой рисунок. На нём не хватает одной детали, которая придаст ему, то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце занятия. Ваши рисунки помесите на свободной стороне вашего куба

(Воспитанники рисуют)

IV. Заключительный этап

Педагог:

Закончить наше занятие я хочу словами К.С.Станиславского:

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим.»

«Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво …» (К.С.Станиславский).

(№6 – Педагог переворачивает последнюю сторону кубиков)

На следующем занятии мы продолжим знакомство с речью, а сейчас я вам говорю до свидания.


Примеры театральных игр:


"Существительное - прилагательное". Группа делится на две подгруппы. Участники садятся друг напротив друга на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребенок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: "Солнце - лучистое". Не обязательно ответить правильно, важно придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своем отношении к персонажам. Например: "Муми-мама - теплая".


"Звучащие игрушки". Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие "превращаются " в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения - развитие актерской смелости…


Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи


  • Нашей Юле купили юлу,

Юля играла с юлой на полу.

  • Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Баран Буян залез в бурьян.

  • Наш Полкан попал в капкан.

  • Бобры для бобрят добры.

  • Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

  • Около кола колокола.

  • Съел Слава сало,

Да сала было мало.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  • Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон:

Как в капюшоне он смешон!

  • Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

  • Горихвостка, горихвосточка,

Выгорихвостила горихвостят.

  • Хитрую сороку

Поймать морока.

  • А сорок сорок -

Сорок морок.

  • У Кондрата куртка коротковата.

  • Влас у нас, а Афанас у вас.

  • Скрепи скрепки крестиком.

  • Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

  • Верзила Вавила весело ворочал вилы.

  • Фофанова фуфайка Фефеле впору.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

  • Злое зелье не уйдёт в землю.

  • На дворе — трава,

На траве — дрова.

  • Из кузова в кузов сгружали арбузы.

  • Купила Марусе бусы бабуся,

На рынке споткнулась бабуся о гуся.

  • Не будет подарка у внучки Маруси -

Все бусы склевали по бусинке гуси.

  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У бела быка губа была тупа.

  • Не буду Будду я будить, А буду будоражить Будду.



Конспект занятия кружка «Кукольный театр»

по теме "Интонация и персонаж кукольного спектакля"

«В каждом ребёнке – солнце»

Тема занятия: Интонация и персонаж кукольного спектакля.

Цель занятия: Формировать интонационную выразительность речи у детей.

Задачи занятия:

Образовательные:

- научить понимать эмоции кукольного персонажа, выражать их с помощью интонации;

- обучать исполнительской культуре детей;

- пополнять и активизировать словарь детей;

- вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой.

Развивающие:

- развивать у детей познавательные процессы: внимание, воображение, память и творческий потенциал.

- развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

- развивать коммуникативные качества у учащихся.

Репертуар: сказка Теремок

Оборудование: декорации для кукольного театра: «теремок», дерево, «перчаточные куклы к спектаклю «Теремок»; технические средства: компьютер, слайды сказки Теремок.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит русская народная мелодия (теремок)

Педагог – Сегодня мы отправимся в гости к нашим персонажам сказки «Теремок» и продолжим работать с этой сказкой.

Психологический настрой (спокойное, радостное, грустное) Давайте с вами выберем, с каким настроем начнем занятие.

– Перед вами 3 лица.

– Какое настроение выражает каждое лицо?

Ответ детей (грустное, недовольное, веселое)

- Какое настроение выберем на урок?

- Итак, мы начинаем урок с хорошим радостным настроением и не забудем про интерес и удивление.

Педагог. Дети, что важно уметь актеру-кукловоду?

Ответ детей – (Нужно научиться «оживлять» и «озвучивать» куклу.)

Педагог. И, конечно же, актеру необходимо при озвучивании своей роли четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают нам специальные упражнения – скороговорки. Вспомним, как мы будем произносить скороговорку?

Ответ детей (медленно, проговаривая все звуки в словах, не глотая окончания)

Педагог. А поможет нам в этом Ульяна. Ульяна, читает скороговорку, остальные все вместе тихонько вполголоса хором проговаривают. При этом соблюдая артикуляцию; правильно работают наши губки и язычок.

(Дети произносят скороговорки).

Скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

От топота копыт пыль по полю летит.


Ткет ткач ткани на платье Тане.

(Дети произносят скороговорки).

Педагог. Спасибо, молодцы! Как мы оживляем куклу?

Ответ детей - С помощью рук

Педагог – Чтобы ваши ручки укреплялись и не уставали, а пальчики были подвижными, все вместе сделаем зарядку для наших рук и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика (Музыкальное сопровождение ) Приложение№1

Упражнение №1

Попеременно соприкасаются кончики указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца с кончиком большого. Упражнение выполняется под подвижную музыку, пальцы меняются на сильную долю.

Упражнение №2

Кисть сжимается в кулак и резко разжимается.

Упражнение №3

Для кисти руки, повороты в разные стороны.

Упражнения для плечевых суставов.

Педагог. Спасибо, молодцы. Приступаем к рассмотрению новой темы нашего занятия Интонация и персонаж кукольного спектакля, Чтобы наша маленькая постановка была более яркой и интересной, мы научимся правильно вести диалог, интонацией передавать разное настроение персонажей. Чем ярче и выразительнее будет говорить кукла, тем интереснее будет смотреться наш спектакль. Так что же такое интонация - это повышение или понижение тона голоса при произношении.

Педагог. Например, Какую интонацию в своей речи мы используем?

Ответ детей – Радостно, громко, весело - это значит Восклицательная речь! Удивленно, кого-нибудь спрашиваем – это вопросительная интонация? Обычная наша речь без всяких эмоций – повествовательная речь. Каким тоном речи можно еще говорить?

Ответ детей (ласково, нежно, спокойно, тихо, грубо, громко, медленно, торопливо, сердито.)

Педагог - На примере нашей сказки Теремок, потренируемся применять интонацию к персонажам. Посмотрим, вспомним сказку Теремок и подумаем, с каким настроением подходит каждый персонаж к теремку, и какую интонацию применяет рассказчик к персонажам. Итак, смотрим. (Просмотр слайдов). Приложение №2

Каждый из персонажей подходя к теремку, говорит одну и ту же фразу. Какую?


Ответ детей. (Это, что за теремок, теремок, он не низок не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?)

Педагог. Попробуем эту фразу произнести по-разному. Обратили внимание, каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер, так как у каждого зверька свои характерные особенности. Но чтобы правильно подобрать правильный тон речи, нам надо хорошо понять героев.

Например: мышка – маленькая, серенькая, быстрая, шустрая, говорит торопливо, на высоких нотах. Какой тон разговора выберем для мышки.

Ответ детей: Для мышки (Быстрый, громкий.)

Педагог. Для лягушки. Дети, вы наблюдали, как в природе двигается лягушка.

Ответ детей. (Немного тяжеловата, говорит ниже, нараспев медленно, с остановкой. Разговор спокойный, рассудительный.)

Педагог. Для ежика?

Ответ детей (Более подвижный, может защититься от врагов, говорит уверенно)

Педагог. Петушок

Ответ детей: (Звонкоголосый, Радостно- громко)

Педагог. Зайчик.

Ответ детей (с опаской, удивленно потому что зайчик трусливый.)

Педагог. Волк.

Ответ детей (немного грубоватый)

Педагог. Лисичка

Ответ детей. (хитрый, жалобный, ласковый тон)

Педагог. И последний наш персонаж, это Медведь. Какой он?

Ответ детей. ( Большой, неуклюжий, никого не боится, ведет себя самоуверенно, говорит низко, неторопливо.)

Педагог. И последний вопрос, который я хочу вам задать: Как ведут себя в теремке все животные.

Ответ детей. Гостеприимно, вежливо, культурно.

Педагог. Чему нас учит эта сказка?

Ответ детей. Вежливости, дружбе, взаимопомощи, коллективизму.


Педагог. А теперь приступим к практической части нашего занятия. Попробуем практически проиграть нашу сказку, в речи своей постараемся использовать правильную интонацию, которую мы только что с вами проговорили.

(Дети надевают куклы, исполняют фрагмент сказки «Теремок» голосом выбранного персонажа)

Итог занятия

Педагог – Какие трудности вы испытали при проигрывании сказки?

Ответ детей.

Педагог. С помощью чего оживляются персонажи сказки

Ответ детей (руки, правильно выбранной интонации)

От чего же зависит выбор интонации каждого персонажа сказки.

Ответ детей – ( от характера персонажа)

Сегодня познакомились с темой Интонация, попробовали применить ее к персонажам сказки Теремок, на следующих занятиях будем вырабатывать интонацию.

Педагог – Вам интересно было на занятии? Занятие мы начали с хорошим настроением. Какое настроение у нас с вами в конце занятия? (Дети показывают карточки с изображением мимики лица) Молодцы, спасибо!

Какая самая лучшая награда для артиста?

Дети - Аплодисменты зрителей.

Педагог. - Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг друга.



Урок "Кукольный театр" во 2-м классе по теме: "Занятие по сценической речи"

Цель:

Отрабатывать выразительность, дикцию речи.

Продолжать знакомство с приемами вождения

кукол.

Развивать желание импровизировать, проявлять творческую инициативу

Оборудование: куклы, ширма

Ход урока

1.Артикуляционная гимнастика.

1). И, э, а, о, у, ы сочетания

(М), (Д), (Б), (Р), БР) звуков

2). Изображаем накачивание мяча ( упражнение на дыхание)

Все больше воздуха вбираем в легкие, затем по команде воздух выпускаем. ( показать руками).

3). Работа со скороговоркой.

Купила бабуся бусы Марусе.

медленно

быстро

со сжатыми зубами

четко и громко (дикторы телевидения)

а) если это секрет? ( шепотом)

б) - Как произнести скороговорку, если надо сообщить что именно купила бабуся?

БУСЫ – громче

Кто их купил? БАБУСЯ

Кому? МАРУСЕ

в) Произнести:

Радостно

Удивленно

Обиженно

Зло

С гордостью

Сообщение цели урока.

все эти упражнения, вся речевая разминка нам сегодня понадобится. Мы будем отрабатывать сценическую речь.

3. Новый материал.

1). Что же такое сценическая речь? Зачем она нужна?

Как говорят на сцене актеры-кукольники?

( Как понимают дети)

В нашей речи мы должны будем использовать слова таблички :

до свидания

извините

пожалуйста

будьте добры

спасибо

доброе утро

здравствуйте

Какие это слова ?

А еще какие вежливые слова вы знаете?

3). Разыгрывание ситуаций

а) “Поссорились” ( 2 девочки)

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам!

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала “Не отдам”.

Как вы закончили эту историю?

Правильно, автор так и закончил эту историю.

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу “ Играть давай!”

б) А вот что случилось в одном дворе.

Попал я в дедушку мячом

И закричал: “ А я причем?”

Но досчитав до 30, сказал:

- Ну, дедушка, прости.

Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки?

А как бы извинились вы?

( Даже если вы случайно причинили боль другому человеку, надо обязательно так извиниться, чтобы человеку стало легче после ваших слов).

в). Но всегда ли вы случайно обижаете кого-либо?

Пошел я гулять и в саду по привычке

Я дернул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мать

Меня изловчилась за ухо поймать …

( Разыгрывание)

Какой выход из данной ситуации? ( ответы детей)

Автор стихотворения Н. Юсупов закончил так:

Попробовать, что ли?

В сторонку куда-то “ простите меня”

Я шепнул виновато.

Ступай – улыбнулась, прощаю пока.

И ухо мое отпустила рука.

“ Простите”… Ура!

Убедился я снова,

Какое оно интересное слово!

4). Создание новой серии “ Ну, погоди!”

Куклы: Волк, заяц

Мы выпустили новую серию мультфильма, где Заяц и Волк подружились.

Как вы думаете с чего решил начать Волк ? ( с извинения)

Какое извинение вы бы выбрали на месте Волка? Почему? ( на доске)

Извини меня.

Извини меня, Заяц.

Извини меня, пожалуйста, Заяц.

Извини меня, я виноват

Прости меня, Заяц, за то, что я все время тебя преследовал.

В каких предложениях используются вежливые слова и обращения?

Как Волк объясняет свою вину?

Каким тоном Волк просит извинения?

Заяц тоже хотел бы дружить с Волком. Наверное, он мог бы ответить Волку по-разному. Какой ответ выбрал бы ты?

Почему?

Пожалуйста.

Ну так и быть, Волк.

Ладно, Волк, пожалуйста.

Ну хорошо, тебе всегда не везло.

Я принимаю твои извинения. Тебе всегда больше доставалось, чем мне.

Какие слова Зайца показывают, что он принимает извинение Волка?

Как бы ты ответил Волку?

Какой жест может сделать Заяц, чтобы показать, что примирение состоялось?

5). Разыгрывание детьми ( Каким голосом , тоном говорят Волк и Заяц?)

Закрепление.


1). Послушайте стихотворение, в котором автор пропустил некоторые слова, Попробуйте их угадать. Отвечать громко, четко, выразительно.

Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем.

Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти я не слыша слова “ЗДРАСЬТЕ!”

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была.

На меня он как торпеда налетел из-за угла!

Но- представьте: зря от Вити

Ждал я слова “ Извините!”

Эти слова не простые, они очень дорогие, Почему?

1) - Кто рассказывает?

Кто слушает?

Чтобы было интересно слушать, как надо рассказывать?

А слушать?

3). Сценка “ Золотое яичко

Обмен мнениями о том, кто лучше из артистов :

владеет сценической речью?

А вождением куклы?

Практические упражнения

Инсценировка сказки “Репка”, но герои используют в речи вежливые слова.

Разыгрывание ситуации.

Какие слова извинения, каким тоном и кому ты бы сказал?

Мама спит. Она устала.

Ты громко включил телевизор и мама проснулась.

Прозвенел звонок, начинается урок. Ты торопишься в класс. На пороге ты сталкиваешься

с:

  • учителем

  • одноклассницей

  • другом

3). ”Кто лучше расскажет?”

Русская народная потешка “Идет коза рогатая”

( использовать мимику и жесты).

Представьте себе, что вы ее рассказываете младшим детям:

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая,

Ножками то-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет –

Забодает, забодает, забодает!

6. Игра “Отгадай чей голосок”.

7. Совет друзьям.

Г. Остер дает Вам совет – серьезный или шутливый?

Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов “Пожалуйста”, “Спасибо”

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

8. Дети одевают куклу на руку и дают серьезный ответ друзьям.


Программа внеурочной деятельности театр
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа призвана расширять  творческий потенциал ребёнка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности.

Программа рассчитана на детей 7-11 лет в объёме на 4 года 135 часов.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

- регулятивные;

- познавательные;

- коммуникативные;

- личностные.

В программе содержатся фрагменты конспектов занятий.

Автор Литвинова Эльвира Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1918
Номер материала 47656
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓