ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Приоритетной целью
образования в современной школе становится развитие личности, готовой к
правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа. Основными задачами
работы учителя, реализующего ФГОС нового поколения, является воспитание
свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и
профилю группах, быть открытыми для новых контактов.
Программа «Мы
вместе», реализуя социальное направление внеурочной деятельности, основана на
применении методов проектно-исследовательской деятельности. Важно
отметить, что проект в начальной школе имеет некоторые особенности. Это
связано с возрастом участников проекта, несформированной интеллектуальной
зрелостью и пока лишь закладывающимися коммуникативными умениями. Все это не
позволяет обучающимся пройти все этапы проекта самостоятельно, без активной
помощи взрослых. В привычную формулу проекта «Учитель-ученик» следует добавить
еще одно звено «Учитель- Ученик- Родитель». Привлекая родителей к процессу
проектирования, учителю важно сделать так, чтобы родители не брали на себя
выполнение части работы детей, а помогали советом, информацией, проявлением
заинтересованности. В связи с этим занятия составлены с учётом
постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их
творческой активности, активным участием родителей в реализации программы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать условия, способствующие
формированию у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия
и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
·
развитие творческих и
коммуникативных способностей ребёнка;
·
привитие навыков
сотрудничества с другими людьми;
·
активизация навыков
общения с членами семьи;
·
привитие первоначальных
умений в сборе информации из разных источников и ее использование для
выполнения проекта;
·
развитие навыки
самостоятельной работы по сбору нужной информации;
·
развить навыков
взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;
·
развитие
познавательных умений и навыков учащихся, умения ориентироваться в
информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания;
·
применение
знаний из различных областей наук;
·
развитие
критического мышления.
Программа предусматривает
проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную
работу, работу с педагогами и родителями.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:
Программа
разработана для учащихся 1-4 классов, на реализацию
программы отводится 34 часа в год.
Особенности используемых технологий и
методик.
§
Темы проектов должны быть
тесно связаны с предметным содержанием.
§
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию
включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне
ближайшего развития.
§
Длительность выполнения проекта или
исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме
урочно-внеурочных занятий.
§
Учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения
по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание,
формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными
источниками информации и так далее).
§
На начальной ступени обучения особую роль играют групповые
проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы
или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и
т.п.).
Формы контроля:
защита выполненных проектов, конкурсы,
встречи, праздники, выставки выполненных работ.
Участники проекта: обучающиеся,
педагоги , родители
Действия учителя:
§ помогает
ученикам определить цель деятельности;
§ рекомендует
источники получения информации;
§ раскрывает
возможные формы деятельности;
§ содействует
прогнозированию результатов выполняемого проекта;
§ создает
условия для активности школьника;
§ является
партнером;
§ помогает в
выборе формы защиты проекта.
Действия ученика:
§ определяет
цель своей деятельности;
§ открывает
новые знания;
§ экспериментирует;
§ выбирает
пути решения возникающих проблем;
§ несет
ответственность за свою деятельность.
Действия родителей:
§ проявить
заинтересованность работой ребенка;
§ включиться
в деятельность, но не брать на себя выполнения проекта;
§ быть
консультантом;
§ служить
источником информации;
§ участвовать
в подготовке и проведении совместных мероприятий
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В
результате работы по программе курса
учащиеся должны знать:
·
основные
этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор
проекта, работа над ним, презентация);
·
понятия
цели, объекта и гипотезы исследования;
·
основные
источники информации;
·
правила
оформления списка использованной литературы;
·
способы познания
окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
·
источники информации
(книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
учащиеся должны уметь:
·
выделять
объект исследования;
·
разделять
учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
·
выдвигать
гипотезы и осуществлять их проверку;
·
работать
в группе;
·
пользоваться
словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
·
вести
наблюдения окружающего мира;
·
планировать
и организовывать исследовательскую деятельность;
·
работать
в группе.
Учащиеся овладеют следующими
универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
·
Развитие
доброжелательности, позитивного отношения к жизни
·
Развитие
компетентности в вопросах нормативного поведения
·
Ориентация
в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей
·
Выделение
нравственного содержания своих поступков
Коммуникативные универсальные учебные
действия
·
Формирование
умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
·
Развитие
коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
·
Коммуникация
как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
·
Признание
возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
·
Выражение
своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные универсальные учебные
действия
·
Умение
контролировать процесс и результаты своей деятельности
·
Умение
адекватно оценивать свою деятельность
·
Умение
адекватно воспринимать оценку со стороны
·
Умение
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
·
Формирование
готовности к преодолению трудностей
Тематическое
планирование
№
занятия
|
Содержание
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Возможные
результаты («выходы») проектной деятельности
|
1
класс "Мы теперь ученики"
|
1
|
Праздник
"Первый звонок"
|
1
|
сентябрь
|
Выставка
детских работ
"Мои
первые школьные шаги»
|
2
|
Экскурсия
по школе
|
1
|
3
|
Работа
с портфолио.
"Знакомьтесь.
Это - Я"
|
1
|
4
|
Школьнику
на память.
"Правила
поведения в школе"
|
1
|
5
|
Концерт
"Мы
теперь – ученики"
|
1
|
октябрь
|
Выставка
детских работ
"Золотая
осень"
Совместный
праздник
|
6
|
Экскурсия
в природу.
Поделки
"Здравствуй, осень золотая"
|
1
|
7
|
Работа
с портфолио.
"Мой
класс"
|
1
|
8
|
Праздник
"Мы
школьниками стали"
|
1
|
9
|
Игровая
программа
"Красный,
жёлтый, зелёный"
|
1
|
ноябрь
|
Конкурс
рисунков "Безопасная дорога"
|
10
|
Экскурсия
"Безопасный
путь домой"
|
1
|
11
|
Сбор-разбор
"Мы
– хозяева класса"
|
1
|
12
|
Экскурсия
"Идёт
волшебница-зима"
|
1
|
декабрь
|
Конкурс
чтецов "Зимняя сказка"
Совместный
праздник
|
13
|
Мастер-класс
"Скоро
праздник Новый год"
|
1
|
14
|
Работа
с портфолио.
"Мои
друзья"
|
1
|
15
|
Конкурс
"Зимние
стихи"
|
1
|
16
|
Праздник
"Новогодние
приключения"
|
1
|
17
|
Работа
с портфолио
"Что
я умею… Мои школьные достижения"
|
1
|
январь
|
Презентация
проектов
|
18
|
Беседа
"Что
в имени твоем?"
|
1
|
19
|
Защита
проекта
"Мое
имя"
|
1
|
20
|
Экскурсия
в
краеведческий музей
|
1
|
февраль
|
Выставка
творческих работ
|
21
|
Наш
вернисаж
"Мой
край родной"
|
1
|
22
|
Работа
с портфолио
"Я
– гражданин своей Родины"
|
1
|
23
|
Мастер-класс
"Вслед
за солнышком"
|
1
|
март
|
Выставка
поделок. Праздничный концерт
|
24
|
Концерт.
"Песни для мамы"
|
1
|
25
|
Экологическая
игра
"Мы
– защитники природы"
|
1
|
26
|
Работа
с портфолио
"Мое
домашнее чтение. Книги о природе"
|
1
|
27
|
Праздник
"Спасибо
тебе, АЗБУКА!"
|
1
|
апрель
|
Выставка
детских работ
Совместный
праздник
|
28
|
Досуговая
программа
"Космические
старты"
|
1
|
29
|
Работа
с портфолио
"Здоровье
– это здорово!"
|
1
|
30
|
Конкурс
рисунков
"Живи,
Земля"
|
1
|
31
|
Вахта
памяти
"Мы
этой памяти верны"
|
1
|
май
|
Совместный
праздник
|
32
|
Работа
с портфолио
"Мои
достижения"
|
1
|
33
|
Праздник
"Прощай,
первый класс!"
|
1
|
2
класс "Учиться - всегда пригодиться"
|
1
|
Праздник
"Школа,
здравствуй"
|
1
|
сентябрь
|
Сочинение
"Как
я провел лето"
|
2
|
Информационный
час
"Как
я провел лето"
|
1
|
3
|
Библиотечный
час
"Библиотека,
книжка, я – вместе дружная семья"
|
1
|
4
|
Работа
с портфолио
"Школьная
мозаика"
|
1
|
5
|
Праздник
"У
нас в гостях бабушки и дедушки"
|
1
|
октябрь
|
Совместный
праздник
|
6
|
Досуговая
программа
"Осень,
осень, в гости просим"
|
1
|
7
|
Спортивно-развлекательная
программа " В гостях у Светофора"
|
1
|
8
|
Литературное
чаепитие
"
Сказки народные и авторские"
|
1
|
9
|
Устный
журнал
"Страна,
в которой я живу"
|
1
|
ноябрь
|
Презентации
творческих работ "Моя Родина"
|
10
|
Экскурсия
в школьную библиотеку.
"Как
появляются книги"
|
1
|
11
|
Литературное
чаепитие
"
Детские журналы"
|
1
|
12
|
Акция
«Книжкина
больница»
|
1
|
декабрь
|
Конкурс
чтецов
|
13
|
Конкурс
чтецов
"По
страницам учебника чтения"
|
1
|
14
|
Литературное
чаепитие
"
Волшебные страницы"
|
1
|
15
|
Работа
с портфолио
"Что
умею, что могу"
|
1
|
16
|
Мастер-класс
"Содержи
в порядке книжки и тетрадки"
|
1
|
январь
|
Совместное
собрание "Мои первые отметки"
|
17
|
Беседа
"Мои
первые отметки"
|
1
|
18
|
Литературное
чаепитие
"Зимние
страницы"
|
1
|
19
|
Сбор-разбор
"Как
живёшь, дневник?"
|
|
февраль
|
Совместный
праздник
Презентация
детских работ
|
20
|
Творим
и сочиняем
"Математическая
сказка"
|
|
21
|
Спортивный
праздник
"Защитники
Отечества"
|
|
22
|
Литературное
чаепитие
"
Поэтические страницы"
|
1
|
23
|
Праздник
"Идёт-поёт
Весна"
|
1
|
март
|
Совместный
праздник
|
24
|
Прогулка-наблюдение
"Первые
вестники весны"
|
1
|
25
|
Работа
с портфолио
"Наша
школьная семья"
|
1
|
26
|
Литературное
чаепитие
"Доброе
чтение"
|
1
|
27
|
Мастер-класс
"Игры наших мам и пап, бабушек и дедушек"
|
1
|
апрель
|
Презентация
детских работ
|
28
|
Космическая
викторина
|
1
|
29
|
Литературное
чаепитие
"Веселые
страницы"
|
1
|
30
|
Проект
"Здоровье
в твоих руках
|
1
|
31
|
Литературное
чаепитие
"Исторические
страницы"
|
1
|
май
|
Совместный
праздник
|
32
|
Акция
"Книга
в подарок – библиотеке"
|
1
|
33
|
Работа
с портфолио
"Мои
достижения"
|
1
|
34
|
Праздник
"До
свидания, школа!"
|
1
|
3
класс " Научи меня, мама!"
|
1
|
Праздник
"Школа,
здравствуй"
|
1
|
сентябрь
|
Каталог
комнатных растений
|
2
|
Беседа
"Комнатные
растения. Зачем они?"
|
1
|
3
|
Мастер-класс
"Зеленые
помощники"
|
1
|
4
|
Работа
с портфолио
"Мой
3 класс"
|
1
|
5
|
Праздник
"День Учителя"
|
1
|
октябрь
|
Выставки
детских работ
|
6
|
Библиотечный
час
"Осень
в произведениях русских художников"
|
1
|
7
|
Мастер-
класс
"Поделки
из природного материала"
|
1
|
8
|
Конкурс
рисунков
"По
безопасной дороге в безопасное будущее"
|
1
|
9
|
Беседа
"
Символы государства"
|
1
|
ноябрь
|
Презентации
творческих работ
Совместный
праздник
|
10
|
Мастер-
класс
"Аппликация
из ткани"
|
1
|
11
|
Праздник
"День
матери
|
1
|
12
|
Устный
журнал
"Краски
Зимы"
|
1
|
декабрь
|
Презентации
творческих работ
Совместный
праздник
|
13
|
Мастер-класс
"Как
и из чего можно сделать ёлочку?"
|
1
|
14
|
Новогоднее
шоу
|
1
|
15
|
Работа
с портфолио
"Что
умею, что могу"
|
1
|
16
|
Экскурсия
"Идёт
волшебница-зима"
|
1
|
январь
|
Презентация
детских работ
Работа
"птичьей столовой"
|
17
|
Беседа
«Птицы
зимой»
|
1
|
18
|
Мастер-класс
"Изготовление
кормушек для птиц"
|
1
|
19
|
Экскурсия
в
краеведческий музей
|
1
|
февраль
|
Выставка
детских работ
Совместный
праздник
|
20
|
Мастер-класс
"Оригами"
|
1
|
21
|
Библиотечный
урок
"Герои
прошлого и настоящего"
|
1
|
22
|
Конкурсная
программа
"Мама,
папа, я - спортивная семья"
|
1
|
23
|
Конкурс
чтецов
"Стихи
о маме"
|
1
|
март
|
Презентация
детских работ
|
24
|
Мастер-класс
"Эти
разные матрешки"
|
1
|
25
|
Спортивно-развлекательная
программа
"Играем
в народные игры"
|
1
|
26
|
Презентация
работ
"Моя
мама"
|
1
|
27
|
Беседа
"Музыкальный
театр"
|
|
апрель
|
Театральное
представление
|
28
|
Посещение
театра
|
|
29
|
Мастер-класс
"Квилинг"
|
|
|
30
|
Детский
спектакль
"Старая
сказка на новый лад"
|
1
|
|
31
|
Мастер-класс
"Рисуем
необычно"
|
1
|
май
|
Совместный
праздник
|
32
|
Семейный
праздник
"Тепло
родного очага"
|
1
|
33
|
Работа
с портфолио
"Мои
достижения"
|
1
|
34
|
Праздник
"До
свидания, 3 класс"
|
1
|
4
класс "Всё умею делать сам"
|
1
|
Праздник
"День
знаний"
|
1
|
сентябрь
|
Совместный
праздник
|
2
|
Откровенный
разговор
"Традиции
моего класса"
|
1
|
3
|
Конкурсная
программа "Безопасность и мы"
|
1
|
4
|
Работа
с портфолио
"Мой
4 класс"
|
1
|
5
|
Конкурс
рисунков
"Моя
школа"
|
1
|
октябрь
|
Выставка
детских работ
Совместный
праздник
|
6
|
Праздник
"День
Учителя"
|
1
|
7
|
Акция
"Добро
в твоём сердце"
|
1
|
8
|
"Пришкольная
газета"
Осенний
выпуск
|
1
|
9
|
Информационный
час
"Праздники
моей страны"
|
1
|
ноябрь
|
Выставка
детских работ
|
10
|
Конкурс
рисунков
"Мой
любимый праздник"
|
1
|
11
|
Стенгазета
"
Символы государства"
|
1
|
12
|
Устный
журнал
"Главный
праздник страны"
|
1
|
декабрь
|
Выставка
детских работ
Совместный
праздник
|
13
|
Праздник
"Такой
разный Новый год"
|
1
|
14
|
"Пришкольная
газета"
Новогодний
выпуск
|
1
|
15
|
Работа
с портфолио
"Мои
достижения"
|
1
|
16
|
Библиотечный
час
"Страна,
в которой я живу"
|
1
|
январь
|
Выставка
детских работ
Совместный
праздник
|
17
|
Экскурсия
"Мой
город"
|
1
|
18
|
Фотоальбом
"Мои
любимые места"
|
1
|
19
|
Библиотечный
час
"Народные
праздники. Масленица"
|
1
|
февраль
|
Совместный
праздник
|
20
|
Математический
турнир
"Я
теперь считать умею"
|
1
|
21
|
Конкурсная
программа
"В
стране Знаний"
|
1
|
22
|
Праздник
"Защитники
отечества"
|
1
|
23
|
Коллаж
"Наши
мамы"
|
1
|
март
|
Выставка
детских работ
Совместный
праздник
|
24
|
Праздничная
программа
"Самые
любимые"
|
1
|
25
|
Экологическая
игра
"Мы
– защитники природы"
|
1
|
26
|
"Пришкольная
газета"
Праздничный
выпуск
|
1
|
27
|
Презентация
"История
моей фамилии"
|
1
|
апрель
|
Выставка
детских работ
Совместный
праздник
|
28
|
"История
моей семьи в истории страны"
|
1
|
29
|
Развлекательная
программа "Всемирный день здоровья. Весёлые старты"
|
1
|
30
|
Работа
с портфолио
"Мои
достижения"
|
1
|
31
|
Вахта
памяти
"
Священный праздник "
|
1
|
май
|
Выставка
детских работ
Совместный
праздник
|
32
|
Встреча
семейных команд
"Мы
вместе"
|
1
|
33
|
Праздник
"До
свидания, начальная школа"
|
1
|
34
|
"Пришкольная
газета"
Завершающий
выпуск
|
1
|
Методические и учебные пособия
·
Горячев,Иглина: Все узнаю,
все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы)
Москва, Просвещение 2010
·
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1
класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.:
Вентана – Граф, 2008.
·
Проектная деятельность в начальной
школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
·
Землянская
Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9,
2005.
·
Беседы
с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой //
“Вентана-Граф”, 2004.
·
Цирулик
Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
·
Иванова
Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //
Нач.школа. – 2004. - №2.
·
Матяш
Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для
учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
festival.1september.ru
http://www.nachalka.com
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.