Главная / Начальные классы / программа внеурочной деятельности "Прикоснись к прекрасному"

программа внеурочной деятельности "Прикоснись к прекрасному"

МКОУ СОШ ст. Николаевская Дигорского р-на

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей начальных классов

_________ Бессараб Л. Н.


Протокол №_____

от«____»________2014 г


«Согласовано»

ИО Заместителя директора

по УВР________ Чирво Н. Н.


«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

ИО Директора МКОУ СОШ

ст. Николаевская

__________ Романенко Н. Н.


Приказ № _______

от «____»___________2014 г.







Рабочая программа

внеурочной деятельности




«ПРИКОСНИСЬ

К ПРЕКРАСНОМУ»


2 класс






Учитель начальных классов

Хлоева Евгения Викторовна



2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.

Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

формирование уважительного отношения к природе; принятие и освоение социальной роли обучающегося;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания природе, живым существам;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе. Метапредметные результаты

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

формирование способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

готовность слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты: -

узнавать животных и птиц в природе , на картинках , по описанию;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни; - заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; -

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; -

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; знать :

-наиболее типичных представителей животного мира России, республики Северная Осетия- Алания

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); -

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); -

значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; -

основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе

Программа 2 класса рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю)

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

Содержание программы для 2 класса

1 раздел – “Войду в природу другом”

Природа – колыбель наша. У истоков природы.

Демонстрация: осенние приметы.

Практическая деятельность: экскурсия в природу.

2 раздел – “О чем поют птицы”

Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.

Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.

3 раздел – “О грибах и не только”

Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?

Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.

Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.

4 раздел – “Жизнь на водоемах”

Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.

Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.

5 раздел – “Удивительный мир бабочек”

Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!

Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.

Практическая деятельность: выставка рисунков.

6 раздел – “Явления природы”

Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.

Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: экскурсия.

7 раздел – “Мы - юные садоводы”.

Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.

Демонстрация: загадки об овощах, цветах.

Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.







Учебный план


п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

В гостях у природы

6

2

Пернатые наши друзья

9

3

О грибах и не только

4

4

Жизнь на водоемах

5

5

Удивительный мир насекомых

3

6

Явления природы

3

7

Мы юные садоводы

4















Тематическое планирование занятий


п/п

Раздел. Тема занятия

Кол-во
часов

УУД

Неделя

1

В гостях у природы

6

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


 

1


Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу

1

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

 1

2

Ель – кормилица. Лесной час

1

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,

3

Почемучкины книжки

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


 3

4

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

 4

5

Разноцветная ярмарка (экскурсия в осенний лес)

1


распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

5

6

Джунгли зовут! Игровое занятие

1


2

Пернатые – наши друзья

9


 

1.

Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации


2.

Горлица – лесной голубок

1

преобразование информации из одной формы в другую

3.

Филин – самый крупный из наших сов

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

4.

Кукушка – хитрая птица

1


10

5.

Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


 11

6.

Клесту не страшен холод

1

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,

 12

7.

Северо- Осетинский заповедник. Птицы РСО- Алания.

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

 13

8.

КВН “Птицы наши друзья”

1

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

14 

9.

Экологическая акция “Берегите птиц!”

1

распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

 15

3

О грибах и не только

4


 

1.

Съедобные и несъедобные грибы

1

Различать (узнавать) изученные объекты и: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

16

2.

Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


17 

3.

Грибная угадайка

1


18

4.

Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах.( Практическое занятие)

1

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

19 

4

Жизнь на водоемах

5


 

1.

Рыбы .Рыбий язык

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

 20

2.

Аквариумные рыбки

1

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,

21 

3.

Неуклюжий рак. Где он зимует?

1

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

22 

4.

Чья это хатка? Видеофильм

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


23 

5.

Оригами. “Рыбки в аквариуме”

1

распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

24 

5

Удивительный мир насекомых

3


 

1.

Бабочки, занесенные в Красную книгу РСО- Алания.

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

25 

2.

Искусные строители: муравьи и пчелы.

1

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

26

3.

Природа и фантазия. (Практическое занятие)

1

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

27 

6

Хочу все знать. Об интересных явлениях природы

3


 

1.

Гроза. Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


28

2.

Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исследовательская работа

1

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

 29

3.

Экскурсия на реку Урсдон (Белая)

1

Формировать правила, нормы поведения во время экскурсии

30

7

Мы юные садоводы

4


 

1.

Мы исследуем почву. Исследовательская работа

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

преобразование информации из одной формы в другую

31 

2.

Искусство составления букетов.

1

распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

32 

3.

Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

 33

4.

Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе)

1

Формировать навыки здорового образа жизни

 34

 

Итого:

34


 





Ожидаемые результаты:

учащиеся должны знать:

- основы экологической культуры;

- некоторые особенности природы своего края;

- правила поведения в природе;

- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;

- знать свои права и обязанности;

- знать происхождения Земли и человечества.

учащиеся должны уметь:

- вести себя на природе;

- различать изученные растения, животных;

- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;

- подкармливать птиц в простейших кормушках;

- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.



Информационные ресурсы

Для педагога:

  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.

  2. Мухерджее Мохит. Хартия Земли (учебное пособие). Казань. “Заман”. 2007.

  3. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.

  4. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

  5. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Для учащихся:

  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.

  4. Детские развивающие и познавательные журналы.

  5. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

  6. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.

  7. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

  8. Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”. 2006.

  9. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

  10. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

  11. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

  12. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

  13. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

  14. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.



программа внеурочной деятельности "Прикоснись к прекрасному"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. 

Автор Хлоева Евгения Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 298
Номер материала 26480
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓