Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности "Мой край родной"

Программа внеурочной деятельности "Мой край родной"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная школа

Кондинского района

Ханты – Мансийского автономного округа «Югра»








Программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления на основе краеведческого материала средствами проектной и исследовательской деятельности при условиях здоровьесбережения учащихся.

«Мой край родной»







Автор программы:

Побирухина С.Г.

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

МБОУ Междуреченская СОШ

Кондинского района

ХМАО - Югры













Гп. Междуреченский 2015 г.


Содержание


1. Пояснительная записка 3

2. Содержание программы …………………………………………………………….6

3. Примерное тематическое планирование ………………………………………….7

4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности 10

5.Список литературы 12

6.Приложение

6.1 Результативность апробации модуля программы внеурочной деятельности

«Мой край» ……………………………………………………………………………13





















































«Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма.
Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».

М.И. Калинин

Пояснительная записка

Согласно Федеральному базисному учебному плану в стандартах второго поколения для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из приоритетным направлением внеурочной деятельности является духовно – нравственное направление, организация исследовательской и проектной деятельности, большое внимание уделяется здоровьесбережению младших школьников. Поэтому возникла идея составления программы внеурочной деятельности «Мой край родной», в которой отражены эти важные составляющие.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

  • реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;

  • воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип.

Принцип здоровьесбережения реализуется через:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

- Снятие эмоционального напряжения: Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в ходе занятия и отступлений,позволяющих снять эмоциональное напряжение. Эти приемы также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

- Создание благоприятного психологического климата на занятиях.

- Комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда входят технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью

На основании художественно-эстетического принципа изучаются художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого мира и человеческих отношений.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала используются экспозиции Музея при ЦДООД «Подросток», материалы из архива Кондинского района.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления проектов).

В ходе реализации программы у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный.

Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе краеведческого материала средствами проектной и исследовательской деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире, о малой родине

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности


Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь и бережное отношение к своей малой родине.

Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край родной» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, которая реализуется в школе: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;

  2. литературное чтение;

  3. окружающий мир;

  4. технология;

  5. изобразительное искусство.


Содержание программы «Мой край родной» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.


Обеспечение учебно-воспитательного процесса

Работа ведется как со всей группой, так и по парам и звеньям; с оказанием, со стороны педагога, индивидуальной помощи детям.

Материально – техническое оборудование:

компьютер, экран, проектор, подобранная литература по теме, презентации, карточки.

Методическое обеспечение:

по всем разделам и темам имеется яркий, наглядный материал ( презентации, видефильмы,таблицы, карточки).

В зависимости от темы занятия, определяются формы и методы работы с детьми.

В конце каждой пройденной темы проводится защита проекта.

Результативность обучающихся определяется участием их в выставках, конкурсах, праздниках.

Индивидуальные достижения – персональным участием в сетевых интернет-проектах.


Связь теории с практикой.


Каждый модуль программы заканчивается подготовкой и проведением защиты проекта, где школьники на практике могут показать свои знания, сделать выставку работ.


Работа над проектом, исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой «Мой край родной», в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. План работы над проектом:

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.


Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.

При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.







Содержание программы

Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в четвёртом классе состоит из 5 модулей, 5 проектов, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.


Этапы работы над проектом


п/п

Этап работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

Моделирование искомой ситуации

Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

2

Аналитический

Постановка цели проекта

Определение задач

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта

Планирование продукта

Анализ ресурсов

Сбор и изучение информации

3

Практический

Выполнение плана работ

Текущий контроль

4

Презентационный

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

Презентация продукта

5

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка продукта

Оценка продвижения



Программа реализуется через тематические блоки-модули в объеме 33 часов,

1 занятие в неделю



















Примерное тематическое планирование


п/п

Перечень разделов

Количество часов

1

Теоретический блок

4

2

Практический блок

29


Теоретическая часть (4 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Познавательная беседа «Что такое проект?»

1 ч.

2.

Коллективная игра «Мы работаем над проектом»

1 ч.

3.

Игра « Я ищу информацию»

1 ч.

4.

Круглый стол «Секрет успешного выступления»

1 ч.

Блок-модуль «Моя земля – Югория»

Проект «Литературная композиция «Югорская земля» (7ч.)


п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Традиции и быт народов Севера

2 ч.

2.

Край таежных рек и озер.


1 ч.

3.

Полезные ископаемые Югры в народном хозяйстве.

1 ч.

4.

Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа.

2 ч.

5.

Участие в районном конкурсе «Вдохновение» с литературной композицией «Югорская Земля»

1 ч.

Блок-модуль «Природное наследие»

Исследовательская работа «Моё здоровье.

Тайны лекарственных трав нашего края» (3ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Беседа медработника школы на тему « Здоровье. Тайны лекарственных трав нашего края»

1 ч

2.

Классификация собранного материала для буклета «Будьте всегда здоровы»

1 ч.

3

Создание буклета «Будьте всегда здоровы»

1 ч.



Блок-модуль «Летопись родных мест»

представлен тремя проектами

Проект

«Тыл… Мои ровесники - земляки в годы Великой Отечественной войны»

(10 часов)


п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Экскурсия в Архивный отдел Кондинского района. Цель: узнать из архивных материалов как жили и чем занимались во время Великой Отечественной войны дети младшего возраста из Кондинского района»

1 ч

2

Экскурсия в музей при ЦДДОД «Подросток».

Знакомство с материалами и экспонавтами военного времени»

1 ч.

3.

Встречи с детьми военного времени

1 ч


Сбор и обсуждение информации по выбранной теме

2 ч.

4.

Подготовка к защите проекта

2 ч.

5.

Представление проекта на районной научно – практической конференции «Юные исследователи».

Участие в окружной конкурсе «Связь времён»

1 ч.


Проект « Тайны бабушкиного чердака» (10 часов).



п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Беседа «О чём могут рассказать старинные вещи… «

1ч.

2.

Деление на подгруппы. Выбор темы для исследования

(Старинные вещи в нашем доме. Какую историю моего края они могут рассказать»

1 ч.

3.

Сбор и обсуждение информации по выбранной теме

2 ч.

4.

Работа с собранным материалом

1 ч.

5.

Подготовка и защита проекта

4 ч.

6.

Защита проекта на школьной научно – практической конференции «Шаг в будущее»

1 ч.

Проект «Междуреченский: из прошлого в настоящее».

4 часа


п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Знакомство с историей гп. Междуреченский по фотографиям

2 ч.

2.

Игровая программа « Фотографии из прошлого»

1 ч.

3.

Составление презентации «Междуреченский: Из прошлого в настоящее»

1 ч.

Форма организации

Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке и других учреждениях посёлка. Проектная деятельность осуществляется через проведение наблюдений, экскурсий, бесед с интересными людьми, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.
















«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мой край родной»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Междуреченская СОШ.

В результате участия во внеурочной проектной деятельности в четвёртом классе у учащихся будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение;

умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;

они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;

получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;

будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.


Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам


Уровень результатов

Приобретение социальных знаний

(первый уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного

общественного действия

(третий уровень)

Проектная. Исследовате-льская деятельность

Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения поиск информации




Подготовка презентаций, доклпдов по теме исследовательского проекта




Презентация созданных проектов на различных уровнях: школьном, районном, окружном.



В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край.

Метапредметные результаты


В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.


В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Итоги реализации программы

Презентации проектов

Участие в конкурсах по разным направлениям

Выставки

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга ( проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Программа «Мой край родной» отвечает требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Создаёт благоприятную среду, для развития личности младшего школьника, способствует формированию его духовно – нравственной культуры, укреплению здоровья.



















Список использованных источников


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. – ООО «СВ-96», Екатеринбург, 2001

4. А.Плешаков.Учебник «Окружающий мир», 4 класс








































Приложение 1


Результаты апробации модуля программы внеурочной деятельности «Мой край»

духовно-нравственного направления на основе краеведческого материала средствами проектной и исследовательской деятельности.

Результаты проектов были представлены на школьны, районных. Окружных конкурсах:


  1. Исследовательский проект «Тыл. Мои ровесники» был представлен на окружной интернет конференции «Связь времён». Отмечен дипломом 1 степени



hello_html_2d49685e.jpg


  1. Проект «Югорская Земля» был представлен на районном конкурсе «Вдохновение».

Посвящённому дню ХМАО – Югра. Вручена грамота за 2 место.


hello_html_m37767b41.jpg

  1. Проект «Тайны бабушкиного сундука» был представлен на фестивале – конкурсе проектов на школьном уровне. Стал победителем в номинации «Практическая значимость проекта»


hello_html_ddd10f6.jpg

































Программа внеурочной деятельности "Мой край родной"
  • Начальные классы
Описание:

Согласно Федеральному базисному учебному  плану в стандартах второго поколения для общеобразовательных учреждений  организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из приоритетным направлением внеурочной деятельности является духовно – нравственное направление, организация исследовательской и проектной деятельности, большое внимание уделяется здоровьесбережению младших школьников. Поэтому возникла идея составления программы внеурочной деятельности «Мой край родной», в которой отражены эти важные составляющие.

Автор Побмрухина Светлана Геннадьевна
Дата добавления 14.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1613
Номер материала 58035
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓