Пояснительная
записка
Изучение
прав человека уже давно является важной частью начального образования во
многих странах мира. И наша страна в данном контексте не является исключением.
Министерство образования РФ в ряде своих писем отражает необходимость правового
просвещения детей с целью их подготовки к жизни в демократическом обществе.
Основная
цель данной программы состоит в практическом осуществлении поставленной
правительством задачи.
Знакомство
с правами человека позволяет решить не только правовые, но и нравственные,
психологические и педагогические проблемы. В связи с этим, данная программа
отражает зависимость правового и нравственного воспитания от психолого-педагогических
особенностей развития личности учеников начальных классов.
Начиная с
раннего возраста, дети впитывают в себя ценности общества, которое их
окружает. Понимание неотъемлемости своих прав, необходимости уважения прав
других и развития самоуважения, формирует у ребенка определенное мировоззрение.
В связи со
сказанным выше, данная программа обладает своей спецификой:
1.
Программа «Право и Я» является ознакомительной и позволяет воспитанникам
получить начальные знания о демократических ценностях и правах человека на
основе Конвенции ООН по правам ребенка и Всеобщей декларации прав человека.
2.
Изучаемый материал преподносится в доступной форме, с учетом возрастных
особенностей учеников младшей школы. Формулировки и термины Всеобщей декларации
прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка излагаются в простом и
наглядном языковом варианте. Цель состоит в том, чтобы дети усвоили главный
смысл, и поняли заложенные в статьях документов принципы.
При
изучении данного курса, максимально используются игровые, занимательные и активные
формы работы, что способствует благоприятным и естественным условиям для
понимания и усвоения детьми нравственных норм. Во время проведения занятия с
детьми, необходимым условием является создание атмосферы доверия, открытости и
доброжелательности.
3.
Изучение курса «Право и Я» рекомендуется строить на принципе преемственности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предназначение
курса «Право и Я» состоит в получении дополнительного образования в рамках
правового направления образовательного учреждения.
На
начальном этапе, изучение материала проходит на уровне представлений, понятий и
чувств. Подготовка базы для изучения Всеобщей декларации прав человека и
Конвенции ООН о правах ребенка, происходит в интересной, легкой и увлекательной
форме, посредством знакомства с литературными источниками и жизненными
ситуациями, а также в ходе откровенных дискуссий, задумчивых бесед и решений
проблемных ситуаций.
В процессе
углубления, растет доля теоретического материала, проводится работа над
основными понятиями и терминами (такими, как «право», «обязанности»,
«ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания»,
«раса», «социальное положение» и т. п.). Объяснение выше перечисленных понятий
не предполагает строгого и исчерпывающего толкования, оно должно ориентировать
на передачу смысла, что на данном этапе является вполне достаточным.
Оценка и
обсуждение (с точки зрения соблюдения прав человека) различных жизненных
ситуаций, взятых из литературы, знакомых по урокам истории или окружающего
мира, а также другим источникам, обмен мнениями и выполнение различных
творческих заданий, позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей,
научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Необходимо
намеренно акцентировать внимание обучающихся не только на их правах, но и
обязанностях, а также показать неразрывность и взаимосвязь прав и обязанностей,
объяснить необходимость уважения прав других.
Благодаря
полученным на занятиях опыту и знаниям, обучающиеся смогут обрести уверенность
в себе, почувствовать свою значимость, научатся состраданию, терпимости и
правилам общения, строящимся на уважении и соблюдении прав других людей.
III.
МЕСТО КУРСА
На занятия в каждом классе начальной школы отводится 1 час в
неделю. Курс рассчитан на 68 часов. 2-3 классах - по 34 часа.(34 учебные
недели)
IV.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Благодаря
полученным на занятиях опыту и знаниям, обучающиеся смогут обрести уверенность
в себе, почувствовать свою значимость, научатся состраданию, терпимости и
правилам общения, строящимся на уважении и соблюдении прав других людей.
V.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Требования к образовательному результату
(ФГОС)
|
Характеристика результата (базовый
уровень, повышенный уровень)
|
Способы оценки результата
|
Первый год
обучения
|
Второй год
обучения
|
Познавательные
|
Базовый
|
|
|
|
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
|
Педагогическое
наблюдение
|
Педагогическое
наблюдение
|
|
Повышенный
|
|
|
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера
|
Участие в создании
проектов, играх
|
Публичная
защита проектов
|
Коммуникативные
|
Базовый
|
|
|
|
готовность слушать собеседника и вести диалог
|
Семейная олимпиада
по праву
|
Участие
в обсуждении проблем, круглых столах
|
|
Повышенный
|
|
|
|
готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий
|
Ролевая игра
|
Ролевая игра
|
Регулятивные
|
Базовый
|
|
|
|
Способность запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, планирование своих действий на определённых этапах занятия;
контролировать выполнение задания; оценивать результаты
собственных действий
|
Участие в создании
проектов,
исследовательских
работ
|
Участие в создании
проектов,
исследовательских
работ
|
|
Повышенный
|
|
|
|
Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, способность к
анализу причин успеха/неуспеха и устному формулированию их
|
Участие в проектах,
Создание исследовательских
работ
|
Участие в проектах,
Создание исследовательских
работ
|
Личностные
|
Базовый
|
|
|
|
усвоение ценностных представлений о своей семье и своей малой Родине,
о России, осознание своей принадлежности к определённому народу
|
Участие в правовых
викторинах,
дискуссиях,
обсуждениях.
|
Участие
в семинарах, викторинах и т.д.
|
|
Повышенный
|
|
|
|
знание основных моральных и правовых норм, ориентация на их
выполнение осознание, что значит быть ответственным и нести ответственность
за свои поступки
|
Конкурс рисунков,
диагностика
уровня воспитанности
(методика
Н.П. Капустиной);
|
Конкурс рисунков, проведение классных часов в начальной
школе
|
VI.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первый год обучения
1. Я –
гражданин. Почему так часто говорят о гражданских правах?
|
1 час
|
2.
Россия – Родина моя. Фотоконкурс.
|
1 час
|
3.
Практическая работа: «Работаем с картой»
|
1 час
|
4.
Древние славяне – наши предки. Почему мы говорим «древний», «древность».
Откуда произошло слово «Табу»
|
1 час
|
5.
Проекты: «Как человек научился писать», «Пиктография», «История письма»
|
1 час
|
6.
Великий князь Ярослав Мудрый. «Русская правда»
Почему
на Руси носили бороды.
|
1 час
|
7.
Первый российский царь Иван IV Грозный. Первый российский герб. Москва –
столица России.
|
1 час
|
8.
Многонациональная Россия. Беседа
|
1 час
|
9.Практическая
работа: «Национальная одежда народов России»
|
1 час
|
10.
Красна изба углами или милости прошу к нашему шалашу. (Национальные жилища народов
России)
|
1 час
|
11.
Чудо хоромы – божие домы. (Религии народов России)
|
1 час
|
12.
Государственные символы нашей страны.
|
1 час
|
13.
Государственные праздники России. Творческая работа: «Дворец Деда Мороза»
|
1 час
|
14.Где
живёт Дед Мороз?
«Владения
Снежной королевы» Фотоконкурс
|
1 час
|
15.
Поговорим о законах России: Конституция, о семье, о труде, об образовании и
т.д.
Чтение
и беседа по сказке А. Менакера «Украли у Белочки ягоды-фрукты, орехи и прочие
лесопродукты»
|
1 час
|
16. Мы
и наши права. Урок-игра
|
1 час
|
17.
Семейная олимпиада по праву. Приглашаем наших родителей
|
1 час
|
18. Я
- помощник в своей семье.
|
1 час
|
19.
Мама, папа, я -дружная семья. Изготавливаем ангела-хранителя своей семьи
|
1 час
|
20.
Фотографии из семейного альбома. Фотоконкурс
«Я -
горжусь!»
|
1 час
|
21.
Земля – наш общий дом. Чтение и беседа по стихотворению А. Менакера «Шар голубой»
|
1 час
|
22.
Проект: «Создаем Красную книгу животных Томской области»
|
1 час
|
23. Я
люблю свою школу! Конкурс творческих работ
|
1 час
|
24. По
каким правилам мы живем в школе. Беседа
|
1 час
|
25. С
чего начинается самооборона? Толерантность, терпение, доброта.
|
1 час
|
26.
Личная безопасность в доме. Неприкосновенность жилища. Урок - игра
|
1 час
|
27.
Личная безопасность на улице. Практическая работа: «Как и почему похищали
сказочных героев?»
|
1 час
|
28.
Пожарная безопасность. Как вести себя при пожаре.
Беседа
по произведениям С.Я.Маршака «Пожар», Г.Х. Андерсена «Огниво». Конкурс рисунков
|
1 час
|
29.
Творческая работа: «Придумываем сказку в картинках о ПДД»
|
1 час
|
30.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Заочная экскурсия по городу
|
1 час
|
31 .
Герои Советского Союза - наши земляки. Урок Мужества
|
1 час
|
32.
Улица 79 Гвардейской дивизии. Почему она так называется. Экскурсия в музей
Боевой славы 79 Гвардейской дивизии в школе №34
|
1 час
|
33.
Отдых и вседозволенность вещи несовместимые. Практическая работа:
«Антиреклама вредных привычек»
|
1 час
|
34.
Создание книги сказок в картинках «Я и мои права»
Презентация
|
1 час
|
Второй год обучения
1.
Человек - кузнец своего счастья
|
1 час
|
2.
Царство Закон
|
1 час
|
3.
Царство Беззаконие
|
1 час
|
4. Что
мы знаем о правах человека?
|
1 час
|
5. ООН
и Всеобщая Декларация прав человека
|
1 час
|
6. Я и
мы
|
1 час
|
7.
Жизнь даётся один раз
|
1 час
|
8.
Жизнь в неволе (рабство)
|
1 час
|
9.Закон
один для всех
(Устав
школы, ВДПЧ)
|
1 час
|
10.
Честь и репутация
|
1 час
|
11.
Свобода выбора: где жить и с кем жить (ст.13-16
|
1 час
|
12.
Государство. Я часть своей страны.(ст.21)
|
1 час
|
13.
Свободный труд
|
1 час
|
14.Интеллектуальный
марафон
|
1 час
|
15.
Документы ООН по правам ребёнка
|
1 час
|
16.
Дети под защитой государства
|
1 час
|
17.
Дом, в котором я живу
|
1 час
|
18.
Охрана здоровья
|
1 час
|
19.
Беда может случиться с каждым
|
1 час
|
20.
Нужны ли любовь и внимание?
|
1 час
|
21.
Защита от жестокости и эксплуатации
|
1 час
|
22.
Труд детей
|
1 час
|
23.
Защита от дискриминации
|
1 час
|
24.
Один для всех и все для одного
|
1 час
|
25. Что
мы знаем о правах ребёнка. Интеллектуальный марафон
|
1 час
|
26.
Государственные символы. Что такое герб? (из истории)
|
1 час
|
27.
Государственные символы. Флаг - символ государственной власти. Исторический
экскурс.
|
1 час
|
28.
История возникновения и развития государственного флага России.
|
1 час
|
29.
Борьба цветов российского флага.
|
1 час
|
30.
Знамя Победы
|
1 час
|
31 .
Государственный гимн РФ.
|
1 час
|
32.
Президент РФ.
|
1 час
|
33.
Правительство РФ.
|
1 час
|
34.Правовой
марафон
|
1 час
|
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ
Расписание занятий (первый год обучения)
Дата
|
Время
|
Тема
|
Место занятий
|
Преподаватель
|
Ресурсы
|
|
|
«Право и я»» 34
часа
|
|
Костарева М.В.
|
|
|
|
1. Я
– гражданин. Почему так часто говорят о гражданских правах?
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа
|
|
|
2.
Россия – Родина моя. Фотоконкурс.
|
Экскурсия
|
Костарева М.В.
|
Экскурсия по городу
|
|
|
3.
Практическая работа: «Работаем с картой»
|
|
Костарева М.В.
|
Практическая
работа. Создание таблицы государств – соседей России.
|
|
|
4.
Древние славяне – наши предки. Почему мы говорим «древний», «древность».
Откуда произошло слово «Табу»
|
|
Костарева М.В.
|
Интерактивная форма
работы с использованием наглядного материала
|
|
|
5.
Проекты: «Как человек научился писать», «Пиктография», «История письма»
|
|
Костарева М.В.
|
Групповая форма работы,
выполнение творческого задания.
|
|
|
6.
Великий князь Ярослав Мудрый. «Русская правда»
Почему
на Руси носили бороды.
|
|
Костарева М.В.
|
Интерактивная доска,
интернет. Практическая работа.
|
|
|
7.
Первый российский царь Иван IV Грозный. Первый российский герб. Москва –
столица России.
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы
|
|
|
8.
Многонациональная Россия. Беседа
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
игры. Интерактивная доска
|
|
|
9.Практическая
работа: «Национальная одежда народов России»
|
|
Костарева М.В.
|
Практическая работа
с использованием интернета, энциклопедий
|
|
|
10.
Красна изба углами или милости прошу к нашему шалашу. (Национальные жилища
народов России)
|
|
Костарева М.В.
|
Игра с использованием
интерактивной доски
|
|
|
11.
Чудо хоромы – божие домы. (Религии народов России)
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы
|
|
|
12.
Государственные символы нашей страны.
|
|
Костарева М.В.
|
Практическая работа
с использованием интерактивной доски, печатного дополнительного материала
|
|
|
13.
Государственные праздники России. Творческая работа: «Дворец Деда Мороза»
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы. групповая форма работы
|
|
|
14.Где
живёт Дед Мороз?
«Владения
Снежной королевы» Фотоконкурс
|
Экскурсия
|
Костарева М.В.
|
Экскурсия по городу
|
|
|
15.
Поговорим о законах России: Конституция, о семье, о труде, об образовании и
т.д.
Чтение
и беседа по сказке А. Менакера «Украли у Белочки ягоды-фрукты, орехи и прочие
лесопродукты»
|
.
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы
|
|
|
16. Мы
и наши права. Урок-игра
|
|
Костарева М.В.
|
Интерактивная доска,
карточки
|
|
|
17.
Семейная олимпиада по праву. Приглашаем наших родителей
|
|
Костарева М.В.
|
Интерактивная доска,
карточки
|
|
|
18. Я
- помощник в своей семье.
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа
с элементами игры
|
|
|
19.
Мама, папа, я -дружная семья. Изготавливаем ангела-хранителя своей семьи
|
|
Костарева М.В.
|
Компьютер,
Практическая работа
: изготовление ангела хранителя семьи из подручных материалов
|
|
|
20.
Фотографии из семейного альбома. Фотоконкурс
«Я -
горжусь!»
|
|
Костарева М.В.
|
Оформляем выставку
семейных фотографий
|
|
|
21.
Земля – наш общий дом. Чтение и беседа по стихотворению А. Менакера «Шар
голубой»
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы
|
|
|
22.
Проект: «Создаем Красную книгу животных Томской области»
|
|
Костарева М.В.
|
Интернет, энциклопедии.
Практическая работа в группах
|
|
|
23. Я
люблю свою школу! Конкурс творческих работ
|
|
Костарева М.В.
|
Конкурс творческих
работ
|
|
|
24. По
каким правилам мы живем в школе. Беседа
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
игры с использованием интерактивной доски
|
|
|
25. С
чего начинается самооборона? Толерантность, терпение, доброта.
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы
|
|
|
26.
Личная безопасность в доме. Неприкосновенность жилища. Урок - игра
|
|
Костарева М.В.
|
Урок-игра
|
|
|
27.
Личная безопасность на улице. Практическая работа: «Как и почему похищали
сказочных героев?»
|
|
Костарева М.В.
|
Практическая работа
в группах с использованием произведений любимых авторов
|
|
|
28.
Пожарная безопасность. Как вести себя при пожаре.
Беседа
по произведениям С.Я.Маршака «Пожар», Г.Х. Андерсена «Огниво». Конкурс рисунков
|
|
Костарева М.В.
|
Конкурс рисунков.
Практическая работа
|
|
|
29.
Творческая работа: «Придумываем сказку в картинках о ПДД»
|
|
Костарева М.В.
|
Интернет, энциклопедии,
творческая работа
|
|
|
30.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Заочная экскурсия по
городу
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы.
|
|
|
31 .
Герои Советского Союза - наши земляки. Урок Мужества
|
Экскурсия по
городу.
|
Костарева М.В.
|
Беседа
|
|
|
32.
Улица 79 Гвардейской дивизии. Почему она так называется. Экскурсия в музей
Боевой славы 79 Гвардейской дивизии в школе №34
|
Экскурсия
|
Костарева М.В.
|
Экскурсия в музей
СОШ №34
|
|
|
33.
Отдых и вседозволенность вещи несовместимые. Практическая работа: «Антиреклама
вредных привычек»
|
|
Костарева М.В.
|
Урок –
игра
Оформление
выставки рисунков
|
|
|
34.
Создание книги сказок в картинках «Я и мои права»
Презентация
|
|
Костарева М.В.
|
Групповая форма работы
|
Итого:
|
34
часа
|
|
|
|
Расписание занятий (второй год обучения)
Дата
|
Время
|
Тема
|
Место занятий
|
Преподаватель
|
Ресурсы
|
|
|
«Право и я»» 34
часа
|
|
Костарева М.В.
|
|
|
|
1.
Человек - кузнец своего счастья
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа
|
|
|
2.
Царство Закон
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа
|
|
|
3.
Царство Беззаконие
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа. Разгадывание кроссворда
|
|
|
4. Что
мы знаем о правах человека?
|
|
Костарева М.В.
|
Проектная работа:
"Коллаж "Счастье ...класса"
|
|
|
5. ООН
и Всеобщая Декларация прав человека
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа.
|
|
|
6. Я и
мы
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Заполнение
анкеты.
|
|
|
7. Жизнь
даётся один раз
|
|
Костарева М.В.
|
Оформление
"Ленты жизни". Беседа. практическая работа.
|
|
|
8. Жизнь
в неволе (рабство)
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
игры. Интерактивная доска
|
|
|
9.Закон
один для всех
(Устав
школы, ВДПЧ)
|
|
Костарева М.В.
|
Практическая работа
с использованием интернета, энциклопедий
|
|
|
10. Честь
и репутация
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа. Работа с анкетой.
|
|
|
11. Свобода
выбора: где жить и с кем жить (ст.13-16
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы
|
|
|
12. Государство.
Я часть своей страны.(ст.21)
|
|
Костарева М.В.
|
Практическая работа
с использованием печатного дополнительного материала. Деловая игра
"Выборы"
|
|
|
13. Свободный
труд
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы.
|
|
|
14.Интеллектуальный
марафон
|
|
Костарева М.В.
|
Выставка рисунковна
тему:"Кем я хочу стать"
|
|
|
15. Документы
ООн по правам ребёнка
|
|
Костарева М.В.
|
Проектная работа.
Создание коллажа или плаката на тему: "Забота о детях - дело общее"
|
|
|
16. Дети
под защитой государства
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа.
|
|
|
17. Дом,
в котором я живу
|
|
Костарева М.В.
|
Проект
"Благоустройство моей школы"
|
|
|
18. Охрана
здоровья
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа
с элементами игры.Мини-проект: "Портрет здорового человека"
|
|
|
19. Беда
может случиться с каждым
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
игры. В мире мудрых мыслей.
|
|
|
20. Нужны
ли любовь и внимание?
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. работа в
группах.Рисуем рисунки к статье.
|
|
|
21. Защита
от жестокости и эксплуатации
|
|
Костарева М.В.
|
Практикум.
|
|
|
22. Труд
детей
|
|
Костарева М.В.
|
Интернет, энциклопедии.
Практическая работа в группах
|
|
|
23. Защита
от дискриминации
|
|
Костарева М.В.
|
Разгадывание кроссворда.
Беседа. тест-опрос.
|
|
|
24. Один
для всех и все для одного
|
|
Костарева М.В.
|
Проект:"Сбор
аэростата"
|
|
|
25. Что
мы знаем о правах ребёнка. Интеллектуальный марафон
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы
|
|
|
26. Государственные
символы. Что такое герб? (из истории)
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа.
|
|
|
27. Государственные
символы. Флаг - символ государственной власти. Исторический экскурс.
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа.
|
|
|
28. История
возникновения и развития государственного флага России.
|
|
Костарева М.В.
|
Выставка рисунков.
Практическая работа.
|
|
|
29. Борьба
цветов российского флага.
|
|
Костарева М.В.
|
Интернет, энциклопедии,
творческая работа
|
|
|
30. Знамя
Победы
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с элементами
практической работы.
|
|
|
31 . Государственный
гимн РФ.
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа с прослушиванием
гимна РФ.
|
|
|
32. Президент
РФ.
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа.
|
|
|
33. Правительство
РФ.
|
|
Костарева М.В.
|
Беседа. Практическая
работа.
|
|
|
34.Правовой
марафон
|
|
Костарева М.В.
|
Конкурсная программа.Групповая
форма работы
|
Итого:
|
34
часа
|
|
|
|
К концу 1-го года обучения дети должны знать:
- что все люди равны в своих правах
независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей;
- что поступки, уважающие, защищающие права
человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека,
- плохие;
- что соблюдение людьми общепринятых правил
поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга;
- что государство - основной гарант
соблюдения прав человека в стране.
Иметь
представление о понятиях:
- равноправие;
- хороший поступок;
- плохой поступок;
- правило;
- закон;
- беззаконие;
- уважение;
- культура поведения;
- права человека.
Уметь:
- оценить поступок человека с точки зрения
права;
- доказать свое мнение;
- корректировать свое поведение, базируясь
на понятии «соблюдение прав человека».
К концу 2-го года
обучения дети должны знать
- что все люди равны в своих правах и равны
перед законом;
- что такое Всеобщая декларация прав
человека, когда и зачем она принята, ее содержание;
- что права и обязанности имеют взаимную
связь.
Иметь
представление о документах:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Организация Объединенных Наций (ООН);
о
понятиях:
- права и свободы, обязанности;
- дискриминация;
- социальное происхождение;
- личная неприкосновенность, вторжение,
изгнание
- смертный приговор, смертная казнь, лишение
свободы;
- рабство, неволя;
- честь, репутация, клевета;
- местожительство, гражданство;
- совершеннолетие, бракосочетание;
- собственность, наследство;
- религия, вероисповедание;
- заработная плата, социальная помощь;
- закон, Конституция.
Уметь:
- - ориентироваться в терминологии;
- правильно употреблять изученные термины и
формулировки в своей речи;
- оценивать различные ситуации с точки
зрения соблюдения прав человека.
VIII.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение образовательной программы
Методическое обеспечение: для проведения занятий выделен кабинет № 309,
который обеспечен технической аппаратурой: компьютер, проектор, имеется
необходимая литература в библиотеке. Учителем разработан и структурирован по
темам раздаточный материал, сценарии занятий, экскурсий в другие школы города,
экскурсий по родному городу.
Рекомендуемая литература для преподавателей
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Инфра-М-Норма, 1997. – 78 с.
2. Всеобщая декларация прав человека (1948
г.).
3. Декларация прав ребенка (1959
г.).
4. Конвенция ООН по правам ребенка (1990
г.).
5. Уроки толерантности:
Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П.Поносова,
П.В.Микова/. Пермь, 2004.
6. Система правового
образования в школе и воспитание гражданина России. Начальная школа / под общ.
ред. Н.И. Элиасберг. СПб., 2001.
8. Акимова Т.И. Правовая
пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания,
определяющих показатель лояльности правосознания. – Электронная версия на: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon1.11/sek2/2/
9. Ежова Н.Н. Научись
общаться!: коммуникативные тренинги / Н.Н. Ежова. – Изд. 2-е. – Ростов Н/Д:
Феникс, 2006. – 249 с. 1.
Рекомендуемая литература для слушателей
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Инфра-М-Норма, 1997. – 78 с.
2. Государственные символы России. Герб. Гимн. Флаг. : материалы для
проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т.В.
Шепелева.- Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 69с.
3. Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках,
театрализацияхз, инсценировках/авт.-сост. Е.А. Гальцова. - Волгоград: Учитель,
2007. - 127 с.
4. Правила школьной жизни. – М.: НМЦ ЮВОУ МКО, 1999. – 31 с.
5. Шабельник Е.С. Права ребёнка. – Вита-Пресс, 1998.
6. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для
учащихся нач. классов.-М.:Изд-во “Вита-Пресс”,1996.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.