Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности "Путь грамотности" (3 класс)

Программа внеурочной деятельности "Путь грамотности" (3 класс)



Пояснительная записка

Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 3 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления русского языка. Данный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, программами по русскому языку и курсами «Путь к грамотности» О.В.Олейник и Л. П. Кабанюк и «Удивительный мир слов» Л. В. Петленко, В.Ю.Романовой.

В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился

Занятия проводятся в течение учебного года: 34 занятия (один раз в неделю).

Цели курса: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Общая характеристика курса

Курс позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам: морфология, морфемика, орфография.

  • В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

  • 1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

  • 2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

  • 3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

  • 4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е приводит к практическому овладению русским языком;

  • 5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

  • Формы работы: симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

  • Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника.

  • Приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.

  • Компьютер оказывается электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. Это позволяет создавать интересные презентации. После защиты проекта оценивается сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний. Чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.

  • Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в нашем курсе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.

  • Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.





















Личностные и метапредметные результаты

освоения программы курса

  • В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

  • Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

  • Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

  • Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителей аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

  • Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексические материалы, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.















Содержание курса внеурочной деятельности


1.Мир слов. Проекты дают знания. Для чего нам словари? Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы. Защита проекта по лексике.

2.Добрые звуки. Поиграем со звуками. Слабые и сильные позиции звуков. Фонетические задачки: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич». Защита проектов по фонетике.

3.Части речи. В гостях у частей речи. В гостях у частей речи. Прилагательное. Глагол. Защита проектов по морфологии.

4.Состав слова. Из чего состоят слова? Зрим в корень! Из чего состоят слова? Зрим в корень! Окончание и основа. Приставки-труженицы. Говорящие суффиксы. Суффиксы существительных и прилагательных. Суффиксы глаголов. Интерфикс и постфикс. Слова замаскировались. Защита проектов по морфемике.

5.Правописание. Где прячутся ошибки? Самоинструкция. Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить? Этимология. Школа эйдетики. Образ слова Цепочки ассоциаций. Стоп! Перенос! Предлоги и приставки. Защита проектов по правописанию. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!»

В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др. В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат‚ исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат - доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) - изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.

Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. Алгоритм разработки проекта: проблема - цель - результат. После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы - информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)

3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)

4. Выбрать способы, решения задач на каждом этапе.

5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта:

  • введение,

  • основная часть,

  • заключение.

Введение - часть, в которой необходимо указать тему‚ цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки. Основная часть - описание поэтапного решения задач. Можно использовать фразы-клише: Я начал свою работу с того, что... Потом я приступил к... Я завершил работу тем, что... В ходе работы я столкнулся с такими проблемами... Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)... План моей работы был нарушен, потому что... Мне удалось достичь цели проекта, потому что.

Заключение - часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

В проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную‚ коммуникативную.

Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, будут использованы дидактические приемы, «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого - это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?», различные языковые задачки, например, морфологические («Приключения Буратино») и др.

На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!»‚ «Шиворот-навыворот» и др.).

Стремление двигаться, естественное для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.

Разнообразны творческие продукты проектов: в одних случаях это материальные продукты (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений» и др.), в других - интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке» и др.) и информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания» и др.).

Дежурный библиограф - это роль, которую будут исполнять поочередно. Задача дежурного библиографа - заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии учить других детей работать со справочной литературой. Чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Поисковик». Любой проект предполагает развитие интеллекта детей.

В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи:

  • повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия

для тренировочных упражнений.

  • Вторая задача не менее важна, чем первая, поэтому было введено понятие интеллектуальной нормы; необязательные для выполнения дополнительные задания, задания повышенной сложности отмечены звездочкой













Тематическое планирование занятий

3 класс


Дата

Тема

Содержание

1


Проекты дают знания

Беседа о проектах. Интеллектуальный тренинг.

2


Для чего нам словари?

Посещение библиотеки. Работа со словарями

3


Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы

Работа со словарями. Использование синонимов и антонимов. Интеллектуальный тренинг

4


Защита проекта по лексике

Защита проекта «Мир слов»

5


Поиграем со звуками.

Звуки, которые нас окружают. Эксперимент как метод исследования.

6


Слабые и сильные позиции звуков.

Анализ информации. Исследование звучащей речи.

7


Фонетические задачки.

Фонетический анализ

8


Защита проектов по фонетике

Презентация творческих продуктов

9


В гостях у частей речи

Темы проектов по морфологии

10


Все, что существует

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имен существительных. Употребление в речи существительных общего рода.

11





Прилагательное

Прилагательное. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и

характер в портретах мастеров слова.

12


Глагол

Разработка продукта «Паспорт глагола».


13


Защита проектов по

морфологии

Презентация творческих продуктов

14


Из чего состоят слова? Зрим в корень!

Проведение анализа слов.Наблюдение как метод исследования. Дедукция как метод познания.

15


Окончание и основа

Работа над проектом «Состав слова»

16


Приставки-труженицы

Исследование приставок в речи. Индукция как метод познания.

17


Говорящие суффиксы

Создание информационного продукта «Суффиксы частей речи»

18


Суффиксы существительных и прилагательных

Создание информационного продукта «Суффиксы частей речи»

19


Суффиксы глаголов

Создание информационного продукта «Суффиксы частей речи»

20


Интерфикс и постфикс

Мини-проект «Интерфикс и постфикс»

21


Слова замаскировались

Определение, к какой части речи относится слово.

22


Защита проектов по морфемике

Презентация и защита проектов

23


Где прячутся ошибки?

Работа над проектом «Правописание»

24


Самоинструкция

Понятие алгоритм. Творческий продукт «Путь к орфографической грамотности»

25


Орфограммы в стихах

Сбор информации об орфограммах. Обучение рифмованию текстов

26


Что нельзя проверить?

Работа над проектом «Непроверяемые орфограммы»

27


Этимология

Работа с этимологическим словарем. Изучение происхождения слов.

Создание творческого продукта «Лото «Календарь природы»

28


Школа эйдетики

Знакомство с методом аналогии

29


Образ слова

Разработка проекта «Ассоциации для словарных слов»

30


Цепочки ассоциаций

Разработка проекта «Ассоциации для словарных слов»

31


Стоп! Перенос!

Разработка проекта «Перенос слов»

32


Предлоги и приставки

Интеллектуальный тренинг, посвященный предлогам и приставкам

33


Защита проектов по правописанию

Презентация и защита проектов

34


Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!»

Конкурсная программа. Подведение итогов всех занятий.



Теоретические занятия

Практические занятия


30ч



Учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;


Учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

 - осуществлять проектную деятельность





Литература

  1. Материалы для изучения азбуки на Лабиринте

  2. Материалы для изучения грамматики на Лабиринте

  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  9. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  14. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  15. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  17. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  18. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  19. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  20. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984

  21. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. Проектная деятельность. Москва. ВАКО. 2013





Программа внеурочной деятельности "Путь грамотности" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 3 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления русского языка. Данный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, программами по русскому языку и курсами «Путь к грамотности» О.В.Олейник и Л. П. Кабанюк и «Удивительный мир слов» Л. В. Петленко, В.Ю.Романовой. 

Цели курса: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Автор Шаферстова Валентина Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2548
Номер материала 45706
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓