Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" ( 4 класс)

Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" ( 4 класс)

«Согласовано»

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

ГБОУ СОШ № 1 п.г.т Суходол

________________/Е. В. Наумова /

«___» _________ 2014г.


«Утверждаю»

директор

ГБОУ СОШ № 1 п.г.т Суходол

_______________ /Т. В. Соломонова/

«___» _________ 2014года





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Учусь создавать проекты»

направление «Научно-познавательное»


для 4 класса

Составители:

Крупина Г.А.,

Колесова А.В.,

Дювина Ю.В.,

Мельникова Л.В.,

учителя начальных классов



2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 4 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей / Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Актуальность проектной деятельности

сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы

начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и

целостности образования в целом;

развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.

Задачи:

  • Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).

  • Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).

  • Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).

  • Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта  (личностные УУД)



Возрастное обоснование:

Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.

Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.

Мотивы раскрываются  и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.

Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.

Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.

Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

  • Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.

  • Формируется навык планирования деятельности.

  • Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.

  • Формируется опыт защиты своей идеи.

  • Формируется опыт самоопределения.

  • Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

  • Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.

  • Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.

  • Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.

Данная программа диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.

Программа «Учусь создавать проект» в 4 классе включает 34 часа по 1 занятию в неделю .

Данная программа составлена на основе программы, Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».


С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры; опыты;

  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

  • интеллектуальные головоломки;

  • практические занятия;

  • работа с компьютерами; (вариативный курс )

  • дискуссии, беседы.





Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных

1.

Введение.

Повторение изученного материала в 3 классе.

1

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

Регулятивные УУД: умение классификацировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.


2.


Технология проекта.

3

3.


Исследование проекта.

2

4.


Конструирование проекта.

2

5.


Технология изготовления проекта.

3

6.


Изготовление проектов.

5

7.


Реклама проекта.

2

8.


Конкурс проектов.

3

9.


Творческий проект.

4

10.


Графическая документация.

2

11.


Защита проекта.

6


итого

34



Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • формирование рефлексии.




Календарно – тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Введение. Повторение пройденного в 3 классе

1

1-5. 09.2014


Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

8-12.09.14


Виды проектов

1

15-19.09.14


Исследовательско- творческий проект

1

22-26.09.14


Творческий проект

1

29.09-3.10.14


Ролево- игровой проект

2

6-10.10.14

13-17.10.14


Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

2

20-24.10.14

3-7.11.14


Информационно- исследовательский проект

2

10-14.11.14

17-21.11.14


Информационно- ориентированный проект

1

24-28.11.14


Практико – ориентированный проект

1

1-5.12.14


Монопредметный проект

2

8-12.12.14

15-19.12.14


Межпредметный проект

1

22-26.12.14


Виды презентационных проектов

2

29 - 31.12.14

12-16.01.15


Виды презентационных проектов в рамках НПК

1

19-23.01.15


Правильная подготовка презентации к проекту

1

26-30.01.15


Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

2

2-6.02.15

9-13.02.15



Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

2

16-20.02.15

23-27.02.15


Типичные ошибки проектантов

1

2-6.03.15


Критерии оценивания проектной деятельности учащихся

1

9-13.03.15



Программа МРР. Формирования умения в работе с диаграммой

1

16-20.03.15


Программа МРР. Формирования умения в работе с таблицей

1

23-27.03.15


Практическая работа

1

6-10.04.15


Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

13-17.04.15


Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

1

20-24.04.15


Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев

1

27-30.04.15


Твои впечатления от работы над проектом

1

4-8.05.15


Пожелания будущим проектантам

1

11-15.05.15



итого

34










Список литературы:

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 4 класс (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2013г.).

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем: Рабочие тетради в 2х частях, 4 класс (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2013г.).

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]

http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального

общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]

http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

[Электронный ресурс]

http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" ( 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Актуальность проектной деятельности

сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной  образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

      Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

 

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.

Автор Дювина Юлия Валентиновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3027
Номер материала 38848
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓