Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности по литературному чтению "Ключ и Заря"1-4класс

Программа внеурочной деятельности по литературному чтению "Ключ и Заря"1-4класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»





Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ№1»

«1 » сентября 2014 г.

_________ Л.А.Петухова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

«Ключ и заря»

I ступень обучения

(начальное общее образование, 1-4 классы)



Составитель

Рубцова Татьяна Владимировна
















Калтанский ГО


Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности «Ключ и заря» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1, Программы УМК «Перспективная начальная школа».

Программа разработана с целью расширения курсов «Литературное чтение», «Изобразительное искусство» для 1-4 класса. Занятия способствует расширению знаний учащихся, помогает им лучше овладеть нормами культуры речи. Участие во внеурочной деятельности вооружает учащихся возможностью использования научно-популярной литературы.

Содержание курса по внеурочной деятельности «Ключ и заря» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

  Программа курса способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

В ходе освоения курса «Ключ и заря» осуществляется формирование таких культурологических и интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет);  в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.

Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, учатся устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.

В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Цели курса:

  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

  • приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;

  • дать начальное представление о логике развития живописного языка;

  • учить внимательно рассматривать картину и находить на ней указанные детали;

  • научить работать с текстом художественного произведения;

  • дать представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью);

  • научить сравнивать произведения, принадлежащие к разным видам искусства, для обнаружения в них сходства.



По своему характеру деятельность обучающихся в ходе занятий может быть разнообразной: решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовка материала для выпуска стенных газет.

В работе клуба выделяются три части:

1. Игровая часть.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть

Занятия в классе дополняются экскурсиями в библиотеку, музей.

Занятия проводятся на основе пособия Чураковой Н. А., Малаховской О. В. «Музей в твоём классе». – М: Академкнига/ Учебник, 2010.

На занятия по внеурочной деятельности «Ключ и заря» отводится 168 часов. Программа рассчитана на 3 года (2-4 классы):1 класс – 33 часа (1 час в неделю), 2 класс – 35 часов (1 час в неделю), 3 класс – 35 часов (1 час в неделю), 4 класс – 35 часов (1 час в неделю).


Основные формы организации занятий: аудиторные, видеолекция, игра, экскурсии, выставки, проектная деятельность.






Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

  1. Игровая (I уровень - роль экскурсовода, II уровень - роли посетителей, кассира, смотрителей, экскурсовод, III уровень - аукцион картин);

  2. Познавательная (I уровень - наблюдение, рассматривание репродукций с помощью инструментов, анализ деталей, синтез, устное речевое высказывание, II уровень – высказывания о картине и художнике, установление причинно – следственных связей, сравнение картин одного художника, III уровень - рассуждения в форме связей простых суждений в устной и письменной форме, проектная деятельность, каталог);

  3. Проблемно-ценностное общение (I уровень - этические беседы, II - дебаты);

  4. Досугово – развлекательная деятельность - досуговое общение (I уровень - виртуальные и реальные экскурсии в музеи, галереи, II уровень - выставки проектных работ , III уровень - проведение экскурсий для учащихся и родителей).


Планируемые результаты



Предметными результатами обучающихся являются

  • умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина);

  • использование лексики, необходимой для выражения чувств;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, выходит за рамки изображения;

  • активное участие в диалоге при обсуждении увиденного произведения или его фрагмента;

  • умение работать с текстом художественного произведения;

  • сравнивать произведения, принадлежащие к разным видам искусства, для обнаружения в них сходства.


Универсальные учебные действия

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;

  • Формировать потребность в систематическом чтении;

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • Понимание образной природы искусства;

  • Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  •  Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 

  • Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона.


Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Личностные умения:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Ожидаемые воспитательные результаты

Первый уровень – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Формы и средства контроля

  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

  • Социометрия;

  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

  • Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов) (Приложение 1)

Формами промежуточного и итогового контроля могут быть выставки, концерты, соревнования, конференции, презентации проектов, акции и др.







Содержание программы

1 класс (33 ч)

В ходе занятий обучающиеся знакомятся с репродукциями художников: Б.Кустодиева, И.Грабаря, И.Шишкина, А.Лентулова, В.Серова, Ф.Решетникова. Учатся ориентироваться в жанрах картин.

Знакомятся с произведениями Л. Толстого, К. Ушинского, Б. Заходера, К. Чуковского, В. Драгунского.

4 занятия проходят в библиотеке.



п/п

Наименование тем.

Теоретических

Практических

Дата проведения

Коррекция

1.

Открытие клуба «Ключ и заря»

+




2.

Моя любимая книга. Посещение библиотеки.


+



3.

Игра «Сокровища мудрости народной»


+



4.

Осень в произведениях писателей и поэтов.

+




5.

Осень на картинах художников.


+



6.

Мой любимый писатель.

+




7.

Знакомство с картиной И. Левитана «Свежий ветер. Волга».

+

+



8.

«Он собирал слова» о Владимире Дале.

+




9.

Знакомство с картинами Г. Серебрякова.

+

+



10.

Создатели славянской азбуки.

+

+



11.

Знакомство с картиной М. В. Нестерова «Три старца».

+

+



12.

Викторина «Родная природа в творчестве писателей, поэтов и художников».

+

+



13.

О чём рассказывают журналы? Посещение библиотеки.


+



14.

Пресс-турнир «По страницам детских журналов»


+



15.

Мифы, легенды, предания.

+




16.

Знакомство с картиной К. Брюлова «Последний день Помпеи»

+

+



17.

Зима в произведениях писателей и поэтов.

+




18.

Зима на картинах художников. Б. Кустодиев «Морозный день».


+



19.

Знакомство с картиной В. Поленова «Московский дворик».

+




20.

Жить – с книгой дружить. Посещение библиотеки.


+



21.

Знакомство с картиной П. Федотова «Сватовство майора».


+



22.

Русский фольклор. Масленица.

+

+



23.

Масленица на картинах художников. Б. Кустодиев «Масленица».

+




24.

Знакомство с творчеством И. Горюшкина-Сорокопудова «Базарный день в старом городе».

+

+



25.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

+




26.

Мама, папа, я – читающая семья. Посещение библиотеки.


+



27.

Знакомство с творчеством В. Маковского «Две сестры».

+

+



28.

В. Маковский «Две матери. Мать приёмная и родная».

+




29.

Весна в произведениях писателей и поэтов.

+



30.

Весна на картинах художников.


+



31.

Знакомство с творчеством К. А. Коровина «За чайным столом».


+



32.

К. А. Коровин «Алупка».


+



33.

Лето в произведениях писателей и поэтов.


+



34.

Лето на картинах художников. Итоговое занятие.

+




35.

Заключительное занятие







2 класс (35 ч)


На занятиях внеурочной деятельности по курсу «Ключ и заря» во 2 классе младшие школьники в разных видах деятельности учатся осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях, оценивать свои и чужие высказывания, анализировать тактичность речевого поведения.

Занятия проходят в разных формах: игры, викторины, пресс-турниры, экскурсии в библиотеку.


п/п

Наименование тем.

Теоретических

Практических

Дата проведения

Коррекция

1.

Открытие клуба «Ключ и заря»

+




2.

Моя любимая книга. Посещение библиотеки.


+



3.

Игра «Сокровища мудрости народной»


+



4.

Осень в произведениях писателей и поэтов.

+




5.

Осень на картинах художников.


+



6.

Мой любимый писатель.

+




7.

Знакомство с картиной И. Левитана «Свежий ветер. Волга».

+

+



8.

«Он собирал слова» о Владимире Дале.

+




9.

Знакомство с картинами Г. Серебрякова.

+

+



10.

Создатели славянской азбуки.

+

+



11.

Знакомство с картиной М. В. Нестерова «Три старца».

+

+



12.

Викторина «Родная природа в творчестве писателей, поэтов и художников».

+

+



13.

О чём рассказывают журналы? Посещение библиотеки.


+



14.

Пресс-турнир «По страницам детских журналов»


+



15.

Мифы, легенды, предания.

+




16.

Знакомство с картиной К. Брюлова «Последний день Помпеи»

+

+



17.

Зима в произведениях писателей и поэтов.

+




18.

Зима на картинах художников. Б. Кустодиев «Морозный день».


+



19.

Знакомство с картиной В. Поленова «Московский дворик».

+




20.

Жить – с книгой дружить. Посещение библиотеки.


+



21.

Знакомство с картиной П. Федотова «Сватовство майора».


+



22.

Русский фольклор. Масленица.

+

+



23.

Масленица на картинах художников. Б. Кустодиев «Масленица».

+




24.

Знакомство с творчеством И. Горюшкина-Сорокопудова «Базарный день в старом городе».

+

+



25.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

+




26.

Мама, папа, я – читающая семья. Посещение библиотеки.


+



27.

Знакомство с творчеством В. Маковского «Две сестры».

+

+



28.

В. Маковский «Две матери. Мать приёмная и родная».

+




29.

Весна в произведениях писателей и поэтов.

+



30.

Весна на картинах художников.


+



31.

Знакомство с творчеством К. А. Коровина «За чайным столом».


+



32.

К. А. Коровин «Алупка».


+



33.

Лето в произведениях писателей и поэтов.


+



34.

Лето на картинах художников. Итоговое занятие.

+




35.

Заключительное занятие







3 класс (35 ч)


На занятиях внеурочной деятельности по курсу «Ключ и заря» в 3 классе младшие школьники пытаются сочинить литературные и художественные произведения, нарисовать картину Авторство нужно ребёнку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.


п/п

Наименование тем.

Теоретических

Практических

Дата проведения

Коррекция

1.

Вводное занятие.

+




2.

Я люблю читать. Посещение библиотеки.


+



3.

Малые фольклорные жанры «На ярмарке».

+




4.

Работа по картине И. Горюшкина-Сорокопудова «Базарный день».

+

+



5.

Викторина «Русские народные сказки»


+



6.

КВН «Сказки А. С. Пушкина»


+



7.

Работа по картине Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати».

+

+



8.

Родные поэты. Посещение библиотеки.

+




9.

Игра «Угадай …» (По произведения поэтов-классиков).

+

+



10.

Работа по картине И. Левитана «Свежий ветер. Волга».

+

+



11.

Игра «Звёздный час» по творчеству И. А. Крылова.

+

+



12.

Диалоги о животных.

+




13.

Работа по картине К. А. Коровина «За чайным столом».

+

+



14.

Литературные стихи-сказки. Посещение библиотеки.

+




15.

В гостях у дедушки Корнея.

+




16.

Конкурс «Весёлые произведения Бориса Заходера»

+

+



17.

Игра «Поле чудес» по творчеству С. Я. Маршака.

+

+



18.

Работа по картине М. В. Нестерова «Три старца».

+

+



19.

Книги-самоделки. Посещение библиотеки.

+




20.

Викторина по творчеству Е. А. Пермяка.

+

+



21.

Блиц-турнир по теме «Знай и люби родную природу».


+



22.

Работа по картине И. Хруцкого «Цветы и фрукты. Натюрморт».

+

+



23.

Путешествие в страну сказок. Посещение библиотеки.

+




24.

Пресс-турнир «По страницам детских журналов.

+

+



25.

«Где? Что? Как и почему?» Рассказы-загадки про зверей и птиц.

+




26.

Игра «Поле чудес» по теме мифология.


+



27.

Работа по картине К. Брюлова «Последний день Помпеи».

+

+



28.

Сказки зарубежных писателей. Посещение библиотеки.



+



29.

Литературный ринг по сказкам братьев Гримм.

+



30.

Литературная викторина по сказкам Шарля Перро.


+



31.

КВН по сказкам Г.-Х. Андерсена.


+



32.

Игра «По дорогам сказки»


+



33.

Викторина «Литературные тайны».


+



34.

Заключительное занятие в библиотеке.

+



35

Обобщающее занятие.

+

+




4 класс (35 ч)


 На протяжении всего четвёртого года обучения продолжается начатое ранее движение «сквозь жанры».

   Овладев такими сложными жанрами народного творчества, они уже готовы к работе с разными по жанровому составу авторскими произведениями.

   Введение – и достаточно раннее – понятия «род литературы» имеет чрезвычайно важное значение для становления читателя.

   Изучение народных песен, прежде всего протяжных, позволит «открыть» основные черты лирики; на материале народных сказок «открывается» понятие «эпос»; знакомство с народной драмой «Лодка» позволит ввести понятие «драма».

   Логическим завершением всей этой работы станут уроки, на которых дети сравнивают произведения с одной и той же тематикой, но относящиеся к разным родам культуры.


п/п

Наименование тем.

Теоретических

Практических

Дата проведения

Коррекция

1.

Вводное занятие.

+




2.

Я люблю читать. Посещение библиотеки.


+



3.

Русские былины

+




4.

Русский маринист Иван Айвазовский

+

+



5.

Викторина «Ларец мудрости»


+



6.

КВН «По прежнему жива сказка»(по произведениям писателей-сказочниковXX века


+



7.

Работа по картине Н. Дубовского«Родина»

+

+



8.

Родные поэты. Посещение библиотеки.

+




9.

Игра «Угадай …» (По произведения поэтов-классиков).

+

+



10.

Работа по картине К.Юона «Русская зима.Лигачёво»

+

+



11.

Игра «Кто хочет стать сказочником»

+

+



12.

Диалоги о сказочных животных.

+




13.

Работа по картине Е. Зверькова «Весна. Сельский пейзаж»

+

+



14.

Рассказы В.Ю. Драгунского. Посещение библиотеки.

+




15.

Сказочный калейдоскоп.

+




16.

Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «снегурочка».

+

+



17.

Литературная игра «Звёздный час»

+

+



18.

Работа по картине А.Венецианова «Жница»

+

+



19.

Р.Киплинг – детям. Посещение библиотеки.

+




20.

Конкурс «Рассказы М.М. Пришвина».

+

+



21.

«Хочешь увидеть – стань невидимым» (путешествие по рассказам Н.И. Сладкова)


+



22.

Работа по картине В.Васнецова «Царь И.В.Грозный»

+

+



23.

Рассказы К.Г. Паустовского («радиопередача»). Посещение библиотеки.

+




24.

Сказочный калейдоскоп.

+

+



25.

Литературный вечер для детей и родителей

+




26.

Игра «Листая страницы книг»


+



27.

Работа по картине И.Айвазовского «Девятый вал», «Чёрное море»

+

+



28.

Путешествие и путешественники. Посещение библиотеки.

+




29.

Литературный ринг по сказкам А. Линдгрен

+



30.

Конкурс по произведениям С.В.Михалкова


+



31.

Литературная гостиная (произведения любимых писателей)


+



32.

Игра «Под шапкой невидимкой»


+



33.

Викторина «Э.Успенский – детям».


+



34.

Заключительное занятие в библиотеке.

+




35.

Итоговое занятие.

+













Список литературы


  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» [Текст] / Р.Г. Чуракова, М.Л. Коленчук, Н.А. Чуракова и др. – М.: Академкнига / Учебник, 2010

  2. Музей в твоём классе: пособие [Текст] / Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской – М.: Академкнига/ Учебник, 2010.

  3. Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / С. В. Кутявина – М.: ВАКО / Учебник, 2007.

  4. Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / С. В. Кутявина – М.: ВАКО / Учебник, 2010.

  5. Козлова М. А. Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4 [Текст] / М.А.Козлова – М.: Издательство «Экзамен» / Учебник, 2009.


Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru  Единая коллекция ЦОР 

http://ims.ocpi.ru Региональная коллекция ЦОР 

http://method.samara.rcde.ru Хранилище методических

http://nsc.1september.ru Электронные версии газеты «Начальная  школа»   

 http://www.openworld.ru Электронные версии журнала «Начальная школа»

http://www.solnyshko.ee Детский портал «Солнышко»  

http://www.cofe.ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка»;

http://www.kinder.ru/ Интернет-каталог детских сайтов

http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете

http://www.planetashkol.ru/ Планета школа

http://guinness.h12.ru/rez_sko.htm Книга рекордов Гинесса

http://www.4stupeni.ru/  Клуб учителей начальной школы

http://www.uchportal.ru/ Учительский портал

http://www.uroki.net/docnach.htm Копилка опыта учителей начальных классов

http://www.vidahl.agava.ru/ Толковый словарь









Приложение 1

Анкета для второклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

 -можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

 -стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

-        представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

составить рассказ о герое произведения;

кратко передать события (сюжет);

самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

Назовите фамилии отечественных поэтов.

Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

Какие басни вы знаете?

Кто из писателей пишет о природе?

Назовите авторов зарубежной литературы.

Назовите известные вам жанры произведений.

Назовите любимые темы чтения.

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

-        выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3.        Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)



Программа внеурочной деятельности по литературному чтению "Ключ и Заря"1-4класс
  • Начальные классы
Описание:

 Программа  внеурочной деятельности «Ключ и заря» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1, Программы УМК «Перспективная начальная школа».

 

Программа разработана с целью расширения курсов «Литературное чтение», «Изобразительное искусство» для 1-4 класса. Занятия способствует расширению знаний учащихся, помогает им лучше овладеть нормами культуры речи. Участие во внеурочной деятельности вооружает учащихся возможностью использования научно-популярной литературы. 

Автор Рубцова Татьяна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2318
Номер материала 29188
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓