Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности "Мир безопасности" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Мир безопасности" (1-4 классы)


Анкета – заявка участника

Ф.И.О

Соколова Елена Анатольевна

Дата рождения

8 июля 1972

Место работы, полный адрес

МКОУ Куриловская начальная школа – детский сад

Должность

Учитель начальных классов

Педагогический стаж

23 года

Преподаваемый предмет

Начальные классы

Указание детского объединения, с которым осуществляется

Класс

Номинация

Программа внеурочной деятельности

Тема работы

Мир безопасности

Домашний адрес автора (с индексом, номером телефона, междугородним кодом, электронным адресом);

157243 Костромская область, Антроповский район, д.Курилово, ул.Первомайская, д7;

8 49430 54133; Sokolowa72@mail.ru

Ф.И.О. руководителя образовательной организации;

Потехина Светлана Сергеевна

Адрес образовательной организации

157243 Костромская обл., Антроповский район, д.Курилово, у.Школьная, д5

8 49430 54130; www.kurilovo.ru@mail.ru

Подпись автора






























Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Куриловская начальная школам – детский сад

Антроповского муниципального района Костромской области













«Мир безопасности»

Программа внеурочной деятельности

социального направления

для детей младшего школьного возраста

(срок реализации – 4 года)





Автор-составитель:

Соколова Е.А.

(учитель начальных классов)






















Курилово, 2014

Пояснительная записка


Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитый и опасный для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.

Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.

Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.

Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста.

Вторая проблема – здоровье подрастающего поколения. Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников есть актуальная педагогическая задача.

Третья проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избежанию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.

Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта детьми младшего школьного возраста.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей, разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мир безопасности».

Образовательная программа внеурочной деятельности «Мир безопасности» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.

  • сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.


Образовательная программа внеурочной деятельности «Мир безопасности» осуществляет связь с УМК «Школа России», а именно с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура», «Технология», «Изобразительное искусство», программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.

Аудиторные занятия проходят в виде бесед, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов. Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, соревнований на местности, в спортивном зале.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Мир безопасности» предусматривает использование следующих технологий:

Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы.

Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.

Исследовательская и проектная деятельность.

Программа является модульной и состоит из 4 модулей: «Зеленый огонек», «Мое здоровье», «Огонь рядом», «Прочие опасности!» общим объемом 135 ч. Программа рассчитана на четыре года обучения для младших школьников, 1 час в неделю, 1 класс- 33 час, 2-4 по 34 часа.


Учебно-тематический план


Название модуля

Количество часов по годам обучения

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Общее количество часов


Вводное занятие

1

1

1

1

4

1

«Зеленый огонек»

8

8

8

8

32

2

«Мое здоровье»

7

7

7

7

28

3

«Огонь рядом»

9

10

10

10

39

4

«Прочие опасности!»

7

7

6

6

26


Итоговое занятие

1

1

2

2

6


Итого

33

34

34

34

135


Модуль 1. «Зеленый огонек», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на улице.

Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, чтения художественной литературы, проектной деятельности, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.

Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.

Цель:

Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.


Задачи:

  • обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;

  • развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей.


Модуль 2. «Мое здоровье», знакомит с понятием «здоровый человек», пробуждает и развивает интерес ребенка к здоровому образу жизни, способствует освоению элементарных практических навыков здорового образа жизни.

Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации режима дня, правил гигиены и здоровьясбережения.

Цель: способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

 

Задачи:

 

  • Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.

  • Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.


Модуль 3. «Огонь рядом». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.

Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.

Цель:

Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.


Задачи:

  • познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;

  • сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой помощи пострадавшим;

  • обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.


Модуль 4. «Прочие опасности!», знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.

Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Здесь многое зависит от родителей, педагогов школ, истинна, здесь проста, следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.


Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.

Задачи:

  • показать связь дружбы и социального здоровья

  • описать различные влияния друзей друг на друга

  • познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению

  • показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения

  • познакомить с формами отказа.

Формы и методы работы:

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеучебной (внеурочной) деятельности:

1. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.


2. Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации обж в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками



Воспитанник имеет представление:


  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми


В процессе изучения программы «Мир безопасности» обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Каждый модуль программы раскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и его предметным содержанием.

Результатом формирования личностных универсальных учебных действий будет являться умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основные результаты реализации программы оцениваются через:

  • анкетирование родителей и обучающихся;

  • мониторинг результатов обучения и личностного развития;

  • тесты на определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков.


Итоги реализации программы будут представлены через итоговые занятия по каждому модулю (праздник «Посвящение в ЮИДД», летнее зачетное путешествие, посвящение в отряд «ЮПД», составление альбома «Мы за здоровый образ жизни»»).



Содержание программы

Название модуля

Количество часов

Уровень результатов

Формы достижения результатов


Всего

Аудиторные занятия

Внеаудиторные

занятия

1 год обучения

I.I

Вводное занятие.

1

1

-

УУД

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные

Самоопределение

(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).


Карта путешествия по Миру безопасности

I.«Зеленый огонек»

8

5

3



1.

Безопасный путь

1

0,5

0,5

УУД

Коммуникативные

Умение подчиняться правилам.

Составление маршрута

2.

Родной уголок. Поселок, где мы живем».

1

-

1

УУД

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Творческая работа

3

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

0.5

0.5

УУД

Личностные

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Творческая работа

4

Общие правила перехода улиц и дорог.

1

1

-

УУД

Регулятивные

Определять план выполнения заданий на занятии, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Коммуникативные

Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество.

Памятка

(коллективная работа)

5

Дорожные знаки.

1

0,5

0,5

УУД

Регулятивные

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Творческая работа

6

Где можно играть?

1

1

-

УУД Коммуникативные

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам.

4. Разрешение конфликтов.

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Викторина

7

Мы пассажиры.

1

1

-

УУД

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «добро», «самосохранение».

Памятка

8

Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы».

1

0.5

0.5

УУД

Коммуникативные

Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество, управление поведением партнера, оценка действий партнера.

Рефлексия,

анкетирование

II. «Моё здоровье»

7

3

4



1

Что значит «здоровый человек»


1


УУД

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Личностные

Самоопределение.

Коммуникативные

Умение распределять роли между собой.

Листовка

2

В гостях у витаминки

1

1

-

УУД

Личностные

Осознание здорового образа жизни, необходимость физической подготовки.

Рисунок

3

Режим дня

1

1

-

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Памятка

4

Подвижные игры

3

-

3



5

Веселые старты

1

-

1

УУД

Коммуникативные

Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество, управление поведением партнера, оценка действий партнера..

Спортивные соревнования

III. «Огонь рядом»

9

6,5

2,5



1

Огонь – друг, огонь – враг.

1

1

-

УУД

Личностные

Ценить и принимать следующие базовые ценности »добро», «природа»; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.


Рисунок

2

Пожароопасные предметы.

1

0.5

0.5

УУД

Познаательные

Формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации.



Анкета

3

Не играй с огнем

1

0,5

0.5

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности действий.


Выработка правил

4

Правила поведения при пожаре в школе и дома

1

1

-

УУД

Коммуникативные

Определение цели, функции участников, способов взаимодействия.


Рисунок

5

Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе».

1

0,5

0.5

УУД

Регулятивные

Организация своего рабочего места под руководством учителя;

Определять цель выполнения заданий в жизненной ситуации под руководством учителя.


6

Профессия «Пожарник». Пожарник – герой, он с огнем вступает в бой»

1

1

-

УУД

Коммуникативные

Участвовать в диалоге на экскурсии, задавать вопросы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Познавательные

Наблюдать и делать выводы.

Личностные

Уважение к профессии пожарного.

Макет «Противопожарный щит»

7

Пожарные тушат огонь. (сюжетное рисование)

1

1

-

УУД Коммуникативные

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество;

3.Умение подчиняться правилам .;

4. Разрешение конфликтов;

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Рисунок.

8

Система оповещения при пожаре

1

1



Лепка «Пожарная машина»

9

Спортивное соревнование «Я б в пожарники пошел, пусть меня научат»

1

-

1



IV. «Прочие опасности»

7

3,5

3,5



1

Правила поведение на улице. Правила предосторожности.

2

1

1

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности действий.


Выработка правил

2

Правила предосторожности в транспорте.

1

0.5

0.5

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности действий.


Выработка правил

3

Правила поведения в подъезде.

1

0.5

0.5

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности действий.



Выработка правил

4

Правила поведения в гостях.

1

0.5

0.5

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности действий.


Выработка правил

5

Правила поведения «Один дома».

2

1

1

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности действий.


Выработка правил

1

Обобщающее занятие за первый год обучения. Поход

1

-

1

УУД Коммуникативные

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам .

4. Разрешение конфликтов.

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Составление памятки


Итого

33

19

14









Содержание (1 год обучения):

I. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Мир безопасности».

II. «Зеленый огонек»:

1 Мы идем в школу (1 ч). Особенности микрорайона, где находится школа. Наиболее безопасный путь школьника в школу.

Практическое занятие: разбор конкретных маршрутов детей в школу.

2. Родной уголок. Поселок, где мы живем (1 ч). Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар, газон.

3. Движение пешеходов по улицам и дорогам (1ч). Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы.

4. Общие правила перехода улиц и дорог (1 ч).

Практическое занятие: разбор действий пешеходов в конкретных ситуациях.

5. Дорожные знаки (1 ч). Дорожные знаки, их предназначение. Название и предназначение знаков «Пешеходный переход», «Дети».

6. Где можно играть?(1 ч). Почему нельзя играть на лицах и дорогах? Места для игр, катания на детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.

7. Мы пассажиры (1 ч). Правила пользования общественного транспорта. Как нужно обходить автобус, автомобиль.

8 Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы» (1ч). Обобщение знаний и представлений младшего школьника о безопасности дорожного движения, полученные за год обучения.

Практическое занятие: проведение игровой программы «Посвящение в пешеходы».

II. «Мое здоровье».

1. Что значит «здоровый человек» (1 ч). Здоровье – это, здоровое питание, режим дня, игры на свежем воздухе, закаливание.

Практическое занятие: составление листовки «Здоровье»

2. В гостях у Витаминки(1ч). Здоровое питание: полезные продукты, вредные продукты, правила питания.

3. Режим дня (1 ч). Что такое режим дня. Как он помогает все успевать

Практическое занятие: составление режима дня школьника

4. Подвижные игры (3 ч). Разучивание новых подвижных игр «Кто быстрее», «Воробьи, вороны», «Кошки-мышки», футбол

5. «Веселые старты»(1ч).

III «Огонь рядом»:

1. Огонь –друг, огонь – враг» (1 ч). История возникновения огня. Огонь не только друг, но и враг.

2. Пожароопасные предметы (1 ч). Отчего может возникнуть пожар.

Практическое занятие: отгадывание ребусов о пожароопасных предметах».

3. Не играй с огнем» (1 ч). Изучение правила эвакуации при пожаре. Правила поведения при пожаре.

Практическое занятие: проведение инструктажа по пожарной безопасности в учреждении.

4. Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе» (1 ч).

Практическое занятие: учебная эвакуация «Пожар в школе».

5. Система оповещения при пожаре (1 ч). Система оповещения, ее виды.

Практическое занятие: проведение игры «Доскажи словечко», разгадывание кроссворда «Что может привести к пожару».

6. профессия «Пожарник» (1 ч). История пожарной части. Профессия пожарного. Почему телефон пожарной службы 01?

Практическое занятие: изготовление макета «Пожарный щит»

7. Обобщающее занятие за первый год обучения. Проведение спортивного соревнования «Я б в пожарники пошел – пусть меня научат» (1 ч). Проверка знаний учащихся по пожарной безопасности за 1 год обучения.

IV. «Прочие опасности»:

1. Правила поведение на улице. Правила предосторожности (2 ч).

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

2. Правила предосторожности в транспорте (1 ч).

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

3. Правила поведении в подъезде (1 ч). Правила предосторожности.

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4. Правила поведения «В гостях» (1 ч). Место пребывания в гостях и время возвращения.

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

5. Правила поведения «Один дома» (2 ч).

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

6. Обобщающее занятие за первый год обучения (1 ч). Повторение правил предосторожности. Составление памятки.


К концу 1 года обучения дети должны:

Знать:

  • предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.

  • пожароопасные предметы;

  • правила поведения при пожаре в школе;

  • знать систему оповещения при пожаре;

  • номер пожарной службы.

  • как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.


Уметь:

  • найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу и домой.

  • преодолевать естественные препятствия;

  • проявлять заботу о личной гигиене;

  • стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;

оценивать свое поведение

  • эвакуироваться во время пожара в школе;

  • действовать при возникновении пожара.


2 год обучения:


Название модуля

Количество часов

Уровень результатов

Формы достижения результатов


Всего

Аудиторные занятия

Внеаудиторные

занятия







1

Вводное занятие.

1

1

-

УУД

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Карта путешествия по Миру безопасности

I.«Зеленый огонек»

8

6,5

1,5



1.

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

1

1

-

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности.

Выработка правил

2

Элементы улиц и дорог.

1

1

-

УУД

коммуникативные

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Познавательные

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Рисунок

3

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

-

1

УУД

Личностные

Уважение к пешеходам.

Коммуникативные

высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Составление рассказа

4

Дорожные знаки

1

1

-

УУД

Коммуникативные

Соблюдать нормы речевого этикета.


Проектная работа

5

История возникновения светофора. Виды и сигналы светофора.

1

1

-

УУД

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Рисунок

6

Правила ожидания транспорта на остановке. Переход дороги при выходе из транспорта

1

0,5

0,5

УУД

Личностные

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм


7

Музыкальный перекресток. Стихи и песни про ПДД

1

1

-



8

Изготовление альбома «Дорожные знаки

1

1

-



II. «Мое здоровье»

7

3

4



1

В царстве гигиены

1

1

-

УУД

Личностные

Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учебу.

Регулятивные

Планирование.

Плакат «Предметы личной гигиены»

2

Что такое привычки. Какие бывают привычки

1

1

-

УУД

Познавательные

Анализ объектов.

Коммуникативные

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество.

Рисунок

3

Будь здоров. Составление памятки здорового человека.

1

1

-

УУД

Познавательные

Анализ объектов.

Коммуникативные

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество.

Выработка правил

4

Движение – жизнь. Подвижные игры

2

-

2

УУД

Познавательные

Анализ объектов.

Коммуникативные

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество.

Личностные

Осознание здорового образа жизни. Необходимость соблюдения гигиенических правил. Навыки безопасного образа жизни.

Выработка правил

5

Все на лыжню!

1

-

1

УУД Коммуникативные

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам.

4. Разрешение конфликтов.

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».


Выработка правил

6

Обобщающее занятие за 2 год обучения. Лыжные соревнования

1

-

1

УУД

Личностные

Осознание здорового образа жизни; необходимость спортивных занятий.

Регулятивные

Осуществление контроля процесса и результатов деятельности.



III. «Огонь рядом»

10

5,5

4,5



1

Правила пожарной безопасности в быту.


1

0.5

0.5

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности действий.

Личностные

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Выработка правил

2

Беседа «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?».

1

1

-

УУД

Личностные

Оценивать жизненные сиуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Рассказ

3

Осторожно электричество.

2

1

1

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности действий.


Выработка правил

4

Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив».

1

0.5

0.5

УУД Коммуникативные

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам.

4. Разрешение конфликтов;

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение»

Рефлексия

5

Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах.

2

1

1

УУД

Познавательные

Анализ объектов.

Коммуникативные

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество.

Личностные

Осознание здорового образа жизни; необходимость соблюдения гигиенических правил; навыки безопасного образа жизни.

Памятка

6

Чтение и обсуждение художественных произведений о пожаре

1

1

-


Л.Толстой «Пожарные собаки»

7

Как вести себя при пожаре.

1

0.5

0.5

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности.

Составление памятки

8

Подготовка и проведение игры

«Поле безопасных чудес».

1

-

1

УУД Коммуникативные

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам.

4. Разрешение конфликтов.

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Диагностика

IV. «Прочие опасности»

7

4

3



1

Если ты оказался на улице.

2

1

1

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение.

Обсуждение ситуаций

2

Незнакомец.

2

1

1

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности.

Правила знакомства

3

Внимание! Опасно!

1.5

1

0.5

УУД

Регулятивные

Планирование результата; составление плана последовательности.

Правила поведения

4

Если беда случилась. Средства самозащиты.

1.5

1

0.5

УУД

Познавательные

Анализ объектов.

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение.

Творческая работа

5

Обобщающее занятие за 2 год обучения. Игра «Я-спасатель».

2

0.5

1.5

УУД Коммуникативные

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам.

4. Разрешение конфликтов.

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение.

Диагностика


Итого

34

18.5

15.5




Содержание (2 год обучения):

1. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Мир безопасности».

I.«Зеленый огонек».

1. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге (1 ч). Повторение правил дорожного движения, изученные за 1 год обучения. Разбор конкретных маршрутов. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в поселке.

2. Элементы улиц и дорог (1 ч). Для чего служит дорога. Улица, ее составные части. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

3. Движение пешеходов по улицам и дорогам (1 ч). Подготовка к игре «Водители-пешеходы».

Практическое занятие: проведение игры «Водители-пешеходы».

4. Правила перехода улиц и дорог (1 ч). Места, где разрешено переходить улицу (дороги): пешеходный переход, перекресток. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги).

5. Дорожные знаки (1 ч). Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, выученным за первый год обучения. Название и предназначение знаков сервиса.

Практическое занятие: проведение игры «Теремок,

6. История возникновения светофора (1 ч). Виды и сигналя светофора

7. Правила ожидания транспорта на остановке (1ч.) Переход дороги при выходе из транспорта

8. Музыкальный перекресток (1ч.) Стихи и песни по ПДД

1.2.7 Обобщающее занятие (1 ч). Изготовление альбома «Дорожные знаки»


II. «Мое здоровье».

1. В царстве гигиены (1 ч). Понятие «Гигиена». Предметы личной гигиены.

2. Что такое привычки (1 ч). Понятие «привычки». Привычки вредные и полезные.

3. Будь здоров (1 ч). Повторение пройденного в 1 классе.

Практическое занятие: составление памятки здорового человека.

4. Движение - жизнь (2 ч). Подвижные игры «Кто быстрее», «Охотники и утки», «Затерянный остров».

Практическое занятие: проведение игр в спортзале.

5. Обобщающее занятие за 2 год обучения (1 ч).

Практическое занятие: лыжная прогулка «Вместе весело шагать».


III. «Огонь рядом».

1. Правила пожарной безопасности в быту (1 ч). Можно ли играть со спичками? Почему детям нельзя включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра? Где следует укрываться во время пожара. Что мы знаем о правильных действиях во время возникновения пожара?

Практическое занятие: проведение игры «Если возник пожар».

2. Беседа по сказке «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?». (1 ч). Основные правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре в квартире.

3. Осторожно электричество (2 ч). Электроприборы. Правила безопасного обращения с электроприборами. Первая помощь при поражении электрическим током.

4. Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив» (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив».

5. Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах (2 ч). Ожоги. Причины возникновения ожогов. Степени ожога. Как оказать помощь пострадавшему, ошпаренному кипятком.

Практическое занятие: оказание первой помощи пострадавшему, ошпаренному кипятком;

разбор ситуации «на пострадавшем горит одежда», что нужно сделать.

6. Чтение и обсуждение художественной литературы о пожарах (1 ч).

Практическое занятие: иллюстрирование рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки».

7. Составление памятки «Как вести себя при пожаре»(1ч.)

8 Итоговое занятие за второй год обучения - игра «Поле безопасных чудес» (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры «Поле безопасных чудес».


IV. «Прочие опасности»

1. Если ты оказался на улице (2 ч). Подозрительные предметы, люди.

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

2. Незнакомец (2 ч). К чему может привести знакомство и разговор с незнакомым человеком.

Практическое занятие: проведение игры «Хочу познакомиться».

3. Внимание! Опасно! (1.5 ч). Подозрительные предметы и люди в подъезде. Виды подозрительных предметов. Правила поведения.

Практическое занятие: проведение игры «Внимание, черепаха!»

4. Если беда случилась (1.5 ч). Средства самозащиты: сумка, ключи от дома, газовый баллончик…

Практическое занятие: проведение тренинга специалистом по самообороне.

5. Итоговое занятие за второй год обучения (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры «Я-спасатель».



К концу 2 года обучения дети должны:

Знать:

  • все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы; правила движения по загородной дороге. Все виды перекрестков и правила перехода проезжей части на них; все сигналы светофора и их значение; правила перехода проезжей части; правила посадки и высадки из автобуса.

  • правила пожарной безопасности в быту;

  • правила безопасного обращения с электроприборами;

  • подручные средства защиты.


Уметь:

  • применять на практике основные правила перехода проезжей части; перейти улицу, дорогу с односторонним движением; выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин.

  • различать продукты по срокам хранения;

  • оказывать помощь пострадавшему;

  • сообщить о пожаре в службу 01.

  • уметь защитить себя на элементарном уровне подручными средствами.

3 год обучения:


Название модуля

Количество часов

Уровень результатов

Формы достижения результатов


Всего

Аудиторные

занятия

Внеаудиторные

занятия

1

Вводное занятие.

1

1

-

УУД 1.Личностные. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».2. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Карта путешествия по Миру безопасности

I.«Улица полна неожиданностей»

8

4

4



1.

Экскурсия по местному населенному пункту.

1

-

1

УУД

Регулятивные

Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

Коммункативные1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 5. Критично относиться к своему мнению. 6. Понимать точку зрения другого. 7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


Познавательные

Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала. Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Личностные

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Дневник

2.

Виды транспортных средств.

1

1

-

УУД Познавательные

Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Регулятивные

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Творческая работа

3.

Правила дорожного движения: обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1

0,5

0,5

УУД Познавательные

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

Регулятивные

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Составление памятки

4

Правила дорожного движения. Организация движения.

1

1

-

УУД Познавательные

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Регулятивные

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Составление памятки

5

Правила дорожного движения: Светофор.

1

0.5

0.5

УУД

Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Творческая работа

Изготовление макета «Светофор»

6

Лучший знаток дорожных знаков

1

0.5

0.5

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

Викторина

7

Правила дорожного движения: обязанности пешеходов.

1

0.5

0.5


Реферат

1.1.9

Итоговое практическое занятие по правилам безопасного поведения.

1

-

1


Диагностика

на местности

II. «Мое здоровье»

7

2

5



1

Береги воздух и воду!

1

0.5

0.5

УУД Личностные формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

- развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Плакат

2

Береги лес!

1

0.5

0.5

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности

Экологический плакат

3

Вредные привычки

1

1

-

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности

Устный альбом

4

Подвижные игры

2

-

2

УУД

Коммуникативные

Умение играть по правилам

Дневник

5

Лыжная прогулка в лес «Красота зимнего леса»

1

-

1

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности

Прогулка

6

Обобщающее занятие Спортивные соревнования «В царстве Деда Мороза»

1

-

1


III. «Огонь рядом»

10

6

4



1

Главный способ защиты от пожара – самому не стать его причиной

1

1

-

УУД

Регулятивные

Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

Диагностика

2

Смотр знаний «Знаем, как при пожаре себя вести, знаем, как пожара не допустить»

2

1

1

Регулятивные

- целеполагание как формирование замысла,

- планирование и организация действий в соответствии с целью;

- умение контролировать соответствие выполняемых действий способу;

- внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.


3

Пожар в лесу.

1

1

-

УУД

Личностные

- формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, развитие позитивной самооценки и самоуважения учащихся.


Рисунок

4

Предупредим пожары от детской шалости.

2

1

1

УУД

Личностные

- формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, развитие позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

Регулятивные

- целеполагание как формирование замысла,

- планирование и организация действий в соответствии с целью;

- умение контролировать соответствие выполняемых действий способу;

- внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

Рисунок

5

Средства пожаротушения.

2

1

1

УУД

Познавательные

Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.


6

Подготовка к проведению праздника – посвящения отряд «Юная пожарная дружина».

2

1

1

Регулятивные.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

КТД

IV. «Прочие опасности»

6

3,5

1,5



1

Личная безопасность. Модель поведения.

2

1

1

УУД

Личностные

- принятие учащимися правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Модель поведения

2

Стрельба в помещении.

1

1

-

УУД

Познавательные формирование действий замещения и моделирования.

Памятка

3

Личная безопасность в подъезде. Если ты оказался заложником.

1

0.5

0.5

УУД

Регулятивные

Целеполагание; планирование; прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.


Памятка

4

Личная безопасность в гостях.

1

0.5

0.5

Регулятивные

Целеполагание; планирование; прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.

Рисунок

5

Личная безопасность дома. Внимание – мошенники, воры.

1

0.5

0.5

УУД

Регулятивные

Целеполагание; планирование; прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.

Листовка

6

Обобщающее занятие за третий год обучения. Личная безопасность.

2

1

1


диагностика


Итого

34

17,5

16,5



Содержание (3 год обучения):

1. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Мир безопасности».

I.«Зеленый огонек».

1. Экскурсия по поселку (1 ч).

Практическое занятие: Наблюдение за дорожным движением. Обеспечение безопасности пешеходов.

2. Виды транспортных средств (1 ч). Виды транспортных средств, их предназначение.

3. Правила дорожного движения: обязанности водителей, пешеходов и пассажиров (1 ч). Обязанности водителей. Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров.

3. Правила дорожного движения. Организация движения (1 ч).

4. Правила дорожного движения: Светофор (1 ч). Назначение светофора, значение его сигналов.

Практическое занятие: проведение игры «Светофорное регулирование»; изготовление макета «Светофор»

5. Правила дорожного движения: дорожные знаки (1 ч). Назначение предупреждающих, запрещающих знаков.

Практическое занятие: проведение игры «Лучший знаток дорожных знаков».

6. Правила дорожного движения: обязанности пешеходов (1 ч). Как вести себя на улице (дороге). Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.

Практическое занятие: проведение викторины «Как ты знаешь Правила дорожного движения».

7. Итоговое практическое занятие по правилам безопасного поведения (1 ч).

Практическое занятие: решение задач Пети Светофорова.


II. «Мое здоровье».

1. Береги воздух и воду! (1 ч). Почему нужно беречь воздух и воду. Как в нашей стране занимаются охраной воздуха и воды. Что я могу сделать для охраны воздуха и воды.

Практическое занятие: изготовление плакатов «Береги воздух!, «Береги воду!»

2. Береги лес! (1 ч). Знакомство детей с лесом как природным сообществом, экологический закон «Все со всем взаимосвязано».

Практическое занятие: проведение игры «Съедобные растения леса». Изготовление экологического плаката «Береги лес!»

3. Вредные привычки (1ч). Какие привычки принято считать вредными и почему. Чем они опасны для здоровья человека.

4. Подвижные игры (2 ч). Разучивание и проведение новых игр «Поезда», «Гонка мячей», «Хитрая лиса», эстафеты «Крабик». Повторение знакомых игр.

Практическое занятие: игры в спортзале

5. Лыжная прогулка в зимний лес (1 ч).

Практическое занятие: лыжная прогулка

6. Обобщающее занятие «В царстве Деда Мороза» (1ч)

Практическое занятие: спортивные соревнования в спортзале.


III. «Огонь рядом».

1. Главный способ защиты от пожара самому не стать его причиной (1ч)

2. Смотр знаний «Знаем, как при пожаре себя вести, знаем, как пожара не допустить» (2 ч). Повторение, проверка знаний за 2 года обучения.

Практическое занятие: решение теста.

3. Пожар в лесу. (1 ч). Виды и причины лесных пожаров. Борьба с пожаром.

4. Предупредим пожары от детской шалости (1.5 ч). Для чего нужны знаки. Знаки пожарной безопасности.

Практическое занятие: нарисуй знаки пожарной безопасности для дома.

5. Средства пожаротушения (2 ч). Доступные средства пожаротушения. Огнетушители.

Практическое занятие: проведение игры

6. Подготовка к проведению праздника – посвящения отряд «Юная пожарная дружина» (2 ч).

3.6 Практическое занятие: Праздник – посвящение отряд «Юная пожарная дружина».


IV. «Прочие опасности»

1. Личная безопасность (2 ч). Модель поведения

2. Стрельба в помещении (1 ч).

3. Личная безопасность в подъезде. Если ты оказался заложником (1 ч).

Практическое занятие: разбор ситуации «Захват заложника».

4. Личная безопасность в гостях (1 ч). Звонок в дверь.

Практическое занятие: разыгрывание ситуации «Звонок в дверь».

5. Личная безопасность дома. Внимание – мошенники, воры ( 1 ч).

Практическое занятие: разыгрывание ситуации «Поворот ключа в замочной скважине».

6. Обобщающее занятие за три года обучения (2 ч). Личная безопасность.

Практическое занятие: подготовка материалов «Внимание! Опасно!» для информационного стенда школы.


К концу 3 года обучения дети должны:

  • Знать:

  • программные требования за курс обучения; значение и названия дорожных знаков и разметки, предусмотренные программой; правила движения по загородной дороге и перехода проезжей части в разных погодных условиях.

  • обязанности пассажира;

  • законы природы;

  • роль человека в природном равновесии;

  • меры безопасности на воде весной.

  • знаки пожарной безопасности;

  • средства пожаротушения.

  • как вести себя с непрошенными гостями;

  • знать правила поведения при захвате террористами;

  • телефоны экстренной службы.


Уметь:

  • уметь пользоваться общественным транспортом, переходить проезжую часть поселковой дороги после выхода из автобуса.

  • строить взаимоотношения со своим окружением.

  • уметь экипироваться для лыжного похода.

  • соблюдать правила пожарной безопасности на природе;

  • предотвратить пожар подручными средствами.

4 год обучения:


Название модуля

Количество часов

Уровень результатов

Формы достижения результатов


Всего

Аудиторные

занятия

Внеаудиторные

занятия

1

Вводное занятие.

1

1

-

УУД

Личностные

участие в общественной жизни, ориентирование в событиях, происходящих в стране и в мире; ледование здоровому образу жизни. формирование мотивов достижения и социального признания;

- мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Коммуникативные

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные оценка:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция:

- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Карта путешествия по Миру безопасности

I.«Зеленый огонек»

8

4,5

3,5



1

История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

1

1

-

УУД

Личностные

Коммуникативные


Организация совместно-продуктивной деятельности.

Познавательные

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Проект

2

Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков.

1

0.5

0.5

УУД Личностные

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

Познавательные

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Проект

3

Дорожная разметка и ее предназначение.

1

1

-

УУД

Личностные

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Творческая работа

4

Общие правила к водителям велосипедов.

2

1

1

УУД

Личностные

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности;

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Агитбригада

5

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

1

0.5

0.5

УУД

Личностные

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Видеофильм

6

«Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов.

1

-

1

УУД Личностные

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Выступление агитбригады ЮИДД

7

Итоговое занятие «Посвящение в ЮИДД».

1

0.5

0.5

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

Регулятивные

КТД

II. «Мое здоровье»

7

3,5

3,5



1

Простудные заболевания. Грипп

1

1

-

УУД

Познавательные

Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.

Презентация

2

Курить – здоровью вредить

1

0,5

0,5

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной

Деятельности.

Познавательные

Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.

Сочинение

Листовка

3

Алкоголизм – враг человека.

1

1

-

УУД

Познавательные

Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.

Презентация

4

Наркомания – опасная болезнь.

1

1

-

. УУД

Познавательные

Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.

Дневник

5

Подвижные игры

2

-

2

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.


6

Обобщающее занятие «Лыжня для всех»

1

-

1

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.


III. «Огонь рядом»

10

3

7



1

Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД»)

2

0.5

1.5

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

Агитбригада

2

Подготовка и представление отряда «ЮПД» учащимся школы.

2

0.5

1.5

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

Спектакль

3

Подготовка и проведение игры-практикума для учащихся 1-х классов «Звони по номеру-01».

2

1

1

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

КТД

4

Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 1-х классов. Издание книжки-малышки.

3

1

2

УУД

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.


Книжка-малышка

5

Итоговое занятие. Ролевая игра с младшими школьниками «Малыши на дороге»

1

-

1

УУД

Регулятивные

Целеполагание; планирование; прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.

Диагностика

IV. «Прочие опасности»

6

3,5

2,5




1

Умей сказать нет!

1

0.5

0.5

УУД

Личностные

Действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

Выступление

2

«Чтобы вы сделали?»

1.5

0.5

1

УУД

Личностные развитие позитивной самооценки и самоуважения учащихся.  

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

КТД

3

Права ребенка

1

1

-



4

Насилие и закон.

1.5

1

0.5

УУД

Познавательные

Приобретение школьниками социальных знаний о семье, законах.

Выработка правил

5

Подбор материала для буклета-памятки.

1

0.5

0.5

УУД

Личностные

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

КТД

6

Итоговое занятие за четыре года обучения. Поход на природу «Загадки Старичка-лесовичка!»

2

1

1

УУД

Личностные

Следование моральным нормам, испытание чувства стыда и вины при их нарушении.

Регулятивные

Умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

Диагностика


Итого

34

16,5

17,5



Содержание (4 год обучения):

I.«Зеленый огонек».

1. Отряд юных инспекторов движения (1 ч). Повторение пройденного за три года обучения. Отряд юных инспекторов движения, их роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов Отряда юных инспекторов движения.

2. История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения (1 ч). История развития автотранспорта и правил дорожного движения в нашей стране.

3. Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков (1 ч). Подготовка игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».

Практическое занятие: проведение игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».

4. Дорожная разметка и ее предназначение (1 ч). Разновидности дорожной разметки.

5. Общие правила к водителям велосипедов (2 ч). Правила и места пользования велосипедом. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения в той или иной местности.

6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1 ч). Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.

Практическое занятие: первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.

7. Выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» (1 ч).

Практическое занятие: выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов.

8. Итоговое занятие «Посвящение в ЮИДД» (1 ч). Подведение итогов за 4 года обучения.

Практическое занятие: посвящение в юные инспектора дорожного движения.

II. «Мое здоровье».

1.Простудные заболевания (1 ч). Вирусные заболевания. Грипп. Как уберечься от гриппа. Как правильно вести себя больному гриппом.

2. «Курить – здоровью вредить» (1 ч). Из чего состоят сигареты. Чем курение вредит здоровью. Как отказаться от предложения покурить.

Практическое занятие: инсценирование жизненных ситуаций

3. Итоговое занятие за четыре года обучении. Летнее зачетное путешествие протяженностью (2 ч).

4. Наркомания – опасная болезнь.(1ч) Чем опасны наркотики.

5. Подвижные игры (2ч) Разучивание и проведение подвижных игр «Пройди ворота», «Два Мороза», «Волк во рву» и др.

Практическое занятие: игры в спортзале


III. «Огонь рядом».

1. Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД»)(2 ч).

Практическое занятие: КТД: разработка положения отряда «ЮПД»: цели и задачи, функции, права и обязанности членов отряда, символики.

2. Подготовка к представлению отряда «ЮПД» учащимся школы (1 ч).

Практическое занятие: Представление отряда «ЮПД» перед учащимися школы.

3. Подготовка игры-практикума для учащихся 1-х классов «Звони по номеру-01» (2 ч).

Практическое занятие: Проведение игры – практикума «Звони по номеру-01».

4. Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов (3 ч).

Практическое занятие: Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов. Издание книжки-малышки.

5 Итоговое занятие (1 ч). Закрепление знаний за 4 года обучения.

Практическое занятие: решение теста.


IV. «Прочие опасности»

1. Умей сказать нет! (1 ч). Овладение навыками уверенного поведения.

Практическое занятие: тренинг «Умей сказать нет!»

2. «Чтобы вы сделали? (1.5 ч).

Практическое занятие: проведение деловой игры «Чтобы вы сделали?»

3. Права ребенка (1ч) Каждый ребенок имеет свои права. Знакомство с правами ребенка.

4. Насилие и закон (1. ч). Игра или реальная жизнь?

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

5. Подбор материала для буклета-памятки (1 ч).

6. Итоговое занятие за четыре года обучения (2 ч). Закрепление знаний, умений и навыков.

Практическое занятие: поход на природу



К концу 4 года обучения дети должны:

Знать:

  • основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения», правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке автобусом.

  • правила движения управления велосипедом (с 14 лет);

  • знать правила пожарной безопасности.

  • правила личной безопасности.

Уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

  • оказывать первую доврачебную помощь.

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях во время пожара.

  • владеть навыками уверенного поведения;

  • вызвать полицию, скорую помощь, пожарную службу..

Литература


Для педагога:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 1998.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)

  3. Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985.

  4. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982

  5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.

  6. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -

М: Просвещение, 2003.

8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на

улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.

  1. Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989.

  2. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.

10.Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы).

Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).

11.. Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997

12.Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград:Учитель,2006,-143с.

13. Полезные привычки/пособие для учителя-2000

14. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель

Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 1981.


Для обучающихся:


  1. Завьялова О.Г. Азбука экологии.

  2. Энциклопедия Все обо всем М: «Слово АСТ», 1998.

  3. Настольные развивающие игры:

  • «Я – водитель»;

  • «Я – спасатель»;

  • «Я – доктор».


1


Программа внеурочной деятельности "Мир безопасности" (1-4 классы)
  • Начальные классы
Описание:

Образовательная программа внеурочной деятельности «Мир безопасности» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе «Программ  для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Мир безопасности» осуществляет связь с  УМК «Школа России», а именно с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура»,  «Технология», «Изобразительное искусство»,  программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. 

Автор Соколова Елена Анатольевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 993
Номер материала 8126
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓