Главная / Классному руководителю / Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов "Театр для всех"

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов "Театр для всех"

Дети должны жить в мире красоты

и фантазии, сказки, музыки, творчества.

В.А.Сухомлинский



Программа работы

театрального кружка

«Гнездо духовности»

  для учащихся 2 классов (66 часов)

  

Пояснительная записка к программе

 

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный театральный кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества.
Данная программа основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей.
Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды.
Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка.

Цель и задачи программы


Цель программы: обучение основам театрального искусства, развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства, через приобщение детей к лучшим традициям российской духовности.

Задачи:
Обучающие:

- обучить основам театрального искусства;
- обучить практическому применению специальных знаний, умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности;
- обучить культуре общения;
- обучить духовно-нравственным традициям.


Развивающие:
- сформировать нравственное отношение к окружающему миру;
- развить духовно-нравственную устойчивость и эмоционально-волевые качества личности ребёнка;
- сформировать основы театральной культуры как составляющей общей культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, актерской грамотности (или основ актерского мастерства);
- развить внимание, умение слушать, память, музыкальность, коммуникабельность, мышечную свободу, эмоциональную отзывчивость;
- развить способность действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности.


Воспитательные:
- воспитать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание;
- воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
- воспитать стремление к гармоничному развитию личности и совершенствованию духовно-нравственных качеств;
- сформировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе;
- воспитать толерантное отношение к другим национальностям и религиям;
- сформировать патриотизм и культуру межнационального общения.


Содержание программы


Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

 

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

 

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

 

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.


Формы занятий

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская образа

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • посещение спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия

  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.



Формы индивидуальной и групповой организации


1. Знакомство

Цель:

познакомить детей группы между собой, познакомить с происхождением слова «театр», способствовать созданию сплочённого коллектива, развитие концентрации.

Понятие «театр».

Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

2. Учимся показывать воображаемое действие.

Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение с помощью невербальных средств воображаемого действия.

Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

3. Воображаемый предмет.

Цели: учить выполнять различные действия с воображаемыми предметами; развивать воображение и сенсорное восприятие. Изображение действий с воображаемыми предметами. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

4.Зеркало.

Цели: развивать умение копировать действия других людей; развивать концентрацию и внимание.

Копирование действий других людей. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

5. Кто я? Где я?

Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение различных действий людей или животных без использования слов. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

6. Кто-упражнение.

Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение различных действий людей или животных без использования слов. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

7. Кто-упражнение в парах.

Цели: учить расслаблять тело, фокусировать воображение на физическом действии; развивать чувственную фантазию. Изображение различных действий людей или животных без использования слов. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

8. Наблюдаем за людьми.

Цели: развивать умение копировать действия других людей; развивать концентрацию и внимание.

Копирование действий других людей. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

9. Выходим на сцену. Произносим своё имя.

Цели: учить правильно, красиво выходить на сцену, представляться публике; учить варьировать оттенки голоса, придавать смысл слову тем, с какой интонацией оно произносится. Выход на сцену, представление публике. Интонация. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

10. Диалог.

Цели: актуализировать знания детей о диалоге; учить произносить простейшие диалоги по ролям, развивать умение выражать взаимоотношения через манеру произносить. Диалог. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

11. Приступаем к сценкам.

Цели: учить детей исполнять определённые роли в простейших сценках; развивать артистичность. Инсценирование. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

12. Слушаем.

Цели: научиться слушать активно, использовать услышанное. Активное слушание. Методы: дидактическая игра, рассказ учителя.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная.

Средства: слово учителя, мимика, жесты.

13. Групповое зеркало.

Цели: развивать умение копировать действия других людей; развивать концентрацию и внимание.

Копирование действий других людей. Методы: дидактическая игра, упражнения.

Форма: фронтальная работа, групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения.

14. Инсценировка. Занятие-спектакль.

Цель: проверить приобретённые на занятиях умения. Инсценировка. Метод: инсценировка.

Форма: групповая.

Средства: вербальные и невербальные средства общения, театральные реквизиты.






Чтение сказки по ролям

Коллективная работа

Развитие выразительного чтения

Индивидуальная работа

Чтение сценария спектакля

Наблюдение, сравнение характера персонажей (индивидуальная работа)

Развитие пластики и мимики

Индивидуальная работа

Анализ поставленного спектакля

Рефлексия (коллективная работа)

Репетиция и постановка спектакля

Коллективная работа

Оформление декорации

Коллективная работа


Основные формы организации педагогической поддержки

социализации обучающихся     

Развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, а также собственным усилиям обучающегося. Следовательно, необходимо тесно сотрудничать с родителями, нужна их непосредственная поддержка при оформлении сцены, при показе театральных постановок. Родители, принимающие активное участие в жизни ребенка во внеурочное время, смогут увидеть его в другой обстановке (отличной от  домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.


Система поощрения социальной успешности

- Благодарность с записью в ученическое портфолио;

- Вручение дипломов и почетных Грамот.


Критерии, показатели эффективности деятельности


Основными критериями прохождения программы являются:
1. Эмоциональный след от занятий, от творчества – удовлетворение, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театр снова.
2. Качество полученных при выполнении программы знаний, умений и навыков:
- освоение сценического пространства;
- отношение к партнеру;
- внимание;
- самостоятельность идеи;
- общение,
- исполнительская культура;
3. Способность учиться и общаться, действовать в условиях творческого коллектива.

Форма итогового прохождения программы – учебная работа в виде спектакля, театрализованного представления.
Промежуточный контроль прохождения программы заключается в вынесении творческих работ на суд зрителей в виде показа драматических этюдов, фрагментов драматических произведений или целого спектакля, с обсуждением и тщательным разбором выступлений, подробным анализом работ.


Методика и инструментарий мониторинга

Для комплексной оценки уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников проводится диагностика уровня воспитанности учащихся 2 раза в год: в сентябре и в мае. Чем больше детей с высоким уровнем воспитанности, тем выше уровень духовно-нравственного развития и воспитания.

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы

Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень



Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

-   мне интересно учиться

-   я всегда выполняю домашние задания

-   я люблю читать

-   мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

-   я стремлюсь получать хорошие отметки




2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

-   я старателен в учебе

-   я внимателен

-   я старателен

-   я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

-   мне нравится самообслуживание в школе и дома




3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

-   я берегу землю

-   я берегу растения

-   я берегу животных

-   я берегу природу




4. Я И ШКОЛА:

-   я выполняю правила для учащихся

-   я выполняю правила внутришкольной жизни

-   я участвую в делах класса и школы

-   я добр в отношениях с людьми

-   я справедлив в отношениях с людьми




5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

-   я аккуратен и опрятен

-   я соблюдаю культуру поведения

-   я забочусь о здоровье

-   я умею правильно распределять время учебы и отдыха

-   у меня нет вредных привычек






Планируемые результаты

Предполагаемые умения и навыки детей


«Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе»

(Л. С. Выготский).


 В результате реализации программы театрального кружка должно обеспечиваться достижение обучающимися тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в постановке театрализованных представлений, а также некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

К концу первого года занятий ребёнок

Знает:

1.      Что такое театр?

2.      Чем отличается театр от других видов искусств.

3.      С чего зародился театр.

4.      Какие виды театров существуют.

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

Имеет понятия:

1.      Об элементарных технических средствах сцены.

2.      Об оформлении сцены.

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет:

1.      Направлять свою фантазию по заданному руслу.

2.      Образно мыслить.

3.      Концентрировать внимание.

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретает навыки:

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

2.      Элементарного актёрского мастерства.

3.      Образного восприятия окружающего мира.

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

5.      Коллективного творчества.

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.














Планирование работы кружка


занятия

Тема занятия

1

История театра и зрительного зала

2

«Здравствуй, театр». Понятие «театр»

3

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». Инсценировка сказки «Теремок»

4

Инсценировка сказки «Колобок»

5

Инсценировка сказки «Репка»

6

Обсуждение сценария сказки «Школа-теремок», распределение ролей

7

Чтение сказки по ролям

8

Развитие выразительного чтения

9

Работа над техникой речи

10

Работа над дикцией

11

Разучивание текста сказки. Артикуляция, дыхание, голос.

12

Работа над интонацией

13

Органичность поведения. Репетиция сказки

14

Пластика и мимика. Репетиция сказки

15

Приемы импровизации с помощью музыки. Репетиция сказки

16

Оформление декорации. Репетиция сказки

17

Премьера сказки «Школа-теремок»

18

Анализ поставленного театрализованного представления

19

Обсуждение сценария сказки « С новым годом!», распределение ролей

20

Чтение сказки по ролям

21

Работа над техникой речи

22

Работа над дикцией

23

Разучивание текста сказки. Артикуляция, дыхание, голос.

24

Работа над интонацией

25

Органичность поведения. Репетиция сказки

26

Пластика и мимика. Репетиция сказки

27

Пластика и мимика. Репетиция сказки

28

Приемы импровизации с помощью музыки. Репетиция сказки

29

Оформление декорации. Репетиция сказки

30

Премьера сказки « С новым годом!»

31

Анализ поставленного театрализованного представления

32

Виды театрального искусства.

33-34

Культура и техника речи

35-36

Ритмопластика

37-38

Театральная игра

39

Зритель в зале

40

Музыка в спектакле

41-43

«Моя вообразилия»

43-47

Инсценировка басен и сказок разных народов

48

Обсуждение сценария сказки «Непослушный цыпленок Шимп», распределение ролей

49

Чтение сказки по ролям

50

Развитие выразительного чтения

51

Работа над техникой речи

52

Работа над дикцией

53

Разучивание текста сказки. Артикуляция, дыхание, голос.

54

Работа над интонацией

55

Органичность поведения. Репетиция сказки

56

Пластика и мимика. Репетиция сказки

57

Пластика и мимика. Репетиция сказки

58

Приемы импровизации с помощью музыки. Репетиция сказки

59

Оформление декорации. Репетиция сказки

60

Репетиция 1 и 2 эпизодов сказки «Непослушный цыпленок Шимп» с использованием декораций

61

Репетиция 3 и 4 эпизодов сказки «Непослушный цыпленок Шимп» с использованием декораций

62

Репетиция всех эпизодов сказки с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

63

Премьера сказки «Непослушный цыпленок Шимп»

64

Экскурсия в театр. Просмотр спектакля.

65

Беседа о просмотренном спектакле

66

Подведение итогов.





































занятия

Количчасов

Тема занятия

Цель занятия

1

Здравст-вуй,театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

2

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи»

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.

1

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Колобок», «Репка».

1

Работа над новым театрализованным представлением



Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.

1

Обсудить сценарий представления, распределить роли.

1

Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.

1

Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей.

1

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

1

Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работать над техникой речи

1

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

1

Развивать внимание, согласованность действий, работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях.

4

Работа над представлением

Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

1

Премьера театрализованного представления с приглашением родителей.

1

Работа над постановкой нового спектаклем

Обсудить новую пьесу распределить роли.

1

Выучить с детьми текст пролога пьесы. Совершенствовать внимание, память.

1

Развивать память, воображение, общение детей.

1

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.

1

Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

1

Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работать над техникой речи

1

Работа над спектаклем

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

1

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

1

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; Учить пользоваться интонациями.

1

Работа над спектаклем

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; Учить пользоваться интонациями.

1

Развивать смелость, сообразительность. Закреплять понятия «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию.

1

Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.

1

Развивать внимание, согласованность действий.

1

Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.

1

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

1

Основы театральной культуры

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Продолжить репетировать эпизоды спектакля в разных составах исполнителей.

1

2

Работа над спектаклем

Репетировать пролог, с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.

5

Репетировать с использованием декораций

6

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.


1

Премьера спектакля для родителей.

2

Показ спектакля для детей

1-4 -х классов.

2

Театральная игра

Развивать смелость, воображение и фантазию детей.

1

Культура и техника речи

Учить детей находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

1

Ритмо-пластика

Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

1

Культура и техника речи

Активизировать ассоциативное мышление детей.

2

Театральная игра

Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.

6

Театральная игра

Инсценировать с детьми басни и сказки разных народов. Развивать воображение, веру в сценический вымысел.

3

Экскурсия в театр.


Просмотр спектаклей в театрах города.

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Подведение итогов. Поощрение.








































Приложение1

Картинки из спичек

Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

Роботы

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.




Приложение 2

Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)

Тренинг гласных звуков

Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.


И Э А О У Ы И Э А О У Ы


И Э А О У Ы И Э А О У Ы


И Э А О У Ы И Э А О У Ы

С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.

Вопрос

Ответ

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы ?

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы.

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы ?

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы.

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы ?

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы.

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы ?

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы.

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы ?

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы.

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы ?

hello_html_e59f906.gif

И Э А О У Ы.


Тренинг согласных звуков

Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п] – хлопки в ладоши;

[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к] – щелчки;

[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж

Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.


Приложение 3

Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)

Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!


Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.


У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.


Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.


Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!



















Актуальность программы.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

В то же время театральное искусство (театрализация)

способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.


















Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов "Театр для всех"
  • Классному руководителю
Описание:

      Дети должны жить в  мире красоты               

  и фантазии, сказки, музыки, творчества.

В.А.Сухомлинский

 

 

Программа работы

театрального кружка

«Гнездо духовности»

  для учащихся 2 классов (66 часов)

  

Пояснительная записка к программе

 

     Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

    Таким средством является школьный театральный кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества.
           Данная программа основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей.
           Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды.
Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка.

Автор Мазурова Ирина Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 639
Номер материала 25684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓