Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Ребячья республика" (модицифированная)

Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Ребячья республика" (модицифированная)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №88

Автозаводского района г.о. Тольятти

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2013г.

Руководитель МО

________________Л.В.Архипова/

Согласовано

«___»________2013 г.

Зам. директора по УВР

________/Н.В.Кравцевич/

Утверждаю

Директор МБУ СОШ № 88_________/Л.В.Михайлов/

«__»_____________2013 г.

М.П.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по духовно - нравственному направлению

«Ребячья республика»

(модифицированная)

Возраст обучающихся – 7- 8 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель:

Туйзюкова Н.С.

учитель начальных классов.









Тольятти

2013 год



Пояснительная записка


Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии,

творчества.

В.А. Сухомлинский



Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, много понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.

Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

Психологические особенности младшего школьного возраста таковы, что дети активнее участвуют в любом деле, если оно проходит в игровой форме, особенно в коллективе своих сверстников или ребят близкого возраста. Именно в этом возрасте каждый ребенок пытается найти своё место в коллективе, продемонстрировать окружающим свои творческие возможности и таланты.

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Программа «Ребячья республика» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы».


«Ребячья республика» - это:

Объединение мальчишек и девчонок, пап и мам, учителей, всех желающих жить и учиться с пользой, научиться тому, чего не умел раньше;

Объединение для всех желающих, возможность творить добрые и полезные дела;

Объединение - это где организованы игры, конкурсы, состязания, праздники;

Объединение – это трудности, испытания и радость победы и успеха;

В объединении может быть каждый, кто готов жить по законам «Ребячьей республики».


Калейдоскоп деятельности в детском объединении обеспечивает реальную возможность каждому её участнику проявления самостоятельности, творчества, инициативы, согласования своих идей (сотворчества) с другими членами – участниками детского объединения.

Появляется плодотворное соревнование, подчинённость социально значимой идее – успешности общего дела и достижения поставленной цели.





ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий сюжетно ролевой игры «Маленький принц»


Однако, приобщая школьников младших классов к деятельности таких организаций, необходимо прежде всего учитывать их возрастные особенности.

ЗАДАЧИ:

  1. Повышение образовательного уровня учащихся.

  2. Расширение кругозора в познании мира.

  3. Развитие нравственной культуры личности.

  4. Объединение учащихся на основе духовных и моральных принципов.

  5. Защита от вредного влияния улицы от наркомании и курения, от алкоголя и СПИДа.

  6. Воспитания любви к своему городу, краю, своей Родине.

  7. Воспитание здоровых, морально и физически юных граждан готовых к труду и защите своей страны.

  8. Развитие коммуникативных, лидерских способностей и навыков публичного выступления.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Личность, сочетающая в себе личностные и социальные качества.

  2. Создание определенной структуры межличностных отношений в детском коллективе.

  3. Выявление особенностей, возможностей и способностей каждого ребенка с целью их поддержки и развития, формирование мотиваций к коллективно-творческой деятельности.

  4. Снижение тревожности.

  5. Формирование адекватной самооценки.

  6. Формирование нравственных качеств личности, доброты и отзывчивости, трудолюбия, активности, стремления узнать новое


Формы работы: беседы, игры, диспуты, субботники, конкурсы, митинги, ярмарки, выставки, праздники.


Возраст участников: 7 – 8 лет

Продолжительность программы: 1 год.

Время начала игры – сентябрь.

Окончание игры – май.


Жизнь в «Ребячьей республике» связана с сюжетно – ролевой игрой «Маленький принц» и представляет собой путешествие по планетам: планета «Земля» - планета Самоуправления – планета Нравственности – планета «SOS» - Заповедная планета – планета Счастья.

Под планетами подразумеваются мероприятия, посвященные определенной тематике.

На начальном этапе игры организуется Центр управления полетом.

Каждый класс образует экипаж. Экипаж состоит из нескольких звездочек по 5 – 6 человек. Каждый член экипажа выполняет поручение.

Примерный состав звездочки:

  • Штурман – командир звездочки

  • Санитар планеты – трудовой сектор

  • Санитар звезды – сектор здоровья

  • Космосила – спортивный сектор

  • Молния – редколлегия

  • Северное сияние – творческий сектор

Дети, перемещаясь с планеты на планету, знакомятся с обитателями каждой из них и приобретают основополагающие знания о жизни.




Путешествие по каждой планете состоит из следующих этапов:

  1. Работа по тексту книги «Маленький принц» А. Сент – Экзюпери, анализ тематических эпизодов.

  2. Упражнения и игровые занятия, которые проводятся с учетом анализа тематических эпизодов.

  3. Подбор и подготовка материала к теме предстоящего путешествия.

  4. Заключительное мероприятие ( праздник) для всех участников игры.

Заключительное мероприятие путешествия по планете проводится в виде праздника. Хороший умный праздник – яркое событие в жизни ребят, которое запоминается своей сюрпризностью, необычностью. Дети любят праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания.

Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности взрослых и детей, - тогда он интересен всем.

Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего.


«Ребячья республика» живет по заповедям:

  • Не отнимай чужого, но и не все свое не отдавай.

  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

  • Не дерись без обиды.

  • Не обижайся без дела.

  • Сам ни к кому не приставай.

  • Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.

  • Играй честно.

  • Не дразнись, не ной, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

  • Не ябедничай за спиной у товарищей.

  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят. Не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

  • Почаще говори давай дружить, давай играть, спасибо, извини, пожалуйста, давай делать все вместе.


Законы «Ребячьей республики»:

  • Каждый человек имеет право на ошибку и на её исправление.

  • Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

  • Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою точку зрения.

  • Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

  • Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

  • Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.







КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п




Дата


Тема

учебного

занятия


Все-го ча-сов

Содержание деятельности


Результат

по

уровням

Теоретическая часть занятия/

форма организации

деятельности

Практическая

часть занятия/

форма

организации

деятельности

1

Сентябрь

Мои новые

друзья. (вводные занятия) Стартовая линейка. Праздник «Посвящение в первоклассники»





4 ч.

1.Знакомство с творчеством А.Сант-Экзюпери.

Чтение сказки «Маленький принц»


1.Игровая ситуация «Учимся общаться».

2. «Алло, мы ищем таланты!»

3. Подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники»


2

Октябрь

Школа юного активиста




3 ч.

1.Введение в игру «Маленький принц». Знакомство с атрибутикой «Ребячьей республики»


1.Знакомство с системой самоуправления. Распределение обязанностей – поручений.

2.Игры: «Мой смешной портрет», «Мудрый Лис».



3

Ноябрь

«Планета Самоуправления»

4 ч.


1. Подбор песни, девиза, отличитель-ных знаков экипажа.

2. Составление этического кодекса.

3. Оформление карты путешествия (отрядного уголка)

4. Праздник


4

Декабрь

Новогодний марафон

3 ч.

1. Знакомство с традициями празднования Нового года в разных странах.

1. «Разнообразный мир елочных игрушек!»

2. Конкурс на лучшую елочную игрушку.


5

Январь

«Планета Нравственности»

4 ч.


1.Игра «Счастье семьи», «Волшебный цветок»

2. Игра «Помогаем животным»

3.Эстафета добрых дел.

4.Праздник.


6

Февраль

«Планета SOS»

4ч.

1.Беседа о вредных привычках «Вредные привычки. Что это?».

1. Игра «Сокровище Земли»

2.Конкурс рисунков по теме «Вредные привычки. Последствия»

Выставка работ «Нет вредным привычкам!»

3.Праздник.


7

Март

«Заповедная планета»

4 ч

1.Беседа «Встал по утру, умылся, привел себя в порядок –и сразу же приведи в порядок свою планету»

1. «Мой край. Какой он?»

2. Экскурсия на природу.

Игры «Природа и я», «Чтобы Земля стала чище», «Как мы спасаем лес».

3.Праздник


8

Апрель

«День рождения планеты»

4 ч.

1.Диспут «Качества, необходимые человеку, стремящегося к совершен-ству»

1.Игра «Кто первый»

2.Конкурс рисунков «Какой он – Звездный человек?»

3.Праздник.


9

Май

Фестиваль достижений.


3 ч.


1.Конференция «Подводим итоги».

2.Выставка творческих работ.

3. Праздник . «До свидания, первый класс!»


Всего


33 ч.
















Содержание курса


  1. Вводное занятие. Знакомство с творчеством А.Сент-Экзюпери, чтение книги

«Маленький принц».

Практическая работа: игровая ситуация «Алло, мы ищем таланты» (подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники».


  1. Школа юного активиста. Введение в игру «Маленький Принц», знакомство с атрибутикой «Ребячьей республики». Система самоуправления.

  2. Подготовка к празднику Планета Самоуправления. Отличительные знаки экипажа. Составление этического кодекса экипажа. Любимая песня. Карта путешествия.

  3. Новогодний марафон. Традиции празднования Нового года в разных

странах.

Разнообразный мир ёлочных игрушек.

Практическая работа: конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.

  1. Подготовка к празднику Планета Нравственности. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Разбор игровых ситуаций. Шуточные инсценировки.

  2. Планета SOS. Необычное путешествие с доктором Айболитом. Вредные привычки – что это?

Практическая работа: конкурс рисунков «Умей сказать: «Нет!»

  1. Заповедная планета. Выдержки из книги А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». По заповедным тропам.

Практическая работа: карта заповедных мест нашего края.

  1. День рождения планеты. Диспут: «Качества, необходимые человеку, стремящегося к совершенству». Что сделать, чтобы стать первым? Игра.

Практическая работа: конкурс рисунков «Звездный человек – какой он?»

  1. Фестиваль достижений. Мои достижения за год: хотел, научился, умею. Выставка творческих работ.













Планируемые результаты

формирования универсальных учебных действий

К концу первого года обучения младшего школьника определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

1.Личностные универсальные учебные действия

  • оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.)

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

  • мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения

  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2. Регулятивные универсальные учебные действия.

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки требованиям данной задачи и в заданной области

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

  • различать способ и результат действия

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата

  • оценивать уровень владения тем или иным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

3. Познавательные универсальные учебные действия

  • развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; развитие познавательной инициативы

  • осуществлять поиск необходимой информации с использованием открытого информационного пространства, энциклопедий, справочников, в контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять фиксацию выбранной информации

  • строить сообщения в устной форме

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

  • устанавливать причинно-следственные связи в обсуждаемой ситуации

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


4.Коммуникативные универсальные учебные действия.


  • уметь слушать и вступать в диалог

  • уметь выражать свои мысли


  • участвовать в коллективном обсуждении проблем


  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

  • планирование совместной деятельности

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция





























Список использованной литературы:


1.Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. Под редакцией В.А.Горского. Изд. «Просвещение» 2010 г.


2.Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Изд. «Просвещение» 2010 г.


3.Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 1 – 2 классах. Изд.2 . Ростов на Дону. 2008г.


4. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К.. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1 – 4 классы. М., Вако, 2006г.


5. Внеклассные мероприятия: 1 класс. Авт. – сост. О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина. 3 изд. Перераб. И доп. М., Вако, 2006 г.


6. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: практическое пособие / Е.А. Сорокоумова. – М.: АРКТИ, 2004. – 40 с.


7. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь / С.В. Крюкова, Н.П. Слободянник. – М.: Генезис, 2005.

8.Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе.- Волгоград. «Учитель». 2007.





















Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Ребячья республика" (модицифированная)
  • Начальные классы
Описание:

      Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, много понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.

     Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

     Психологические особенности младшего школьного возраста таковы, что дети активнее участвуют в любом деле, если оно проходит в игровой форме, особенно в коллективе своих сверстников или ребят близкого возраста. Именно в этом возрасте каждый ребенок пытается найти своё место в коллективе, продемонстрировать окружающим свои творческие возможности и таланты.

      Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

      Программа «Ребячья республика» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и  идеи «педагогики общей заботы».

 

 

Автор Туйзюкова Надежда Станиславовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 399
Номер материала 46854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓