Главная / Русский язык и литература / Программа внеурочной деятельности "Юный журналист: люблю свой край родной"

Программа внеурочной деятельности "Юный журналист: люблю свой край родной"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова»

г. Ленинска-Кузнецкого










Юный журналист: люблю свой край родной

1 - 4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению



Белова Т.В., учитель русского языка и литературы



Согласовано

на заседании методического

объединения

протокол от ___________№ _____

руководитель МО ________


Утверждено

Методическим советом

протокол от ____________№ ________

руководитель МС_________










г. Ленинск-Кузнецкий


2014

Пояснительная записка

Рабочая программа «Юный журналист: люблю свой край родной» составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», «Концепцией духовно – нравственного воспитания российских школьников». Программа создает условия для саморазвития младших школьников, формирования целостного мировоззрения, развития творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью.

Целью программы по духовно-нравственному воспитанию является формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, родному краю.

Задачи:

- прививать любовь и чувство сопричастности к малой родине (городу, семье, школе);

- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;

- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);

- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;

- развивать чувство сопричастности к окружающему;

- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Программа направлена на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развитие литературных и творческих способностей детей, свободного овладения словом, языком, речью.

Актуальность программы «Юный журналист: люблю свой край родной» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.

В ходе реализации программы у детей формируются ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться:

Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Программа предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом.

Новизной программы является то, что она вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, его ознакомлению с различными сферами искусства: музыкой, словом, изобразительным искусством, природой, трудом, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию.

Любовь ребенка к Родине, родному краю начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, школе, городу. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. В этот период влияние среды на сознание является основой будущего мировосприятия маленького человека. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Неотъемлемой частью занятий является прослушивание музыкальных произведений. Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность. Последовательное ознакомление школьников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость народа любой национальности. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу и народам, проживающих на одной территории.

Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, к родному селу, городу.

Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, написанных детьми, просмотр видео сюжетов о красоте Родины и родного края находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, размышлениях, поступках.

Итогом занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачам, а также радуются успехам. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания.

Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня, воспитание в себе патриотизма.

Отличительной особенностью программы «Юный журналист: люблю свой край родной» является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек и качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии.

Человек, в детстве усвоивший высокие понятия добра, красоты, справедливости, честности, ответственности, сделает их критериями обустройства своей будущей жизни.

Программа «Юный журналист: люблю свой край родной» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине, родному краю. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственной личности, способствуют выработке профессионального подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора. По окончании каждого года обучения издается сборник творческих работ обучающихся.

Участие детей в целевых объединениях юных журналистов не только развивает их литературные способности, но и позволяет вести активную работу по внедрению здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения, способствует формированию активной гражданской позиции.

Формы реализации программы

Праздники;

Занятия журналистских групп;

Выпуск стенных газет, экскурсии;

родительские собрания;

выставки, творческие отчеты;

выпуск творческого альбома.

Место курса в учебном плане

Данная программа по основам детской журналистики «Юный журналист: люблю свой край родной» рассчитана на 32 часа (по 1 часу в неделю) в год в 1 классе и 34 часа (по 1 часу в неделю) в год во 2-4 классах. Форма обучения – групповая.

Структура программы «Мой родной край: истоки журналистики» для учащихся начальных классов предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень – 1 класс «Творим красоту»;

2 ступень – 2 класс «Дорога добра»;

3 ступень – 3 класс «Разноцветный мир»;

4 ступень – 4 класс «Детство – замечательная пора».

1. «Творим красоту» - 1-я часть программы по основам детской журналистики «Юный журналист: люблю свой край родной» (для учащихся 1-х классов).

2. «Дорога добра» - 2-я часть программы «Юный журналист: люблю свой край родной» (для учащихся 2-х классов).

3. «Разноцветный мир» - 3-я часть программы по основам детской журналистики «Юный журналист: люблю свой край родной» (для учащихся 3-х классов).

4. «Детство – замечательная пора» - 4-я часть программы «Юный журналист: люблю свой край родной» (для учащихся 4-х классов).


1. «Творим красоту» - 1-я часть программы по основам детской журналистики «Юный журналист: люблю свой край родной».

В её содержание легли теоретические взгляды известных учителей, психологов, мыслителей и философов о необходимости развития чувства красоты у детей. Поэтому главным этой части программы является раскрытие понятия красоты как важнейшего условия совершенствования человека.

Программа позволяет проявить потенциальные творческие способности детей и направить их на творение красоты.

Данный курс является синтетическим, универсальным. Его использование требует от учителя, воспитателя внутренней доброты, чувства красоты и профессиональных педагогических знаний.

Цель курса – формировать у детей понятие красоты как основы миропонимания.

Задачи:

научить ребенка осознавать себя и мир единым целым;

учить воспринимать красоту окружающего мира через синтез слова и образа;

содействовать решению задач эстетического воспитания, развития воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;

развивать речевую деятельность через ведение монологов и диалогов;

воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;

формировать представления детей о доброте, вызывать стремление совершать добрые поступки;

учить детей заботе о других людях, сопереживанию, пониманию;

воспитывать любовь к своей Родине, родному краю, стремление сохранить и приумножить красоту родной земли;

формировать опыт взаимоотношений в процессе игры, развивать коммуникативные навыки.

Особенности занятий:

игра детей в журналистов;

проведение хоровой речевой разминки;

использование текстов, где действующими лицами являются дети;

вопросно-ответная форма работы, побуждающая к мыслетворчеству;

сочетание письменно-речевой и художественной деятельности;

рукотворчество, помогающее осознанию понятия «Человек – творец красоты»;

наблюдения для словесного описания восприятия природы;

театрализация отдельных этапов занятия;

музыкальное сопровождение занятий;

создание коллективной творческой работы как итога занятия;

оформление настенного панно;

изготовление индивидуального творческого мини-журнала;

работа со словариком добрых слов.


2. «Дорога добра» - 2-я часть программы «Юный журналист: люблю свой край родной». Она даёт большие возможности для формирования у детей целостной картины мира, развития нравственных качеств. Через все занятия проходит тема понимания ДОБРА как основы жизни. Курс направлен на воспитание у детей доброжелательности, отзывчивости, благодарности, любви к близким и своей Родине, родному краю.

Цель: воспитание нравственных качеств и развитие познавательного интереса к русскому языку.

Задачи

Обучающие:

познакомить ребят с детскими периодическими изданиями;

научить детей ориентироваться в страничках-рубриках газет, журналов;

формировать осмысленное восприятие авторского текста;

учить понимать смысл слов, составляя деревья-корнесловы;

обогащать словарный запас;

дать понятие содержания и смысла текста;

учить отображать действительность в символах и образах;

расширять знания об окружающей действительности.

Воспитательные:

способствовать пониманию ДОБРА как основы нравственных ценностей;

создавать ситуации успешности, способствующие формированию у детей положительных эмоций;

оказывать помощь детям в преодолении психологических трудностей, в определении своих возможностей;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному языку.

Развивающие:

формировать у детей умение выделять и понимать позитивную информацию;

способствовать развитию устойчивого интереса к чтению, любви к красоте русского слова, культуры речи;

развивать сенсорные способности через рукотворчество.

Особенности занятий:

работа с всероссийской газетой-журналом «Добрята»;

проведение хоровой речевой разминки, способствующей положительному эмоциональному настрою и введению в тему занятия;

применение вопросно-ответной формы работы, побуждающей к размышлению;

использование позитивных текстов;

работа с деревом-корнесловом;

рукотворчество, помогающее лучшему усвоению материала;

театрализация отдельных этапов занятия;

музыкальное сопровождение занятий;

написание собственных творческих работ;

оформление индивидуального творческого альбома «Дорога добра».


3. «Разноцветный мир» - 3-я часть программы по основам детской журналистики «Юный журналист: люблю свой край родной». Материал курса направлен на понимание красоты мира как творения природы и человека, осознавшего её благотворное значение.

В течение года дети учатся писать тексты в различных жанрах.

В качестве образца для их написания служат творческие работы юных корреспондентов газеты-журнала «Добрята», в рубриках «Журналистское мастерство» и «Живое слово». Такая работа способствует практическому закреплению ранее изученных тем.

Итогом работы по каждому разделу изучаемого курса является коллективно выполненная тематическая стенгазета. По окончании курса – сброшюрованный или печатный авторский сборник с иллюстрациями, собранный из написанных за год материалов.

Цель: развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через журналистское творчество.

Задачи

Обучающие:

познакомить детей с газетными жанрами: заметкой, зарисовкой, отзывом, интервью, репортажем;

научить писать в газетных жанрах: зарисовки, заметки, отзывы;

научить различать и применять выразительные средства языка: эпитеты, сравнения;

научить писать по принципу: «Вижу, слышу, чувствую, пишу»;

дать понятие содержания и смысла текста;

научить иллюстрировать тексты;

познакомить с основами макетирования;

научить оформлению творческого альбома;

научить делать стенгазету.

Развивающие:

развивать навыки осмысленного восприятия текста;

развивать творческое мышление;

развивать навыки письменной речи;

обогащать словарный запас;

развивать эмоционально-образное восприятие мира;

развивать слуховое восприятие;

развивать мелкую моторику рук;

развивать наблюдательность, воображение, умение видеть красоту;

развивать литературные и творческие способности.

Воспитательные:

формировать представление о добре, отзывчивости, честности, смелости, справедливости;

воспитывать любовь к красоте русской речи;

воспитывать чувство патриотизма;

воспитывать умение видеть и чувствовать красоту и гармонию мира;

воспитывать чувство такта, уважение к собеседнику;

воспитывать ответственность за свои слова и поступки;

воспитывать чувство радости труда;

формировать активную жизненную позицию.

Особенности занятий:

  • проведение хоровой речевой разминки, способствующей положительному эмоциональному настрою на занятие;

  • вопросно-ответная форма работы, побуждающая к размышлению;

  • использование позитивных текстов;

  • работа с деревом-корнесловом;

  • наблюдения на улицах города для описания восприятия природы;

  • рукотворчество, помогающее глубокому усвоению материала: рисование, вырезание, изготовление поделок;

  • оформление индивидуального творческого альбома «Разноцветный мир»;

  • создание коллективной творческой работы как итога занятия;

  • театрализация отдельных этапов занятия;

  • музыкальное сопровождение занятий.


4. «Детство – замечательная пора» - 4-я часть программы «Юный журналист: люблю свой край родной». Темы занятий, предложенные для изучения в четвёртом классе, побуждают детей к размышлению о значимости окружающего их мира, необходимости совершенствования себя, своего внутреннего мира, наполняя его красотой и добротворчеством.

Изучая курс «Детство – замечательная пора», юные журналисты расширят знания о таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка. Дети научатся различать виды и особенности этих жанров. Вопросы-подсказки, опорные схемы, словесные заготовки помогут детям в написании работ более глубоких по содержанию и красивых по изложению.

На занятиях дети учатся оформлять информационные листки, делать стенгазеты, создавать «Уголок юного журналиста», красочно оформлять каждую творческую работу для авторской книги.

Цель: создание условий для развития интереса к самосовершенствованию и самовыражению через собственное литературное творчество.

Задачи

Обучающие:

расширить знания об особенностях газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;

закрепить умение писать зарисовки, заметки, отзывы;

учить писать интервью, репортажи;

учить анализировать текст, определять его смысл и тему, подбирать заголовок;

вырабатывать умение переводить устную речь в письменную;

познакомить с основами редакторской правки;

отрабатывать навыки макетирования газетной полосы;

учить делать тематическую стенгазету;

учить оформлять странички авторской книги;

учить работать в команде.

Развивающие:

развивать коммуникативные компетенции (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);

развивать информационные компетенции (отбор, обработка, оформление материала);

развивать наблюдательность, воображение;

развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать в тексте свои чувства;

развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества;

воспитывать патриотические чувства;

учить этике общения;

формировать эстетический вкус.

Особенности занятий:

проведение хоровой речевой разминки, способствующей положительному эмоциональному настрою и введению в тему занятия;

применение вопросно-ответной формы работы, побуждающей к размышлению;

использование позитивных текстов;

написание собственных творческих работ в изучаемых газетных жанрах;

наблюдения на улице для описания восприятия природы;

оформление страниц авторской книги;

театрализация отдельных этапов занятия;

музыкальное сопровождение занятий.


Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.

Познавательные универсальные учебные действия

Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, композиторов родного города, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, родном крае, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отрабатывать умение слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.

Интеллектуально-когнитивный компонент

Устойчивый интерес обучающихся к истории Родины, к народным традициям, культуре, родному языку.

Эмоционально-чувственный компонент

Любовь к своему краю, своей семье, близким людям, глубокое переживание за родной город, страну, гордость за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством, уважительное отношение к другим народам, их обычаям и традициям.

Деятельностно-практический компонент

Сознательное участие ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, жизни города, школы, класса.


Содержание программы. 1 класс

Мир родного края и человек (8 ч.)

Красота окружающего мира родного края, человека, результатов его труда. Профессия - журналист. Детские газеты и журналы. Учимся наблюдать за природой родного края: видеть, слышать, чувствовать. Многообразие мира. Значимость творческих дел. «Словарик Добрых слов».

Я выражаю красоту (6 ч.)

Взаимосвязь мыслей, слов и деятельности человека. Влияние мыслей на человека. Мыслетворчество. Красноречие. Вежливые слова. Профессии и результаты труда. Создание мини-журнала.

Внутренний мир человека (10 ч.)

Сердечные качества. Сердечное общение. Доброта - красота в действии. Дерево добра.

Красота художественного образа (6 ч.)

Образы и творческая деятельность людей. Образы в живописи, музыке, танцах. Красота художественного творчества.

Обобщение (2 ч.)

Образ красоты. Красота космоса. Красота внутреннего мира человека. Вселенная добра.


Содержание программы. 2 класс

Кто такой журналист (4 ч.)

Детские периодические издания. Рубрики. Состав редакции. Человеческие и профессиональные качества журналиста.

Слова – корабли мыслей (3 ч.)

Добрые мысли – добрые слова и поступки. Главная мысль в тексте. Эмоциональное воздействие слова. Ответственность журналиста.

Жить - добро творить (4 ч.)

Мир и человек. Добро – основа жизни. В мире прекрасного. В культуре – свет и радость. Культурный человек. Радость – созидательная сила.

Зимняя сказка (5 ч.)

Учимся наблюдать. Слова с корнем «снег». Роль новостей в жизни человека. Слово – средство познания культуры. Традиции народов Сибири. Праздник «Коляда». Символы новогоднего празд­ника. Цикличность природы.

Родная земля. Кузбасс. (5 ч.)

Понятия «Родина», «Отечество» и «малая родина». Город, в котором я живу. Человек – дом – Вселенная. Былинные герои. Подвиг. Жить – Родине служить.

Мамин праздник (1 ч.)

Мама – источник жизни. Матрёшка – символ матери. Подарок маме.

Живая душа природы (3 ч.)

Учимся наблюдать. Животные – помощники человека. Домашние питомцы. Воздействие музыки на человека. Музыка природы. Композиторы города.

Мир науки (2 ч.)

Человек и космос. Что такое загадка. Дело науки – служить людям.

Твори добро другим во благо (7 ч.)

Тайна сказки. Язык символов. Цветок желаний. Чистые мысли – здоровый организм. Ритм – основа жизни.


Содержание программы. 3 класс

Введение (2 ч.)

Профессиональные и человеческие качества журналиста. Понятие жанра. Основные газетные жанры: заметка, зарисовка, отзыв. Их краткая характеристика.

Газетный жанр - зарисовка (7 ч.)

Определение газетного жанра – зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улицах города. Литературные заготовки. Эпитеты и сравнения. Выстраивание текстов, редактирование.

Заголовок (1 час)

Заголовок – отражение темы текста. Назначение заголовка. Виды заголовков.

Основы макетирования (2 ч.)

Составление графического макета. Приемы макетирования.

Слово - помощник журналиста (2 ч.)

Мысль – основа слов и поступков. Формулирование мысли и ее письменное оформление. Слова, передающие красоту природы родного края и человеческих отношений.

Иллюстрирование (3 час)

Тема текста и отражение ее в рисунке. Картины родной природы.

Выпуск стенгазеты (2 ч.)

Назначение стенгазеты. Выбор и оформление заголовка стенной газеты. Подбор, распределение материала. Зимняя зарисовка. Природа Земли Кузнецкой.

Дарим радость (1 час)

Значимость подарка, его позитивное воздействие на человека. Новогодний подарок.

Газетный жанр - заметка (3 ч.)

Определение газетного жанра – заметки. Работа по памятке. Виды заметок: информационная и художественная. Заметка-размышление. Работа со словарем.

Газетный жанр - отзыв (2 ч.)

Определение газетного жанра – отзыва. Работа по памятке. Написание отзыва по схеме. Отзыв по заметке. Письмо другу.

Дорогой героев (1 час)

Значение слов «Подвиг», «Герой». Герои родного края. Заметка-размышление по плану-вопроснику.

Новости (2 ч.)

Вопросы новостей. Новость одной строкой. Сбор новостей в школе. Написание информационной заметки при помощи основных вопросов.

Подготовка к изучению интервью (1 час)

Экскурсия в библиотеку, литературный клуб «Парус» г.Ленинска-Кузнецкого. Встреча с поэтами Кузбасса, г. Ленинска-Кузнецкого. Беседа, составление интервью. Работа со словарем. Вопросы-помощники для написания заметки.

Этика журналиста (5 ч.)

Добро как основа жизни. Нравственные качества журналиста. Ответственность за слово. Заметка-размышление.


Содержание программы. 4 класс

Этическая культура журналиста (4 ч.)

Этика журналиста. Внешний и внутренний мир человека. Значение чтения. Мир – источник знаний. Целостное восприятие мира.

Создание авторской книги (3 ч.)

Создание и оформление авторской книги: рукописный и компьютерный варианты.

Газетный жанр - зарисовка (3 ч.)

Определение газетного жанра – зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улице родного города. Работа со словарём. Написание зарисовки.

Газетный жанр - отзыв (4 ч.)

Определение газетного жанра – отзыва. Работа по памятке. Отзыв на увиденное, прочитанное. Написание отзыва. Письмо-отзыв другу.

Подготовка и выпуск стенгазеты (4 ч.)

Газета – итог творческой журналистской деятельности. Подбор, распределение материала. Макетирование тематических страниц.

Газетный жанр - заметка (3 ч.)

Определение газетного жанра – заметки. Работа по памятке. Виды информационной и художественной заметок, их особенности. Написание заметки в школьную газету.

Оформление Уголка журналиста (1 час)

Подбор материала. Изготовление рисунков-декораций. Изготовление букв по трафарету.

Газетный жанр - интервью (5 ч.)

Определение газетного жанра – интервью. Работа по памятке. Виды интервью. Правила ведения интервью с прохожим. Встреча с интересным человеком города (поэтом). Написание интервью. Редактирование интервью.

Газетный жанр - репортаж (3 ч.)

Определение газетного жанра – репортажа. Работа по памятке. Особенности репортажа. Репортаж с места события. Написание репортажа. Редактирование репортажа.

Подведение итогов (4 ч.)

Основные газетные жанры. Их особенность. Вручение авторских книг.


Тематический план. 1 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Мир родного края и человек

8

Составление «Словарика добрых слов»

2

Я выражаю красоту

6

Создание мини-журнала

3

Внутренний мир человека

10

Создание дерева добра

4

Красота художественного образа

6

Создание собственных образов в живописи, музыке, танцах

5

Обобщение

2

Иллюстрации


Тематический план. 2 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Кто такой журналист

4

Чтение и изучение детских периодических изданий

2

Слова — корабли мыслей

3

Игра со словами

3

Жить – добро творить

4

Иллюстрации

4

Зимняя сказка. Традиции народов Сибири

5

Символы празд­ников

5

Родная земля. Кузбасс

5

Иллюстрации

6

Мамин праздник

1

Подарок маме

7

Живая душа природы. Музыка природы. Композиторы города

3

Иллюстрации

8

Мир науки

2

Сочинение загадок

9

Твори добро другим во благо

7

Цветок желаний


Тематический план. 3 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Введение

2

Чтение и изучение детской прессы

2

Газетный жанр – зарисовка. Наблюдения на улицах города.

3

Литературные заготовки

3

Заголовок

1

Виды заголовков


4

Основы макетирования

2

Составление графического макета

5

Слово – помощник журналиста

2

Формулирование мысли и ее письменное оформление

6

Иллюстрирование. Картины родной природы

3

Иллюстрации

7

Зимняя зарисовка. Природа родного края

2

Иллюстрации

8

Выпуск стенгазеты

2

Подбор материала к стенгазете

9

Дарим радость

1

Новогодний подарок

10

Газетный жанр – заметка

3

Создание заметки

11

Газетный жанр – отзыв

2

Создание отзыва

12

Дорогой героев. Герои родного края

1

Заметка-размышление о герое

13

Новости

2

Создание новостной строки

14

Подготовка к изучению интервью

1

Вопросы-помощники для интервью


15

Весенняя зарисовка

2

Иллюстрации

16

Этика журналиста

5

Заметка-размышление


Тематический план. 4 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Этическая культура журналиста

4

Чтение статей

2

Создание авторской книги

3

Оформление авторской книги

3

Газетный жанр – зарисовка

3

Литературные заготовки

4

Газетный жанр – отзыв

4

Создание отзыва

5

Подготовка и выпуск школьной стенгазеты

4

Подбор материала к стенгазете

6

Газетный жанр – заметка

3

Написание заметки в школьную газету

7

Оформление Уголка журналиста.

1

Изготовление рисунков-декораций. Изготовление букв по трафарету

8

Газетный жанр – интервью. Интервью с поэтом города.

5

Написание и редактирование интервью

9

Газетный жанр – репортаж

3

Написание репортажа

10

Подведение итогов

3

Работа над сценарием праздника

12

Праздник «Звонкий голос детства».

1

Выступление детей


Учебно-методическое обеспечение


- Брошюра «Проект: школьная газета в начальных классах». В пособии на конкретном примере дан алгоритм реализации проекта и разработаны рекомендации по его выполнению. Пособие содержит план работы кружка юных журналистов и работы пресс-центра, темы для творческих работ, фото проектных листов, вопросы для анкетирования, рекомендации по работе с газетой в учебном процессе, словарь газетных терминов. Материал, представленный в пособии, будет интересен всем, кто создаёт школьную газету и принимает участие в проектной деятельности.

- Всероссийская газета-журнал «Добрята». В реализации Программы помогает полноцветная всероссийская газета «Добрята», которая издается в г. Томске с 2003г. Уникальность газеты в том, что она состоит из творческих работ детей: заметок, зарисовок, стихотворений, рисунков, размышлений о добре, мире и нашей родной земле. Цель газеты – с помощью позитивной информации заложить в сознание детей понятия Добра, Любви, Справедливости. Издание помогает детям в выработке правильного миропонимания, творческого подхода к любому делу, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному Слову.


Материально-техническое обеспечение


  • кабинет, оборудованный компьютерной, мультимедийной техникой и подключенный к локальной сети Интернет;

  • шкафы для хранения оборудования ТСО;

  • магнитофон;

  • словари;

  • художественная литература;

  • научно-методическая литература;

  • электронная литература;

  • научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;

  • подписные издания;

  • сборники дидактических материалов;

  • хрестоматии по литературе;

  • изобразительный и иллюстрационный материал;

  • видеофильмы;

  • музыкальные произведения;

  • мультимедийные презентации.


Список литературы


Для учителя

  1. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Изд-во Русский язык, 2003. – 2800 с.

  2. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964. – 900 с.

  3. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания / И.П. Косачёва. – М.: Изд-во АРКТИ, 2010.

  4. Проект: школьная газета в начальных классах: Методическое пособие / Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина и др. – Томск, Твердыня, 2011.


Для обучающихся

  1. Всероссийская газета-журнал «Добрята».



Программа внеурочной деятельности "Юный журналист: люблю свой край родной"
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа «Юный журналист: люблю свой край родной» составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», «Концепцией духовно – нравственного воспитания российских школьников». Программа создает условия для саморазвития младших школьников, формирования целостного мировоззрения, развития творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью. 

 

Целью программы по духовно-нравственному воспитанию является формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, родному краю. 

Программа направлена на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развитие литературных и творческих способностей детей, свободного овладения словом, языком, речью.

 

Актуальность программы «Юный журналист: люблю свой край родной» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.

Автор Белова Татьяна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 870
Номер материала 26398
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓