ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА
«МИР ПСИХОЛОГИИ»
ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ
разработал:
педагог – психолог
МОАУ
«СОШ № 15»
Бережнова Н.С.
г.
Новотроицк, 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика программы кружка
«Мир психологии»
3. Описание места программы кружка «Мир
психологии» в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы кружка «Мир психологии»
5. Содержание программы кружка «Мир
психологии»
6. Тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности
7. Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
8. Требования и результаты к уровню
подготовки учащихся.
Пояснительная
записка
Младший
подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во
многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного
окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление,
заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и
т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе,
исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических
занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их
психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач
развития. Данная программа кружка включает в себя основные направления работы:
аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей,
при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины
поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает
личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для
подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него
ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном
росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э.
Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).
Рабочая
программа кружка « Мир психологии» разработана
на основе следующих нормативных документов:
- Закона РФ
«Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Приказа
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897,
зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- письма
Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №
03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
образовательного стандарта общего образования»;
- Основной образовательной
программы ОУ.
- В программе
учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Цель
программы:
Цель
изучения программы кружка «Мир психологии» - решение основных проблем возраста
с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие
коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.
Задачи
программы:
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и
принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма,
взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать
психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества
учащихся.
Развивающие:
-создавать
условия для развития личности каждого подростка;
- развивать положительные эмоции и
волевые качества;
- развивать умение осознавать свои
чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.
Общая характеристика программы кружка «Мир
психологии»
Программа
внеурочного кружка «Мир психологии» составлена для учащихся 4 -5 классов.
Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где
используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы и работа
в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных
способностей и формированию нравственных качеств учащихся, позволяет познание
себя осуществлять активно и деятельностно.
Основополагающими
принципами построения программы кружка «Мир
психологии» являются:
- доступность;
- практико-ориентированность;
- метапредметность.
Описание
места учебного кружка «Мир психологии» в
учебном плане
Программа кружка «
Мир психологии» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) реализуется в
рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).
Направленность:
социально - психологическая.
Возраст
учащихся: 10-11 лет.
Сроки
реализации дополнительной общеобразовательной
программы: 1 год.
В основе
внеурочного кружка лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на
результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие
личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет
индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение
преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего
образования;
- разнообразие
видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося,
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
-
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного
кружка «Мир психологии», что и создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности.
Методы
и приемы, используемые при изучении программы кружка:
1.
Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в
начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих
ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и
быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания
способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии,
помогают им овладеть необходимыми понятиями.
2.
Ролевые методы – предполагают принятие ролей,
различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание
своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.
3.
Коммуникативные игры – игры, направленные на
формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства,
способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению
сотрудничать.
4. Игры, направленные
на развитие вербального и невербального воображения.
5.
Использование терапевтических метафор с целью поиска и
нахождения ресурсов внутри себя.
6.
Методы формирования «эмоциональной грамотности»
- предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам,
голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных
ситуациях.
7.
Когнитивные методы.
8.
Дискуссионные методы - позволяют реализовать
принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения
на какую-либо проблему.
Формы проведения занятий:
-индивидуальная
работа;
-работа в паре;
-групповая
работа;
-коллективная
работа.
Содержание
программы внеурочного кружка « Мир психологии» предоставляет широкие возможности
для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных
способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.
Новизна программы
в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса
используются современные психолого-педагогические технологии: тренинг, деловая
игра и др. методы. Перед учебными и практическими занятиями проводится
инструктаж о работе в тренинговой группе, о значимости чужого мнения, о
правилах ведения дискуссии.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы кружка «Мир психологии»
Сформулированная
цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты
структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя
предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность внеурочного
кружка «Мир психологии» заключается в том, что полученные знания о себе, своих
личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут
способствовать успешному усвоению школьной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося
будут сформированы:
- обучающийся
получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;
- формирование
ответственного отношения к учению;
- готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;
- формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики;
- развитие
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование
коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения
программы кружка «Мир психологии» являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных
особенностей людей;
- знание правил работы в тренинговой
группе;
- знание способов разрешения конфликтных
ситуаций;
- умения вести конструктивный диалог;
- умение определять жизненные цели и
задачи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты,
ценности;
- вести конструктивную беседу;
-учитывать мнение других людей при
взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
- бесконфликтному поведению со
сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала
осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность,
заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором
учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка
тетрадей по саморазвитию.
Требования
и результаты к уровню подготовки учащихся
обучающиеся
должны знать:
- что такое
«психология», каково её место в системе наук;
-понятие личность,
индивид, индивидуальность;
- об уникальности
внутреннего мира каждого;
-о способах
ведения конструктивного диалога;
- о мотивах
выбора друзей.
обучающиеся
смогут узнать:
- о разных
направлениях психологической науки;
- о способах
поведения в трудных ситуациях;
-о понятиях
уверенность» и «уважение» обучающиеся должны уметь:
- анализировать и
понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
– анализировать
поступки других людей и свои собственные.
обучающиеся
смогут научиться:
- самостоятельно
анализировать поведение героев фильма;
-анализировать
сказки, притчи, рассказы;
-анализировать
собственные потребности и цели.
Содержание
программы кружка « Мир психологии»
(34
часа)
Главная особенность
четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они
легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать
происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях.
Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими
их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого
возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают
взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако
взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок
настолько открыт.
Тематическое
планирование занятий кружка «Мир психологии»
№
п.п.
|
Тема
(цели)
|
Занятие
(тема)
|
Дата
|
1.
|
Кто Я? Мои силы, мои возможности.
Цели:
- помочь детям усвоить понятие
«способности», исследовать свои способности и возможности;
- помочь каждому ребенку осознать свою
уникальность и неповторимость.
|
1. Мое лето.
|
|
2.Кто Я?
|
|
3. Какой я - большой или маленький?
|
|
4. Анкета «Вот я какой!»
|
|
5. Проективная методика «Мой щит и герб»
|
|
6. Мои способности
|
|
7. Мой выбор, мой путь.
|
|
8. Мой внутренний мир.
|
|
9. Сказкотерапия (психологические
притчи).
|
|
10. Уникальность моего внутреннего мира,
уникальность твоего внутреннего мира.
|
|
11. Кого я могу впустить в свой
внутренний мир?
|
|
12. Что значит верить?
|
|
|
|
13. Мои страхи, как с ними бороться.
|
|
2.
|
Я расту, я изменяюсь
Цели:
- помочь детям научиться осознавать
происходящие в них изменения;
- помочь детям научиться планировать
цели и пути само изменения.
|
14. Мое детство.
15. Мое детство (продолжение).
16. Я изменяюсь.
17. Тренинг «Наш дружный коллектив».
18. Продолжение тренинга «Наш дружный
коллектив».
|
|
3.
|
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в
будущем?
Цели:
-дать детям возможность задуматься о
будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты
будущего;
- Помочь детям понять, что будущее начинается
в настоящем;
- ввести понятие «Жизненный выбор»
|
19. Мое будущее.
20. Мое будущее (продолжение)
21. Хочу вырасти здоровым человеком!
22. Вредные привычки как с ними
бороться!
23. Профилактика ПАВ.
|
|
4.
|
Хочу вырасти интеллигентным человеком:
что для этого нужно?
Цель – помочь детям осознать понятие
«Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.
|
24. Кто такой интеллигентный человек?
25. Хочу вырасти интеллигентным
человеком.
26. Что такое идеальное Я?
|
|
5.
|
Хочу вырасти свободным человеком: что
для этого нужно?
Цели:
- помочь детям осознать личную свободу и
свободу другого;
-помочь им понять, что свобода часто
связана с наличием обязанностей;
- помочь осознать, что необходимо
признавать и уважать права других людей.
|
27. Кто такой свободный человек?
|
|
28. Права и обязанности школьника
|
|
29. Что такое «право на уважение»?
|
|
30. Права и обязанности.
|
|
31. Общение в жизни человека.
|
|
32. Нарушение прав других людей может
привести к конфликтам.
|
|
33. Как разрешать конфликты мирным
путем?
|
|
34. Итоговое занятие.
|
|
Список
литературы для педагога:
1. Практическая
психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
2. Истратова,
О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Игры, ребусы,
загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. -
Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
4. Винокурова, Н.
Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. - М.:
«ACT-Пресс», 1999.
5. Младший
школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. -
М.: Просвещение, 2003.
6. Винокурова,
Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.
7. Милосердов,
И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI
век».
8. Сиротюк, А.Л.
Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий
центр», 2001.
9. Вергелис, Г.И.
Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И.
Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
10. Корнеева, Е.Н.
Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия
К, 1999.
11. Костромина,
С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н.
Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
12. Битянова, М.Р.
Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И.
Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
13. Сиротюк, А.Л.
Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л.
Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
14. Кравцова,
Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8
/ Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
15. Хухлаева О.В.
Тропинка к своему Я/О..Хухлаева.-генезис, М.2012г.
для учащихся:
1. Гин, С. Мир
логики / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
2. Гин, С. Мир
фантазии / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
3. Тихомирова,
Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л. Ф.
Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
4. Аверина, И. С.
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина,
Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - № 5. - 1991; № 4. -
1994.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.