Программа
внеурочной деятельности
«Мир, в
котором я живу» Пояснительная записка
возрастная
группа – 5 класс общеобразовательной школы общий объём учебных часов – 34
(1 час в неделю) тип программы – авторская разработка радикального типа направление
внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное
Программа внеурочной деятельности «Мир,
в котором я живу» вводится в связи с реализацией Основной образовательной
программы основного общего образования, составлена для работы с обучающимися 5
классов общеобразовательной школы. Программа учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности пятиклассников, носит практико – ориентированный
характер, т.к. большая часть времени отведена на освоение приёмов и способов
практической деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения), работе над
проектами и др.
Главная идея курса - подчеркнуть
единство человека и природы, их взаимосвязь и взаимозависимость. Программа
способствует формированию компетентности школьников в сфере познавательной
деятельности, полностью соответствует требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта.
Основные принципы,
положенные в основу программы:
•
доступность, познавательность и наглядность
•
учёт возрастных особенностей
•
сочетание теоретических и практических форм деятельности
•
усиление прикладной направленности обучения
•
демократичность, предполагающая сотрудничество учителя и ученика
психологическая комфортность.
Сегодня в школе астрономия как отдельный
предмет исключена из базисного учебного плана, однако, уже младшие школьники
проявляют к ней огромный познавательный интерес. Первоначальные астрономические
знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной
литературы, но этого недостаточно. У любознательных школьников возникает
потребность в астрономическом образовании и очень важно удовлетворить их
запросы, т.к. астрономия является очень важной, неотъемлемой частью
формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное
представление о Вселенной, об окружающем мире, сформировать знания о
наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к
результатам освоения обучающимися Основной образовательной программы. При этом
очень важная роль отводится ориентации образования на формирование
универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков,
общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие
познавательных и творческих способностей и интересов.
Особое место в этом ряду отводится
общеучебным умениям и способам деятельности, т.е. формированию универсальных
учебных действий (УУД), которыми должны овладеть обучающиеся. Универсальный
характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный,
метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного и
познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней
образовательного процесса.
Овладение универсальными учебными
действиями, в конечном счете, приведёт к формированию способности успешно
усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную
организацию процесса усвоения материала.
Умение учиться выступает существенным
фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и
формирования компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований
личностного морального выбора.
Новизна программы:
Программа направлена на формирование
универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми
должны овладеть учащиеся при изучении данного курса, на развитие познавательных
и творческих способностей и интересов. Курс построен в соответствии с новыми
требованиями ФГОС.
Значимость курса «Мир, в котором я живу»
состоит в том, что в ходе его реализации школьники 5 класса овладеют
исследовательскими умениями и навыками, практико – ориентированными знаниями,
научатся решать логические задачи, выдвигать гипотезы, строить умозаключения.
Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально –
положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность,
компетентность подрастающего поколения России.
Методические
особенности организации занятий:
•
Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях
ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной
деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также
познавательной активности.
•
Задания носят обучающий и развивающий характер, поэтому основное
внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств
ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно
мыслящей личности.
•
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и
менее утомительной.
•
Система представленных заданий построена таким образом, что
позволяет обеспечить познавательный, развивающий аспекты курса.
Познавательный аспект предполагает:
•
формирование и развитие общеучебных умений и навыков
•
формирование общей способности искать и находить новые решения,
новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
•
освоение новой информации, способов и приёмов работы с
информацией, методов её структурирования
•
освоение методов решения изобретательских задач.
Развивающий аспект включает в себя
деятельность, направленную на:
•
развитие речи, на обогащение и усложнение словарного запаса,
усиление коммуникативных свойств речи
•
развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать
•
развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания,
воображения.
Цель курса:
Формирование у пятиклассников первоначальных основ
современной естественнонаучной картины мира, в которой отведено существенное
место вопросам современной техники и технологии.
Основные задачи курса:
•
формировать научное представление о целостности окружающего мира
•
через практическую направленность содержания курса способствовать
усвоению новых знаний по астрономии, поисковой и исследовательской
деятельности
•
развивать творческие и исследовательские способности обучающихся
через современные педагогические технологии (ТРИЗ–РТВ, проектные, технологию
сотрудничества и др.), потребности к саморазвитию
•
развивать мышление, восприятие, внимание, память, воображение у
обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга
• формировать
учебно-интеллектуальные умения, приёмы мыследеятельности, освоения рациональных
способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей
обучающихся
•
формировать собственный стиль мышления
•
формировать учебно-информационные умения и осваивать на практике
различные приёмы работы с разнообразными источниками информации, умения
структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных
видах.
Используемые
технологии:
•
здоровьесберегающие
•
проектные
•
сотрудничества
•
ТРИЗ-РТВ
•
эвристическое обучение мозговой штурм и др.
Методы
обучения:
•
словесные: рассказ, беседа, сообщения (способствуют
обогащению теоретических знаний школьников, являются источником новой
информации)
•
наглядные: презентации, демонстрации рисунков, плакатов,
макетов, коллекций, иллюстраций (дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей)
•
практические: изготовление рисунков, плакатов, проектов
(позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию
навыков и умений школьников), работа на персональных ноутбуках.
Формы
обучения:
•
беседа
•
рассказ – презентация
•
виртуальная экскурсия
•
защита проектов
В процессе освоения содержания программы её
результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик:
психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Формы
контроля:
•
устный опрос
•
тестовые задания
•
защита рисунков, плакатов, презентаций
•
защита проектов
•
отчёты по практическим работам
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к
логическому завершению, предполагается проведение викторины «Моя Вселенная», на
которой учащиеся продемонстрируют знания из области естествознания.
В программе реализуются межпредметные связи
с изобразительным искусством, историей, географией, литературой, музыкой,
информатикой, физикой.
Логика
структуры программы:
Отбор материала программы осуществляется с учётом возрастных
и психофизических особенностей пятиклассников и ориентирован на реализацию
задач ФГОС ООО.
Программа состоит из двух вводных занятий, трёх модулей:
• Лабиринты
космоса
• Земля
– планета загадок Человек и макромир,
и двух итоговых занятий.
Отработка и закрепление общеучебных умений
и навыков осуществляется при выполнении практических и исследовательских работ.
Их формирование происходит на фоне развития умственной деятельности, так как
школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать
обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути
их решения. Уделяется внимание развитию речи: обучающимся предлагается
объяснять свои действия вслух, высказывать свою точку зрения, ссылаться на
известные факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать
вопросы, публично выступать.
К программе прилагаются:
•
Авторская тетрадь с печатной основой, разработанная автором
программы
•
Презентации ко всем темам программы
•
Диагностический инструментарий и тестовые задания
Видеофрагменты.
Учебно – тематический план
№
|
модуль
|
колво часов
|
формы
обучения/ виды деятельности
|
контроль
|
образовательный
продукт
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
•Беседа
•Виртуальная экскурсия
•Работа в тетради с печатной основой (далее ТПО)
•Диагностическое тестирование / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
•Устный опрос •Диагностически й тест
|
•Теоретические знания •Результаты диагностики уровня
освоения
мыслительных
приёмов
(осведомлённость,
наблюдательность, аналитические умения, поиск закономерностей,
сообразительность, методологические умения, логика, абстрактное
мышление)
|
2
|
Лабиринты космоса
|
14
|
•Беседа
•Работа в ТПО
•Рассказ-презентация •Виртуальная экскурсия
•Исследование
•Исследование
•Наблюдение •Выдвижение гипотез
/ Индивидуальная,
парная, групповая, коллективная деятельность
|
•Устный опрос •Тестовые задания •Защита рисунков, плакатов
•Защита проектов
•Кроссворды
•Загадки
•Ребусы
•Практические работы
|
•Теоретические знания
•
Сообщения
•
Рисунки
•Мини-проекты
•Мини-сочинения •Хронологические
таблицы
|
3
|
Земля – планета загадок
|
8
|
•Виртуальная экскурсия •Выдвижение гипотез •Исследование / Индивидуальная, парная,
групповая, коллективная деятельность
|
Практическая работа
|
•Таблицы «Великие чудеса света»
•Проекты
•Творческие работы
|
4
|
Человек и макромир
|
8
|
•Рассказ-презентация
•Работа в ТПО
•Беседа
•Исследование / Индивидуальная,
парная, групповая, коллективная деятельность
|
•Практическая работа •Тестовые задания
|
•Теоретические знания •Хронологические таблицы
•Мини-проекты
•Книжка-малышка
|
5
|
Итоговое занятие
|
2
|
/ Коллективная,
индивидуальная деятельность
|
•Устный опрос •Итоговый диагностический
тест
|
Теоретические знания Результаты диагностики уровня
освоения
мыслительных
приёмов
|
Содержание программы внеурочной
деятельности
«Мир, в котором я живу»
1.
Введение (2 ч)
Науки о природе. Методы изучения природы. Оборудование для
научных исследований.
Диагностика интеллектуального развития
школьников
2.
Лабиринты космоса (14 ч)
Великие астрономы древности. Мифы и
легенды о звездном небе. Путешествуем по небу.
Звездные острова (Галактики). Вечные странники. Солнце и его
семья. Есть ли жизнь на Марсе? Есть одна планета – сад … Наша космическая
соседка. Астрономия сегодня. Космос в произведениях писателей и поэтов.
Практическая работа
«Наблюдение пятен на Солнце с помощью телескопа»
Викторина
«Астрономическая мозаика»
Защита
проектов
Практическая работа в тетради с печатной
основой
3.
Земля – планета загадок (8 ч)
Стоунхендж – первая обсерватория? Тунгусское диво. Перуанские
загадки. Тайны Египетских пирамид. Остров Пасхи. Бермудский треугольник.
Защита
проектов
Защита
творческих работ
Практическая
работа в тетради с печатной основой
4.
Человек и макромир (8 ч)
Человек всегда стремился ввысь. Развитие авиации. Космические
полёты. Человек обживает ближайший космос. Исследование тел солнечной системы.
Космос служит людям.
Защита
проектов
Защита
творческих работ
Практическая
работа в тетради с печатной основой
5.
Итоговое занятие (2 ч)
Викторина «Моя Вселенная»
Итоговое
тестирование
Планирование занятий
№
|
тема
|
формы обучения/ виды деятельности
|
контроль
|
образовательный продукт
|
Введение – 2 ч
|
1/1
|
Науки о природе. Методы изучения природы.
Оборудование для научных исследований
|
•Беседа
•Виртуальная экскурсия
•Работа
в тетради с печатной основой
(далее ТПО)
/ Групповая работа
|
Устный опрос
|
Теоретические знания
|
2/2
|
Диагностика интеллектуального развития школьников
|
Диагностическое тестирование
|
Диагностический
тест
|
Результаты диагностики уровня освоения мыслительных
приёмов
(осведомлённость, наблюдательность, аналитические
умения, поиск закономерностей, сообразительность, методологические умения,
логика, абстрактное мышление)
|
Лабиринты космоса – 14 ч
|
3/1
|
Великие астрономы древности
|
•Беседа
•Работа в ТПО /Коллективная, индивидуальная
деятельность
|
Практическая работа
|
Хронологическая
таблица «Этапы
развития астрономии.
Имена и факты»
|
4/2
|
Мифы и
легенды
звездного неба
|
•Рассказ-презентация
•Работа в ТПО /Коллективная, групповая,
индивидуальная деятельность
|
Практическая работа
|
Мини-сочинение Рисунок
|
5/3
|
Путешествуем по
небу
|
•Виртуальная экскурсия •Исследование
•Работа в ТПО /Коллективная, групповая,
индивидуальная деятельность
|
Тестовые задания
|
Мини-проект «Соберём коллекцию созвездий»
|
6/4
|
Звездные острова
|
•Рассказ-презентация
•Работа в ТПО /Коллективная,
парная деятельность
|
Практическая работа
|
*Таблица
«Виды
галактик»
*Таблица
«Классификация
|
№
|
тема
|
формы обучения/ виды деятельности
|
контроль
|
образовательный продукт
|
|
|
|
|
звёзд»
|
7/5
|
Солнце и его семья
|
•Виртуальная экскурсия •Исследование
•Работа в ТПО /Коллективная, групповая,
индивидуальная деятельность
|
•Загадки
•Кроссворд •Практическая работа
|
Мини-проекты *«Создаём модель солнечной системы»
*«Движение
Солнца»
|
8/6
|
Практическая работа
«Наблюдение пятен на Солнце с помощью
телескопа»
|
•Наблюдение
•Работа в ТПО / Коллективная, индивидуальная деятельность
|
Практическая работа
|
Результат практической
работы: рисунок – проекция тёмных пятен на Солнце
|
9/7
|
Парад планет
|
•Виртуальная
экскурсия по планетам солнечной
системы •Исследование
•Работа в ТПО /Коллективная, групповая,
индивидуальная деятельность
|
Практическая работа
|
• Сообщения
•Мини-проекты *«Парниковый эффект в банке *«Юпитер на сковородке» *«Мой
вес на других планетах»
|
10/8
|
Есть ли жизнь на Марсе?
|
•Беседа
•Выдвижение гипотез /Коллективная, групповая,
индивидуальная деятельность
|
Опрос
|
Мини-проекты
*«Кратеры от
ударов»
*«Инопланетяне» *«Макет красной планеты»
|
11/9
|
Есть
одна планета – сад …
|
•Беседа
•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
•Загадки
•Ребусы •Тестовые задания
|
Рисунок
«Сбережём свою планету»
|
12/10
|
Наша космическая
соседка
|
•Исследование
•Наблюдение
•Работа в ТПО / Групповая, индивидуальная деятельность
|
•Кроссворд
•загадки
•Практическая работа
|
•Сообщения
•Мини-проекты
*«База на Луне»
*«Рисуем фазы
Луны»
*мини – затмение
|
13/11
|
Вечные странники
|
•Рассказ-презентация
•Работа в ТПО /Коллективная, групповая,
индивидуальная деятельность
|
Практическая работа
|
Рисунок
«Малые тела солнечной
системы»
|
№
|
тема
|
формы обучения/ виды деятельности
|
контроль
|
образовательный продукт
|
14/12
|
Космос в произведениях писателей и поэтов
|
•Беседа
•Исследование /Коллективная, групповая,
индивидуальная деятельность
|
Тестовые задания
|
•Сообщения
•Мини-проект
«Моя первая книга о космосе»
|
15/13
|
Викторина «Астрономическая мозаика»
|
Групповая работа
|
•Опрос •Тестовые задания
|
Теоретические знания
|
16/14
|
Защита проектов
|
Индивидуальная, парная, групповая
деятельность
|
Согласно критериям оценки работы над проектом
|
Проекты
|
Земля – планета загадок – 8 ч
|
17/1
|
Стоунхендж – первая обсерватория?
|
•Виртуальная экскурсия
•Выдвижение гипотез
•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
Практическая работа
|
Заполнение
страниц ТПО
«Великие чудеса света»
|
18/2
|
Тунгусское диво
|
•Виртуальная экскурсия
•Выдвижение гипотез
•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
Практическая работа
|
Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса света»
|
19/3
|
Перуанские загадки
|
•Виртуальная экскурсия
•Выдвижение гипотез
•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
Практическая работа
|
Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса света»
|
20/4
|
Тайны Египетских пирамид
|
•Виртуальная экскурсия
•Выдвижение гипотез
•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
Практическая работа
|
Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса света»
|
21/5
|
Остров Пасхи
|
•Виртуальная экскурсия
•Выдвижение гипотез
|
Практическая работа
|
Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса
|
№
|
тема
|
формы обучения/ виды деятельности
|
контроль
|
образовательный продукт
|
|
|
•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
|
света»
|
22/6
|
Бермудский треугольник
|
•Виртуальная экскурсия
•Выдвижение гипотез
•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
•Практическая работа •Тестовые задания
|
Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса света»
|
23/7
|
Защита проектов
|
Индивидуальная, парная, групповая деятельность / Коллективная, групповая,
индивидуальная деятельность
|
Согласно критериям оценки работы над проектом
|
Проекты
|
24/8
|
Защита творческих работ
|
Индивидуальная, парная, групповая деятельность / Коллективная, групповая,
индивидуальная деятельность
|
---
|
Творческие работы
|
Человек и макромир – 8 ч
|
25/1
|
Человек всегда
стремился ввысь
|
•Рассказ-презентация
•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
•Практическая работа •Тестовые задания
|
Теоретические знания
|
26/2
|
Развитие авиации
|
•Беседа
•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
•Практическая работа •Тестовые задания
|
Хронологическая
таблица «Этапы развития авиации. Имена и факты»
|
№
|
тема
|
формы обучения/ виды деятельности
|
контроль
|
образовательный продукт
|
27/3
|
Космические полёты
|
•Беседа
•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
•Практическая работа •Тестовые задания
|
*Хронологическая
таблица «Этапы
развития космонавтики. Имена и факты»
*Макет ракеты
|
28/4
|
Человек
обживает ближайший космос
|
•Беседа
•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
•Практическая работа •Тестовые задания
|
Мини-проект «Создаём космическую базу»
|
29/5
|
Исследование
тел солнечной системы
|
•Беседа
•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная
деятельность
|
•Практическая работа •Тестовые задания
|
Мини-проект
«Собираемся в
полёт»
|
30/6
|
Космос служит
людям
|
•Беседа
•Работа в ТПО
•Исследование
/ Коллективная,
групповая, индивидуальная деятельность
|
•Практическая работа •Тестовые задания
|
Книжка-малышка «Дорога в космос»
|
31/7
|
Защита проектов
|
Индивидуальная, парная, групповая
деятельность
|
Согласно критериям оценки работы над проектом
|
Проекты
|
32/8
|
Защита творческих работ
|
Индивидуальная, парная, групповая
деятельность
|
---
|
Творческие работы
|
Итоговое занятие – 2 ч
|
33/1
|
Викторина «Моя
Вселенная»
|
Групповая работа
|
Опрос
|
Теоретические знания
|
34/2
|
Итоговое тестирование
|
Диагностическое тестирование
|
Итоговый диагностический тест
|
Результаты диагностики уровня освоения мыслительных
приёмов
|
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса
являются:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной
Достижению данного результата
способствует включение материалов, объективно отражающих роль отечественной
науки и российских ученых, таких как К.Э. Циолковский, Н. И. Кибальчич, Н.Е.
Жуковский, С.П. Королёв и др., в развитии мировой науки и технологии.
Рассматриваются такие достижения отечественной науки, как запуск первого
искусственного спутника Земли, полет первого космонавта Ю.А. Гагарина, полет
советских межпланетных станций, космической станции «Мир» и др.
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию
Достижению этого результата способствуют
задания, направленные на самостоятельное приобретение знаний, формирующие
способность к познавательной деятельности, что и лежит в основе творческих
процессов: самообучения и самообразования. Формирование самостоятельности
школьника порождает в нём новое отношение к себе и своему труду, побуждая к
саморазвитию.
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики
Основная цель курса – формирование
мировоззрения, основанного на современных естественнонаучных представлениях и
понимании роли науки в мире. Оно подразумевает наличие
собственной точки зрения по тем или иным вопросам, основанной на знаниях и
аргументации. Школьникам предлагаются задания, требующие выказывания своей
аргументированной точки зрения. Например, такое задание: «Дайте оценку своего
отношения к окружающему миру. Ощущаете ли вы себя частью природы?», или «Каково
ваше мнение о возможности существования жизни вне Земли?»
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности
Достигается за счёт организации учебного
сотрудничества. Этому способствуют задания при работе над проектами, работе в
группе, творческие задания.
Метапредметные
результаты:
•
способность регулировать собственную деятельность, направленную
на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека
Достижению данного результата
способствует организация самостоятельной учебной деятельности, где обучающиеся
определяют цель работы, ставят задачи, планируют последовательность действий и
прогнозируют результаты работы.
• способность
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач Достижение
этого результата происходит через поиск информации в различных источниках:
книгах, журналах, газетах, Интренет-ресурсах при работе над проектами,
выполнении заданий практического и исследовательского характера.
•
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа
Работа над проектами, практические и
исследовательские задания предполагают групповой формат выполнения и
презентации результатов деятельности. В результате у школьников вырабатываются
умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать
речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные
точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные
результаты:
•
владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для
дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин:
созвездие, небесная сфера, календарь,
планеты Солнечной системы, астрономическая единица, астероиды, кометы,
метеорные тела и метеориты, звезды, Галактики.
•
умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира,
характеризовать и описывать факты и события:
пользоваться Подвижной картой звёздного
неба и по ней узнавать, какие созвездия видны в данный момент времени; находить
на небе созвездия и наиболее яркие звёзды в них; уметь отличать планеты от
звёзд; объяснять: смену времен года на Земле и других планетах, смену фаз Луны,
образование солнечных и лунных затмений; работать с таблицами, содержащими
важнейшие сведения о Солнце, Земле, Луне и планетах.
Кроме того, для развития познавательных
действий школьники должны освоить:
•
правила конструирования определений, формулирования выводов
•
правила классификации и сравнения
•
методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод
от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы и др.
•
правила поиска информации в различных информационных источниках
•
способы планирования и проведения наблюдений и исследований
научиться:
•
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать,
выделять главную мысль, формулировать выводы, устанавливать
причинноследственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения
•
работать с источниками информации (чтение, конспектирование,
составление тезисов, работа со справочниками, поиск информации на сайтах в сети
Интернет)
•
представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном,
графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в
другой
•
проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыты,
эксперименты, исследования, анализировать и обобщать их результаты
•
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять
операции с файлами.
Системная оценка личностных, метапредметных
и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего
Портфолио курса «Мир, в котором я живу».
К окончанию курса пятиклассник получит
возможность научиться выполнять и оформлять проекты, отчёты по практическим и
исследовательским работам, приобретёт теоретические знания по основам астрономии,
а также навыки работы в группе.
В конце учебного года по окончанию курса обучающимся
выдаётся Сертификат.
Информационные источники:
•
Астрономия /Авт.-сост. М.Я. Цофин. – Мн.: Харвест, 1998.-704 с. –
(Библиотека школьника)
•
Балебанова Т.В., Козина Е.В. Естествознание, 5-6 классы. –
М.:Аквариум, 1997, 272 с., илл.
•
Дубкова С.И. Сказки звёздного неба. – М.: Издательство «Белый
город», 2004. – 144 с., илл.
•
Житомирский С.В., Итальянская Е.Г. и др. Астрономия: Энциклопедия
/Науч. – поп. издание для детей, - М.: ЗАО «Роммэн - Пресс», 2006. – 128 с.,
илл.
•
Загадки Вселенной /Авт.-сост. С. Зигуненко. – М.:ООО
«Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000 – 352 с., илл.
•
Зигель Ф.Ю. Астрономическая мозаика. – М.: Наука, Гл. ред.
Физ.-мат. лит., 1987. – 176 с.
•
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития
познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение,
2012. – 47 с. – (Работаем по новым стандартам)
•
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для
развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. –
М.: Просвещение, 2012. – 222 с. – (Работаем по новым стандартам)
•
Левитан Е.П. Вселенная школьника XXI века: М.: Просвещение, 2007.
128 с. – (Методическая библиотека)
•
Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. – 3 изд. –
Петрозаводск: Кругозор, 1995. – 128 с., илл.
•
Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Тайны и загадки
Земли, - М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2000. – 48 с.,
илл. – (Иллюстрированная детская энциклопедия)
•
Миттон Ж., Миттон С. Астрономия. Оксфордская библиотека, - М.:
Издательский дом «Росмэн», 1995. – 160 с., илл.
•
Природные феномены. – М.: Астрель, 2001. – 168 с. – (Детская
энциклопедия загадочного и неводомого)
•
Рекорды космоса /Пер. с англ. Т.А. Майсака; Оформление серии И.
Сальниковой. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2000. –
288 с., илл.
•
Бэрнхем Р. Атлас Вселенной для детей, - Ридерз Дайджест,
отпечатано в Испании, 2001. – 128 с., илл.
•
Томилин А. Мифы и легенды звёздного неба. Энциклопедия «Хочу всё
знать». – СПб.: «Издательский дом «Нева», М.: «Олма - Пресс», 2000. – 352 с.
•
Уманская Ж.В. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Лабиринты
космоса, - М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2000. – 288
с., илл.
•
Шабловский В.. Занимательная астрономия – Санкт – Петербург,
«Тригон», 1998 – 384 с., илл.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.