Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности "Мастерская "Азбука общения"

Программа внеурочной деятельности "Мастерская "Азбука общения"


1. Пояснительная записка


Данная программа духовно-нравственного направления «Мастерская «Азбука общения» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса и учащихся классов параллели.

Программа рассчитана на 4 года обучения (общим объёмом 135 часов: 33 часа – в 1 классе, по 34 часа – во 2, 3, 4 классах). Выбор курса определяется желанием родителей учащихся 1, 2 , 3 и 4 классов.

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю).

Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий, как в аудиториях, так и в форме внеаудиторных активных занятий.


Целью курса является овладение детьми коммуникативными навыками, развитие творческого воображения и нравственного потенциала ребенка.


В задачи курса входит:

  • формирование у учащихся представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

  • формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

  • формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

  • развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

  • формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

  • пробуждение у учащихся интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).



Виды деятельности:

  • игровая;

  • познавательная;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильм;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники.

  • общественно – полезные дела

  1. Учебно-тематический план программы


раздела

раздела

Название модуля,

разделы

Всего

ча

сов

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

1

2

3

4

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные





135











1

Я среди людей

20

5

-

5

-

5

-

5

-

Использовать в речи слова речевого этикета.

Строить собственные высказывания о любви к родному языку.

Находить слова и выражения, помогающие выразить собственную мысль и достичь нужной цели общения.

Участвовать в диалогах, выслушивать собеседника, высказывать свое мнение.

2

Развитие речи

54

3

12

3

10

3

10

3

10

Ориентироваться в ситуации общения.

Анализировать, сопоставлять способы общения.

Строить высказывания в устной и письменной форме.

Различать тексты, оформлять заметки.

Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от цели.

Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать свое мнение в процессе выполнения различных заданий.

Проявлять уважение к чужому мнению.

Составлять небольшие тексты на заданные темы.

3

Школьный этикет

25

2

2

4

3

4

3

4

3

Познакомить и обсудить правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Принимать школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Осваивать поведение в столовой, правила поведения за столом.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

4

Внешкольный этикет

32

1

7

3

5

3

5

3

5

Осваивать вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Оценивать особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,

в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Соблюдать правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться

первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

Выявлять правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко

высказывать обращение, просьбу.

5

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

4

-

1

-

1

-

1

-

1

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (реальной жизни, героев произведений).

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный)

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.


ИТОГО

135

11

22

15

19

15

19

15

19




  1. Содержание программы


1 класс (33 ч)


1. Я среди людей (5 часов)

1.1 Режим дня и его значение для здоровья и успешной учебы.

1.2 Важность правильной организации режима дня.

1.3 Значение нормальных условий жизни для роста и развития человека.

1.4 Приемы определения функционального состояния организма.

1.5 Необходимость особенно бережного отношения к собственному здоровью в период роста.


2. Развитие речи (15 часов)

2.1 Речевая гимнастика. Учимся правильно дышать. Тренировочные упражнения: «Дровосек», «Пильщики», «Надоедливый комар».

2.2 Речевая гимнастика. Учимся правильно дышать. «Самолет», «Мельница», «Насос», «Свеча». Речевая гимнастика. Учимся говорить чисто. Работа с поговорками на отдельные буквы.

2.3 Речевая гимнастика. Учимся говорить чисто. Дикция. Речевая гимнастика.

2.4 Учимся говорить выразительно. Тренировочные упражнения из русского фольклора.

2.5 Этикетные формулы – помощники общения.

2.6 Из истории этикетных формул.

2.7 Современные русские формулы приветствия и прощания.

2.8 Будем талантливыми собеседниками. Этикетный монолог.

2.9 Будем талантливыми собеседниками. Диалог.

2.10-2.11 Учимся спорить и доказывать. Упражнения, помогающие вести диалог.

2.12 Речевые опыты. Талант писателя. Талант читателя. Игра с заголовками из литературных произведений.

2.13-2.14 Секреты сочинительства: письма, рекламные ролики.


3. Школьный этикет (4 часа)

3.1 Мы теперь не только дети, мы теперь – ученики.

3.2 На уроке не болтай, как заморский попугай.

3.3 Мы – в школьной столовой.

3.4 Веселые переменки.


4. Внешкольный этикет (8 часов)

4.1 Путешествие по лабиринтам этикетных правил.

4.2 Сценки-миниатюры «Вот школа, дом, где мы живем».

4.3 Сценки-миниатюры «Приглашение к столу».

4.4 Сценки-миниатюры «Вот магазин, куда идем».

4.5 Практическое занятие на улицах города «Дороги, транспорт, пеший путь».

4.6 Путешествие на лесную полянку «Лес, речка, луг, где можно отдохнуть».

4.7 Праздник «В гостях у Вежи».


5. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (1 час)

5.1 Урок-сюрприз. Обобщение изученного.


2 класс (34 ч)


1. Я среди людей (5 ч)

1.1 Кто я и как выгляжу.

1.2 Что в нашем имени.

1.3 Плохо одному.

1.4 Товарищи и друзья.

1.5 Как завоевывать друзей.



2. Развитие речи (13 часов)

2.1 Понятие о хороших и плохих поступках.

2.2 Самоуважение. Игра «Кто я?».

2.3 История имени, фамилии. Понятие «родословная», «семья».

2.4 Работа над художественными произведениями В.Сухомлинского «Семь дочерей», «Крылья матери».

2.5 Работа над художественными произведениями М. Скребцовой «Сердце матери», «История о чайке».

2.6 Работа над художественными произведением О.Уайльд «Малыш-звезда».

2.7 Интонация. Ее роль в общении людей.

2.8 Интонационное изменение смысла произнесенной фразы. Игра «Испуганный ёжик». 2.9 Основные правила беседы.

2.10-2.11 Знакомство с произведениями В. Драгунского. Составление монологов-объяснений. Правила дорожного движения.

2.12-2.13 Составление монологов-объяснений. Объяснить однокласснику правила новой спортивной игры, правила конкурсного задания.



3. Школьный этикет (7 часов)

3.1 Жить по законам школьной жизни.

3.2 Конкурс рисунков «Жизнь дана на добрые дела».

3.3 Мои товарищи: вежливое обращение со сверстниками.

3.4 Входишь в класс со словом «здравствуй» и здоровым будешь сам.

3.5 Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.

3.6 Работа над проектом «Школьный этикет».


4. Внешкольный этикет (8 часов)

4.1 Знакомство.

4.2 Поведение за столом. Правила угощения.

4.3 У тебя в гостях подруга. Разговор с гостем.

4.4 Прощание с гостем.

4.5 Игра в гости. Утреннее приветствие.

4.6 Прощание перед сном.

4.7 Об уступчивости.


5. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (1 час)

5.1 Урок-сюрприз. Обобщение изученного.


3 класс (34 ч)


1. Я среди людей (5 часов)

1.1 Если песни петь, с ними веселей.

1.2 Добрым жить на белом свете радостно.

1.3 Добро творить – себя веселить.

1.4 Подумай о других.

1.5 Чего в другом не любишь, того и сам не делай.


2. Развитие речи (13 часов)

2.1 Беседа о семье, взаимопомощи, доброте. Просмотр м/ф «Храброе сердце».

2.2 Добрые семейные традиции. Пословицы о семье. Фотовыставка «Моя семья».

2.3 Мимика и жесты. Их значение в общении. Игры «Нарисуй жестами», «Скульпторы».

2.4 Психологическая игра «Волшебная полянка».

2.5 Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского.

2.6 Инсценирование сказок К.И.Чуковского.

2.7 Театральная игра. Инсценирование басен Крылова.

2.8 Чтение и анализ художественного произведения Л.Воронковой «Солнечный денек». 2.9 Чтение и анализ художественных произведений В.Драгунского «Друг детства», «Денискины рассказы».

2.10-2.11 Чтение и анализ художественного произведения Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

2.12-2.13 Прослушивание музыкальных произведений о дружбе и сотрудничестве. Игры «Неожиданные картинки», «Один и вместе».



3. Школьный этикет (7 часов)

3.1 Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

3.2 Наши добрые дела.

3.3 «Вместе весело шагать…» Конкурс песен о школе.

3.4 Старательность – помощник в учебе.

3.5 Чтение и обсуждение отрывков детских книг.

3.6-3.7 Проектная работа «Наш веселый дружный класс»


4. Внешкольный этикет (8 часов)

4.1 Сценки-миниатюры «Поведение в общественном транспорте».

4.2 Вежливая просьба в разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте.

4.3 Сценки-миниатюры «Поведение у театральной кассы».

4.4-4.5 Сценки-миниатюры «В театре, кино, цирке».

4.6 Сценки-миниатюры «Поведение в детском кафе».

4.7 4.8 Сценки-миниатюры «В парикмахерской».


5. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (1 час)

5.1 Урок-сюрприз. Обобщение изученного.


4 класс (34 ч)


1. Я среди людей (5 часов)

1.1 Твое имя. Будем общаться.

1.2 Слова обращения к разным людям на разных уровнях.

1.3 Я знакомлюсь сам.

1.4 Я знакомлю разных людей.

1.5 Акция милосердия «Доброе сердце».


2. Развитие речи (13 часов)

2.1 Слова «признательность», «благодарность». Рассказ о Сергии Радонежском.

2.2 «Золотое» сердце, героическое сердце. Легенда о Данко. Притча о сердце.

2.3 Рассказы о Саврасове, Айвазовском, Шишкине. Репродукции картин.

2.4 Трудолюбие, коллективное единение. Пословицы о труде. Рассказ о М. Ломоносове. 2.5 «Каков характер – таковы и поступки». Характер закаливается трудом. Хирург Н. Пирогов.

2.6 Женщины героини. Рассказ о Василисе Микулишне. Легенда о «Матери Севастопольской». Женщины летчицы.

2.7 Слово «космос». Ю. А. Гагарин – первый космонавт. Рисование по представлению планеты добра и звезды Мечты.

2.8 Экскурсия в музей боевой славы.

2.9 Подвиг в мирное время. Отрывок из сказки «Маленький принц».

2.10-2.11 Учимся задавать вопросы друг другу. Будущая профессия. Памятка «Берем интервью».

2.12-2.13 Встреча с интересными людьми: врачом, дизайнером, поэтом.



3. Школьный этикет (7 часов)

3.1 И для школы, не секрет, есть особый этикет.

3.2 Опоздаешь на урок, и урок пойдет не впрок.

3.3 Конкурс стихов о школьной жизни.

3.4 Если учитель урок объясняет, только невежа ему помешает.

3.5 Фантики на пол бросать и бумажки, могут неряхи и замарашки.

3.6-3.7 Праздник "Час -дружбы, доброты и вежливости".


4. Внешкольный этикет (8 часов)

4.1 Сценки-миниатюры «Обращение к взрослому знакомому, учителю».

4.2 Сценки-миниатюры «Вежливый разговор по телефону».

4.3 Жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, информация о чем-либо, просьба.

4.4 Сценки-миниатюры «В поликлинике». Освоение новых слов: регистратура, пациент рецепт, история болезни и др.

4.5 Сценки-миниатюры «У постели больного». Этикетные формулы приветствия, пожелание здоровья, сочувствие.

4.6-4.7 Поздравление и пожелания. Поздравление по поводу различных дат.

4.8 Выбор и вручение подарка.

5. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (1 час)

5.1 Урок-сюрприз. Обобщение изученного.


  1. Предполагаемые результаты реализации программы


Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о нравственных нормах христианской морали; умение различать добро и зло; любить добро, умение пресекать ( в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка; о христианском мировоззрении и образе жизни.


Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру; формирование позитивного отношения к базовым ценностям (любовь к Родине, духовно-нравственное воспитание детей в семье).


Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Вов; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде; опыт управления другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей.


Личностные результаты изучения курса «Азбука общения»:

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».


Познавательные УУД:

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях;

  • наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

  • моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.


Коммуникативные УУД:


  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



  1. Формы контроля

  • психодиагностика;

  • опрос, анкетирование родителей;

  • праздники, конкурсы;

  • анализ результатов деятельности.



  1. Методические рекомендации


Содержание курса, а также формы и методы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации. Одной из возрастных особенностей детей данной группы является проявление способности к рефлексии и саморефлексии. Данный процесс необходимо поддерживать комментариями и групповым обсуждением педагога и детей художественных произведений, игр, а также сложившихся ситуаций.

Смена различных видов деятельности является необходимым условием работы с младшими школьниками. Использование игр, упражнений, которые активизируют слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные рецепторы, способствует углубленному восприятию детьми информации. Продолжительность активно-спокойной деятельности варьируется от 10 до 15 минут.



Использованная литература



  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. М.: Вентана-Граф, 2008.

  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие, 2000.

  3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости, 1989.

  4. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: «АРГО», 1997.

  5. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Ленинградская, 1998.

  6. Романюта В.Н. Учим детей общаться. Ленинградская, 1998

  7. Романюта В.Н. Твой дом. Твоя семья. Ленинградская, 1998

  8. Лопатина А., Скребцова М. Счастье семьи. М. 2002.

  9. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М. 2001.

  10. Слободянис Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в общении. М. 2001

  11. Луговская А. Если малыш капризничает. М. 2001

  12. Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М. 2001

  13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М. 1997.




7. Материально-техническое обеспечение программы


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Рабочие тетради: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться»

Учебные пособия: «Азбука Вежливости»


2.

Печатные пособия


Методическое пособие «Все цвета, кроме черного»

Практическое пособие «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения»

Учебные пособия: «Азбука Вежливости», «Весёлый этикет»

4 комплекта


1 комплект



2 комплекта

3.

Технические средства обучения


Телевизор.

Мультимедиапроектор

Интерактивная доска .

Принтер

Документ-камера

Система голосования

1

1

1

1

1

1

4.

Экранно-звуковые пособия


Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса

Диск: «Уроки хорошего поведения»

1 комплект



1 комплект

5.

Игры и игрушки


Электронные игры развивающего характера






11


Программа внеурочной деятельности "Мастерская "Азбука общения"
  • Начальные классы
Описание:

Данная программа духовно-нравственного направления «Мастерская «Азбука общения» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса и учащихся классов параллели.

Программа рассчитана на 4 года обучения (общим объёмом 135 часов: 33 часа – в 1 классе, по 34 часа – во 2, 3, 4 классах). Выбор курса определяется желанием родителей учащихся 1, 2 , 3 и 4 классов.

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю).

       Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий, как в аудиториях, так и в форме внеаудиторных активных занятий.

Автор Шевелева Людмила Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1682
Номер материала 42816
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓