Главная / Начальные классы / ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФГОС "Этимология для малышей" (2 класс)

ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФГОС "Этимология для малышей" (2 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Балыксинская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании МО зам.директора по ВР Руководитель ОУ

учителей начальных классов ________ М.К.Черданцева

_______________ Сафиулина Т.С. _______________

Протокол № ___ от _______ 2014г. « » _____________ 2014г. Л.А Яшникова

«___» ________2014г.










Рабочая

образовательная программа

по внеурочной деятельности (ФГОС)

«Этимология для малышей»

для учащихся 2А класса

на 2014-2015 учебный год

(социально-значимый проект)





Составитель программы

Кутукова Татьяна Дмитриевна

учитель начальных классов

первой кв.категории




Село Балыкса

2014 год

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального

направления для 2 класса составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Удивительный мир слов», опубликованной в сборнике программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2013.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Общая характеристика курса

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе,

направлена на достижение следующих целей:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства

человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как

показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых

средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического

использования знаний,

- пропедевтическая подготовка младших школьников к написанию сочинений, итоговой контрольной работы в 4 классе, а в дальнейшем к сдаче экзаменов.

В курсе «Этимология, или Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи, рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание всех тем предметной

области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого

характера, введения элементов культурологи, знакомства с исконно русскими словами и заимствованными из других языков.


Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие

умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская

деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного

лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению

чистоты русского языка.


Место в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Во 2 классе занятия проводятся один

раз в неделю, 34 – в год (теория – 20%, практика – 80%). Предусмотрены работы в специальных тетрадях, а также выполнение заданий с использованием программного обеспечения ПК.


Планируемые результаты освоения программы

В процессе изучения курса «Этимология, или Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

Деятельностный подход, реализуемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.

Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и

корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и

самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставлять варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

В процессе реализации программы предполагается постоянное участие детей всего класса в лингвистических олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных играх, что позволит воспитанникам сопоставить полученные достижения с результатами детей-участников других территорий РФ, оценить правильность выбранного направления работы, провести мониторинг достижений обучающихся.

Занятия направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные

представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры учащихся.


Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других

людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак),

-становиться активными участниками конкурсной и проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану, писать сочинения, давать грамотные ответы на поставленные вопросы.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, различных словарях, учиться продуктивно использовать интернет-ресурсы

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты, заучивать наизусть прозаические и поэтические произведения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Этимология для малышей, или К истокам словесности» (2 класс)


п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Сколько слов мы знаем? Язык мой – друг мой. Народная мудрость – в пословицах и поговорках.

Богатство и многообразие в языка в пословицах и поговорках. Беседа «К истокам слова». Анализ слов на тему «Осень»

1


2

Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно.

Правила ударения, значение слов школьной тематики. Знакомство с толковыми словарями, работа с орфографическим словариком школьника.

1


3

Что такое ЭТИМОЛОГИЯ? Звукоподражательные слова в нашем языке.

Зрительный диктант, знакомство с понятием «этимология», словами, образованными от звуков пения птиц, творческое списывание, сочинение-миниатюра (проект «Кто сам себя называет?»)

1


4

Календарь. Этимология названий месяцев года. Осень-рыжая подружка.

Работа с этимологическим словарём школьника О.Д.Ушаковой, толкование названий осенних месяцев, составление предложений, наблюдение над выразительностью речи в поэзии, сравнения и метафоры



5

Этимология в мире грибов. Проекты «Грибная поляна» и «Корзинка грибника» (информационные плакаты)

История происхождения слов-названий грибов, правописание, составление словосочетаний, работа с предложением. Создание иллюстраций, панно-проектов



6

Этимология в мире животных. Почему некоторые звери и птицы получили такое название.

Каллиграфическая минутка, беседа об этимологии слов по теме занятия, объяснительный диктант, этимологические загадки, этимологическое гнездо, творческий словарный диктант.

1


7

Этимология в мире животных. Насекомые.

История происхождения слов-названий животных, правописание, составление словосочетаний, работа с предложением. Создание иллюстраций, панно-проектов

1


8

Этимология в мире животных. Рыбы и рептилии.

Беседа об этимологии как науке, работа с этимологическим словарём, зарисовки, рифмовки, этимология в загадках.

1


9

Что мы знаем об этимологии. Слова с затемнённой этимологией.

Поговорим о КОРабликах, словарная работа, каллиграфическая минутка, беседа о происхождении слов, развитие речи, мультфильм «Осенние корабли»

1


10

Этимология в мире растений. Деревья и травы.

Беседа об этимологии как науке, работа с этимологическим словарём, зарисовки, рифмовки, этимология в загадках.Азбука этимологии. Деревья и травы Хакасии.

1


11

Этимология в мире растений. Экзотические плоды. Проект «Этимологическое дерево»

Этимология названий тропических плодов, зарисовки, выполнение проекта.

1


12

«У медведя во бору…» (подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок» - тренинг участия, выполнение заданий предыдущих лет)

Выполнение заданий конкурса, обсуждение вариантов выполнения. Тренинг заполнения бланков ответов.



13

Этимология в мире растений. Цветы. Проект «Этимологический букет».

«Цветочная» этимология, зарисовки, выполнение проекта, демонстрация работы на родительском собрании.

1


14

Гости из Греции и Франции. Заимствованные слова и выражения.

Расширение познаний об этимологии слов с греко-римскими элементами, словарно-орфографическая работа, выборочный диктант.

1


15

Все народы меняются словами, заимствуя их друг у друга. (Современные заимствованные слова)

Этимологические задачи, письмо по памяти с самопроверкой, работа со словарём, составленние этимологической справки, аукцион слов.

1


16

Календарь. Этимология названий месяцев года. Зимушка-зима.

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Зимняя земляника»



17

Наш помощник – этимологический словарь. Тренинг работы со словарями.


Ваполнение заданий, составление словосочетаний, предложений, анализ отрывков из художественных текстов

1


18

Этимология в магазине. Проект «Витрина магазина» (коллаж)

Этимология слов по теме занятия, выбор витрины и выполнение проекта в технике коллажа

1


19

Этимология на кухне. Проект «Скатерть-самобранка» (панно)

Этимология «кухонных» слов, выполнение проекта в технике живопись.

1


20

Кое-что из нашего гардероба (этимология в мире одежды)

Работа со словарём, выполнение панно из лоскутков различных тканей

1


21

Творческий проект «Как прекрасен мир вокруг…» (сочинение-миниатюра)

Правила написания сочинения, части текста, подбор выражений для образности письменной речи. Подбор названия. Афиширование, анализ текстов.

1


22

Решаем этимологические кроссворды. Практикум по этимологии. Работа со словарём.

Занимательные задания по этимологии.

1


23

Этимология на колёсах. Транспорт.

Попробуем разгадать этимологию слов по теме занятия, словесные зарисовки по теме. Связь с историей, временем появления средств передвижения.

1


24

«У медведя во бору…» (подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок» - тренинг участия, выполнение заданий предыдущих лет, 2-ое занятие)



Выполнение заданий конкурсов «Русский медвежонок», «Львёнок»

1


25

Творческое списывание и зрительный диктант. Как освоить эти задания.

Учимся быть внимательными, делаем текст красиво звучащим

1


26

Школьные слова. Шпаргалка, каникулы и вундеркинды (занятие-игра)

Осваиваем школьную этимологию, мини-сочинение, занимательные кроссворды по теме

1


27

Развитие красивой речи. «…И в сказке, и в поэзии, и рядом с тобой» (занятие- практикум по стилистике речи, обогащению словарного запаса)


Восстанавливаем деформированный текст, обогащая его выразительными средствами речи

1


28

Очень важные слова. Проект «Этимологическая карта мира» (виртуальное путешествие с остановками)

Отмечаем на карте мира места, где побывали на занятиях; разговариваем вежливо на разных языках

1


29

Календарь. Этимология названий месяцев года. Весна-красна.

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Необычная бочка»



30

К истокам слова. Каламбуры- шутки (из факульт. курса)

Замечаем слова-паразиты в нашей речи, выражения-перевёртыши, каламбуры

1


31

Этимология в экологии. Животные и растения – краснокнижники.

О происхождении названий животных Красной книги РХ и РФ

1


32

Такие разные слова. Проект «От балета до подушки…» (серия иллюстраций)

Разные слова, их этимология, этимология слов-профессионализмов, жаргонизмов, диалектные слова

1




33

Календарь. Этимология названий месяцев года. Проект «Лето – в цветы одето…» (пейзаж)

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Друзья»

1


34

Итоговое занятие «Что узнали и что умеем?» Экскурсия «Этимология вокруг нас»

Этимология в нашем окружении. Размещение информационных табличек на различных объектах села.

1




Литература для учителя:


Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург:Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формированиеорфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж:

ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для

учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. –

Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика,

2005

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. –

М.: Просвещение, 1964

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен,

2012

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература,

1988

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт,

2007


Литература для учащихся:

Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 2класса. – М.: Вентана-Граф

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир

грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Лёвушкина О.И. Словарная работа в начальных классах. – М.:Владос, 2012.

Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. С-Пб, ИД Литера, 2008.

ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФГОС "Этимология для малышей" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Балыксинская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрено                                                  Согласовано                                           «Утверждаю»

на заседании МО                                          зам.директора по ВР                            Руководитель ОУ

учителей начальных классов                      ________ М.К.Черданцева

_______________ Сафиулина Т.С.                                                                          _______________

Протокол № ___ от _______ 2014г.           «   » _____________ 2014г.                          Л.А Яшникова

                                                                                                                                   «___» ________2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая

образовательная программа

по внеурочной деятельности (ФГОС)

«Этимология для малышей»

для учащихся 2А класса

на 2014-2015 учебный год

(социально-значимый проект)

 

 

 

 

                                                         Составитель программы

Кутукова Татьяна Дмитриевна

учитель начальных классов

первой кв.категории

 

 

 

Село  Балыкса

2014 год

Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности   общеинтеллектуального

направления для 2 класса составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Удивительный мир слов», опубликованной в сборнике программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2013.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Общая характеристика курса

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе,

направлена на достижение следующих целей:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства

человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как

показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых

средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического

использования знаний,

- пропедевтическая подготовка младших школьников к написанию сочинений, итоговой контрольной работы в 4 классе, а в дальнейшем к сдаче экзаменов.

В курсе «Этимология, или Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи, рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание всех тем предметной

области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого

характера, введения элементов культурологи, знакомства с исконно русскими словами и заимствованными из других языков.

 

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие

умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская

деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного

лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению

чистоты русского языка.

 

Место в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Во 2 классе занятия проводятся один

раз в неделю, 34 – в год (теория – 20%, практика – 80%). Предусмотрены  работы в специальных тетрадях, а также выполнение заданий  с использованием программного обеспечения ПК.

 

Планируемые результаты освоения программы

     В процессе изучения курса «Этимология, или Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

     Деятельностный подход, реализуемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.

Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и

корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и

самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставлять варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

     Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

В процессе реализации программы предполагается постоянное участие детей всего класса в лингвистических олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных играх, что позволит  воспитанникам сопоставить полученные достижения с результатами  детей-участников других территорий РФ, оценить правильность выбранного направления работы, провести мониторинг достижений обучающихся.

     Занятия направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные

представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры учащихся.

 

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других

людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак),

-становиться активными участниками конкурсной и проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану, писать сочинения, давать грамотные ответы на поставленные вопросы.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, различных словарях, учиться продуктивно  использовать интернет-ресурсы

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты, заучивать наизусть прозаические и поэтические произведения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Этимология для малышей, или  К истокам словесности» (2 класс)

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Сколько слов мы знаем? Язык мой – друг мой. Народная мудрость – в пословицах и поговорках.

Богатство и многообразие  в языка в пословицах и поговорках. Беседа «К истокам слова». Анализ слов на тему «Осень»

1

 

2

Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно.

Правила ударения, значение слов школьной тематики. Знакомство с толковыми словарями, работа с орфографическим словариком школьника.

1

 

3

Что такое ЭТИМОЛОГИЯ? Звукоподражательные слова в нашем языке.

Зрительный диктант, знакомство с понятием «этимология», словами, образованными от звуков пения птиц, творческое списывание, сочинение-миниатюра (проект «Кто сам себя называет?»)

1

 

4

Календарь. Этимология названий месяцев года. Осень-рыжая подружка.

Работа с этимологическим словарём школьника О.Д.Ушаковой, толкование названий осенних  месяцев, составление предложений, наблюдение над выразительностью речи в поэзии, сравнения и метафоры

 

 

5

Этимология в мире грибов. Проекты «Грибная поляна» и «Корзинка грибника» (информационные плакаты)

История происхождения слов-названий грибов, правописание, составление словосочетаний, работа с предложением. Создание иллюстраций, панно-проектов

 

 

6

Этимология в мире животных. Почему некоторые звери и птицы получили такое название.

Каллиграфическая минутка, беседа об этимологии слов по теме занятия, объяснительный диктант, этимологические загадки, этимологическое гнездо, творческий словарный диктант.

1

 

7

Этимология в мире животных. Насекомые.

История происхождения слов-названий животных, правописание, составление словосочетаний, работа с предложением. Создание иллюстраций, панно-проектов

1

 

8

Этимология в мире животных. Рыбы и рептилии.

Беседа об этимологии как науке, работа с этимологическим словарём, зарисовки, рифмовки, этимология в загадках.

1

 

9

Что мы знаем об этимологии. Слова с затемнённой этимологией.

Поговорим о КОРабликах, словарная работа, каллиграфическая минутка, беседа о происхождении слов, развитие речи, мультфильм «Осенние корабли»

1

 

10

Этимология в мире растений.  Деревья и  травы.

Беседа об этимологии как науке, работа с этимологическим словарём, зарисовки, рифмовки, этимология в загадках.Азбука этимологии. Деревья и травы Хакасии.

1

 

11

Этимология в мире растений. Экзотические плоды. Проект «Этимологическое дерево»

Этимология названий тропических плодов, зарисовки, выполнение проекта.

1

 

12

«У медведя во бору…» (подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок» - тренинг участия, выполнение заданий предыдущих лет)

Выполнение заданий конкурса, обсуждение вариантов выполнения. Тренинг заполнения бланков ответов.

 

 

13

Этимология в мире растений. Цветы. Проект «Этимологический букет».

«Цветочная» этимология, зарисовки, выполнение проекта, демонстрация работы на родительском собрании.

1

 

14

Гости из Греции и Франции. Заимствованные слова и выражения.

Расширение познаний об этимологии слов с греко-римскими элементами, словарно-орфографическая работа, выборочный диктант.

1

 

15

Все народы меняются словами, заимствуя их друг у друга.  (Современные заимствованные слова)

Этимологические задачи, письмо по памяти с самопроверкой, работа со словарём, составленние этимологической справки, аукцион слов.

1

 

16

Календарь. Этимология названий месяцев года. Зимушка-зима.

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Зимняя земляника»

 

 

17

Наш помощник – этимологический словарь. Тренинг работы со словарями.

 

Ваполнение заданий, составление словосочетаний, предложений, анализ отрывков из художественных текстов

1

 

18

Этимология в магазине. Проект «Витрина магазина» (коллаж)

Этимология слов по теме занятия, выбор витрины и выполнение проекта в технике коллажа

1

 

19

Этимология  на кухне. Проект «Скатерть-самобранка» (панно)

Этимология «кухонных» слов, выполнение проекта в технике живопись.

1

 

20

Кое-что из нашего гардероба (этимология в мире одежды)

Работа со словарём, выполнение панно из лоскутков различных тканей

1

 

21

Творческий проект  «Как прекрасен мир вокруг…» (сочинение-миниатюра)

Правила написания сочинения, части текста, подбор выражений для образности письменной речи. Подбор названия. Афиширование, анализ текстов.

1

 

22

Решаем этимологические кроссворды. Практикум по этимологии. Работа со словарём.

Занимательные задания по этимологии.

1

 

23

Этимология на колёсах. Транспорт.

Попробуем разгадать этимологию слов по теме занятия, словесные зарисовки по теме. Связь с историей, временем появления средств передвижения.

1

 

24

«У медведя во бору…» (подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок» - тренинг участия, выполнение заданий предыдущих лет, 2-ое занятие)

 

 

Выполнение заданий конкурсов «Русский медвежонок», «Львёнок»

1

 

25

Творческое списывание и зрительный диктант. Как освоить эти задания.

Учимся быть внимательными, делаем текст красиво звучащим

1

 

26

Школьные слова. Шпаргалка, каникулы и вундеркинды (занятие-игра)

Осваиваем школьную этимологию, мини-сочинение, занимательные кроссворды по теме

1

 

27

Развитие красивой речи. «…И в сказке, и в поэзии, и рядом с тобой» (занятие- практикум по стилистике речи, обогащению словарного запаса)

 

Восстанавливаем деформированный текст, обогащая его выразительными средствами речи

1

 

28

Очень важные слова. Проект «Этимологическая карта мира» (виртуальное путешествие с остановками)

Отмечаем на карте мира места, где побывали на занятиях; разговариваем вежливо на разных языках

1

 

29

Календарь. Этимология названий месяцев года. Весна-красна.

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Необычная бочка»

 

 

30

К истокам слова. Каламбуры- шутки  (из факульт. курса)

Замечаем слова-паразиты в нашей речи, выражения-перевёртыши, каламбуры

1

 

31

Этимология в экологии. Животные и растения – краснокнижники.

О происхождении названий животных Красной книги РХ и РФ

1

 

32

Такие разные слова. Проект «От балета до подушки…» (серия иллюстраций)

Разные слова, их этимология, этимология слов-профессионализмов, жаргонизмов, диалектные слова

1

 

 

 

33

Календарь. Этимология названий месяцев года. Проект «Лето – в цветы одето…» (пейзаж)

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Друзья»

1

 

34

Итоговое занятие «Что узнали и что умеем?» Экскурсия «Этимология вокруг нас»

Этимология в нашем окружении. Размещение информационных табличек на различных объектах села.

1

 

 

 


Литература для учителя:

 

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург:Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формированиеорфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж:

ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для

учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. –

Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика,

2005

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. –

М.: Просвещение, 1964

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен,

2012

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература,

1988

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт,

2007

 

Литература для учащихся:

Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 2класса. – М.: Вентана-Граф

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир

грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Лёвушкина О.И. Словарная работа в начальных классах. – М.:Владос, 2012.

Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. С-Пб, ИД Литера, 2008.

Автор Кутукова Татьяна Дмитриевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 875
Номер материала 48400
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓