Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности «Разноцветная палитра» для учащихся 1 класса.

Программа внеурочной деятельности «Разноцветная палитра» для учащихся 1 класса.

Муниципальное образование Гулькевичский район, х. Тельман

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 х. Тельман муниципального образования

Гулькевичский район Краснодарского края














Программа внеурочной деятельности

«Разноцветная палитра»

для учащихся 1 класса.

Срок реализации программы 1 год.

Возраст обучающихся 7 - 8лет.




Учитель начальных классов

Богуш Татьяна Анатольевна

























1. Пояснительная записка


Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.

Программа кружка «Разноцветная палитра» для учащихся 7-8 лет. В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.

Программа кружка « Разноцветная палитра» (художественно – эстетическое направление) построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас. Программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, содержание программы, ожидаемые результаты реализации программы, методическое обеспечение, календарно - тематическое планирование, список использованной литературы.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область « Изобразительное искусство». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Изобразительное искусство» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра работ происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Разноцветная палитра» направлена на развитие художественно - творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Данная программа призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развивать в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но и в любой другой области жизни человека.

Программа опирается на следующие принципы:

  • «от жизни через искусство к жизни»;

  • целостность и неспешность освоения материала каждой темы;

  • единство восприятия и созидания;

  • непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания;

  • гуманизм в межличностных отношениях;

  • индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания;

  • интеграции интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.

Программа рассчитана на 66часов (2часа в неделю)

Цели:

  • развитие способности к эмоционально ценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.


Основные задачи:

  • Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства

  • Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению

  • Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.

Оснащение кабинета для занятий:

Учебно-наглядные пособия: учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных, декоративно-прикладного и народного искусства.

Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Фотографии с архитектурными памятниками, с изделиями народных промыслов.

Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти…

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Формы проведения:

Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.

2. Тематический план программы .

1класс (66 часов)

п/п

Наименование разделов, модулей, тем

Задание

Всего

часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся


Аудитор

ные

Внеуади

торные


Золотая осень

22



1-2

Лето в произведениях художников

Композиция «Мой отдых летом»

2

2

-


Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.

Лепка фруктов, овощей с натуры, по памяти или по представлению.

Рисование пластилином. Беседы. Рисование на заданные темы. Декоративная композиция.


3-4.

Красота летней и осенней природы русского леса

Беседа. Рисование на заданную тему: «Осень»

2

1

1

5-6

Многоцветие земли в произведениях художников

Нарисуй свой город, поселок, село

2

1

1

7-8

И снова осень к нам пришла

Рисование с натуры осенних листьев. Лепка и рисование пластилином.

2

1

1

9-10

Выставка рисунков « Дары осени»

Отобрать рисунки к выставке

2

2

-

11-12

Украшение.

Декоративная композиция

2

2

-

13-14

Узоры на вазе.

Роспись вазы.

2

2

-

15-16

Форма в живописи и графике

Рисование с натуры натюрморта

2

2

-

17 -18.

Красота родной земли в произведениях графиков

Рисование цветов с натуры

2

1

1

19-20

Богатый урожай

Рисование на заданную тему

2

2

-

21

Филимоновская игрушка

Декоративная композиция по мотивам филимоновской игрушки

1

1

-

22

Готовимся к выставке

Отбор рисунков к выставке

1

1

-


Зимняя сказка


12




23-24

Мы рисуем сказочную птицу

Декоративная работа

2

2

-

Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению.

Рисунки в цвете и карандаше.

Рисование по памяти.

Декоративное рисование.

Выполнение эскизов, украшений для елки.

25

Мы готовимся к рисованию сказки

Выполнение набросков гуся или лебедя по памяти.

1

1

-

26-27

Иллюстрирование рус. нар. сказки «Гуси-лебеди»

1) Рисунок в карандаше.

2) Рисунок в цвете

2

2

-

28

Изображение любимых домашних животных

Рисование по памяти

1

1

-

29.

Гжельская роспись

Вариации по мотивам гжельской росписи

1

1

-

30-31

Чародейка-зима в произведениях художников

Нарисуй картину зимнего леса

2

1

1

32-33

Готовимся к встрече сказки в действительности – праздника Нового года

Самостоятельное выполнение эскизов, украшений для елки

2

2

-

34

Выставка рисунков «Здравствуй, гостья –зима!»

Оформление выставки .

1

1

-


Русские картины


20




35-36

Белокаменные храмы на Руси

Рисование по памяти и с использованием наглядности.

2

2

-

Рисование по памяти, представлению и с использованием наглядности. Рисование на заданную тему.

Декоративная композиция.

Изображение фигуры человека в рисунке и лепке.

37-38.

Зимний пейзаж в произведениях художников

Рисование по памяти и по представлению

2

2

-

39-40

Зимние развлечения с друзьями

Рисование на заданную тему:1)беседа о творчестве И. Шишкина;

2)выполнение рисунка в цвете

2

1

1

41-42.

Лыжная прогулка.

Лепка тематической композиции

2

2

-

43-44

Русские изразцы

Рисунок изразца

2

2

-

45-46

Сказочная печь

Декоративная композиция

2

2

-

47-48.

Русские воины

Рисование по представлению

2

2

-

49-50.

Волшебный мир русского костюма

Декоративная композиция

2

2

-

51-52.

Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Рисование по представлению

2

2

-

53

Украшение деревянных саночек

Декоративная композиция

1

1

-

54.

Выставка рисунков «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Подготовка своей лучшей работы к выставке.

1

1

-


Весенние деньки


12




55-56

Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная.

Рисование по памяти

2

1

1

Рисование по памяти, представлению и с натуры.

Вариации по мотивам народной росписи.

Составление сюжетной аппликации.

Рисование элементов орнамента. Декоративная композиция.

57-58

Космические планеты

Рисование по представлению

2

2

-

59-60

Полхов-майданские игрушки

Вариации по мотивам народной росписи

2

2

-

61-62

Образ доблестного воина .

Рисование по представлению

2

2

-

63-64

Праздничный салют

Составление сюжетной аппликации

2

2

-

65

Цветы нашей Родины

Рисование с натуры или по памяти цветов

1

1

-

66

Элементы растительного орнамента

Рисование элементов орнамента

1

1

-

Итого


66

59

7




3. Содержание программы.


п/п

Перечень

разделов программы

Кол-во

часов

Содержание тем

Требования к знаниям и умениям

1

«Золотая осень»


22

Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.

Лепка фруктов, овощей с натуры, по памяти или по представлению.

Рисование пластилином. Беседы. Рисование на заданные темы. Декоративная композиция.

Знать/понимать

- начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре;

- об основных цветах спектра; - основные жанры и виды искусств;

- художественные росписи по дереву, фарфору, глине;

- об особенностях работы акварелью и гуашью.

Уметь:

- высказывать

высказывать п простейшие суждения о картинах кака картин

2

«Зимняя сказка»


12

Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению.

Рисунки в цвете и карандаше.

Рисование по памяти.

Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки.

Знать:

- основные жанры и виды искусств;

- художественные росписи по дереву, фарфору, глине; - - об особенностях работы акварелью и гуашью

- об основных цветах спектра.

Уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения.

- лепить живо - лепить животных, птиц сост. - составлять простейшие аппликационн композиции

3


«Русские картины»


20

Рисование по памяти, представлению и с использованием наглядности. Рисование на заданную тему.

Декоративная композиция.

Изображение фигуры человека в рисунке и лепке.

Знать: основные жанры и виды искусств;

- художественные росписи по дереву, фарфору, глине;

Уметь:

- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет;

- отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- лепить животных, игрушки;

- составлять простейшие аппликационные композиции.

4


«Весенние деньки»



12

Рисование по памяти, представлению и с натуры.

Вариации по мотивам народной росписи.

Составление сюжетной аппликации.

Рисование элементов орнамента. Декоративная композиция.

Знать:

- основные жанры и виды искусств;

- об основных цветах спектра.

Уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах;

- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет.



Всего:

66




4. Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате обучения по программе кружка « Разноцветная палитра» ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России.

  • понимать значения терминов: краски, палитра, художник, композиция, орнамент, аппликация;

  • названия инструментов, приспособлений.

Уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;

  • сравнивать различные виды и жанры искусства;

  • использовать различные художественные материалы;

  • применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке, декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений искусства;

  • оценки произведений искусства при посещении выставок.

  • составлять цвета и их оттенки;

  • владеть графическими материалами (карандаши, фломастеры), приемами рисования штрихом;

  • изображать человека, животных, растения, явления природы и окружающего мира.


Универсальные учебные действия:

  • самоопределение (личностное): широта диапазона оценок, социальная роль ученика, осознание своих возможностей в учении;

  • мотивация учебной деятельности: интерес к новому, различные способы решения педагогической ситуации, стремление к самоизменению;

  • нравственно-эстетические: решение моральных дилемм, оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральных норм;

  • планирование: определение последовательности действий, соотношение их с планируемым результатом;

  • коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

  • логические: составление плана, определения способа действия; моделирование;

  • кооперация: согласованность усилий по достижению общей цели;

  • интериоризация: способность строить понятные для собеседника высказывания.


5. Формы и виды контроля.

Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных выставок творческих работ, итоговых занятий, игровых мероприятий, участия в школьных и районных конкурсах творческих работ. Итоговые работы выполняются детьми в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце учебного года.

С учащимся в конце года проводится педагогическая диагностика: предлагается сравнить две работы разных промыслов.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения

программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования

творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу

«портфолио».


6. Методические рекомендации.

Занятия по рисованию необходимо стоить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересы и пожелания.

Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

  1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

  2. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

  3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Педагогическая диагностика.

Учащимся в конце года предлагается сравнить две работы разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи.

Цель: выявление полученных знаний, умений и навыков обучающихся, умения различать и выполнять орнамент к заданному виду изученных росписей, выражать свое отношение к русскому народному творчеству.

Диагностика проводится по следующим направлениям:

- определить вид росписи демонстрируемого образца (3-0 баллов);

- описать демонстрируемый вид росписи (2-0 баллов);

- выполнить узор в одном из изученных видов росписи (2-0 баллов);

- выразить свое отношение к одном из изученных видов росписи (2-0 баллов).

Анализ результатов:

От 0 до 3 баллов:

Учащийся не дифференцирует виды росписи. Изученный материал не усвоен.

От 4 до 6 баллов:

Не выражает свое отношение к росписи. Часто полностью копирует роспись. Допускает неточности, путается. Технические навыки средние.

От 7 до 9 баллов:

Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Высокая техника выполнения.


Материально-техническое обеспечение

  • Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.

  • Дидактические игры по мотивам народного творчества.

  • Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;

  • Раскраски по декоративно-прикладному творчеству

  • Демонстрационный материал:

видеофильм "Русские промыслы",

альбомы по народному творчеству,

иллюстрации с изображением жостовских подносов,

таблицы с элементами росписей,

схемы поэтапного рисования различных видов росписей.

  • Краски гуашевые, альбом, картон, кисти, ножницы, клей, линейка, карандаш, ластик.



7. Описание материально – технического обеспечения программы.

п/п

Наименование объектов и средств

материально – технического обеспечения


Количество


1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Список литературы, рекомендуемый для педагогов.


1

Волков Н.Н., Цвет в живописи.- М: Спектр,2009г.

1

2

Сокольникова Н.Н., Основы живописи, основы рисунка.- М: Титул, 2009г.

1

3

Романова И.М. Искусство Жостова.- М.: Россия, 2011г..

1

4

Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.:Центр ВЛАДОС, 2010г..

1

5

Народные художественные промыслы. Уткин П.И., Королева Н.С. Москва. 2004 г.

1


Список литературы, рекомендуемый для детей.


6

Кольнинг А.А. Акварельная живопись.- М.: Малыш, 2010г.

1

7

Маврина Т. Н. Тарарушки - тарарушки.- М. : Малыш, 2010г.

1

8

Гомозоваю Б. Праздник своими руками. _ Ярославль: Академия развития, 2001

1

2.Печатные пособия

1

Журнал «Искусство в школе».


2

Журнал «Начальная школа».


3

Газета « Первое сентября».


4

Журнал «Педсовет».


3.Технические средства обучения

1

Магнитофон

1

2

Компьютер

1

3

Проектор

1

4

Интерактивная доска


4.Экранно – звуковые пособия

1

DVD фильмы


2

Презентации


5.Игры и игрушки

1

Мячик

1

2

Художественные игры

2

6.Оборудование кабинета

1

Компьютер

1

2

Школьная мебель


3

Мультимедийный проектор

1

4

Интерактивная доска

1






Программа внеурочной деятельности «Разноцветная палитра» для учащихся 1 класса.
  • Начальные классы
Описание:

 Программа внеурочной деятельности «Разноцветная палитра»
для учащихся 1 класса.Срок реализации программы 1 год.
Возраст обучающихся 7 - 8лет.

Программа кружка « Разноцветная палитра»  (художественно – эстетическое направление)  построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.  Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.
Программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, содержание программы, ожидаемые результаты реализации программы, методическое обеспечение, календарно - тематическое планирование, список использованной литературы.

Автор Богуш Татьяна Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 896
Номер материала 43776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓