Главная / Музыка / Программа внеурочной деятельности "Культура хорового пения".

Программа внеурочной деятельности "Культура хорового пения".



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Утверждаю: Принята на

Директор МАОУ СОШ №1 _________________________

_______________________ _________________________

«____»________________ г. «____»___________________г.

м.п.






«КУЛЬТУРА ХОРОВОГО ПЕНИЯ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

(6-15 лет)





Автор – составитель:

учитель музыки, МХК

Важенина Ирина

Витальевна, высшая квалификационная категория


г. Алапаевск


2014


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Тематический план программы.

  3. Содержание

  4. Список литературных источников:

  • для педагога

  • для обучающихся

  1. Приложения


Пояснительная записка


Программа разработана на основании следующих документов: Закон РФ « Об образовании», «ФГОС второго поколения», «Концепция духовно- нравственного воспитания». Данная программа органически включает в себя отдельные элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового исполнительства – Г.А. Струве, В.В. Емельянова, В.С. Попова.

В проекте программы «Наша новая школа» говорится, что важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Необходимо будет создать, как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». Поэтому особое внимание следует уделять раннему выявлению и развитию способностей детей.

В ряду культурного отечественного наследия одно из главных мест, в сфере духовного воспитания учащихся является «пение вслух». Пение – это национальное достояние российской культуры, часть духовности, отражающей окружающий мир через звучание поющего голоса в гармоничном единстве мысли и чувства. Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа, это - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

Программа «Культура хорового пения» направлена на обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства и миру, опыта музыкально-творческой деятельности, на усвоение музыкальных знаний, формирование певческих умений и навыков в процессе занятий музыкой и состоит из трёх этапов (по Л.С. Выготскому).

  1. «Вхождение» в «певческое поле» окружающего мира (6-9 лет)

  2. Формирование ощущения значимости собственного голоса и познание радости творчества (10-13 лет)

  3. Личностное, одухотворённое самовыражение в пении (14-17лет).

Цель программы «Культура хорового пения»: формирование обшей художественной культуры школьников через хоровое пение, как части их духовной культуры.

Задачи:

  • формировать способность учащихся воспринимать культуру хорового пения как уникальное, самобытное явление во всём многообразии его видов и жанров и осознавать его значимость (певческий опыт);

  • формировать навыки певческой грамотности, певческой эмоциональности, выразительности, разностороннее развитие музыкально – слуховых представлений;

  • развивать навыки владения голосом – интонационная выразительность певческого голоса;

  • способствовать реализации духовно-творческих способностей каждого ребенка при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей.







Особенности образовательной деятельности в ходе реализации программы:

Принципы обучения

- системность

- доступность

- преемственность

- последовательность (от простого к сложному, от медленного к быстрому)

- связь обучения с жизнью

Формы проведения занятий

по составу участников:

- групповая

- работа в парах

- индивидуальная

по способу организации учебно-воспитательной деятельности:

- учебное занятие

- репетиционная деятельность

- экскурсии

- концертная деятельность (фестивали, смотры, конкурсы)

- организация конкурсов, концертов

- работа с родителями

Методы формирования знаний, умений и навыков

объяснительно-иллюстративные:

- объяснение

- беседа

- иллюстрация

- демонстрация

- инструктаж

практические:

- упражнения

- самостоятельная работа

педагогические игры:

- использование игровых приёмов и ситуаций

Методы стимулирования и мотивации деятельности

- соревновательный- конкурс «Золотой голос школы»

- поощрение-портфолио

- порицание

- создание «ситуации успеха»

- эмоциональное воздействие


Занятия проводятся в актовом зале. На первом, втором этапе 2 часа в неделю (70 часов), 3 этап - 1 час в неделю (30 часов). Продолжительность каждого занятия 40 минут.

2. Планируемые результаты и способы их проверки:

В области личностных результатов: наличие певческого опыта - формирование художественного вкуса, становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культур, интерес ребёнка к пению, значимость для него данного вида искусства, широта и содержательность певческого кругозора;

В области метапредметных результатов: освоение учащимися певческой грамотности - культуры пения, как части духовной культуры, способность воспринимать пение, как живое образное искусство рождённое жизнь, умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы;

В области предметных результатов: владение интонационной выразительностью в единстве с эмоциональным началом человека; реализация духовно- творческого потенциала - творческая активность.

Способы диагностики результативности.

В основе диагностики лежит программа по изучению музыкальной культуры учащихся Л.В.Школяр (1998)

Методики: « Встреча с музыкой», « Музыка для домашней фонотеки», выявляет значимый мотив обращения к тем или иным произведениям, принимается во внимание и обширность детской информации — сведения о композиторе, авторе поэтического текста, знакомство с историей создания произведения и т.д. «Музыкальная программа для друзей» -изучение музыкального опыта школьников позволяет получить сведения о волнующих ребенка направлениях современной музыкальной жизни (приложение 1). Для дополнительного изучение музыкального опыта школьников проводится беседа и анкетирование с каждым ребенком (приложение 2).

Певческая грамотность диагностируется применением методики «Музыкально-жизненные ассоциации». Она выявляет уровень восприятия школьниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, эмоциональной отзывчивости. «Выбери музыку», «Открой себя через музыку» проникает в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки(приложение 3).

Музыкально-творческая активность школьников, способность к творчеству (креативность), особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. Уровень музыкально-творческой активности проверяю, путем наблюдения за детьми в процессе их общения с музыкой. Обращая внимание на то какую роль выбрал ребенок в конкретной ситуации; насколько он оригинален и выразителен в своем замысле и формах его воплощения; самостоятелен ли его творческий поиск. На это нацелены методика наблюдения «Выбери роль», «Сочиняю музыку», «Ребенок и музыка» (приложение 4).

Большую роль в исследовании музыкального опыта ребенка играет выяснение понимания родителями роли певческой культуры в его жизни и провожу анкетирование родителей (приложение 5).

Методика М. Рокича «Уровень ценностных ориентаций» (приложение 6) позволяет, определить ведущие ценности, составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности.

Владение интонационной выразительностью определяется на основе критериев определения развития у учащихся уровня интонирования (по Еременко Т.В.)

  1. поют правильно, точно без поддержки инструмента (голоса), т.е. музыкальный слух сформирован;

  2. поют правильно, точно с поддержкой инструмента (голоса), подстраиваются под его звучание быстро и легко, т.е. музыкальный слух недостаточно сформирован;

  3. поют неверно, даже с поддержкой инструмента (голоса), подстраиваются с трудом, т.е. музыкальный слух находится в стадии формирования;

  4. поют неверно, в пределах очень ограниченного диапазона, т.е. музыкальный слух не сформирован (приложение 7) .

Начальный этап формирования вокальных знаний, умений и навыков : правильное звукообразование; сохранение устойчивого положения гортани; сохранение вдыхательного состояния при пении; спокойный вдох, без поднятия плеч; спокойно-активный, экономный выдох; правильное формирование гласных; чёткое произношение согласных; непринуждённое, естественное пение; верная вокальной артикуляции; гибкое владение голосом.

На последующих этапах происходит продолжение работы по всем поставленным с начала обучения задачам, повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретённых ранее знаний, умений и навыков. Певческая установка становится навыком. Звучание певческого голоса мягкое, приятное, звонкое, полётное, с наличием вибрато, в меру прикрытое, имеющее индивидуальность тембра.

Формирование универсально - учебных действий


Универсальные учебные действия


Понятийный аппарат

Личностные:

- мотивационная основа учебной деятельности;

- вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз (учебно– познавательный интерес к новому учебному материалу);

-способность к самооценке; нравственно – эстетическое оценивание.

- чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с отечественной музыкальной культурой;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу (вокально – техническую и художественно – исполнительскую);

- проявлять волевую саморегуляцию;

- исполнять на основе постоянного самоконтроля;

- сознательное управление дыханием, лицевыми мышцами, приближения вокальной позиции и активного резонирования;

- слуховая активность;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

- самоконтроль и самооценка в процессе пения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- знаково – символическое моделирование (использование ручных знаков в пении упражнений, мелодий песен).

- выделение и формулирование учебной цели;

- анализ полученного звучания с эстетической точки зрения ( чувственное восприятие);

- словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после прослушивания;

- умение проводить сравнение по заданным критериям;

- умение обобщать и осмысливать слуховые впечатления и теоретические знания (выразительная фразировка, логические ударения, активная артикуляция при пении текста);

-создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- разрешение конфликтов;

- умение задавать вопросы;

- управление поведением партнера: контроль, коррекция, положительные эмоции , юмор.


- певческая установка;

- дирижерский жест;

- певческий голос;

- вокал;

- певческое дыхание;

- музыкальный слух;

- вокальный слух;

-вокальное интонирование;

- высота звука;

- унисон;

- мелодия;

- ритм (длительность звуков);

- лад;

- темп;

- динамика (нюансы: пиано, форте, меццо – пиано, меццо – форте);

- сила голоса: крещендо, диминуэндо;

- исполнение: легато, стаккато;

- звукообразование;

- звуковедение (кантилена);

- артикуляция, дикция;

- песенный характер;

- танцевальный характер;

- маршевый характер.




























Хоровое пение детей — способствуют гармоничному развитию личности школьника, имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения, формирует такие качества как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, креативность.

Хор интегрирует с другими школьными предметами: русский язык, литература, физика, история, иностранный язык, психология, мировая художественная культура (МХК). Хоровое пение как коллективная музыкальная деятельность, активно влияет на развитие музыкальной и духовной основы культуры учащихся.























Содержание программы

  1. Пение учебно-тренировочного материала

Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они направлены на развитие и закрепление вокальных навыков и умений. Эмоционально и образно раскрывая учащимся учебную цель, назначение каждого упражнения развиваем: музыкальный слух, качество и способы звукообразования, дыхания, дикцию, диапазон, выразительность исполнения.

Контроль над качеством исполнения и формирование у учащихся самоконтроля важно для этого этапа работы.

  1. Пение произведений.

Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella.

  1. Слушание музыки.

Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.                                                                               

  1. Охрана здоровья и жизни детей.    Учитывая состояние физического развития детей, на занятиях   чередуется нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. Проводятся физминутки, упражнения на дыхание по А.Стрельниковой. Учитываются возрастные изменения голосового аппарата ( особенно в период мутации) как у мальчиков, так и у девочек.; внимательного и бережного отношения к своему голосу, правильное пение, несомненно, является средством охраны голоса.



Учебно-тематический план

п/п

Название темы

1-й уровень

Хор младших школьников

2-й уровень

Хор основной школы

3-й уровень

Старший хор

Теор

Практ.

Теор

Практ

Теор.

Практ.

  1. 11.

Введение в предмет Прослушивание


2

-

1

--

--

  1. 22.

Пение учебно-тренировочного материала

4

34

1

20


7

  1. 4.

Вокально-хоровая работа над репертуаром (занятия воспитательно-познавательного характера)

--

20

--

33

--

18

  1. 5.

Репетиционная работа

--

4

--

7

--

4

Концертная деятельность

1

4


7


5

Анализ результатов деятельности


1



Итого:

70

70

35



Учебно-тематический план первого уровня обучения

(хор младших школьников)

Разделы, темы занятий.


Количество часов

Теория

практика

  1. 1

Введение в предмет. Прослушивание.


2

Пение учебно-тренировочного материала

4

34

2.2.

Что такое хор? Рождение хора.


2.3.

Хоровое пение в России.

1ч.


2.4.

Хоровое пение в нашей школе.

1ч.


2.5.

Культура хорового пения. Правила и законы вокально - хорового коллектива

1ч.


2.6.

Дыхание


1ч.

2.7.

Лёгкий глубокий вдох


2ч.

2.8.

Задержка дыхания


2ч.

2.9.

Комплексный вдох


2ч.

2.10

Опора дыхания


2ч.

2.11

Приёмы исполнения: легато


2ч.

2.12

Приёмы исполнения: стаккато


2ч.

2.13

Приёмы исполнения: нон легато


2ч.

2.14

Звукообразование. Атака звука без подъездов


1ч.

2.15

Твёрдая атака


2ч.

2.16

Мягкая атака


2ч.

2.17

Дикция


4ч.

2.18

Настрой и самовнушение


2ч.

2.19

Снятие мышечных зажимов


2ч.

2.20

Голос средство самовыражения


2ч.

2.21

Снятие психологических зажимов. Релаксация.


2ч.

2.22

Умей слушать.


2ч.

Вокально-хоровая работа над репертуаром


20

3.1

Подбор и вокально-хоровая работа над репертуаром к школьным мероприятиям


10ч.

3.2

Подбор и вокально-хоровая работа над репертуаром к фестивалям и конкурсам городского уровня


10ч.

Репетиционная работа


4.1

Репетиция к концертам школьного уровня


3ч.

4.2.

Репетиция концертам фестивалям городского уровня»


1ч.

Концертная деятельность.

1ч.

5.1

Выступление на школьных мероприятиях


3ч.

5.2

Выступление на мероприятиях городского уровня



Анализ результатов деятельности




6ч.

65


Итого:

70ч.










Учебно-тематический план второго уровня (хор основной школы)

Разделы, темы занятий.


Количество часов

Теория

практика

  1. 1

Введение в предмет. Прослушивание



Пение учебно-тренировочного материала


7

2.1

Культура хорового пения. Традиции ,правила и законы вокально-хорового коллектива


2.2.

Дыхание. Беззвучные упражнения и их роль в звукообразовании.


1ч.

2.3.

Наработка навыков вдыхания через нос


1ч.

2.4.

Упражнения на осознание и работу мышц, участвующих в певческом дыхании


1ч.

2.5

Формирование певческого тона


4ч.

Вокально-хоровая работа над репертуаром


40ч

3.1

Подбор и вокально-хоровая работа над репертуаром к школьным мероприятиям


20ч.

3.2

Подбор и вокально-хоровая работа над репертуаром к фестивалям и конкурсам городского уровня


20ч.

4.

Репетиционная работа


10ч.

4.1

Репетиция к школьным мероприятиям


5ч.

4.2

Репетиции к фестивалям и конкурсам городского уровня


5ч.

5.

Концертная деятельность.


10ч


К школьным мероприятиям


5ч.


К фестивалям и конкурсам городского уровня


5ч.

6

Анализ результатов деятельности




3ч.

67


Итого:

70ч.








Учебно-тематический план третьего уровня обучения (Старший хор)

Разделы, темы занятий.


Количество часов

Теория

практика

Пение учебно-тренировочного материала

1

6

1.1

Формирование певческого тона

1ч.


1.2

Дыхательные импульсы


1ч.

1.3.

Диапазон


1ч.

1.4.

Опора и атака певческого голоса


1ч.

1.5.

Система упражнений на legato для выравнивания регистров


1ч.

1.6

Система упражнений на staccato


1ч

1.7.

Система октавных упражнений


1ч.

Вокально-хоровая работа над репертуаром и репетиционная работа


22ч

2.1

Подбор и вокально-хоровая работа над репертуаром к школьным мероприятиям


10

2.2

Подбор и вокально-хоровая работа над репертуаром к фестивалям и конкурсам городского уровня


12

Концертная деятельность.



Выступление на школьных мероприятиях


2ч.


Выступление на мероприятиях городского уровня


3ч.


Анализ результатов деятельности



Итого: 2ч

33ч


Итого:

35ч.



Примерный музыкальный репертуар первого уровня обучения

  1. Русская народная песня «Дрема».

  2. Русская народная песня «Журавель».

  3. Русская народная песня «Как на тоненький лужок».

  4. Русская народная песня «Ходила младешенька».

  5. Русская народная песня «Со вьюном я хожу».

  6. Калинников «Тень-тень».

  7. Бетховен «Сурок».

  8. Калинников «Мишка».

  9. Калинников «Киска».

  10. Русские народные прибаутки «Скок-поскок», «Барашеньки», «Андрей-воробей».

  11. Иорданский «Считалочка».

  12. Островский «До, ре, ми...»

  13. Роджерс «Звуки музыки».

  14. Веврик, слова народные «Забавки»: «Котя», «Шел медведь», «Улиточка», «Жили-были два кота».

  15. Паулс «Колыбельная».

  16. Волгина, Филиппенко «Урожай собирай»

  17. Чибисов, Филиппенко «Вечный огонь»

  18. Богомазов, Мурадели «Мир нужен всем»

  19. Ключников, Юдахина «Домисолька»

  20. Степанова , Юдахина «Песенка музыкальных знаков»

  21. Петрова, Герчин «К нам приходит Новый год»

  22. Лежина, Юдахина «Чудеса»


Примерный музыкальный репертуар второго уровня обучения


  1. Алябьев, ст. Пушкина «Зимняя дорога».

  2. Варламов, ст. Фета «На заре ты ее не буди».

  3. Варламов, ст. Лермонтова «Белеет парус одинокий».

  4. Варламов, ст. Мерзлякова «Для чего летишь, соловушка».

  5. Глинка, ст. Кукольника «Жаворонок».

  6. Гречанинов, сл. народные «Колыбельная».

  7. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье».

  8. Римский-Корсаков ст. Толстого «Дробится и плещет и брызжет волна».

  9. Американская народная песня «Маленький Джо».

  10. Паулс «Колыбельная».

  11. Белорусская народная песня «Дудочка-дуда».

  12. Польская народная песня «Вы, не прячьтесь музыканты».

  13. Синявский, Журбин «Дружная семейка»

  14. Энтин, Крылатов «Крылатые качели»

  15. Матусовский, Баснер «С чего начинается Родина»

  16. Матусовский, Шаинский «Вместе весело шагать»

  17. Глинка «Жаворонок».

  18. Мусоргский, ст. Пушкина «Стрекотунья-белобока».

  19. Капуа «Солнышко мое».

  20. Шуберт «Мельник и ручей».

  21. Юргенштейн «Басни Крылова» три мини-оперы.

  22. Дубравин, сл. Суслова «Луг-лужок».

  23. Гретри «Кукушка».

  24. Норвежская народная песня «Камертон».

  25. Гречанинов, слова народные «Колыбельная».

  26. Калинников, сл. народные «Журавель».

  27. Русская народная песня «Ах, вы сени».

  28. Русская народная песня «Барашеньки».

  29. Русская народная песня «Веснянка».

  30. Ребиков «Лягушка».

  31. Соколов «Давно уж войны отгремели раскаты».

  32. Дик, Островский «Мальчишки и девчонки»

  33. Пляцковский, Зацепин «Аист на крыше»

  34. Харитонов, Тухманов «День Победы»

  35. Пришелец, Кабалевский «Наш край»


Примерный музыкальный репертуар третьего уровня обучения

Репертуар формируется в процессе обсуждения детей и педагога в зависимости от вокальных данных учащихся, с опорой на их желание, вкус, памятных дат, тематики мероприятий, конкурсов школьного и городского уровней.







Список литературы для педагогов

  1. «Закон об образовании»

  2. ФГОС второго поколения

  3. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России»

  4. «Примерная программа воспитания и социализация обучающихся»

  5. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.

  6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.

  7. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.

  8. Гонтаренко Н.Б. Секреты вокального мастерства.Изд. Феникс. Ростов-на-Дону, 2010г.

  9. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.

  10. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  11. Ермолинская Е.А, Коротеева Е.И., Е.С.Медкова и др.; под редакцией Е.П.Кабаковой. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей.//Методическое пособие-2-е изд.-М.: просвещение, 2011, 173с.

  12. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.

  13. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.

  14. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..

  15. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.

  16. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.

  17. Петрова Л.П., Иванова С.Н., Прохоров Е.И. Детская хоровая студия. Программы для учреждений дополнительного образования детей. М., 2004.

  18. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.

  19. Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.

  20. Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33.

  21. Усачев В.В. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Львов., 1991.

  22. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/10/11/programma-kruzhka-dopolnitelnogo-obrazovaniya


Литература для учащихся и родителей

  1. Беляев С.Е. Рассказы господина Бемоля. – Екатеринбург, 1997.

  2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. 2-е изд. – Л., Музыка, 1988.

  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка (УМК для учащихся I-IV классов).- М.: Просвещение, 2002-2005.

  5. Лобова А.Ф. Мир звуков; Занимательная книга. – Пермь: Хортон Лимитед, 1994.

  6. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка (УМК по музыке для начальной школы). М.: Дрофа, 2001-2005.

  7. Ригина Г.С. Музыка (УМК для учащихся I-IV классов). – Самара: Корпорация «Федоров», 1998-2004.

  8. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство (УМК по музыке для начальной школы). – М.: Вентана-Граф, 2001-2005.

  9. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Изд-во «Сов. композитор», Л., 2010.


Приложение 1.

Методика «Встреча с музыкой»

Цель методики – выявить значимый мотив обращения к тем или иным музыкальным произведениям, обширность владения информацией (сведения о композиторе, авторе поэтического текста, истории создания произведения, его жизненным содержанием, наличие вариантов собственной интерпретации, способность напеть или наиграть мелодии произведений и т. д.). Учащимся предлагается составить программу заключительного концерта полугодия, года по собственному выбору и при этом объяснить, почему они отдают предпочтение той или иной музыке. Это задание предлагается во внеурочное время в воображаемой ситуации: «Если бы ты был руководителем хора, какие произведения ты бы выбрал на заключительный концерт полугодия, года, что бы ты хотел ею рассказать детям?» При обработке полученных данных наивысшую оценку получают программы детей, в которые они включили музыку разных форм и жанров, ту, что они слышали не только на уроке, хоровых занятиях, но и вне его.

Методика «Музыка для домашней фонотеки».

Цель методики аналогична предыдущей, но связана с воображаемой ситуацией, например: «Тебе представилась возможность побывать на студии звукозаписи. Какую музыку ты выберешь для записи, чтобы слушать в кругу семьи?». Критерии оценки те же, что и в предыдущей методике.

Примерный список авторов классических произведений: Э.Григ, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, К.Дебюсси, Ф. Шопен Н.А. Римский – Корсаков, А.Бородин, М.П.Мусоргский, М.И. Глинка, С.Прокофьев, П.И.Чайковский

Методика «Музыкальная программа для друзей» выявляет у детей музыкальные предпочтения в такой ситуации, когда надо составить программу музыкального вечера-концерта для сверстников, одноклассников. Обработка результатов проводится так же как и предыдущие диагностики.

Приложение 2.

Для дополнительного изучение музыкального опыта школьников проводится беседа с каждым ребенком, с целью получения сведений о волнующих ребенка направлениях современной музыкальной жизни. Вопросы для детей:

Как ты относишься к музыке?

Для чего музыка и хоровое пение нужны в жизни?

Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?

Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?

Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?

Встречаешься ли ты с музыкой кроме школы? Где?

Любишь ли ты петь дома? Что поешь?

Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?

Какую музыку ты слушал последний раз с родителями? Где?

Какие музыкальные передачи за последнее время тебе понравились? Почему?




















Приложение 3.

Методика «Музыкально-жизненные ассоциации»

Цель методики выявить уровень восприятия школьниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию, эмоциональной отзывчивости на услышанную музыку, опоры восприятия на музыкальные закономерности. Выбранная для этой цели музыка содержит несколько образов, степень контраста которых может быть различной, но контраст обязательно должен «прочитываться» рельефно. При этом соблюдается условие: музыка должна быть незнакома детям. Например: фантазия Моцарта с-тоll, но без вступления — три первых фрагмента.

Звучание музыки предваряется доверительным разговором экспериментатора с детьми (их количество обычно не превышает 2— З человек) с целью настроить их восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, она может напомнить события, которые происходили раньше, вызвать чувства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизненной ситуации — успокоить, поддержать, ободрить. Далее предлагается послушать музыку и ответить на такие вопросы:

1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?

2. При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка и как она могла бы повлиять на людей?

З. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется в виду то, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы ее выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Для объективности результатов, предлагаю детям разных возрастов одну и ту же музыку. Это позволяет выявить, что дети определенного возраста ищут в музыке, на что опираются в своих ассоциациях. Вопросы имеют различную степень сложности, профессиональной содержательности, например: сколько образов ты услышал в музыке? К какому жанру относится музыка? в какой форме написана музыка? как в музыке осуществляется принцип единства изобразительных и выразительных средств и т. д. После прослушивания музыки с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа. Обработка результатов ведется по следующим параметрам: точность музыкальной характеристики, развернутость и художественность ассоциаций, эмоциональная окрашенность ответов. Уровень направления мышления детей: от общего к частному от образного содержания музыки к выразительным средствам, элементам языка, жанру, стилю и пр. Если ответы детей показывают, что они понимают форму произведения как явление вторичное, определяемое содержанием, то можно говорить о развивающемся у них целостном восприятии музыкального образа, а значит и о формирующихся «алгоритмах» постигающего мышления.

Методика «Выбери музыку» нацелена на определение родственной по содержанию музыки: насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении трех-четырех фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка похожа по внешним признакам: схожесть фактуры, динамики звучания, элементов музыкальной речи, состава исполнителей, инструментов и прочее, то есть произведения с неконтрастной музыкой. Например: 1 вариант А. Лядов. «Прелюдия» а-тоll, П. И. Чайковский. «Баркарола», Б. Кабалевский. «Печальная история»; 2 вариант Э. Григ. «Одинокий странник», П. И. Чайковский. «Утреннее размышление», Э. Григ. «Смерть Озе».

После прослушивания учащиеся определяют, какие из этих произведений родственны по «духу» музыки, по музыкально-образному строю, и рассказать, по каким признакам они определили эту общность.

Методика выявляет особое «чувство музыки», дети оценивают: свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жизненного содержания. Низкий уровень - опора только на средства музыкальной выразительности, средний уровень - только на свои эмоции. Высокий уровень установление зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой, когда ребенок достаточно содержательно рассказывает, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции.



Приложение 4.

Методика «Сочиняю музыку»

Цель — выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. Дается творческая задача, служащая толчком для организации ребенком самостоятельной художественной деятельности (проводится с каждым ребенком индивидуально). Предлагается несколько ситуаций, из которых учащиеся выбирают наиболее понравившиеся. Например, такие ситуации: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города», «Зимняя дорога», «Сказочные события» и пр.

После выбора ситуации школьник вместе с педагогом (его участие, по возможности, должно быть максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Например, как пробуждается жизнь весной: тает снег, припекает солнышко, звенит капель, тают сосульки, журчат ручьи. Как услышать и выразить все это, и свое отношение к этому?.. Или — «Зимняя дорога»: тихо, сумрачно, падают редкие снежинки, «прозрачный лес один чернеет»... Можно воплощать свой замысел на фортепиано, на других инструментах (детских и народных), голосом, пластикой. Первая пейзажная зарисовка становится «фоном», на котором постепенно появляющиеся персонажи (как правило, дети выбирают сказочных персонажей и животных) разыгрывают последующие придуманные действия. Организуя творческую деятельность, как максимально самостоятельную, учитель наблюдает за процессом воплощения художественного замысла. (Как дети ищут средства выразительности, подбирают инструменты, используют голос, пластику, какой характер у персонажей, каковы их взаимоотношения, как они появляются, какие у них повадки и т. д.). Параметры оценки: степень осознанности замысла (самостоятельность, логичность, ощущение времени и пространства); изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения; художественность воплощения замысла, (символика, гиперболизация, метафоричность и пр.); способность привлечения музыкального опыта: поручает ли персонажам исполнять известные ему песни, опирается ли на знания и представления о музыкальных явлениях и фактах. Основное внимание при анализе детского творчества направлено на изучение того, как ребенок планирует свою деятельность, начиная с мотива творчества и кончая реальным воплощением замысла. Основной критерий - степень гармонии атрибутов музыкально-творческой деятельности - «слышу — вижу — думаю — чувствую — действую».

Приложение 5.

Анкета для родителей

  1. Каким, на Ваш взгляд, должен быть ребенок, чтобы его можно было бы считать культурным в области музыки?

  2. Что необходимо для достижения Вашим ребенком определенного уровня певческой, музыкальной культуры?

  3. В чем Вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

Данная анкета дала возможность получить представление о следующем:

а) делят ли дети музыку на музыку «для урока», «для хоровых занятий», «для дома», «для проведения досуга с товарищами»;

б) какой музыке — классической, народной, развлекательной — дети отдают предпочтение в различных ситуациях;

в) какова широта общего кругозора ребенка (как музыкального, так и жизненного), связанного с пониманием роли музыки, искусства в обществе;

г) каковы мотивы обращения детей к той или иной музыке.

Главное, в этой методике, выявить мотив — вызывает ли хоровая деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственному желанию или потому, что его заставляют родители; ходит в хор потому, что любит петь, или потому, что получает удовлетворение от коллективной деятельности с другими ребятами, и т. д.



Приложение 6.

Методика М. Рокича «Уровень ценностных ориентаций» Опросник ценности по Рокичу. Инструкция:

Предлагается набор из 10 карточек с обозначением ценностей. Задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 10 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.

Список А (терминальные ценности):

1активная деятельность (участие в жизни класса, школы, города);

  1. здоровье (физическое и психическое);

  2. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

  3. наличие хороших и верных друзей;

  4. уважение окружающих, коллектива, товарищей;

  5. самосовершенствование физического и духовного потенциала;

  6. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

  7. счастливая семейная жизнь;

  8. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

  9. творчество (возможность творческой деятельности);

  10. творческое саморазвитие

Список Б (личностные ценности):

  1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

  2. воспитанность (хорошие манеры);

  3. жизнерадостность (чувство юмора);

  4. исполнительность (дисциплинированность);

  5. самостоятельность;

  6. образованность (широта знаний, высокая общая культура);

  7. ответственность (чувство долга, умение держать слово);

  8. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

  9. терпимость - толерантность (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

  10. честность (правдивость, искренность);

Ключ, обработка результатов, интерпретация.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.

Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.







Приложение 7.

Критерии определения уровня сформированности звуковысотного слуха школьников (по Еременко Т.В.). Первый уровень


Уровень

развития

зв. выс. слуха

Диапазон

Точность интонирования

Слуховое восприятие

начальный

(элементарный)

ограниченный:

на одном звуке или в пределах секунды(СИ малой октавы – ДО первой октавы)

поют неверно даже с поддержкой инструмента (голоса)

высота звуков не определяется

достаточный

(развивающий)

в пределах терции, кварты первой октавы (ДО – МИ, ФА; РЕ – ФА, СОЛЬ)

поют верно с поддержкой инструмента (голоса), подстраиваются под его звучание быстро и легко

не совсем точное определение высоты звуков в пределах терции, кварты

высокий

В пределах сексты, октавы (ДО первой октавы – СИ первой октавы, ДО второй октавы; РЕ – ЛЯ, СИ

поют верно, точно без поддержки инструмента (голоса)

точное определение высоты звуков в пределах сексты, октавы


Критерии определения уровня сформированности звуковысотного слуха школьников (по Еременко Т.В.). Второй уровень


Уровень

развития

зв. выс. слуха

Диапазон

Точность интонирования

Слуховое восприятие

достаточный

(развивающий)

В пределах сексты, октавы ДО– СИ (1)

поют верно с поддержкой и без поддержки инструмента (голоса, подстраиваются под его звучание быстро и легко

точное определение высоты звуков в пределах сексты, октавы

высокий

Развитие диапазона певческих голосов учитывая возрастные особенности Альты – ля(м)- до(2), си(м) – ре (2); Сопрано –до(1) –ми(2), ре (1)- фа(2).

Работа над двухголосьем в ансамбле, над эмоциональным, чувственным исполнением произведений

Умение передовать стилевые особенности разных композиторов .


Критерии определения уровня сформированности звуковысотного слуха школьников (по Еременко Т.В.). Третий уровень


Уровень

развития

зв. выс. слуха

Диапазон

Точность интонирования

Слуховое восприятие

достаточный

(развивающий)

Развитие диапазона певческих голосов учитывая возрастные особенности. Альты – ля(м)- до(2), си(м) – ре (2); Сопрано –до(1) –ми(2), ре (1)- фа(2).

Уверенное владение элементами двухголосия.

Развитие и совершенствование ранее приобретенных умений, навыков, в урочной и внеурочной деятельности.

высокий

Развитие диапазона певческих голосов учитывая возрастные и индивидуальные особенности две октавы

Уверенное владение навыками двухголосия, введение элементов трёхголосия.












Программа внеурочной деятельности "Культура хорового пения".
  • Музыка
Описание:

Программа «Культура хорового пения» направлена на обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  школьников к произведениям искусства и миру, опыта музыкально-творческой деятельности, на усвоение музыкальных знаний, формирование певческих  умений и навыков в процессе занятий музыкой и состоит из трёх этапов (по Л.С. Выготскому).

                              I.            «Вхождение» в «певческое поле» окружающего мира (6-9 лет)

                           II.            Формирование ощущения значимости собственного голоса и познание радости творчества (10-13 лет)

                        III.            Личностное, одухотворённое самовыражение  в пении (14-17лет).

    Цель   программы «Культура хорового  пения»: формирование обшей художественной культуры школьников через  хоровое пение, как части их духовной культуры.

  Задачи:

·        формировать способность учащихся воспринимать культуру хорового пения как  уникальное, самобытное явление во всём многообразии его видов и жанров и осознавать его значимость (певческий опыт);

·        формировать навыки певческой грамотности, певческой эмоциональности,  выразительности, разностороннее развитие  музыкально – слуховых представлений;

·        развивать навыки владения голосом – интонационная выразительность певческого голоса;

·        способствовать реализации духовно-творческих способностей каждого ребенка при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей.

 

 

 

 

Автор Важенина Ирина Витальевна
Дата добавления 15.02.2015
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 1172
Номер материала 56372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓