МКОУ СОШ ст.
Николаевская Дигорского р-на
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей начальных
классов
_________ Бессараб Л. Н.
Протокол №_____
от«____»________2014 г
|
«Согласовано»
ИО Заместителя директора
по УВР________ Чирво Н.
Н.
«____»____________2014 г.
|
«Утверждаю»
ИО Директора МКОУ СОШ
ст. Николаевская
__________ Романенко Н. Н.
Приказ № _______
от «____»___________2014 г.
|
Рабочая программа
внеурочной
деятельности
«ПРИКОСНИСЬ
К
ПРЕКРАСНОМУ»
2 класс
Учитель начальных
классов
Хлоева Евгения
Викторовна
2014-2015 уч. год
Пояснительная
записка
Необходимость
составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального
государственного образовательного стандарта II поколения, а так же
особенностью организации учебного процесса в школе.
Рабочая
программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС составлена по экологии
и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается
и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами,
земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она
способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире,
но и формирует целостное представление о природе на основе развития
интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья
детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект
современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и
явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные
модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и
естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё
многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто
существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно,
начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая
всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому
форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному,
от наблюдений к рассуждению.
Цель программы:
формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся
рядом, формирование экологической культуры.
Программа
ставит перед собой следующие задачи:
1.
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы,
общества и человека.
2.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и
привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3.
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам.
6.
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и
негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру
природы.
7.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни,
стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Основные методы в
образовательном процессе по реализации программы: методы экологического
тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой
работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний
детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на
основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и
физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая
экологический аспект современной культуры.
В
основе программы лежит принцип научности, принцип доступности,
принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы
служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной
картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена
“понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид,
экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания,
экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное
требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является
основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему
культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного
мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и
человека на Земле?
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные
результаты
-формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы;
формирование
уважительного отношения к природе; принятие и освоение социальной роли
обучающегося;
формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания природе, живым существам;
развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к природе. Метапредметные
результаты
-освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации;
формирование
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач; активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование
различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации;
готовность
слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных овладение базовыми
предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами;
Предметные
результаты:
-
узнавать
животных и птиц в природе , на картинках , по описанию;
-
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-
ухаживать
за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-
составлять экологические модели, трофические цепи;
-
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-
заботиться о здоровом образе жизни; - заботиться об оздоровлении окружающей
природной среды, об улучшении качества жизни;
-
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное
окружение);
-
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; -
наблюдать
предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; -
оформлять
результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; знать
:
-наиболее
типичных представителей животного мира России, республики Северная Осетия-
Алания
-какую
пользу приносят представители животного мира;
-некоторые
пословицы, поговорки, загадки о животных
-основные
группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям
существования (примеры);
-
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); -
-
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними
(примеры); -
значение
растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; -
основные
виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы,
приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-
различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние
деятельности человека в природе;
-способы
сохранения окружающей природы;
-
что такое наблюдение и опыт;
-
экология - наука об общем доме;
-
экологически сообразные правила поведения в природе
Программа
2 класса рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю)
К
концу изучения программы дети должны уметь:
-
классифицировать природные тела на живые и неживые;
-
выделять связи живого организма со средой обитания;
-
устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого
загрязнения;
-
осознавать значение воды для человека;
-
сравнивать морской водоём с пресным;
-
обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
-
выделять связи птиц с жизнью человека;
-
соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
-
изготавливать простейшие кормушки;
-
соотносить внешний вид птицы с названием;
-
обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
-
объяснять значение хищников в лесу;
-
объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
-
сравнивать северных и южных животных;
-
пояснять значение растений в жизни человека;
-
находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
-
работать компасом, определить температуру;
-
ориентироваться на местности;
-
определить возраст деревьев по годичному кольцу;
-
различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
Содержание
программы для 2 класса
1
раздел – “Войду в природу другом”
Природа
– колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация:
осенние приметы.
Практическая
деятельность: экскурсия в природу.
2
раздел – “О чем поют птицы”
Какой
же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать
тишину?
Демонстрация:
аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”,
Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая
деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3
раздел – “О грибах и не только”
Удивительный
мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация:
Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского,
В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая
деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4
раздел – “Жизнь
на водоемах”
Течет
река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие
обитатели водоемов?
Демонстрация:
С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая
деятельность: видеофильм о бобрах.
5
раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота
спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация:
А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая
деятельность: выставка рисунков.
6
раздел – “Явления природы”
Гремит
гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация:
справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая
деятельность: экскурсия.
7
раздел – “Мы
- юные садоводы”.
Труд
кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация:
загадки об овощах, цветах.
Практическая
деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.
Учебный
план
№
п/п
|
Наименование раздела
|
Всего часов
|
|
|
1
|
В гостях
у природы
|
6
|
|
2
|
Пернатые
наши друзья
|
9
|
|
3
|
О грибах
и не только
|
4
|
|
4
|
Жизнь на
водоемах
|
5
|
|
5
|
Удивительный
мир насекомых
|
3
|
|
6
|
Явления природы
|
3
|
|
7
|
Мы юные
садоводы
|
4
|
|
Тематическое
планирование занятий
№
п/п
|
Раздел. Тема занятия
|
Кол-во
часов
|
УУД
|
Неделя
|
1
|
В гостях у
природы
|
6
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
|
|
1
|
Что такое “экология”? Путешествие
в лесную школу
|
1
|
Различать (узнавать) изученные объекты и
явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы на основе их существенных признаков
|
1
|
2
|
Ель – кормилица. Лесной час
|
1
|
поиск и выделение необходимой
информации; применение методов информационного поиска,
|
2
|
3
|
Почемучкины книжки
|
1
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
|
3
|
4
|
Умеешь ли ты видеть необычное в
обычном. Поделки из природных материалов
|
1
|
выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения; самооценка деятельности
|
4
|
5
|
Разноцветная ярмарка (экскурсия в
осенний лес)
|
1
|
распределять обязанности при
работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения
|
5
|
6
|
Джунгли зовут! Игровое занятие
|
1
|
|
6
|
2
|
Пернатые – наши
друзья
|
9
|
|
|
1.
|
Ястреб-тетеревятник – самый
быстрый и грозный охотник леса
|
1
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
планирование, контроль и оценивание учебных действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
|
7
|
2.
|
Горлица – лесной голубок
|
1
|
преобразование информации из
одной формы в другую
|
8
|
3.
|
Филин – самый крупный из наших
сов
|
1
|
выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения; самооценка деятельности
|
9
|
4.
|
Кукушка – хитрая птица
|
1
|
|
10
|
5.
|
Лесной доктор – большой пестрый
дятел. Экскурсия
|
1
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
|
11
|
6.
|
Клесту не страшен холод
|
1
|
поиск и выделение необходимой
информации; применение методов информационного поиска,
|
12
|
7.
|
Северо- Осетинский заповедник.
Птицы РСО- Алания.
|
1
|
выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения; самооценка деятельности
|
13
|
8.
|
КВН “Птицы наши друзья”
|
1
|
планирование, контроль и
оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации
|
14
|
9.
|
Экологическая акция “Берегите
птиц!”
|
1
|
распределять обязанности при
работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения
|
15
|
3
|
О грибах и не
только
|
4
|
|
|
1.
|
Съедобные и несъедобные грибы
|
1
|
Различать
(узнавать) изученные объекты и: проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы на основе их существенных признаков
|
16
|
2.
|
Грибы, выращенные на грядке и
растущие на деревьях
|
1
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
|
17
|
3.
|
Грибная угадайка
|
1
|
|
18
|
4.
|
Грибы на службе у человека.
Составление альбома-справочника о грибах.( Практическое занятие)
|
1
|
планирование, контроль и
оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации
|
19
|
4
|
Жизнь на
водоемах
|
5
|
|
|
1.
|
Рыбы .Рыбий язык
|
1
|
выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения; самооценка деятельности
|
20
|
2.
|
Аквариумные рыбки
|
1
|
поиск и выделение необходимой
информации; применение методов информационного поиска,
|
21
|
3.
|
Неуклюжий рак. Где он зимует?
|
1
|
планирование,
контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации
|
22
|
4.
|
Чья это хатка? Видеофильм
|
1
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
|
23
|
5.
|
Оригами. “Рыбки в аквариуме”
|
1
|
распределять обязанности при
работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения
|
24
|
5
|
Удивительный мир
насекомых
|
3
|
|
|
1.
|
Бабочки, занесенные в Красную
книгу РСО- Алания.
|
1
|
выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения; самооценка деятельности
|
25
|
2.
|
Искусные строители: муравьи и пчелы.
|
1
|
Различать (узнавать) изученные объекты и
явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы на основе их существенных признаков
|
26
|
3.
|
Природа и фантазия. (Практическое
занятие)
|
1
|
планирование, контроль и
оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации
|
27
|
6
|
Хочу все знать.
Об интересных явлениях природы
|
3
|
|
|
1.
|
Гроза. Гремит гром, сверкает
молния. Как и почему?
|
1
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
|
28
|
2.
|
Снег. Лед. Вода. Их свойства.
Причины загрязнения. Исследовательская работа
|
1
|
поиск и выделение необходимой
информации; применение методов информационного поиска
планирование,
контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации
|
29
|
3.
|
Экскурсия на реку Урсдон (Белая)
|
1
|
Формировать правила, нормы
поведения во время экскурсии
|
30
|
7
|
Мы юные садоводы
|
4
|
|
|
1.
|
Мы исследуем почву. Исследовательская
работа
|
1
|
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
преобразование
информации из одной формы в другую
|
31
|
2.
|
Искусство составления букетов.
|
1
|
распределять обязанности при
работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения
|
32
|
3.
|
Все цвета радуги. Буклет о
садовых цветах
|
1
|
выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения; самооценка деятельности
|
33
|
4.
|
Солнце, воздух и вода (подвижные
игры на свежем воздухе)
|
1
|
Формировать навыки здорового образа
жизни
|
34
|
|
Итого:
|
34
|
|
|
Ожидаемые
результаты:
учащиеся
должны знать:
-
основы экологической культуры;
-
некоторые особенности природы своего края;
-
правила поведения в природе;
-
некоторые охраняемые растения и животные своей республики;
-
знать свои права и обязанности;
-
знать происхождения Земли и человечества.
учащиеся
должны уметь:
-
вести себя на природе;
-
различать изученные растения, животных;
-
вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
-
подкармливать птиц в простейших кормушках;
-
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
-
проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Информационные
ресурсы
Для
педагога:
1.
Академия
педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”.
1975.
2.
Мухерджее
Мохит. Хартия Земли (учебное пособие). Казань. “Заман”. 2007.
3.
Министерство
экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2
Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
4.
Ридерз
Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
5.
Рыжова
Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для
учащихся:
1.
Архипова
Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
2.
Бианки
В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
3.
Большой
географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
4.
Детские
развивающие и познавательные журналы.
5.
Ибрагимова
Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов
общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
6.
Ильясова
Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
7.
Толстой.Л.Н.
“Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
8.
Лях
В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”. 2006.
9.
Мамин-Сибиряк
Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
10. Минакова
Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
11. Пришвин
М.М. “Разговор деревьев”.
12. Паустовский
К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
13. Рахимов
И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
14. Светлова
Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.