Инфоурок Начальные классы Рабочие программыПрограмма внеурочной деятельности "Мой край родной"

Программа внеурочной деятельности "Мой край родной"

Скачать материал

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Междуреченская  средняя общеобразовательная школа

Кондинского     района

Ханты – Мансийского автономного округа «Югра»

 

 

 

 

                                                            

                                  

 

 

 

 Программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления  на основе краеведческого материала  средствами проектной и исследовательской деятельности при условиях здоровьесбережения учащихся.

    

«Мой край родной»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Автор программы:

                                                                                                          Побирухина С.Г.

                                                                                                   учитель начальных классов,

 высшей квалификационной категории

                                                                                                                    МБОУ Междуреченская СОШ

                                                                                                                    Кондинского района

                                                                                                                    ХМАО - Югры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гп. Междуреченский 2015 г.

 

 Содержание

 

1. Пояснительная  записка.............................................................................................. 3

2. Содержание программы …………………………………………………………….6

3.   Примерное тематическое планирование ………………………………………….7

4.  Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности............................................................................................. 10

5.Список литературы.................................................................................................... 12

6.Приложение

6.1 Результативность апробации модуля программы внеурочной деятельности

 «Мой край» ……………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма.
Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».

М.И. Калинин

Пояснительная записка

Согласно Федеральному базисному учебному  плану в стандартах второго поколения для общеобразовательных учреждений  организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из приоритетным направлением внеурочной деятельности является духовно – нравственное направление, организация исследовательской и проектной деятельности, большое внимание уделяется здоровьесбережению младших школьников. Поэтому возникла идея составления программы внеурочной деятельности «Мой край родной», в которой отражены эти важные составляющие.

Новизной  данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

-        реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;

-        воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

-        признание решающей роли содержания образования и способов организации  образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

-        учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

 

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип.  

Принцип здоровьесбережения реализуется через:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

- Снятие эмоционального напряжения: Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в  ходе занятия и отступлений,позволяющих снять эмоциональное напряжение. Эти приемы также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

 - Создание благоприятного психологического климата на занятиях. 

- Комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда входят технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

 Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью

На основании художественно-эстетического принципа изучаются художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого мира и человеческих отношений.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала используются экспозиции   Музея при ЦДООД «Подросток», материалы из архива Кондинского района.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления проектов).   

В ходе реализации программы   у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

·         Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·         Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·         Планировать (составлять план своей деятельности);

·         Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·         Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·         Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,  личностно  ориентированный,  деятельностный.

 Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности  на основе краеведческого материала  средствами проектной и исследовательской деятельности.

    

  Задачи программы:

Обучающие:

 расширять представления об окружающем мире, о малой родине

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской  деятельности

 

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь и бережное отношение к своей малой родине.

Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край родной» соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, которая реализуется в школе: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

1)      русский язык;

2)      литературное чтение;

3)      окружающий мир;

4)      технология;

5)      изобразительное искусство.

 

 

 Содержание программы «Мой край родной» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая,  художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

 

Обеспечение учебно-воспитательного процесса

 Работа ведется как со всей группой, так и по парам и звеньям; с оказанием, со стороны педагога,  индивидуальной помощи детям.  

Материально – техническое оборудование: 

компьютер, экран, проектор,  подобранная литература по теме, презентации, карточки.

Методическое обеспечение:

 по всем  разделам и темам имеется  яркий, наглядный  материал ( презентации, видефильмы,таблицы, карточки).     

 В зависимости от темы занятия, определяются формы и методы работы с детьми.

            В конце каждой пройденной темы проводится защита проекта.

  Результативность обучающихся определяется участием их в выставках, конкурсах, праздниках.

Индивидуальные достижения – персональным участием в  сетевых  интернет-проектах.

 

Связь теории с практикой.

 

Каждый модуль программы заканчивается подготовкой и проведением защиты проекта, где школьники на практике могут показать свои знания, сделать выставку работ.  

 

          Работа над проектом, исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой «Мой край родной», в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. План работы над проектом:

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

 

Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы.   

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

           После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.

      При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности,  создание ситуации успеха для каждого.

  

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Программа  состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль  в четвёртом  классе состоит из 5 модулей, 5 проектов, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.

 

Этапы работы над проектом

 

п/п

Этап работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

 Моделирование искомой ситуации

 Анализ имеющейся информации

 Определение и анализ проблем

 Определение потребности в информации

 Сбор и изучение информации

2

Аналитический

 Постановка цели проекта

 Определение задач

 Определение способа разрешения проблемы

 Составление плана реализации проекта

 Планирование продукта

 Анализ ресурсов

 Сбор и изучение информации

3

Практический

 Выполнение плана работ

 Текущий контроль

4

Презентационный

 Предварительная оценка продукта

 Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

 Презентация продукта

5

Контрольный

 Анализ результатов выполнения проекта

 Оценка продукта

 Оценка продвижения

 

 

Программа реализуется через тематические блоки-модули в объеме 33 часов,

 1 занятие в неделю  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное тематическое планирование

 

п/п

Перечень разделов

Количество часов

1

Теоретический блок

4

2

Практический блок

29

 

Теоретическая часть  (4 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Познавательная беседа «Что такое проект?»

1 ч.

2.

Коллективная игра «Мы работаем над проектом»

1 ч.

3.

Игра « Я ищу информацию»

1 ч.

4.

Круглый стол «Секрет успешного выступления»

1 ч.

 

Блок-модуль «Моя земля – Югория»

Проект «Литературная композиция «Югорская земля» (7ч.) 

 

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Традиции и быт народов Севера

2 ч.

2.

Край таежных рек и озер.

 

1 ч.

3.

Полезные ископаемые Югры в народном хозяйстве.

1 ч.

4.

 Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа.

2 ч.

5.

Участие в районном конкурсе «Вдохновение» с литературной композицией «Югорская Земля»

1 ч.

Блок-модуль «Природное наследие»  

Исследовательская работа «Моё здоровье.

Тайны лекарственных трав нашего края» (3ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Беседа медработника школы на тему « Здоровье. Тайны лекарственных трав нашего края»

1 ч

2.

Классификация собранного материала для буклета «Будьте всегда здоровы»

1 ч.

3

Создание буклета «Будьте всегда здоровы»

1 ч.

 

Блок-модуль «Летопись родных мест»

 представлен тремя проектами

Проект

«Тыл… Мои ровесники - земляки в годы Великой Отечественной войны»

(10 часов)

 

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Экскурсия в Архивный отдел Кондинского района. Цель: узнать из архивных материалов как жили и чем занимались во время Великой Отечественной войны дети младшего возраста  из Кондинского района»

1 ч

2

Экскурсия в музей при ЦДДОД «Подросток».

Знакомство с материалами и экспонавтами военного времени»

1 ч.

3.

 Встречи с детьми военного времени

1 ч

 

Сбор и обсуждение информации по выбранной теме

2 ч.

4.

Подготовка к защите проекта

2 ч.

5.

Представление  проекта на районной научно – практической конференции «Юные исследователи».

Участие в окружной конкурсе «Связь времён»

1 ч.

 

Проект « Тайны бабушкиного чердака» (10 часов).

 

 

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Беседа «О чём могут рассказать старинные вещи… «

1ч.

2.

Деление на подгруппы. Выбор темы для исследования

(Старинные вещи в нашем доме. Какую историю моего края они могут рассказать»

1 ч.

3.

Сбор и обсуждение информации по выбранной теме

2 ч.

4.

Работа с собранным материалом

1 ч.

5.

Подготовка и защита проекта

4 ч.

6.

Защита проекта на школьной научно – практической конференции «Шаг в будущее»

1 ч.

 

Проект «Междуреченский: из прошлого в настоящее».

4 часа

 

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Знакомство с историей гп. Междуреченский по фотографиям

2 ч.

2.

Игровая программа « Фотографии из прошлого»  

1 ч.

3.

Составление презентации  «Междуреченский: Из прошлого в настоящее»

1 ч.

       

          Форма организации

Занятия проводятся 1 час в неделю  в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке и других учреждениях посёлка. Проектная деятельность осуществляется через проведение  наблюдений, экскурсий, бесед с интересными людьми, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мой край родной»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].

 Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Междуреченская СОШ.

В результате участия во внеурочной проектной деятельности в четвёртом  классе у учащихся будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение;

умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;

они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;

получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;

будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.

 

Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам

 

Уровень результатов

Приобретение социальных знаний

(первый уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного

общественного действия

(третий уровень)

Проектная. Исследовате-льская  деятельность

Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения поиск информации

 

 

 

 Подготовка презентаций, доклпдов по теме исследовательского проекта

 

 

 

Презентация созданных проектов на различных уровнях: школьном, районном, окружном.

 

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:  

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край.

Метапредметные результаты

 

 В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют  типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

 

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Итоги реализации программы

Презентации  проектов

Участие в конкурсах  по разным направлениям

Выставки

 

 

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга ( проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Программа  «Мой край родной» отвечает  требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования. Создаёт  благоприятную среду,  для развития  личности младшего школьника,     способствует  формированию его духовно – нравственной культуры, укреплению   здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

 3.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. -   №9.

 Гаврилова О.Н.  Край родной. Азбука краеведения. – ООО «СВ-96», Екатеринбург, 2001

4. А.Плешаков.Учебник «Окружающий мир», 4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

Приложение 1

 

Результаты апробации   модуля программы внеурочной деятельности «Мой край»

духовно-нравственного направления  на основе краеведческого материала  средствами проектной и исследовательской деятельности.

    

            Результаты проектов были представлены на школьны, районных. Окружных конкурсах:

 

  1. Исследовательский проект «Тыл. Мои ровесники» был представлен на окружной интернет конференции «Связь времён». Отмечен дипломом 1 степени

 

 

 

  1. Проект «Югорская Земля» был представлен на районном конкурсе «Вдохновение».

Посвящённому дню ХМАО – Югра. Вручена грамота за 2 место.

 

  1. Проект «Тайны бабушкиного сундука» был представлен на фестивале – конкурсе  проектов на школьном уровне. Стал победителем в номинации «Практическая значимость проекта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа внеурочной деятельности "Мой край родной""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Согласно Федеральному базисному учебному  плану в стандартах второго поколения для общеобразовательных учреждений  организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из приоритетным направлением внеурочной деятельности является духовно – нравственное направление, организация исследовательской и проектной деятельности, большое внимание уделяется здоровьесбережению младших школьников. Поэтому возникла идея составления программы внеурочной деятельности «Мой край родной», в которой отражены эти важные составляющие.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 890 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.03.2015 332
    • DOCX 8.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Побирухина Светлана Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15836
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе