Пояснительная записка
В качестве учебного материала для формирования
второклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка.
Выбор сделан не случайно. Второклассник – читатель и слушатель особенный. Он
больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для
него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни,
близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности.
Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли,
народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа,
общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо
рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению
знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются
сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический
взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто
не хватает современным детям.
Цель: формирование второклассников как
квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в
которых их можно найти; расширение читательского кругозора
первоклассников.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств,
народной жизни;
- используя сказки о животных вселять
уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу
добра;
- развитие эмоционально – чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- формирование навыка чтения.
Предполагаемые результаты
реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с
точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст,
выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение
к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов –
тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов
(диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития –
эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять
и формировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность
действий на уроке;
- учиться высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по
предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД
служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:ориентироваться в книге (на развороте, в
оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на
вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в
результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию
из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои
мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
- слушать и понимать речь
других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и
следовать им;
- учиться работать
в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Учебно- тематический план
№п/п
|
Название раздела
|
Кол-во часов
|
1
|
Русский фольклор
|
5
|
2
|
О братьях наших
меньших
|
11
|
3
|
Учимся уму-разуму.
|
7
|
4
|
Дорогами сказок
|
11
|
№
п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата
|
1
|
Проказы
старухи-зимы. К. Ушинский
|
1
|
|
2-3
|
В гостях у
дедушки Мороза. В. Одоевский.
|
2
|
|
4-5
|
Айога. Нанайская
народная сказка.
|
2
|
|
6
|
Волк, улитка и осы.
Французская народная сказка.
|
1
|
|
7
|
Перепелка.
Е.Чарушин
|
1
|
|
8
|
Журка. М. Пришвин
|
1
|
|
9-10
|
Как поссорились
кошка с собакой. М. Пришвин
|
2
|
|
11.
|
Белый медведь и
бурый медведь. Ненецкая народная сказка.
|
1
|
|
12
|
Проталина. Н.
Сладков
|
1
|
|
13-14
|
О том, как лиса
обманула гиену. Африканская народная сказка.
|
2
|
|
15-16
|
Как кролик взял
койта на испуг. Народная сказка американских индейцев
|
2
|
|
17
|
Перемена. Б.
Заходер
|
1
|
|
18-19
|
Волшебная
иголочка. В. Осеева
|
2
|
|
20
|
Жадина. Я. Аким.
|
1
|
|
21
|
На горке. С. Михалков
|
1
|
|
22-23
|
Легенда о
матерях. И. Панькин
|
2
|
|
24
|
Царевна- лягушка.
Русская народная сказка.
|
1
|
|
25
|
Чудо- чудное,
Диво- дивное. Русская народная сказка.
|
1
|
|
26-27
|
Журавлиные перья.
Японская народная сказка.
|
2
|
|
28- 29
|
Золотая рыбка. Индийская
народная сказка.
|
2
|
|
30
|
Сказка о попе и о
работнике Балде. А. Пушкин
|
1
|
|
31
|
Принцесса на
горошине. Х-К Андерсен.
|
1
|
|
32
|
Серая Звездочка.
Б. Заходер
|
1
|
|
33
|
Штопальная игла.
Х-К Андерсен.
|
1
|
|
34
|
Ель. Х-К
Андерсен.
|
1
|
|
Итого
34
|
Требования ФГОС по
формированию универсальных учебных действий по работе с книгой
Библиографическая
культура является важной составляющей литературного развития
согласно требованиям ФГОС ..
Выпускник научится:
·
ориентироваться
в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
·
самостоятельно
и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике,
по собственному желанию;
·
составлять
краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться
алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные
и информационные тексты);
осознанно
читать тексты с
целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и
использования информации;
использовать
такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать
цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать
с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
диаграмма, схема);
ориентироваться
в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Выпускник второго
класса получит возможность научиться:
·
ориентироваться
в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями
классической и современной отечественной литературы;
·
определять
предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных
потребностей;
·
писать отзыв
о прочитанной книге;
·
работать с
тематическим каталогом;
·
работать с
детской периодикой.
Материально
техническое обеспечение образовательного процесса
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Словари по русскому языку.
Репродукции картин, портреты поэтов и писателей.
Классная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Телевизор.
Используемая литература
- ФГОС Программа
«Литературное чтение» «Школа России» 2011 год
-планируемые
результаты начального общего образования ФГОС 2011г
-Н. Н. Светловская,
О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 1 классе 1983г. –
-Н. Н. Светловская,
О. В. Джежелей Внеклассное чтение во 2 классе 1983г.
-Н. Н. Светловская,
О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 3 классе 1983г.
-И. Ф. Яценко
Поурочные разработки по внеклассному чтению 2 класс 2007г
-С. В. Кутявина
Поурочные разработки по внеклассному чтению 3 класс 2007г
- Е. С. Гостимская
Внеклассное чтение 4 класс 2008г.
-И. В. Блинова
Внеклассное чтение 3-4 классы. Учим играя. 2008г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.