Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова»
г.
Ленинска-Кузнецкого
Юный журналист:
люблю свой край родной
1 - 4 классы
Рабочая
программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Белова Т.В., учитель русского языка
и литературы
Согласовано
на заседании
методического
объединения
протокол от ___________№ _____
руководитель МО
________
Утверждено
Методическим советом
протокол
от ____________№ ________
руководитель МС_________
г.
Ленинск-Кузнецкий
2014
Пояснительная
записка
Рабочая
программа «Юный журналист: люблю свой край родной» составлена в соответствии с
требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», «Концепцией духовно – нравственного воспитания российских
школьников». Программа создает условия для саморазвития младших школьников,
формирования целостного мировоззрения, развития творческих способностей,
свободного владения словом, языком, речью.
Целью программы
по духовно-нравственному воспитанию является формирование у обучающихся
высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, родному
краю.
Задачи:
- прививать любовь и чувство
сопричастности к малой родине (городу, семье, школе);
- воспитывать любовь к родному
языку, культуре и истории своего народа;
- приобщать детей к культурному
наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному
народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- воспитывать любовь к природе
родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать уважительное
отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям,
языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- воспитывать глубокое уважение к
общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и
др.);
- формировать у детей потребности
совершать добрые дела и поступки;
- развивать чувство сопричастности
к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание,
сочувствие, находчивость, любознательность.
Программа
направлена на создание условий для саморазвития младших школьников,
формирования у них целостного взгляда на мир, развитие литературных и
творческих способностей детей, свободного овладения словом, языком, речью.
Актуальность
программы
«Юный журналист: люблю свой край родной» заключается в том, что она помогает в
освоении основной образовательной программы начального общего образования,
соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не
только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит
добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.
В ходе
реализации программы у детей формируются ключевые компетенции, составляющие
основу умения учиться:
●Информационная
(умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для
решения проблем);
●Коммуникативная
(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
●Самоорганизации
(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью,
полноценно использовать личностные ресурсы);
●Самообразования
(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную
траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Программа
предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует
успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой
отдельной личности и государства в целом.
Новизной
программы является то, что она вводит в образовательное пространство понятие
детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает
лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, его ознакомлению с
различными сферами искусства: музыкой, словом, изобразительным искусством,
природой, трудом, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный
спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов
ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со
многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию.
Любовь ребенка к
Родине, родному краю начинается с отношения к самым близким людям – отцу,
матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет,
школе, городу. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,
которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. В этот
период влияние среды на сознание является основой будущего мировосприятия
маленького человека. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает
ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе
родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Неотъемлемой
частью занятий является прослушивание музыкальных произведений. Музыка
различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких
качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство,
самоотверженность. Последовательное ознакомление школьников с произведениями
народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость народа
любой национальности. В результате у детей развивается интерес, любовь и
уважение к своему народу и народам, проживающих на одной территории.
Развитие,
углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием
представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у
ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, к родному селу,
городу.
Беседы на
патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, написанных
детьми, просмотр видео сюжетов о красоте Родины и родного края находят отклик в
творчестве детей. Оно выражается в рисунках, размышлениях, поступках.
Итогом
занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее
эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении
заданий, сострадают, сопереживают неудачам, а также радуются успехам. Они
становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества.
Выделяя
патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной
работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с гражданским,
нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания.
Современная
система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения
учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое
значение в этом приобретает организация информационного образования и
повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы
организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В
связи с этим, данная программа предполагает работу с детскими периодическими
изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с
различными источниками информации, включая умение определять примерное
содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения,
умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В
итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и
продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в
социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств,
повышение культурного уровня, воспитание в себе патриотизма.
Отличительной
особенностью программы «Юный журналист: люблю свой край родной» является
понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек и
качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким
он и будет в своей профессии.
Человек, в
детстве усвоивший высокие понятия добра, красоты, справедливости, честности,
ответственности, сделает их критериями обустройства своей будущей жизни.
Программа «Юный
журналист: люблю свой край родной» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают
большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Это
работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине,
родному краю. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе
формирования нравственной личности, способствуют выработке профессионального
подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя,
оформителя, наборщика, корректора, редактора. По окончании каждого года
обучения издается сборник творческих работ обучающихся.
Участие
детей в целевых объединениях юных журналистов не только развивает их
литературные способности, но и позволяет вести активную работу по внедрению
здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения, способствует
формированию активной гражданской позиции.
Формы
реализации программы
●
Праздники;
● Занятия
журналистских групп;
● Выпуск
стенных газет, экскурсии;
●
родительские собрания;
●
выставки, творческие отчеты;
● выпуск
творческого альбома.
Место
курса в учебном плане
Данная
программа по основам детской журналистики «Юный журналист:
люблю свой край родной» рассчитана на 32
часа (по 1 часу в неделю) в год в 1 классе и 34 часа (по 1 часу в неделю) в год во 2-4
классах. Форма обучения – групповая.
Структура
программы «Мой родной край: истоки журналистики» для учащихся
начальных классов предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными
особенностями учащихся:
1 ступень – 1
класс «Творим красоту»;
2 ступень – 2
класс «Дорога добра»;
3 ступень – 3
класс «Разноцветный мир»;
4 ступень – 4
класс «Детство – замечательная пора».
1. «Творим красоту» - 1-я
часть программы по основам детской журналистики «Юный журналист: люблю
свой край родной» (для учащихся 1-х классов).
2. «Дорога добра» - 2-я
часть программы «Юный журналист: люблю свой край родной» (для учащихся 2-х классов).
3. «Разноцветный мир» - 3-я часть
программы по основам детской журналистики «Юный журналист:
люблю свой край родной» (для учащихся 3-х классов).
4. «Детство – замечательная пора» - 4-я часть программы «Юный журналист:
люблю свой край родной» (для учащихся
4-х классов).
1. «Творим красоту» - 1-я часть программы
по основам детской журналистики «Юный журналист: люблю свой край
родной».
В её содержание легли
теоретические взгляды известных учителей, психологов, мыслителей и философов о
необходимости развития чувства красоты у детей. Поэтому главным этой части программы
является раскрытие понятия красоты как важнейшего условия совершенствования
человека.
Программа позволяет
проявить потенциальные творческие способности детей и направить их на творение
красоты.
Данный курс является
синтетическим, универсальным. Его использование требует от учителя, воспитателя
внутренней доброты, чувства красоты и профессиональных педагогических знаний.
Цель курса – формировать у детей
понятие красоты как основы миропонимания.
Задачи:
• научить ребенка
осознавать себя и мир единым целым;
• учить воспринимать
красоту окружающего мира через синтез слова и образа;
• содействовать
решению задач эстетического воспитания, развития воображения, художественного
вкуса через понимание прекрасного;
• развивать речевую
деятельность через ведение монологов и диалогов;
• воспитывать красоту
внутреннего мира ребёнка через творчество;
• формировать
представления детей о доброте, вызывать стремление совершать добрые поступки;
• учить детей заботе
о других людях, сопереживанию, пониманию;
• воспитывать любовь
к своей Родине, родному краю, стремление сохранить и приумножить красоту родной
земли;
• формировать опыт
взаимоотношений в процессе игры, развивать коммуникативные навыки.
Особенности занятий:
• игра детей в
журналистов;
• проведение хоровой
речевой разминки;
• использование
текстов, где действующими лицами являются дети;
• вопросно-ответная
форма работы, побуждающая к мыслетворчеству;
• сочетание
письменно-речевой и художественной деятельности;
• рукотворчество,
помогающее осознанию понятия «Человек – творец красоты»;
• наблюдения для
словесного описания восприятия природы;
• театрализация
отдельных этапов занятия;
• музыкальное
сопровождение занятий;
• создание коллективной
творческой работы как итога занятия;
• оформление
настенного панно;
• изготовление
индивидуального творческого мини-журнала;
• работа со
словариком добрых слов.
2. «Дорога добра» - 2-я часть
программы «Юный
журналист: люблю свой край родной». Она даёт большие
возможности для формирования у детей целостной картины мира, развития
нравственных качеств. Через все занятия проходит тема понимания ДОБРА как
основы жизни. Курс направлен на воспитание у детей доброжелательности,
отзывчивости, благодарности, любви к близким и своей Родине, родному краю.
Цель: воспитание
нравственных качеств и развитие познавательного интереса к русскому языку.
Задачи
Обучающие:
• познакомить ребят с
детскими периодическими изданиями;
• научить детей
ориентироваться в страничках-рубриках газет, журналов;
• формировать
осмысленное восприятие авторского текста;
• учить понимать
смысл слов, составляя деревья-корнесловы;
• обогащать словарный
запас;
• дать понятие
содержания и смысла текста;
• учить отображать
действительность в символах и образах;
• расширять знания об
окружающей действительности.
Воспитательные:
• способствовать
пониманию ДОБРА как основы нравственных ценностей;
• создавать ситуации
успешности, способствующие формированию у детей положительных эмоций;
• оказывать помощь
детям в преодолении психологических трудностей, в определении своих
возможностей;
• воспитывать чувство
патриотизма, любовь к родному языку.
Развивающие:
• формировать у детей
умение выделять и понимать позитивную информацию;
• способствовать
развитию устойчивого интереса к чтению, любви к красоте русского слова,
культуры речи;
• развивать сенсорные
способности через рукотворчество.
Особенности
занятий:
• работа с
всероссийской газетой-журналом «Добрята»;
• проведение хоровой
речевой разминки, способствующей положительному эмоциональному настрою и
введению в тему занятия;
• применение
вопросно-ответной формы работы, побуждающей к размышлению;
• использование
позитивных текстов;
• работа с
деревом-корнесловом;
• рукотворчество,
помогающее лучшему усвоению материала;
• театрализация
отдельных этапов занятия;
• музыкальное
сопровождение занятий;
• написание
собственных творческих работ;
• оформление
индивидуального творческого альбома «Дорога добра».
3. «Разноцветный мир»
- 3-я
часть программы по основам детской журналистики «Юный журналист:
люблю свой край родной». Материал курса направлен на
понимание красоты мира как творения природы и человека, осознавшего её
благотворное значение.
В течение года дети
учатся писать тексты в различных жанрах.
В качестве образца для
их написания служат творческие работы юных корреспондентов газеты-журнала
«Добрята», в рубриках «Журналистское мастерство» и «Живое слово». Такая работа
способствует практическому закреплению ранее изученных тем.
Итогом работы по каждому
разделу изучаемого курса является коллективно выполненная тематическая
стенгазета. По окончании курса – сброшюрованный или печатный авторский сборник
с иллюстрациями, собранный из написанных за год материалов.
Цель: развитие
личностных и ценностно-смысловых компетенций через журналистское творчество.
Задачи
Обучающие:
• познакомить
детей с газетными жанрами: заметкой, зарисовкой, отзывом, интервью, репортажем;
• научить
писать в газетных жанрах: зарисовки, заметки, отзывы;
• научить
различать и применять выразительные средства языка: эпитеты, сравнения;
• научить
писать по принципу: «Вижу, слышу, чувствую, пишу»;
• дать
понятие содержания и смысла текста;
• научить
иллюстрировать тексты;
• познакомить
с основами макетирования;
• научить
оформлению творческого альбома;
• научить
делать стенгазету.
Развивающие:
• развивать
навыки осмысленного восприятия текста;
• развивать
творческое мышление;
• развивать
навыки письменной речи;
• обогащать
словарный запас;
• развивать
эмоционально-образное восприятие мира;
• развивать
слуховое восприятие;
• развивать
мелкую моторику рук;
• развивать
наблюдательность, воображение, умение видеть красоту;
• развивать
литературные и творческие способности.
Воспитательные:
• формировать
представление о добре, отзывчивости, честности, смелости, справедливости;
• воспитывать
любовь к красоте русской речи;
• воспитывать
чувство патриотизма;
• воспитывать
умение видеть и чувствовать красоту и гармонию мира;
• воспитывать
чувство такта, уважение к собеседнику;
• воспитывать
ответственность за свои слова и поступки;
• воспитывать
чувство радости труда;
• формировать
активную жизненную позицию.
Особенности занятий:
·
проведение хоровой речевой разминки, способствующей положительному
эмоциональному настрою на занятие;
·
вопросно-ответная форма работы, побуждающая к размышлению;
·
использование позитивных текстов;
·
работа с деревом-корнесловом;
·
наблюдения на улицах города для описания восприятия природы;
·
рукотворчество, помогающее глубокому усвоению материала: рисование,
вырезание, изготовление поделок;
·
оформление индивидуального творческого альбома «Разноцветный мир»;
·
создание коллективной творческой работы как итога занятия;
·
театрализация отдельных этапов занятия;
·
музыкальное сопровождение занятий.
4. «Детство –
замечательная пора» - 4-я часть программы «Юный журналист:
люблю свой край родной». Темы занятий, предложенные для
изучения в четвёртом классе, побуждают детей к размышлению о значимости
окружающего их мира, необходимости совершенствования себя, своего внутреннего
мира, наполняя его красотой и добротворчеством.
Изучая курс «Детство –
замечательная пора», юные журналисты расширят знания о таких газетных жанрах,
как заметка, отзыв, зарисовка. Дети научатся различать виды и особенности этих
жанров. Вопросы-подсказки, опорные схемы, словесные заготовки помогут детям в
написании работ более глубоких по содержанию и красивых по изложению.
На занятиях дети
учатся оформлять информационные листки, делать стенгазеты, создавать «Уголок
юного журналиста», красочно оформлять каждую творческую работу для авторской
книги.
Цель: создание условий для
развития интереса к самосовершенствованию и самовыражению через собственное
литературное творчество.
Задачи
Обучающие:
• расширить знания об
особенностях газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
• закрепить умение
писать зарисовки, заметки, отзывы;
• учить писать
интервью, репортажи;
• учить анализировать
текст, определять его смысл и тему, подбирать заголовок;
• вырабатывать умение
переводить устную речь в письменную;
• познакомить с
основами редакторской правки;
• отрабатывать навыки
макетирования газетной полосы;
• учить делать
тематическую стенгазету;
• учить оформлять
странички авторской книги;
• учить работать в
команде.
Развивающие:
• развивать
коммуникативные компетенции (речевые умения и навыки, взаимодействие и
сотрудничество);
• развивать
информационные компетенции (отбор, обработка, оформление материала);
• развивать
наблюдательность, воображение;
• развивать
эмоциональную отзывчивость, умение передавать в тексте свои чувства;
• развивать
пространственное воображение.
Воспитательные:
• воспитывать
нравственные качества;
• воспитывать
патриотические чувства;
• учить этике
общения;
• формировать
эстетический вкус.
Особенности
занятий:
• проведение хоровой
речевой разминки, способствующей положительному эмоциональному настрою и
введению в тему занятия;
• применение
вопросно-ответной формы работы, побуждающей к размышлению;
• использование
позитивных текстов;
• написание
собственных творческих работ в изучаемых газетных жанрах;
• наблюдения на улице
для описания восприятия природы;
• оформление страниц
авторской книги;
• театрализация
отдельных этапов занятия;
• музыкальное
сопровождение занятий.
Предполагаемые
результаты реализации программы
Личностные
результаты
Развитие
нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование
межличностных отношений.
Познавательные
универсальные учебные действия
Получение
знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями
русских композиторов, композиторов родного города, художников, народных
умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, родном крае,
заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов.
Овладение первоначальными оформительскими навыками.
Регулятивные
универсальные учебные действия
Обучение
планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей
деятельности и деятельности сверстников.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Организация
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отрабатывать умение слушать
и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору
информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных
творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение
владению диалогической и монологической речью.
Интеллектуально-когнитивный
компонент
Устойчивый
интерес обучающихся к истории Родины, к народным традициям, культуре, родному
языку.
Эмоционально-чувственный
компонент
Любовь к
своему краю, своей семье, близким людям, глубокое переживание за родной город,
страну, гордость за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством,
уважительное отношение к другим народам, их обычаям и традициям.
Деятельностно-практический
компонент
Сознательное
участие ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях,
жизни города, школы, класса.
Содержание
программы. 1 класс
Мир родного
края и человек (8 ч.)
Красота
окружающего мира родного края, человека, результатов его труда. Профессия -
журналист. Детские газеты и журналы. Учимся наблюдать за природой родного края:
видеть, слышать, чувствовать. Многообразие мира. Значимость творческих дел.
«Словарик Добрых слов».
Я выражаю
красоту (6 ч.)
Взаимосвязь
мыслей, слов и деятельности человека. Влияние мыслей на человека.
Мыслетворчество. Красноречие. Вежливые слова. Профессии и результаты труда.
Создание мини-журнала.
Внутренний
мир человека (10 ч.)
Сердечные
качества. Сердечное общение. Доброта - красота в действии. Дерево добра.
Красота
художественного образа (6 ч.)
Образы и
творческая деятельность людей. Образы в живописи, музыке, танцах. Красота
художественного творчества.
Обобщение
(2 ч.)
Образ
красоты. Красота космоса. Красота внутреннего мира человека. Вселенная добра.
Содержание
программы. 2 класс
Кто такой
журналист (4 ч.)
Детские
периодические издания. Рубрики. Состав редакции. Человеческие и
профессиональные качества журналиста.
Слова – корабли
мыслей (3 ч.)
Добрые
мысли – добрые слова и поступки. Главная мысль в тексте. Эмоциональное
воздействие слова. Ответственность журналиста.
Жить -
добро творить (4 ч.)
Мир и
человек. Добро – основа жизни. В мире прекрасного. В культуре – свет и радость.
Культурный человек. Радость – созидательная сила.
Зимняя
сказка (5 ч.)
Учимся
наблюдать. Слова с корнем «снег». Роль новостей в жизни человека. Слово – средство
познания культуры. Традиции народов Сибири. Праздник «Коляда». Символы
новогоднего праздника. Цикличность природы.
Родная
земля. Кузбасс. (5 ч.)
Понятия
«Родина», «Отечество» и «малая родина». Город, в котором я живу. Человек – дом
– Вселенная. Былинные герои. Подвиг. Жить – Родине служить.
Мамин
праздник (1 ч.)
Мама –
источник жизни. Матрёшка – символ матери. Подарок маме.
Живая душа
природы (3 ч.)
Учимся
наблюдать. Животные – помощники человека. Домашние питомцы. Воздействие музыки
на человека. Музыка природы. Композиторы города.
Мир науки (2 ч.)
Человек и
космос. Что такое загадка. Дело науки – служить людям.
Твори добро другим во благо (7 ч.)
Тайна
сказки. Язык символов. Цветок желаний. Чистые мысли – здоровый организм. Ритм –
основа жизни.
Содержание
программы. 3 класс
Введение (2 ч.)
Профессиональные и
человеческие качества журналиста. Понятие жанра. Основные газетные жанры:
заметка, зарисовка, отзыв. Их краткая характеристика.
Газетный жанр -
зарисовка (7 ч.)
Определение газетного
жанра – зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улицах города. Литературные
заготовки. Эпитеты и сравнения. Выстраивание текстов, редактирование.
Заголовок (1 час)
Заголовок – отражение
темы текста. Назначение заголовка. Виды заголовков.
Основы макетирования
(2 ч.)
Составление
графического макета. Приемы макетирования.
Слово - помощник
журналиста (2 ч.)
Мысль – основа слов и
поступков. Формулирование мысли и ее письменное оформление. Слова, передающие
красоту природы родного края и человеческих отношений.
Иллюстрирование (3
час)
Тема текста и
отражение ее в рисунке. Картины родной природы.
Выпуск стенгазеты (2
ч.)
Назначение стенгазеты.
Выбор и оформление заголовка стенной газеты. Подбор, распределение материала. Зимняя зарисовка. Природа Земли Кузнецкой.
Дарим радость (1 час)
Значимость подарка,
его позитивное воздействие на человека. Новогодний подарок.
Газетный жанр -
заметка (3 ч.)
Определение газетного
жанра – заметки. Работа по памятке. Виды заметок: информационная и
художественная. Заметка-размышление. Работа со словарем.
Газетный жанр - отзыв
(2 ч.)
Определение газетного
жанра – отзыва. Работа по памятке. Написание отзыва по схеме. Отзыв по заметке.
Письмо другу.
Дорогой героев (1 час)
Значение слов
«Подвиг», «Герой». Герои родного края. Заметка-размышление по плану-вопроснику.
Новости (2 ч.)
Вопросы новостей.
Новость одной строкой. Сбор новостей в школе. Написание информационной заметки
при помощи основных вопросов.
Подготовка к изучению
интервью (1 час)
Экскурсия в библиотеку,
литературный клуб «Парус» г.Ленинска-Кузнецкого. Встреча с поэтами Кузбасса, г.
Ленинска-Кузнецкого. Беседа, составление интервью. Работа со словарем.
Вопросы-помощники для написания заметки.
Этика журналиста (5
ч.)
Добро как основа
жизни. Нравственные качества журналиста. Ответственность за слово.
Заметка-размышление.
Содержание
программы. 4 класс
Этическая
культура журналиста (4 ч.)
Этика
журналиста. Внешний и внутренний мир человека. Значение чтения. Мир – источник
знаний. Целостное восприятие мира.
Создание
авторской книги (3 ч.)
Создание и
оформление авторской книги: рукописный и компьютерный варианты.
Газетный
жанр - зарисовка (3 ч.)
Определение
газетного жанра – зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улице родного
города. Работа со словарём. Написание зарисовки.
Газетный
жанр - отзыв (4 ч.)
Определение
газетного жанра – отзыва. Работа по памятке. Отзыв на увиденное, прочитанное.
Написание отзыва. Письмо-отзыв другу.
Подготовка
и выпуск стенгазеты (4 ч.)
Газета – итог
творческой журналистской деятельности. Подбор, распределение материала.
Макетирование тематических страниц.
Газетный
жанр - заметка (3 ч.)
Определение
газетного жанра – заметки. Работа по памятке. Виды информационной и
художественной заметок, их особенности. Написание заметки в школьную газету.
Оформление
Уголка журналиста (1 час)
Подбор
материала. Изготовление рисунков-декораций. Изготовление букв по трафарету.
Газетный
жанр - интервью (5 ч.)
Определение
газетного жанра – интервью. Работа по памятке. Виды интервью. Правила ведения
интервью с прохожим. Встреча с интересным человеком города (поэтом). Написание
интервью. Редактирование интервью.
Газетный
жанр - репортаж (3 ч.)
Определение
газетного жанра – репортажа. Работа по памятке. Особенности репортажа. Репортаж
с места события. Написание репортажа. Редактирование репортажа.
Подведение
итогов (4 ч.)
Основные
газетные жанры. Их особенность. Вручение авторских книг.
Тематический план.
1 класс
№
п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Характеристика
основных видов деятельности обучающихся
|
1
|
Мир родного края и человек
|
8
|
Составление «Словарика
добрых слов»
|
2
|
Я выражаю красоту
|
6
|
Создание
мини-журнала
|
3
|
Внутренний мир человека
|
10
|
Создание дерева
добра
|
4
|
Красота художественного образа
|
6
|
Создание
собственных образов в живописи, музыке, танцах
|
5
|
Обобщение
|
2
|
Иллюстрации
|
Тематический план.
2 класс
№
п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Характеристика
основных видов деятельности обучающихся
|
1
|
Кто такой журналист
|
4
|
Чтение и
изучение детских периодических изданий
|
2
|
Слова — корабли мыслей
|
3
|
Игра
со словами
|
3
|
Жить – добро творить
|
4
|
Иллюстрации
|
4
|
Зимняя сказка. Традиции народов Сибири
|
5
|
Символы праздников
|
5
|
Родная
земля. Кузбасс
|
5
|
Иллюстрации
|
6
|
Мамин
праздник
|
1
|
Подарок маме
|
7
|
Живая
душа природы. Музыка природы. Композиторы города
|
3
|
Иллюстрации
|
8
|
Мир
науки
|
2
|
Сочинение
загадок
|
9
|
Твори
добро другим во благо
|
7
|
Цветок желаний
|
Тематический план.
3 класс
№
п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Характеристика
основных видов деятельности обучающихся
|
1
|
Введение
|
2
|
Чтение и
изучение детской прессы
|
2
|
Газетный жанр – зарисовка. Наблюдения
на улицах города.
|
3
|
Литературные
заготовки
|
3
|
Заголовок
|
1
|
Виды заголовков
|
4
|
Основы макетирования
|
2
|
Составление
графического макета
|
5
|
Слово – помощник журналиста
|
2
|
Формулирование мысли
и ее письменное оформление
|
6
|
Иллюстрирование. Картины родной
природы
|
3
|
Иллюстрации
|
7
|
Зимняя зарисовка. Природа родного края
|
2
|
Иллюстрации
|
8
|
Выпуск стенгазеты
|
2
|
Подбор материала к
стенгазете
|
9
|
Дарим радость
|
1
|
Новогодний подарок
|
10
|
Газетный жанр – заметка
|
3
|
Создание заметки
|
11
|
Газетный жанр – отзыв
|
2
|
Создание отзыва
|
12
|
Дорогой героев. Герои родного края
|
1
|
Заметка-размышление
о герое
|
13
|
Новости
|
2
|
Создание
новостной строки
|
14
|
Подготовка к изучению интервью
|
1
|
Вопросы-помощники
для интервью
|
15
|
Весенняя зарисовка
|
2
|
Иллюстрации
|
16
|
Этика журналиста
|
5
|
Заметка-размышление
|
Тематический план.
4 класс
№
п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Характеристика
основных видов деятельности обучающихся
|
1
|
Этическая
культура журналиста
|
4
|
Чтение статей
|
2
|
Создание
авторской книги
|
3
|
Оформление
авторской книги
|
3
|
Газетный
жанр – зарисовка
|
3
|
Литературные
заготовки
|
4
|
Газетный
жанр – отзыв
|
4
|
Создание отзыва
|
5
|
Подготовка
и выпуск школьной стенгазеты
|
4
|
Подбор материала к
стенгазете
|
6
|
Газетный жанр – заметка
|
3
|
Написание
заметки в школьную газету
|
7
|
Оформление Уголка журналиста.
|
1
|
Изготовление
рисунков-декораций. Изготовление букв по трафарету
|
8
|
Газетный жанр – интервью. Интервью с поэтом
города.
|
5
|
Написание и
редактирование интервью
|
9
|
Газетный жанр – репортаж
|
3
|
Написание
репортажа
|
10
|
Подведение итогов
|
3
|
Работа над
сценарием праздника
|
12
|
Праздник «Звонкий голос детства».
|
1
|
Выступление детей
|
Учебно-методическое
обеспечение
- Брошюра «Проект: школьная газета в начальных классах». В
пособии на конкретном примере дан алгоритм реализации проекта и разработаны
рекомендации по его выполнению. Пособие содержит план работы кружка юных
журналистов и работы пресс-центра, темы для творческих работ, фото проектных
листов, вопросы для анкетирования, рекомендации по работе с газетой в учебном
процессе, словарь газетных терминов. Материал, представленный в пособии, будет
интересен всем, кто создаёт школьную газету и принимает участие в проектной
деятельности.
- Всероссийская газета-журнал «Добрята». В реализации
Программы помогает полноцветная всероссийская газета «Добрята», которая
издается в г. Томске с 2003г. Уникальность газеты в том, что она состоит из
творческих работ детей: заметок, зарисовок, стихотворений, рисунков,
размышлений о добре, мире и нашей родной земле. Цель газеты – с помощью
позитивной информации заложить в сознание детей понятия Добра, Любви,
Справедливости. Издание помогает детям в выработке правильного миропонимания,
творческого подхода к любому делу, учит патриотизму, гражданственности, любви
к родному Слову.
Материально-техническое
обеспечение
·
кабинет,
оборудованный компьютерной, мультимедийной техникой и подключенный к локальной
сети Интернет;
·
шкафы
для хранения оборудования ТСО;
·
магнитофон;
·
словари;
·
художественная
литература;
·
научно-методическая
литература;
·
электронная
литература;
·
научно-популярная
литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
·
подписные
издания;
·
сборники
дидактических материалов;
·
хрестоматии
по литературе;
·
изобразительный
и иллюстрационный материал;
·
видеофильмы;
·
музыкальные
произведения;
·
мультимедийные
презентации.
Список
литературы
Для учителя
1.
Толковый
словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Изд-во Русский язык, 2003.
– 2800 с.
2. Словарь
русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964. – 900 с.
3. Косачёва
И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания
/ И.П. Косачёва. – М.: Изд-во АРКТИ, 2010.
4. Проект:
школьная газета в начальных классах: Методическое пособие / Т.В. Горчакова,
Л.Н. Бударина и др. – Томск, Твердыня, 2011.
Для обучающихся
1. Всероссийская
газета-журнал «Добрята».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.