Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности "Правила жизни"

Программа внеурочной деятельности "Правила жизни"

Согласовано:

МО ГБОУ ООШ №27

Протокол №1

от 30.08.2012г.

Утверждаю:

Директор ГБОУ ООШ №27

_____________И.И.Белецких

Приказ № 47/ОД

от 1.09.2012г.




Программа

внеурочной деятельности

«Правила жизни»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области

основной общеобразовательной школы №27 города Сызрани.

Направление внеурочной деятельности – духовно-нравственное





Автор – составитель:

Антонова Елена Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №27

г. Сызрани.




Программа реализуется: г. Сызрань (ГБОУ ООШ №27)

Год разработки программы 2012.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Учитель не в силах непосредственно влиять на экономические и политические причины кризиса в обществе, но он может показать своим воспитанникам. Что добро, справедливость, честь, благородство, красота во все времена почитались всеми народами мира.

Учитель способен убедить детей, что истинное признание человека – радость творческого труда, сострадание ближним, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести.

Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности. Предупредить такие проблемы разумнее, нежели устранять их последствия.

Не секрет, что до сих пор школа мало уделяет внимания проблемам культуры поведения, обеспечению социальной готовности личности к жизни вне школьных стен.

Академик Д.С.Лихачёв, справедливо заметил, что «человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодёжи отношение к человеку как к высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бы терпеть друг друга».

Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и направлена на духовно-нравственное воспитание.

Цели программы:

Образовательные:

  • знать основные моральные и этические нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

  • выделять нравственное содержание поступков на основе различения моральных, этических норм;

  • владеть определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Воспитательные:

  • быть доброжелательным, внимательным к людям, готовым к сотрудничеству и дружбе, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;

  • формировать почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к младшим и старшим;

  • формировать установку на здоровый образ жизни, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для здоровья.

Развивающие:

  • развитие моральной самооценки;

  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.


Задачи:

  • формирование основ морали – осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

  • укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими детьми в решении проблем.

Духовно-нравственное образование в ГБОУ ООШ №27 рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, которые формируют личность, способную следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования " Правила жизни"  направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Данная задача решается через реализацию программы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Правила жизни» в рамках кружка дополнительного образования в 1-А, 1-Б классах. Содержание программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в учебном учреждении, в соответствии с Базисным учебным планом и программой формирования и развития универсальных учебных действий.

Развитие представлений младших школьников о моральных и этических нормах осуществляется в учебном процессе при помощи разнообразных приёмов работы: ролевые игры, решение задач «ловушек», анализ художественных текстов нравственного характера, коллективные творческие дела духовно-нравственной направленности, написание сочинений и т.п.

Такие задания легко интегрируются в структуру уроков по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, изобразительному искусству, технологии.

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы занятий: беседы, коллективные творческие дела, концерты, тренинги общения, наблюдение за ситуациями поведения в произведениях литературы, кинофильмах, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, экскурсии.

Формы контроля:

  • индивидуальная беседа

  • наблюдение

  • анкетирование

  • тестирование

  • защита проектов

Программа «Правила жизни предназначена для работы с детьми начальной школы. Занятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение учебного года. Занятия проводятся в учебном кабинете, актовом зале, также по ходу занятий обучающиеся посещают библиотеки, музеи, выставки, театры, кинотеатры, детские кафе.

Каждая тема, включённая в программу, содержит теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть входит предоставление младшим школьникам общих сведений о моральных и этических нормах поведения.

Практическая часть заключается в работе учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, посещении экскурсий, участие в сюжетно-ролевых играх, коллективных творческих делах.

Основными задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности, являются:

шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

полностью овладеть видами игры (игра-драматизация, ролевая игра, игра по правилам), научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии, научиться удерживать правило и следовать ему;

научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения.

Количество часов:

1 класс – 33 часа (1 час в неделю)

2 класс – 34 часа (1 час в неделю)

3 класс – 34 часа (1 час в неделю)

4 класс – 34 часа (1 час в неделю)

Разработка программы «Правила жизни» проводилась с учётом анализа имеющихся условий и ресурсов ГБОУ ООШ №27. Занятия проводятся в классе или актовом зале. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей. Разработка презентаций проводиться с привлечением компьютерных технологий.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу «Правила жизни»:

реализовывать программу в разнообразных организационно-учебных формах (занятия, проекты, экскурсии, конкурсы, выставки, концерты, презентации и пр.);

обеспечивать комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную, создать условия для овладения формами игровой деятельности;

побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения поставленных целей; организации усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществления функций контроля и оценки, организации их постепенного перехода к ученикам.

создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. С этой целью: ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов; поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов; обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, презентаций, концертов и т. д.).


Планируемые результаты:

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе «Правила жизни»:

Учащиеся будут знать:

- основные моральные и этические нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

- правила поведения в общественных местах;

- правила гигиены;

- «вежливые» слова, правила ведения диалога, спора;

- правила поведения в гостях, приёма гостей;

- понятие об этикете, различия в этикетной культуре разных народов;

- представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- элементарные представления о различных профессиях;

Учащиеся будут уметь:

- выделять нравственное содержание поступков на основе различения моральных, этических норм;

- взаимодействовать со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушно относиться к жизненным проблемам других людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- видеть красоту в окружающем мире, видеть красоту в поведении, поступках людей;

- эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительно относиться к родителям (законным представителям), к старшим, заботливо относиться к младшим;

- ценить труд и творчество, человека труда, трудовые достижения России и человечества, трудолюбие, ценить учебный труд;

- ценить и укреплять своё здоровье, здоровье близких и окружающих людей;

- участвовать в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.


Требования к УУД, которые должен сформировать обучающийся в процессе занятий по программе:

Познавательные УУД

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения;

- установление причинно-следственных связей;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение точно с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Личностные УУД:

Личностные действия обеспечивают:

- знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по программе «Правила жизни»:

- положительно относиться к школе, школьной дисциплине, чувствовать необходимость учения;

- следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении;

- быть доброжелательным, проявлять доверие и внимательность к людям;

- быть готовым к сотрудничеству и дружбе, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;

- иметь активную жизненную позицию;

- проявлять толерантность, как социальную форму гражданского общества;

- ценить семью, уважать родителей, заботится о старших и младших;

- любить родную природу; нести ответственность за окружающую среду;

- стремиться к здоровому образу жизни.

Формы учета знаний

Целенаправленное изучение обучающихся начальной школы даёт возможность получить данные об отношении к школе, уровню усвоения морально-этических норм.

С этой целью можно проводить беседы, анкетирование, наблюдения за поведением во время игр, изучать продукты их творческой деятельности (сочинения, рисунки и др.). создавать специальные педагогические ситуации с целью выявления уровня моральной децентрации.

На начальном этапе обучения для выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения целесообразно провести индивидуальную беседу с ребёнком. Ученик должен ответить на вопросы (методика «Беседа о школе»)1.

Уровни оценивания:

  1. Отрицательное отношение к школе и поступление в неё.

  2. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.

  3. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего» ученика, но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

  4. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи (беседа)1.

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются: 1) ориентация на чувства, эмоции героев рассказа как показатель децентрации; 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений.

Средства диагностики результатов

Педагогическая диагностика – анализ анкет и тестов.

Анкета «Оцени поступок»1.

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребёнка нарушения конвенциональных и моральных норм.

Психологическая диагностика – психологические тесты на определение мотивации учащихся, интереса к предмету.

Формы подведения итогов

Тестирование.

Защита проектов.

Создание фотоальбома «Природа моего края».

Выступление с Устным журналом перед учащимися школы.

Выступление с концертами перед ветеранами труда микрорайона.


Тематический план.

1 класс

Предъяви себя людям

(33 часа)

Название раздела, тема

Всего часов

Из них

теорети

ческих

практических

1

Мы в школе


5 ч

2

3

2

Мы отдыхаем


13 ч

4

9

3

От учтивых слов язык не отвалится


8 ч

3

5

4

Когда мои друзья со мной


7 ч

4

3


2 класс

Ты среди людей

(34 часа)

Название раздела, тема

Всего часов

Из них

Теорети

ческих

практических

1.

В дом приглашаем любимых людей


6 ч

2

4

2.

В мире с окружающими


8 ч

5

3

3.

Будем взаимовежливы


8 ч

4

4

4.

Кто достоин уважения


9 ч

5

4

5.

Здоровый дух в здоровом теле

3 ч

1

2

3 класс

Человечество – прекрасный сад

(34 часа)

Название раздела, тема

Всего часов

Из них

Теорети

ческих

практических

1.

Мы граждане своей страны


4 ч

3

1

2.

С детства дружбой дорожить


10 ч

1

9

3.

Подумаем о человеке


9 ч

4

5

4.

Воспитаем здоровые привычки


5 ч

2

3

5.

Красота природы

6 ч

2

4


4 класс

Быть приятным для людей

(34 часа)

Название раздела, тема

Всего часов

Из них

Теорети

ческих

практических

1.

Культура общения


9 ч

4

5

2.

Самовоспитание


7 ч

3

4

3.

Общечеловеческие нормы нравственности


10 ч

5

5

4.

Искусство и нравственность


8 ч

5

3



Содержание программы

1 класс

Предъяви себя людям (33 часа)

  1. Мы в школе

Правила знакомства. Что означают наши имена. Внешний вид ученика. Правила личной гигиены. Школьные принадлежности (понятие). Содержимое школьного портфеля.

Практические занятия: «Путешествие в страну Чистюль» - обыгрывание проблемных ситуаций. «В гости к нам портфель пришёл» - конкурсная программа.

«Посвящение в первоклассники» - коллективное творческое дело.

  1. Мы отдыхаем

Правила поведения в общественных местах: в театре, в музее, в зоопарке, в кинотеатре, на пляже, в парке, в магазине, в кафе). Правила общения со старшими (бабушкой, дедушкой).

Экскурсии: «Посещение театра», «В музее», «В кафе», «В кинотеатре».

Практические занятия: «В магазине» - ролевая игра. « В зоопарке», «На пляже», «На каруселях» - обыгрывание ситуаций, решение задач «ловушек». «А теперь мы отдохнём!» - конкурсная программа.

  1. От учтивых слов язык не отвалится2

Слово – это бесценное богатство. Громкость речи (представление). Ситуации, когда надо говорить громко, тихо. Уместное употребление вежливых слов. Правильно понимать выражение лица собеседника. Мимика и жесты (понятие). Движения и речь. Этические правила поведения в ситуации спора.

Практические занятия: «Много крику - мало толку», «Мимика и жесты», «Шутки шутить – людей смешить», «В споре рождается истина» - тренинг. «Доброе слово, что ясный день» - устный журнал (выступление перед учащимися школы).

  1. Когда мои друзья со мной.

Понятие дружбы. Правила общения со сверстниками. Как избежать конфликта. Взаимоотношения между членами семьи.

Практические занятия: «Без друга в жизни туго» - обыгрывание проблемных ситуаций, «Можно и не ссориться» - тренинг, «неразлучные друзья – взрослые и дети» - концерт.

2 класс

Ты среди людей (34 часа)

  1. В дом приглашаем любимых людей.

Правила сервировки стола. О назначении столовых приборов. Правила поведения в гостях: в компании сверстников, взрослых.

Практические занятия: «Сервировка стола», «Что и как есть?» - практические упражнения. «Вас пригласили в гости», «Гости в твоём доме» - ролевая игра.

  1. В мире с окружающими.

Кто тебе друг, а кто товарищ. Правила дружбы. Законы единства. Взаимоотношения с членами семьи.

Практические занятия: «Учимся мириться», «Учимся делиться» - тренинг. «Друзья учат друг друга» - практические упражнения.

  1. Будем взаимно вежливы.

Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения пешеходов. Правила этикета при разговоре по телефону. Правила поведения в библиотеке. Вежливые слова и поступки.

Практические занятия: «В гостях у светофора», «Мы пассажиры» - обыгрывание ситуаций. «Книжкина больница» - практическая работа. Экскурсия в библиотеку.

  1. Кто достоин уважения.

Уважаемый человек (понятие). Аккуратность, точность, правдивость – качества уважаемого человека. Польза знаний. Ответственность за свои поступки. Бережливый или скупой? Нужно ли быть бережливым?

Практические занятия: «Каждой вещи – своё место», «Умелый человек» - конкурсная программа. «Ответственный поступок» - дидактическая игра. «Отзывчивое сердце» - тренинг общения.

  1. Здоровый дух в здоровом теле.

Режим дня. Как организовать свой отдых.

Практические занятия: «Режим дня» - практическое упражнение. «Потехе – час» - обыгрывание ситуаций. «Путешествие в страну Здоровья» - игра-соревнование.

3 класс

Человечество – прекрасный сад (34 часа)

  1. Мы граждане своей страны.

Понятие о законе. Понятия: гражданин, гражданственность. Государственные символы.

Практические занятия: «Самые дорогие слова» - устный журнал.

  1. С детства дружбой дорожить.

Правила дружбы. Способы избежания конфликтов. Правила вежливого общения.

Практические занятия: Тренинги: «Давайте учиться жить», «Как учиться «вежеству»?», «Способы разрешения конфликтных ситуаций». «Что такое хорошо» и что такое «плохо»?» - обыгрывание проблемных ситуаций. «вырабатываем законы дружбы» - практические упражнения. «Планета друзей» - игра-путешествие. «Посиделки с друзьями» - конкурсная программа.

  1. Подумаем о человеке.

Трудолюбивый человек. Умелый человек. Разнообразие профессий. Домашний труд. Заботливое отношение к близким.

Практические занятия: «Профессии все хороши – выбирай на вкус» - ролевая игра. «Мы труд воспеваем и славим работу» - урок-концерт.

  1. Воспитаем здоровые привычки.

Правила пешехода. Чистота и аккуратность. Здоровые и нездоровые привычки.

Практические занятия: «Светофор и дорожные знаки» - урок-практикум. «Умей сказать «Нет!» - тренинг.

  1. Красота природы.

Практические занятия: Создание фотоальбома «Природа моего края», написание сочинения по теме: «Гимн природе».

4 класс

Быть приятным для людей (34 часа).

  1. Культура общения

Этикет. Манеры. Корректный и галантный человек. Чувство уважения к национальной и религиозной принадлежности.

Практические занятия: «Рисунок лица – мимика», «Искусство быть обаятельным» - практические упражнения. «Добродетели нужно учиться» - обыгрывание проблемных ситуаций.

  1. Самовоспитание.

План самовоспитания. Самоконтроль за поведением. Терпение – моральное качество человека. «Хочу» и «Надо».

Практические занятия: «План самовоспитания» - проект.

  1. Общечеловеческие нормы нравственности.

Нравственность. Нравственные поступки. Источники нравственных знаний. Отечество, родная сторона. Малая родина.

Практические занятия: «Каким должно быть обещание» - тренинг. «Судьба России и мой край» - урок-конкурс. «Каким надо быть?» - урок-диспут. «Как надо жить?» - обсуждение ситуаций.

  1. Искусство и нравственность.

Истоки нравственности в мифах, былинах, сказках. Художники о нравственности.

Практические занятия: наблюдение за ситуациями поведения в произведениях литературы. «Хорошо ли окружающим со мной?» - урок-диспут.

Экскурсия «Художники о нравственности».


Список литературных источников

Список литературы для учителя:

  1. Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: Дидактический материал. – М.:5 за знания, 2006.

  2. Дик Н.Ф. Весёлые классные часы и родительские собрания. – Ростов-наДону: Феникс, 2006.

  3. Дополнительное образование и воспитание. 2006. №11.

  4. Досуг в школе.2005, №12, 2007, №6, №9, 2009, № 12.

  5. Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. –М.: Центр педагогического образования, 2007.

  6. Кисленко Л.Е. Волшебные колокольчики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  7. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2005.

  8. Лопатина А.А., Скребцова М.В. 600 творческих игр для больших и маленьких. –М.: Амрита-Русь, 2008.

  9. Мищенкова Л.В. Развивающие занятия в начальной школе: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2007.

  10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное образование. – М.: «Просвещение», 2011.

  11. Строгонова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. Педагогическое общество России, 2005.

  12. Этическое воспитание. 2006, 2007.


Список литературы для обучающихся:

  1. Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников.-М.: «Просвещение», 2007.

  2. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.: КАРО, 2006.

  3. Шалаева Г.П. Новейшие правила поведения для воспитанных детей. –М.: «Слово», 2005.

  4. Южин В.И. Полная энциклопедия этикета. –М.: РИПОЛ классик, 2008.


______________________________________________________

1 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное образование. – М.: «Просвещение», 2011.

2 Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. –М.: Центр педагогического образования, 2007.









21



Программа внеурочной деятельности "Правила жизни"
  • Начальные классы
Описание:

Неумение вести себя в оюществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности. предупредить такие проблемы разумнее, нежели устранять их последствия.

Не секрет, что школа до сих пор мало уделяет внимания проблемам культуры поведения, обеспечению социальной готовности личности к жизни вне школьных стен.

Программа внеурочной деятельности "Правила жизни" обеспечивает духовно-нравственное развитие младших школьников, направлена на формирование обшей культуры обучающихся, а также социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

В программе обозначены цели изадачи, формы и методы обучения, формы контроля и планируемые результаты.

Дано подробное тематическое панирование по классам, расписано содержание каждого раздела.

Автор Антонова Елена Викторовна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 334
Номер материала 6912
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓