Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности "Исследовательская деятельность"

Программа внеурочной деятельности "Исследовательская деятельность"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»



«Рассмотрено»

Руководитель МО


___________/Гаврюшкина Н.Е./


Протокол № __ от ______2014


«Согласовано»

Педагогический совет


_____________/Новикова Т.В./


Протокол № __ от________2014


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 34»


____________/Т.И.Никитина/


Приказ № __ от ________2014










ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Исследовательская деятельность»

Дрозд Татьяны Николаевны,

учителя высшей квалификационной категории

1-4 класс





















Бийск

2014 - 2015 учебный год





Пояснительная записка

Программа к курсу «Исследовательская деятельность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Р.И.Сизовой,Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.

Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».

Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся аффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия

Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.

Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.

Задачи:

  1. Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).

  2. Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).

  3. Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).

  4. Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)

Возрастное обоснование:

Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.

Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.

Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.

Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.

Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.

Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

  • Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.

  • Формируется навык планирования деятельности.

  • Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.

  • Формируется опыт защиты своей идеи.

  • Формируется опыт самоопределения.

  • Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

  • Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.

  • Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.

Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.

Данная программа диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.

Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы.

Примерное планирование внеурочной деятельности для 1 класса, 33ч.

№ занятия

Тема

Кол.

часов

1

Кто я? Моя семья

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

1

4

Как собирать материал? Твои помощники

1

5

Проблема.

1

6

Проблема. Решение проблемы

1

7

Гипотеза. Предположение

1

8

Гипотеза. Играем в предположения

1

9

Цель проекта

1

10

Задача проекта

1

11

Выбор нужной информации

1

12

Выбор нужной информации

1

13

Интересные люди – твои помощники

1

14

Продукт проекта

1

15

Виды продукта. Макет

1


16

Визитка

1

17

Как правильно составить визитку к проекту

1

18

Как правильно составить визитку к проекту

1

19

Мини-сообщение.

1

20

Выступление перед знакомой аудиторией

1

21

Выступление перед знакомой аудиторией

1

22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

1

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

1

24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

25

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

26

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

27

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

1

28

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

1

29

Тест «Чему я научился?»

1

30

Памятка для учащегося-проектанта

1

31

Памятка для учащегося-проектанта

1

32

Твои впечатления от работы над проектами

1

33

Ярмарка достижений

1

Примерное планирование внеурочной деятельности для 2 класса, 34ч.

№ занятия

Тема

Кол. часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

1

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

1

4

Выбор помощников в работе над проектом

1

5

Этапы работы над проектом

1

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

1

7

Проблема. Решение проблемы

1

8

Выработка гипотезы-предположения

1

9

Цель проекта

1

10

Задачи проекта

1

11

Сбор информации для проекта

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации

1

14

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

15

Играем в ученых. Это интересно

1

16

Тест «Чему ты научился?»

1

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

18

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

1

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

1

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

1

21

Программа МРР

1

22

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

23

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

25

Тест «Советы проектанту»

1

26

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

27

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

1

28

Играем в ученых. Это интересно

1

29

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

30

Памятка жюри конкурсов

1

31

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

32

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

33

Играем в ученых. Это интересно

1

34

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

1

Примерное планирование внеурочной деятельности для 3 класса, 34ч.

№ занятия

Тема

Кол. часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

1

4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

1

5, 6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

7, 8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

11, 12

Практическая работа. Создание мини-постера

2

13, 14, 15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

16, 17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

2

18, 19

Программа МРР. Дизайн

2

20, 21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

2

22, 23

Требования к компьютерной презентации.

2

24, 25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

2

26, 27, 28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

3

29, 30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

2

31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

32

Твои впечатления работы над проектом

1

33

Пожелания будущим проектантам

1

34

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.

1

Примерное планирование внеурочной деятельности для 4 класса, 34ч.

№ занятия

Тема

Кол.

часов

1, 2

Наблюдение и экспериментирование

2

3, 4

Методы исследования

2

5, 6

Наблюдение и наблюдательность

2

7

Совершенствование техники экспериментирования

1

8

Интуиция и создание гипотез

1

9, 10

Правильное мышление и логика

2

11, 12

Искусство делать сообщения

2

13

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

14

Семинар «Как готовиться к защите»

1

15

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

16, 17, 18

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

3

19, 20

Коллективная игра-расследование

2

21 -27

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

7

28

Семинар

1

29, 30

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2

31, 32

Подготовка собственных работ к защите

2

33, 34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

2

Планируемые результаты освоения курса

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Исследовательская деятельность» во 2 В классе, 35ч.

№ занятия

Тема

Дата

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения


2

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

05.09

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

12.09

4

Выбор помощников в работе над проектом

19.09

5

Этапы работы над проектом

26.09

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

03.10

7

Проблема. Решение проблемы

10.10

8

Выработка гипотезы-предположения

17.10

9

Цель проекта

24.10

10

Задачи проекта

31.10

11

Сбор информации для проекта

14.11

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

21.11

13

Обработка информации. Отбор значимой информации

28.11

14

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

05.12

15

Играем в ученых. Это интересно

12.12

16

Тест «Чему ты научился?»

19.12

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

26.12

18

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

16.01

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

23.01

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

30.01

21

Программа МРР

06.02

22

Совмещение текста выступления с показом презентации

13.02

23

Совмещение текста выступления с показом презентации

20.02

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

27.02

25

Тест «Советы проектанту»

06.03

26

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

13.03

27

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

20.03

28

Играем в ученых. Это интересно

03.04

29

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

10.04

30

Памятка жюри конкурсов

17.04

31

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

24.04

32

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

08.05

33

Играем в ученых. Это интересно

15.05

34

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

22.05

35

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

29.05

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы:

1.Р.Ф. Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект»:Методическое пособие для 1-4 классов,-М.»Издательство РОСТ», 2012

2.Р.Ф. Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект». Рабочие тетради для1-4кл.-М.: Издательство РОСТ,2012г.

Оборудование и приборы:

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.

3.Компьютер

4.Мультимедийный проектор.

5.Интерактивная доска.

6.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

7.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

 

Листок корректировки программы


Тема урока

Дата

Причина

план

факт






































































































Программа внеурочной деятельности "Исследовательская деятельность"
  • Начальные классы
Описание:

Программа к курсу «Исследовательская деятельность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на  основе программы Р.И.Сизовой,Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».Программа реализуется  в рамках «Внеурочной   деятельности» в соответствии с   образовательным планом. 

 

    В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.

Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.

 

Автор Дрозд Татьяна Николаевна
Дата добавления 15.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 414
Номер материала 7205
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓