Главная / Музыка / Программа внеурочной деятельности "Музыкальная палитра" для учащихся начальных классов

Программа внеурочной деятельности "Музыкальная палитра" для учащихся начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дыренская средняя общеобразовательная школа»



Принят

на заседании Утверждаю:

педсовета Директор А.Б.Цыремпилов Протокол №___ от _____________ 20___ г.







ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Музыкальная палитра»

для учащихся начальных классов

(общекультурное направление)





Программа дополнительного образования детей 6-10 лет

Срок реализации программы – 4 года





Составитель: учитель музыки

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна






с.Алла

2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Сегодня меняется уклад жизни, разрушаются традиции народа, исторически сложившиеся механизмы преемственности поколений. Данная программа дает возможность сохранять лучшие традиции нашей малой Родины посредством песни.

Пение является действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Музыкальная палитра», направленная на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).


При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.


Задачи программы:

  • Формирование устойчивого интереса к пению

  • Обучение выразительному пению

  • Обучение певческим навыкам

  • Развитие слуха и голоса детей.

  • Формирование голосового аппарата.

  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха

  • Приобщение ребенка к традиционной культуре эвенков

  • Формирование интереса к песенной культуре народов Севера.


Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 6 до 10 лет.

Программа рассчитана на 4 года.


Формы и методы работы

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, концерты и праздники.

Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю. Каждое занятие длится 35 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий


Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.



Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.


Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах



Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Планируемые результаты реализации программы:


Результаты первого уровня.

Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах, на концертах.

У ученика будут сформированы:

- внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

- эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- строить музыкальную деятельность в разных жанрах.


Результаты второго уровня.

Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

У ученика будут сформированы:

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов

-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования:

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;


Результаты третьго уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

У ученика будут сформированы:

- вносить необходимые коррективы;

- уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Ученик получит возможность для формирования:

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.


Результаты четвёртого уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

У ученика будут сформированы:

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ученик получит возможность для формирования:

- осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных

жанрах.



К концу 4 года занятий ребёнок


ЗНАЕТ:

1.      Что такое музыка.

2.      Чем отличается музыка от других видов искусств.

3.      С чего зародилась музыка.

4.      Какие виды музыкальной деятельности существуют.

5.      Кто создаёт музыкальные произведения.


ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных музыкальных средствах исполнения.

2.      О вокально-хоровой деятельности (распевания).

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.


УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2.      Образно мыслить.

3.      Концентрировать внимание.

4.      Ощущать себя в музыкальном пространстве.


ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

2.      Элементарного музыкального мастерства.

3.      Образного восприятия музыкального произведения.

4.      Коллективного творчества


А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.


 

Формой подведения итогов считать:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.


Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Зеркало.

7. Нотный материал, подборка репертуара.

8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

8. Записи выступлений, концертов.






Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

        1. Разделы, название темы

Часы

теория

практика

Общее кол-во ч

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.




1

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

1

-

1

2

Правила охраны детского голоса.

1

-

1

3

Вокально-певческая установка.


2

2

4

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.


2

2

II.

Формирование детского голоса.




1

Звукообразование.

1

1

2

2

Певческое дыхание.

1

1

2

3

Дикция и артикуляция.


2

2

4

Речевые игры и упражнения.

1

2

3

5

Вокальные упражнения.

1

2

3

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.




1

Произведениями русских композиторов- классиков.

1

1

2

2

Произведения современных отечественных композиторов.

1

1

2

3

Песни народов Севера. Эвенкийские песни

1

1

2

4

Сольное пение.


2

2

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

1

2

3

VI.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.




1

Путь к успеху.

1

1

2

VII.

Концертно-исполнительская деятельность




2

Выступления, концерты.


2

2


Итого:

11

21

33
















Содержание программы

(1-й год обучения)

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях, хоровом пении. Понятие об ансамблевом пении.

1.2. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, пение в неподходящих помещениях.

1.3. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.4. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование.

2.2. Певческое дыхание. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.

2.4. Речевые игры и упражнения Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей.

3.2. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.

3.1. Работа с песнями народов Севера, с эвенкийскими песнями. Освоение жанра эвенкийской песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия поэтического языка. Пение эвенкийских песен без сопровождения, с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение эвенкийской песни сольно и вокальным ансамблем.

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).



Примерный репертуар

(1-й год обучения):

  1. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский

  2. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая

  3. «Новогодняя» А.Филиппенко, сл. Г.Бойко

  4. «Арбан сагаан хургаяа». Бурятская народная песня

  5. «Солнечный луч» В.Гончиков, Н.Оёгир

  6. «Орорво иргимчимни» Н.Биланин, П.Явтысай. Обработка В.Гончикова.

  7. «Калакачан» сл.Е.Курейской, мелодия Е.Хэмурэ. Обработка В.Гончикова

















Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

        1. Разделы, название темы

Часы

теория

практика

Общее кол-во ч

I.

Пение как вид музыкальной деятельности




1

Вокально-певческая установка.

1

1

2

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

-

2

2

3

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

2

2

II.

Совершенствование вокальных навыков




1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

1

2

3

2

Вокальные упражнения.

-

2

2

3

Артикуляционный аппарат.

-

2

2

4

Речевые игры и упражнения

-

2

2

5

Дыхание, опора дыхания.

-

2

2

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.




1

Произведения композиторов-классиков.

1

2

3

2

Произведениями современных отечественных композиторов.

1

2

3

3

Песни народов Севера. Эвенкийские песни

1

2

3

4

Сольное пение.

-

2

2

IV.

Элементы хореографии

1

1

2

V.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.




1

Путь к успеху.

-

1

1

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

-

1

1

VI.

Концертно-исполнительская деятельность




1

Выступления, концерты.


2

2


Итого

6

28

34













Содержание программы

(2-й год обучения)

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов.

2.4. Речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками.

3.2. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.3. Работа с песнями народов Севера, с эвенкийскими песнями. Работа над чистотой интонации и певческими навыками в эвенкийской песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение эвенкийской песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.

3.4. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту.

Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).



Примерный репертуар

(2-й год обучения):

  1. «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.

  2. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова

  3. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников

  4. «Новый год» Ал. Ермолов

  5. «Кукты» сл.А.Немтушкина, муз. А.Кустова

  6. «Солнечный круг» сл.Н Оёгира, муз. В.Гончикова

  7. «Олломимни давлавун» сл.А.Немтушкина, муз.Е.Курейской

  8. «Аба эжынгээ байхада» сл.Б.Бальжинимаева, муз. Ц.Лхамаева.


















Учебно-тематический план

(3-й год обучения)

        1. Разделы, название темы

Часы

теория

практика

Общее кол-во ч

I.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.




1

Сценическое движение и художественного образа песни.

1

1

2

2

Виды, типы сценического движения.

1

1

2

3

Соотношение движения и пения

1

2

3

4

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

2

2

II.

Совершенствование вокальных навыков




1

Вокальные упражнения.

-

2

2

2

Речевые игры и упражнения

-

2

2

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.




1

Произведения композиторов-классиков.

1

2

3

2

Произведения современных отечественных композиторов.

1

2

3

3

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

1

2

3

4

Песни народов Севера. Эвенкийские песни

1

2

3

5

Сольное пение.


3

3

IV.

Элементы хореографии

-

1

1

V.

Актёрское мастерство

1

1

2

VI.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.




1

Путь к успеху.


1

1

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.


1

1

VI.

Концертно-исполнительская деятельность


-


1

Выступления, концерты.


1

1


Итого:

8

26

34













Содержание программы

(3-й год обучения)

Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.

2.2. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики). Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение под фонограмму.

3.2. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.

3.3. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.

3.4. Работа с песнями народов Севера, с эвенкийскими песнями. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в эвенкийской песне. Работа над стилевыми особенностями в эвенкийской песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента; под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к эвенкийской песне.

3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха.

Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образ песни.

Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).

6.2. Анализ музыкальных произведений.

Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.



Примерный репертуар:

(3-й год обучения)

  1. «Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев

  2. «Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой

  3. «Колыбельная Медведицы» Е.Крылатов, Ю.Яковлев

  4. «Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьева

  5. «Гудёе дуннэ» сл.А.Немтушкина, муз.Н.Биланина

  6. «Гулувун» сл.Н.Оёгира, муз. В.Гончикова

  7. «Орон» сл.Н.Оёгира, муз. О.Чапогира

  8. «Сагаан hараар» угэнь М.Чойбоновой, хугжэмынь Ю.Ирдынеевэй.

















Учебно-тематический план

(4-й год обучения)

        1. Разделы, название темы

Часы

теория

практика

Общее кол-во ч

I.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.




1

Сценическое движение и художественного образа песни.

1

1

2

2

Виды, типы сценического движения.

1

1

2

3

Соотношение движения и пения

1

2

3

4

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

2

2

II.

Совершенствование вокальных навыков




1

Вокальные упражнения.

-

2

2

2

Речевые игры и упражнения

-

2

2

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.




1

Произведения композиторов-классиков.

1

2

3

2

Произведения современных отечественных композиторов.

1

2

3

3

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

1

2

3

4

Песни народов Севера. Эвенкийские песни

1

2

3

5

Сольное пение.


3

3

IV.

Элементы хореографии

-

1

1

V.

Актёрское мастерство

1

1

2

VI.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.




1

Путь к успеху.


1

1

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.


1

1

VI.

Концертно-исполнительская деятельность


-


1

Выступления, концерты.


1

1


Итого:

8

26

34













Содержание программы

(4-й год обучения)

Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.

2.4. Речевые упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента. Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.

3.2. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.

3.3. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.

3.4. Работа с песнями народов Севера, с эвенкийскими песнями. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в эвенкийской песне. Работа над стилевыми особенностями в эвенкийской песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента; под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к эвенкийской песне.

3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне.

Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).

6.2. Анализ музыкальных произведений.

Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.




Примерный репертуар:

(4-й год обучения)

  1. «Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко

  2. «Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

  3. «Здравствуй, Родина моя!» Ю.Чичков, К.Ибряев

  4. «Эвенкнуудэй магтаал дуун» сл.Г.Чимитова, муз. В.Гончикова

  5. «Каравул» сл. А.Немтушкина, муз. В.Гончикова

  6. «Дуннэдув» сл. А.Немтушкина, муз. В.Гончикова

  7. «Алагувдярил давлавунтын» сл. А.Кудри, муз.В.Гончикова









Список литературы для педагогов:

  1. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки» М. «Просвещение» - 1978.

  2. Далецкий О. Н. «О пении»

  3. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»

  4. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.

  5. Доломанова Н.Н. «Музыкальное воспитание детей от 9 до 12 лет». Москва – 2003

  6. Домрина Е.Н. «Беседы о музыке». Ленинград – 1982.

  7. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»

  8. Корчаловская «Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей». Москва – 2008.

  9. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006

  10. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.

  11. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.

  12. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987

  13. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. М.: Айрис-пресс,2007г.—95

  14. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

  15. Ригина Г.С. «Уроки музыки» М. «Просвещение» - 1979.

  16. Смирнов Э. «Русская музыкальная литература». Москва – 1983.

  17. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.

  18. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.

  19. «Шедевры мировой классической музыки». Москва – 1999.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.

  2. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.

  3. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.

  4. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.


РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ

  1. «Песенник для малышей» составитель Зверева Е. М. «Музыка» - 1988 г.

  2. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.

  3. «Нам нельзя без песен» Составитель Иванов Ю.Г. Смоленск «Русич» - 2003 г.

  4. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.

  5. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.

  6. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.

  7. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.

  8. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.

  9. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986г.

  10. Биланин Н. «Песни над Тунгуской». Красноярск – 1990 г.

  11. Гончиков В. «Эвэдыл давлавур» («Эвенкийские песни»). Улан-Удэ «АРУН» - 1997 г.

  12. «Край мой - Эвенкия» Составитель Чапогир О.В.. Красноярск – 1990 г.

  13. «Дуунайм эхин бурьялаад…» Составитель Нимаева Ц.Б. Улан-Удэ – 1987 г.

  14. Андреев А. «Тоонто нютаг». Улан-Удэ – 1988 г.

  15. «Дуунай эхин маанадтаяа…» Составитель Хубриков М.Б. Улан-Удэ – 2008 г.





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В программе выделены следующие направления:

  • голосовые возможности детей

  • вокально-певческие навыки.

  • работа над певческим репертуаром

  • работа с солистами

  • элементы хореографии

  • музыкально-теоретическая подготовка.

  • теоретико-аналитическая работа.

  • концертно-исполнительская деятельность.





Программа внеурочной деятельности "Музыкальная палитра" для учащихся начальных классов
  • Музыка
Описание:

Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Автор Аюшеева Светлана Цыбиктуровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 735
Номер материала 27065
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓