Главная / Классному руководителю / Программа внеурочной деятельности "Мы вместе" (проектно-исследовательская деятельность) 1-4 класс

Программа внеурочной деятельности "Мы вместе" (проектно-исследовательская деятельность) 1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Основными задачами работы учителя, реализующего ФГОС нового поколения, является воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

Программа «Мы вместе», реализуя социальное направление внеурочной деятельности, основана на применении методов проектно-исследовательской деятельности. Важно отметить, что проект в начальной школе имеет некоторые особенности. Это связано с возрастом участников проекта, несформированной интеллектуальной зрелостью и пока лишь закладывающимися коммуникативными умениями. Все это не позволяет обучающимся пройти все этапы проекта самостоятельно, без активной помощи взрослых. В привычную формулу проекта «Учитель-ученик» следует добавить еще одно звено «Учитель- Ученик- Родитель». Привлекая родителей к процессу проектирования, учителю важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей, а помогали советом, информацией, проявлением заинтересованности. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности, активным участием родителей в реализации программы.

  

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создать условия, способствующие формированию у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка;

  • привитие навыков сотрудничества с другими людьми;

  • активизация навыков общения с членами семьи;

  • привитие первоначальных умений в сборе информации из разных источников и ее использование для выполнения проекта;

  • развитие навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;

  • развить навыков взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания;

  • применение знаний из различных областей наук;

  • развитие критического мышления.


Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с педагогами и родителями.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Программа разработана для учащихся 1-4 классов, на реализацию программы отводится 34 часа в год.

Особенности используемых технологий и методик.

  • Темы проектов должны быть тесно связаны с предметным содержанием.

  • Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

  • Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

  • Учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

  • На начальной ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 

Формы контроля:

защита выполненных проектов, конкурсы, встречи, праздники, выставки выполненных работ.

Участники проекта: обучающиеся, педагоги , родители

Действия учителя:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;

  • рекомендует источники получения информации;

  • раскрывает возможные формы деятельности;

  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;

  • создает условия для активности школьника;

  • является партнером;

  • помогает в выборе формы защиты проекта.

Действия ученика:

  • определяет цель своей деятельности;

  • открывает новые знания;

  • экспериментирует;

  • выбирает пути решения возникающих проблем;

  • несет ответственность за свою деятельность.

Действия родителей:

  • проявить заинтересованность работой ребенка;

  • включиться в деятельность, но не брать на себя выполнения проекта;

  • быть консультантом;

  • служить источником информации;

  • участвовать в подготовке и проведении совместных мероприятий


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате работы по программе курса

учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • работать в группе.


Учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни

  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

  • Выделение нравственного содержания своих поступков

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения

  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.

  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность

  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны

  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности

  • Формирование готовности к преодолению трудностей

Тематическое планирование

занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности

1 класс "Мы теперь ученики"

1

Праздник "Первый звонок"

1

сентябрь

Выставка детских работ

"Мои первые школьные шаги»

2

Экскурсия по школе

1

3

Работа с портфолио.

"Знакомьтесь. Это - Я"

1

4

Школьнику на память.

"Правила поведения в школе"

1

5

Концерт

"Мы теперь – ученики"

1

октябрь

Выставка детских работ

"Золотая осень"


Совместный праздник

6

Экскурсия в природу.

Поделки "Здравствуй, осень золотая"

1

7

Работа с портфолио.

"Мой класс"

1

8

Праздник

"Мы школьниками стали"

1

9

Игровая программа

"Красный, жёлтый, зелёный"

1

ноябрь

Конкурс рисунков "Безопасная дорога"

10

Экскурсия

"Безопасный путь домой"

1

11

Сбор-разбор

"Мы – хозяева класса"

1

12

Экскурсия

"Идёт волшебница-зима"

1

декабрь

Конкурс чтецов "Зимняя сказка"


Совместный праздник

13

Мастер-класс

"Скоро праздник Новый год"

1

14

Работа с портфолио.

"Мои друзья"

1

15

Конкурс

"Зимние стихи"

1

16

Праздник

"Новогодние приключения"

1

17

Работа с портфолио

"Что я умею… Мои школьные достижения"

1

январь

Презентация

проектов

18

Беседа

"Что в имени твоем?"

1

19

Защита проекта

"Мое имя"

1

20

Экскурсия

в краеведческий музей

1

февраль

Выставка творческих работ

21

Наш вернисаж

"Мой край родной"

1

22

Работа с портфолио

"Я – гражданин своей Родины"

1

23

Мастер-класс

"Вслед за солнышком"

1

март

Выставка поделок. Праздничный концерт

24

Концерт. "Песни для мамы"

1

25

Экологическая игра

"Мы – защитники природы"

1

26

Работа с портфолио

"Мое домашнее чтение. Книги о природе"

1

27

Праздник

"Спасибо тебе, АЗБУКА!"

1

апрель

Выставка детских работ

Совместный праздник

28

Досуговая программа

"Космические старты"

1

29

Работа с портфолио

"Здоровье – это здорово!"

1

30

Конкурс рисунков

"Живи, Земля"

1

31

Вахта памяти

"Мы этой памяти верны"

1

май

Совместный праздник

32

Работа с портфолио

"Мои достижения"

1

33

Праздник

"Прощай, первый класс!"

1

2 класс "Учиться - всегда пригодиться"

1

Праздник

"Школа, здравствуй"

1

сентябрь

Сочинение

"Как я провел лето"

2

Информационный час

"Как я провел лето"

1

3

Библиотечный час

"Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья"

1

4

Работа с портфолио

"Школьная мозаика"

1

5

Праздник

"У нас в гостях бабушки и дедушки"

1

октябрь

Совместный праздник

6

Досуговая программа

"Осень, осень, в гости просим"

1

7

Спортивно-развлекательная программа " В гостях у Светофора"

1

8

Литературное чаепитие

" Сказки народные и авторские"

1

9

Устный журнал

"Страна, в которой я живу"

1

ноябрь

Презентации творческих работ "Моя Родина"

10

Экскурсия в школьную библиотеку.

"Как появляются книги"

1

11

Литературное чаепитие

" Детские журналы"

1

12

Акция

«Книжкина больница»

1

декабрь

Конкурс чтецов

13

Конкурс чтецов

"По страницам учебника чтения"

1

14

Литературное чаепитие

" Волшебные страницы"

1

15

Работа с портфолио

"Что умею, что могу"

1

16

Мастер-класс

"Содержи в порядке книжки и тетрадки"

1

январь

Совместное собрание "Мои первые отметки"

17

Беседа

"Мои первые отметки"

1

18

Литературное чаепитие

"Зимние страницы"

1

19

Сбор-разбор

"Как живёшь, дневник?"


февраль

Совместный праздник

Презентация детских работ

20

Творим и сочиняем

"Математическая сказка"


21

Спортивный праздник

"Защитники Отечества"


22

Литературное чаепитие

" Поэтические страницы"

1

23

Праздник

"Идёт-поёт Весна"

1

март

Совместный праздник


24

Прогулка-наблюдение

"Первые вестники весны"

1

25

Работа с портфолио

"Наша школьная семья"

1

26

Литературное чаепитие

"Доброе чтение"

1

27

Мастер-класс "Игры наших мам и пап, бабушек и дедушек"

1

апрель

Презентация детских работ

28

Космическая викторина

1

29

Литературное чаепитие

"Веселые страницы"

1

30

Проект

"Здоровье в твоих руках

1

31

Литературное чаепитие

"Исторические страницы"

1

май

Совместный праздник


32

Акция

"Книга в подарок – библиотеке"

1

33

Работа с портфолио

"Мои достижения"

1

34

Праздник

"До свидания, школа!"

1

3 класс " Научи меня, мама!"

1

Праздник

"Школа, здравствуй"

1

сентябрь

Каталог комнатных растений

2

Беседа

"Комнатные растения. Зачем они?"

1

3

Мастер-класс

"Зеленые помощники"

1

4

Работа с портфолио

"Мой 3 класс"

1

5

Праздник "День Учителя"

1

октябрь

Выставки детских работ

6

Библиотечный час

"Осень в произведениях русских художников"

1

7

Мастер- класс

"Поделки из природного материала"

1

8

Конкурс рисунков

"По безопасной дороге в безопасное будущее"

1

9

Беседа

" Символы государства"

1

ноябрь

Презентации творческих работ

Совместный праздник


10

Мастер- класс

"Аппликация из ткани"

1

11

Праздник

"День матери

1

12

Устный журнал

"Краски Зимы"

1

декабрь

Презентации творческих работ

Совместный праздник


13

Мастер-класс

"Как и из чего можно сделать ёлочку?"

1

14

Новогоднее шоу

1

15

Работа с портфолио

"Что умею, что могу"

1

16

Экскурсия

"Идёт волшебница-зима"

1

январь

Презентация детских работ

Работа "птичьей столовой"

17

Беседа

«Птицы зимой»

1

18

Мастер-класс

"Изготовление кормушек для птиц"

1

19

Экскурсия

в краеведческий музей

1

февраль

Выставка детских работ

Совместный праздник


20

Мастер-класс

"Оригами"

1

21

Библиотечный урок

"Герои прошлого и настоящего"

1

22

Конкурсная программа

"Мама, папа, я - спортивная семья"

1

23

Конкурс чтецов

"Стихи о маме"

1

март

Презентация детских работ

24

Мастер-класс

"Эти разные матрешки"

1

25

Спортивно-развлекательная программа

"Играем в народные игры"

1

26

Презентация работ

"Моя мама"

1

27

Беседа

"Музыкальный театр"


апрель

Театральное представление


28

Посещение театра


29

Мастер-класс

"Квилинг"



30

Детский спектакль

"Старая сказка на новый лад"

1


31

Мастер-класс

"Рисуем необычно"

1

май

Совместный праздник

32

Семейный праздник

"Тепло родного очага"

1

33

Работа с портфолио

"Мои достижения"

1

34

Праздник

"До свидания, 3 класс"

1

4 класс "Всё умею делать сам"

1

Праздник

"День знаний"

1

сентябрь

Совместный праздник

2

Откровенный разговор

"Традиции моего класса"

1

3

Конкурсная программа "Безопасность и мы"

1

4

Работа с портфолио

"Мой 4 класс"

1

5

Конкурс рисунков

"Моя школа"

1

октябрь

Выставка детских работ

Совместный праздник


6

Праздник

"День Учителя"

1

7

Акция

"Добро в твоём сердце"

1

8

"Пришкольная газета"

Осенний выпуск

1

9

Информационный час

"Праздники моей страны"

1

ноябрь

Выставка детских работ


10

Конкурс рисунков

"Мой любимый праздник"

1

11

Стенгазета

" Символы государства"

1

12

Устный журнал

"Главный праздник страны"

1

декабрь

Выставка детских работ

Совместный праздник


13

Праздник

"Такой разный Новый год"

1

14

"Пришкольная газета"

Новогодний выпуск

1

15

Работа с портфолио

"Мои достижения"

1

16

Библиотечный час

"Страна, в которой я живу"

1

январь

Выставка детских работ

Совместный праздник


17

Экскурсия

"Мой город"

1

18

Фотоальбом

"Мои любимые места"

1

19

Библиотечный час

"Народные праздники. Масленица"

1

февраль

Совместный праздник


20

Математический турнир

"Я теперь считать умею"

1

21

Конкурсная программа

"В стране Знаний"

1

22

Праздник

"Защитники отечества"

1

23

Коллаж

"Наши мамы"

1

март

Выставка детских работ

Совместный праздник


24

Праздничная программа

"Самые любимые"

1

25

Экологическая игра

"Мы – защитники природы"

1

26

"Пришкольная газета"

Праздничный выпуск

1

27

Презентация

"История моей фамилии"

1

апрель

Выставка детских работ

Совместный праздник


28

"История моей семьи в истории страны"

1

29

Развлекательная программа "Всемирный день здоровья. Весёлые старты"

1

30

Работа с портфолио

"Мои достижения"

1

31

Вахта памяти

" Священный праздник "

1

май

Выставка детских работ

Совместный праздник


32

Встреча семейных команд

"Мы вместе"

1

33

Праздник

"До свидания, начальная школа"

1

34

"Пришкольная газета"

Завершающий выпуск

1


Методические и учебные пособия

  • Горячев,Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) Москва, Просвещение 2010

  • Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.

  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.

  • Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.

  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.

  • Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

festival.1september.ru

http://www.nachalka.com



Программа внеурочной деятельности "Мы вместе" (проектно-исследовательская деятельность) 1-4 класс
  • Классному руководителю
Описание:

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Основными задачами работы учителя, реализующего ФГОС нового поколения, является воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

Программа «Мы вместе», реализуя социальное направление внеурочной деятельности, основана на применении методов проектно-исследовательской деятельности. Важно отметить, что проект в начальной школе имеет некоторые особенности. Это связано с возрастом участников проекта, несформированной интеллектуальной зрелостью и пока лишь закладывающимися коммуникативными умениями. Все это не позволяет обучающимся пройти все этапы проекта самостоятельно, без активной помощи взрослых. В привычную формулу проекта «Учитель-ученик» следует добавить еще одно звено «Учитель- Ученик- Родитель». Привлекая родителей к процессу проектирования, учителю важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей, а помогали советом, информацией, проявлением заинтересованности. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности, активным участием родителей в реализации программы.

Автор Заварзина Галина Егоровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1349
Номер материала 32792
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓