Главная / Технология / Программа внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг"

Программа внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг"


Р.п. Полтавка Омской области

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полтавский лицей»




«Согласовано»

Заместитель руководителя по НМР БОУ «Полтавский лицей» /Долгова С.А./

«___» _________ 2014г.



«Утверждено»

Директор БОУ «Полтавский лицей»

/ Дедкова Н.К/

«___» _________ 2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Волшебный квиллинг»

дополнительного образования

для 5 класса

2014-2015 учебный год

Учитель Панченко С.В.



Рассмотрено на заседании методического совета

протокол № ___________ от

«____» __________ 2014г.

























Пояснительная записка


Программа кружка «Волшебный квиллинг» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения» (раздел «Художественно – эстетическое направление).


Основными целями художественно-эстетического направления являются:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

  • воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

  • освоение знаний о классическом современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

  • овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Школьники черпают эстетические впечатления из самых различных источников. Важнейшим источником эстетического опыта школьников служит их собственная деятельность — учебная, трудовая, общественная, игровая, художественная. В учении школьник осваивает эстетические ценности своеобразным путем — с помощью науки переживает радость творческого познания. В труде наиболее полно раскрываются созидательные возможности ребенка, умение материализовать красоту в конкретных предметах и вещах.

Актуальность

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг. «Волшебный квиллинг» — так называется курс. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение,конструирование, мозаика, аппликация).

Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

· Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа кружка «Волшебный квиллинг» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н., Хелен Уолтер., Д.Чиотти., Ханны Линд, А. Быстрицкая, Джейн Дженкинс, О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И. Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный –чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.



Принципы программы

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д.Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).


Ожидаемые результаты


В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Содержание программы

Вводный блок.

1. Инструменты и материалы.

Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал — бумага.

2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.

3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

Конструирование.

4. Вырезание полосок для квиллинга.

Основные правила работы. Разметка.

5. Основные формы «капля», «треугольник»,»долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

6. Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга.

Техника изготовления. Применение формы в композициях.

7. Основные формы. Спирали в виде «стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.

Технология изготовления. Применение формы в композициях.

8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

9. Изготовление простых, несложных цветов.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

10. Изготовление бахромчатых цветов.

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.

11. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание коллективной работы.

Изготовление животных в технике.

12. Базовые формы.

Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.

13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.

Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.

14. Коллективная работа. Композиция.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных.

Творческие работы.

15. Коллективные работы.

Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ.

Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы «Зоопарк», «Сказочное царство», «Зимняя сказка» и другие.

16. Викторины, конкурсы.

Праздники и подготовка к ним.

17. Изготовление сувениров к праздникам.

18. Тематические праздники.

Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.

Задания: выполнение работ по темам: «Животные, насекомые, зоопарк», «Цветы и вазы»

19.Посещение выставок прикладного творчества.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной, гофрированный,

- клей (наилучшим является клей ПВА)

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, зубочистка, стержень для ручки.





Примерное тематическое планирование

Число часов, отводимых на данный модуль программы

Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный модуль программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)


1

2

3

4

Введение

План работы в кружке. Список учащихся. Правила работы в мастерской.

История возникновения техники квиллинга. Инструменты и материалы.


Знакомство с правилами техники безопасности. Знакомство с детьми «Круг общения».



Свойства бумаги.

Как родилась бумага? История возникновения бумаги.

Разнообразие бумаги, ее виды.


Работа с бумагой. Подбор бумаги по свойствам.

Конструирование

Основные правила работы. Разметка.

Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

Основные формы.

Применение формы в композициях.

Способы и правила её составления.

Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. Основные формы. «Завитки».

Техника изготовления. Применение формы в композициях.

Спирали в виде «стружки».

Вырезание полосок для квиллинга.

Конструирование из основных форм квиллинга. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Составление композиции из форм.

Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

Конструирование из основных форм квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.






Технология изготовления цветов. Композиция из цветов.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.

Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего».


Изготовление простых, несложных цветов.

Изготовление бахромчатых цветов.

Коллективная работа. Композиция из цветов.

Изготовление животных в технике квиллинга.








Базовые формы. Отличительные свойства гофрированного картона.


Познакомить с основными базовыми формами.

Гофрированный картон. Занимательные игрушки.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных.


Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.

Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.

Коллективная работа. Композиция.


Творческие работы. Проекты.






Понятие «коллективная творческая работа»

Правила работы коллективом. Выбор темы работ.


Коллективные работы.

Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы «Зоопарк», «Сказочное царство», «Зимняя сказка» и другие.

Викторины, конкурсы.


Праздники и подготовка к ним. Защита проектов.




Тематические праздники.

Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Что такое проект. Оформление записки к проекту.

Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение. Выбор темы проекта, материалов. Обоснование идеи. Конструкция изделия. Технологическая карта. Себестоимость изделия, экологическое обоснование.

Изготовление сувениров к праздникам. Задания: выполнение работ по темам: «Животные, насекомые, зоопарк», «Цветы и вазы».

Посещение выставок прикладного творчества.

Участие в защите проектов.






Календарно -тематический план первого года обучения

Дата

Тема

Теория

Практика

Всего







Вводный блок



1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1




Материал — бумага



2. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1


1



3. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1


1

Конструирование



4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

1

1

2



5.Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга.

1

1

2



6. Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга.

1

1

2



7. Основные формы. Спирали в виде «стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.

1

1

2



8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

1

1

2

Изготовление цветов в технике квиллинга.



9. Изготовление простых, несложных цветов.

1

1

2



10. Изготовление бахромчатых цветов.

1

1

2



11. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают ведущего.

2

2



Изготовление животных в технике квиллинг.






12. Базовые формы.

1

1

2



13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.

1

1

2



14. Коллективная работа. Композиция.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно ведущего, сами выбирают задание из предложенных.

3

3

Цикл творческих работ



15. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно ведущего и сами определяются с выполнением работы.

2

2



16. Викторины, конкурсы, соревнования.

1

1



Праздники и подготовка к ним



17. Изготовление сувениров к празднику.

3

3



18. Тематические праздники.

1

2

3



19. Посещение выставок прикладного творчества.

1

1

Всего 35





Методическое обеспечение программы кружка «Волшебный квиллинг»

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007

3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979

4. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

5. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

6. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

7. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

8. http:/stranamasterov.ru

II. Материалы из опыта работы педагога

1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2. Инструкционные карты сборки изделий

3. Образцы изделий

4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Волшебный квиллинг».











Диагностика



ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

учета проявления творческих способностей

Фамилия, имя ребенка_______________________________

Возраст____________

Вид и название детского объединения_______________

Ф.И.О. педагога_________________________________________________

Дата начала наблюдения______________________________________________

Баллы:

Не умею (1).

Умею иногда (2).

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей


1. Участие в проведении праздников, концертов


2. Участие в конкурсах


3.Работа по образцу.


4.Работа с внесением изменений.


5.Работа над своим вариантом.


6.Конструирование.


7. Владение техникой.


8. Придумывание композиций.


9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.





ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ

Оценка результатов по уровням:

· Средний уровень – 3б, 4б.

· Высокий уровень – 5б.

Показатели

Уровни

Год обучения

С

В


1. Участие в проведении праздников, концертов.




2. Участие в конкурсах.




3.Работа по образцу;




4.Работа с внесением изменений;




5.Работа над своим вариантом.




6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;




7. Владение техникой.




8. Придумывание композиций.



9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.



Средний процент





Программа внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг"
  • Технология
Описание:

 

 

Важнейшим источником эстетического опыта школьников служит их собственная деятельность — учебная, трудовая, общественная, игровая, художественная. В учении школьник осваивает эстетические ценности своеобразным путем — с помощью науки переживает радость творческого познания. В труде наиболее полно раскрываются созидательные возможности ребенка, умение материализовать красоту в конкретных предметах и вещах. Программа кружка «Волшебный квиллинг» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе

примерной  программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование),  разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения»

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг. «Волшебный квиллинг» — так называется курс. Программа построена «от простого к сложному».Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение,конструирование, мозаика, аппликация).

 

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

 

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

 

 

Автор Панченко Светлана Вячеславовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1241
Номер материала 46588
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓