Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПрограмма внеурочной деятельности кружка «Мир психологии» для 4-5-х классов

Программа внеурочной деятельности кружка «Мир психологии» для 4-5-х классов

Скачать материал

 

 

     ПРОГРАММА

 

         ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КРУЖКА «МИР ПСИХОЛОГИИ»

 

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ

 

 

                                                              разработал:

                                                                           педагог – психолог

МОАУ «СОШ № 15»

                                                                        Бережнова Н.С.

 

 

 

 

 

 

г. Новотроицк, 2014 год

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2.  Общая характеристика программы кружка «Мир психологии»

3. Описание места программы кружка  «Мир психологии» в учебном плане

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка  «Мир психологии»

5. Содержание программы кружка «Мир психологии»

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения  образовательного процесса

8. Требования   и результаты  к уровню подготовки учащихся.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Младший подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.  Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.  Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.  Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Рабочая программа кружка « Мир психологии»  разработана на основе следующих нормативных документов:

-        Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

 - Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-  письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

- Основной образовательной программы ОУ.

- В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

 

 

 

 

 

Цель программы:

        Цель изучения программы кружка «Мир психологии» -  решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие  коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.   

Задачи программы:

  Обучающие:

- научить положительному самоотношению и принятию других людей;

- научить рефлексивным умениям;

 - формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:

 - воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;

- воспитывать нравственные качества учащихся.

Развивающие:

 -создавать условия для развития личности каждого подростка;

 - развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.

Общая характеристика программы кружка «Мир психологии»

Программа внеурочного кружка «Мир психологии» составлена для учащихся  4 -5 классов. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств учащихся, позволяет познание себя осуществлять активно и деятельностно.

 Основополагающими принципами построения программы кружка «Мир психологии» являются:

- доступность;

- практико-ориентированность;

 - метапредметность.  

 

 

 

Описание места учебного кружка «Мир психологии» в учебном плане

Программа кружка « Мир психологии»  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).   

Направленность: социально - психологическая.

Возраст учащихся: 10-11 лет. 

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

В основе внеурочного кружка лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

 - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; 

- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; 

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного кружка «Мир психологии», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и приемы, используемые при изучении программы кружка:

1. Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.

3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.

 4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.

5. Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя.

6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

 7. Когнитивные методы.

8. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.

 

Формы проведения занятий:

 -индивидуальная работа;

-работа в паре;

 -групповая работа;

-коллективная работа. 

Содержание программы внеурочного кружка « Мир психологии»  предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих  и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.

 

 

 

 

 

 

 

 Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные психолого-педагогические технологии: тренинг, деловая игра и др. методы.  Перед  учебными и практическими занятиями проводится инструктаж о работе в тренинговой группе, о значимости чужого мнения, о правилах ведения дискуссии.        

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка  «Мир психологии»

Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность внеурочного кружка «Мир психологии» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешному усвоению школьной программы.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

- обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;

- формирование ответственного отношения к учению;

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Предметными результатами освоения программы кружка «Мир психологии» являются следующие знания и умения:

- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

 - знание правил работы в тренинговой группе;

 - знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

 - умения вести конструктивный диалог;

 - умение определять жизненные цели и задачи.

Учащиеся  получат возможность научиться: 

- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

- вести конструктивную беседу; 

-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;

- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.      

Требования   и результаты  к уровню подготовки учащихся

обучающиеся должны знать:

 - что такое «психология», каково её место в системе наук;

-понятие личность, индивид, индивидуальность;

 - об уникальности внутреннего мира каждого;

-о способах ведения конструктивного диалога;

 - о мотивах выбора друзей.

обучающиеся смогут узнать:

  - о разных направлениях психологической науки;

- о способах поведения в трудных ситуациях;

 -о понятиях уверенность» и «уважение» обучающиеся должны  уметь:

 - анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;

– анализировать поступки других людей и свои собственные.

обучающиеся смогут научиться:

 - самостоятельно анализировать поведение героев фильма;

-анализировать сказки, притчи, рассказы;

-анализировать собственные потребности и цели. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы кружка « Мир психологии»

 (34 часа)

            Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются  анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

            Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво  впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Тематическое планирование занятий кружка «Мир психологии»

 

№ п.п.

Тема (цели)

Занятие (тема)

Дата

1.

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

Цели:

- помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

1. Мое лето.

 

2.Кто Я?

 

3. Какой я - большой или маленький?

 

4. Анкета «Вот я какой!»

 

5. Проективная методика «Мой щит и герб»

 

6. Мои способности

 

7. Мой выбор, мой путь.

 

8. Мой внутренний мир.

 

9. Сказкотерапия (психологические притчи).

 

10. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

 

11. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

 

12. Что значит верить?

 

 

 

13. Мои страхи, как с ними бороться.

 

2.

Я расту, я изменяюсь

Цели:

- помочь детям научиться осознавать  происходящие в них изменения;

- помочь детям научиться планировать цели и пути само изменения.

14. Мое детство.

15. Мое детство (продолжение).

16. Я изменяюсь.

17. Тренинг «Наш дружный коллектив».

18. Продолжение тренинга «Наш дружный коллектив».

 

 

3.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Цели:

-дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;

- Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

 - ввести понятие «Жизненный выбор»

19. Мое будущее.

20. Мое будущее (продолжение)

21. Хочу вырасти здоровым человеком!

22. Вредные привычки как с ними бороться!

23. Профилактика ПАВ.

 

4.

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.

24. Кто такой интеллигентный человек?

25. Хочу вырасти интеллигентным человеком.

26. Что такое идеальное Я?

 

 

5.

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

Цели:

- помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

- помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

27. Кто такой свободный человек?

 

28. Права и обязанности школьника

 

29. Что такое  «право на уважение»?

 

30. Права и обязанности.

 

31. Общение в жизни человека.

 

32. Нарушение прав других людей может привести  к конфликтам.

 

33. Как разрешать конфликты мирным путем?

 

34. Итоговое занятие.

 

 

 

Список литературы для педагога:

1. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

 2. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

 3. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.

4. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. - М.: «ACT-Пресс», 1999.

5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.

 6. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.

7. Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI век». 

8. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001. 

9. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И.  Вергелис, Л.А.  Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000. 

10. Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.

11. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.

12. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998. 

13. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.

 14. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я/О..Хухлаева.-генезис, М.2012г.  

   для учащихся: 

1. Гин, С. Мир логики / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.

2. Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.

3. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.

4. Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - № 5. - 1991; № 4. - 1994.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа внеурочной деятельности кружка «Мир психологии» для 4-5-х классов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Младший подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.  Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.  Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.  Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 534 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1174
    • DOCX 36 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бережнова Нина Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бережнова Нина Станиславовна
    Бережнова Нина Станиславовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25423
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструктор по трудовой терапии для детей с девиантным поведением

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 71 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика и коррекция задержки речевого развития у детей

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы конфликтологии: конфликты, их разрешение и профилактика

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 326 человек

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов