Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 класса

Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Прогресс

муниципального района Хворостянский Самарской области



Утверждено

на заседании педагогического совета школы

от 18 марта 2014 года

Директор школы

Т.Г. Викторова ________







Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление)

«Край родной навек любимый»




Составлена

учителем начальных классов

ГБОУ СОШ пос. Прогресс

Жихаревой Татьяной Анатольевной.

Программа разработана в 2014г.



2014г.


Пояснительная записка


С чего начинается Родина? Для меня и моих учеников она начинается с посёлка Прогресс, Хворостянского района Самарской области. Для каждого большая Родина начинается с малой . От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому, с рождения приходит любовь к Отечеству-России, зарождается очень значимое во все времена чувство патриотизма.

Оно становится глубже, когда мы больше узнаём об истории своей малой родины, о знаменитых земляках, когда знакомимся с традициями и памятниками родной земли. Краеведческая работа осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого. Необходимо перестать быть «детьми без родителей», не нужно быть «Иванами, родства непомнящими».

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. По истории нашего района написано много книг. Это «Очерки древней истории. Хворостянский район» Козина Е.В., Хворостянцы в годы Великой Отечественно войны. Мельникова И.М., Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского района.

Родная страна становится ещё дороже и родней, если знаешь её историю. Краеведческий материал повышает интерес школьников к предмету. Когда учащиеся узнают, что какое то историческое событие нашло отражение в истории родного города, района, области, то у них повышается интерес к истории вообще и истории родного края  в частности. В Хворостянском районе есть многое для того, чтобы изучать краеведение. Созданы «Музей боевой славы», изданы книги по истории района. В альбомах Прогресской школы собраны все краеведческие публикации, сделанные в местной прессе. Знания по краеведению востребованы детьми. Работа по изучению истории родного края воздействует на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны и символам Самарской области и Хворостянского района.

Помимо теоретических занятий программа предусматривает экскурсии по родному краю, посещение музеев, походы к памятникам героев, экскурсии на предприятия города, встречи с интересными людьми. На занятиях используются различные средства обучения: работа с книгами по истории родного края, просмотр альбомов, фотографий, видеозаписей.

Программа внеурочной деятельности «Край родной навек любимый»

составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Цели: главной целью программы является расширение и углубление знаний по истории родного края, формирование гражданско-патриотического сознания, развитие познавательных интересов, воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего района и посёлка

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 Программа рассчитана на 34 часа

Срок реализации программы 1 год.

Возраст учащихся 10-11 лет.









Содержание изучаемого курса

Введение – 1 час

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад И.М. Мельникова в изучение истории края.

Раздел 1. Древняя история края. ( 2 часа )

Появление на территории нашего края первобытных людей. Археологические памятники у Абашевского кургана, Владимирского могильника, погребения срубной культуры кургана у п. Масленниково, погребения кочевников - скотоводов в эпоху Золотой Орды.

Раздел 2. Истоки рождения земли Хворостянской. (4 часа)

Заселение края переселенцами их Центральных регионов России в конце 18 – начале 19 веков. Возникновение сёл вдоль реки Чагра (Хворостянка, Новотулка, Новокуровка, Михайло-Лебяжье). Раскольники (Романовка, Студенцы, Елань). Положение крестьян. В.П.Самарин и наш край. Строительство церквей. Первые школы и организация медицинского обслуживания на территории района.

Раздел 3. События 1900- 1920-х годов в селах района. (6 часов)

Выступление крестьян Кордона и Варварки. Рост кулачества. А.С. Неверов. Февральская революция в сёлах района. Становление Советской власти в сёлах района. Гражданская война на территории района. Первые коллективные хозяйства: сельхозкоммуны и товарищества по совместной обработке земли. Комитеты бедноты. Банда Попова. Голод 1921 года в нашем районе. НЭП и наш край Годы первой пятилетки. Коллективизация. Организация совхоза имени Масленникова.

Раздел 4. Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. (6 часов)

Мобилизация и трудности в сельском хозяйстве. Движение за создание фонда обороны и военные займы. Солдатский подвиг Хворостянцев. Герои Советского Союза Василий Сурков и Василий Мамистов, полный кавалер орденов Славы А.М. Сергеев. Они ковали победу в тылу. Район в послевоенное время.

Раздел 5. Социально-экономическое развитие района в 60-е – 90-е годы (8 часов)

Строительство ЛПДС «Совхозная» и нового посёлка «Прогресс».

Образование совхоза «Чагринский» и его развал. Время реформ. Люди трудовой славы посёлка Прогресс. История Прогресской школы.

Раздел 6. Современное развитие района. ( 6 часов)

Промышленность, сельское хозяйство, общественно-политическая жизнь, образование, культура, здравоохранение, спорт.

Почётные граждане Хворостянского района (врач-космонавт – Олег Атьков) Герб, флаг и гимн Хворостянского района.

Итоговое обобщение – 1 час

Турнир знатоков истории родного края

Методическое обеспечение программы:

- фотографии;

- кроссворды по темам;

- разработки экскурсий «Музеи земли Хворостянской», «Памятники земли Хворостянской»,; «Храмы земли Хворостянской»;

- лекционный материал по всем темам.

 







Основные требования к знаниям и умениям

При изучении программы внеурочной деятельности «Край родной навек любимый» учащиеся должны знать:

  • Историю своей семьи;

- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);

- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;

- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;

- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).

Учащиеся должны уметь:

  • участвовать с беседами с информантами;

  • посещать музеи и другие культурные учреждения;

  • участвовать в игровой забаве, в праздниках.











Тематическое планирование


урока

Тема урока

Основное содержание

Дом. задание

1

Введение

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.


Составить список книг по истории района (с помощью родителей)



Раздел 1. Древняя история края 2 часа


2-3

Древняя история края

Появление на территории нашего края первобытных людей.

Археологические памятники у Абашевского кургана,

Владимирского могильника,

погребения срубной культуры кургана у п. Масленниково,

погребения кочевников - скотоводов в эпоху Золотой Орды.


Отметить на контурной карте места археологических памятников.

«Очерки древней истории. Хворостянский район» Козин Е.В. с.105-111



Раздел 2. Истоки рождения земли Хворостянской 4 часа


4.

Заселение края

Заселение края переселенцами из

Центральных регионов России

в конце 18 – начале 19 веков. Положение крестьян. В.П.Самарин и наш край.




Мой родной,

любимый Хворостянский

край.

Очерки истории Хворостянского

района.

С. 13-21


5.

История возникновения сёл района

Возникновение сёл вдоль реки Чагра (Хворостянка, Новотулка, Новокуровка, Михайло-Лебяжье). Раскольники и их сёла (Романовка, Студенцы, Елань).

Кроссворд «Села Хворостянского района»

6-7.

Экскурсия в село Владимировка и Абашево

Строительство церквей. Первые школы и организация медицинского обслуживания на территории района

Фотоотчет

или презентация



Раздел 3. События 1900- 1920-х годов

в селах района. (6 часов)


8.

Наш край в 1900-1917 годы

События 1905 г. в селах района. Волнения владимировских крестьян. Выступления крестьян Кордона и Варваринки. Стихийный характер выступлений, обезземеливание крестьян, рост кулачества. А.С. Неверов. Февральская революция в селах.

Мой родной,

любимый Хворостянский

край.

Очерки истории Хворостянского

Района. С. 35-44

9.

Наш край в 1918-1920-х гг

Установление Советской власти в селах района. Претворение в жизнь декрета о земле. Гражданская война на территории района. Кулацкие мятежи. Восстание сельских и волостных Советов. Первые коллективные хозяйства: сельхозкоммуны, товарищества по совместной обработке земли. Работа партийных и советских органов. Комитеты бедноты. Поддержка крестьянами Советской власти. Банда Попова. Осень 1921 г.: конец гражданской войны на территории района

Мой родной,

любимый Хворостянский

край.

Очерки истории Хворостянского

Района. С. 47-58

10 -11

Коллективизация в нашем крае

Сопротивление кулачества социалистическому переустройству деревни. Организация совхоза им. Масленникова. Коллективизация в селах района. Вербовочные бригады. Подготовка колхозных кадров. Трудодень – единица учета количества и качества труда. 1932г – завершение коллективизации.

Проект «Коллективизация 30-х годов и моя семья»

12 -13

Экскурсия в музей посёлка Масленникова


Составить вопросы для викторины по истории совхоза имени Масленникова



Раздел 4.

Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. (6 часов)


14

Мобилизация и трудности в сельском хозяйстве.

Весть о начале войны. Мобилизация. Организаторская и политическая работа РК ВКП (б). Подготовка механизаторских кадров. Трудности в животноводства движение за создание фонда обороны, военные займы, сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии.

Мой родной,

любимый Хворостянский

край.

Очерки истории Хворостянского

Района. С. 97-110

15-16

Солдатский подвиг Хворостянцев

Солдатский подвиг хворостянцев. Герои Советского Союза в.И. Сурков, В.А.Мамистов, кавлер орденов Славы А.М. Сергеев. Бывший солдат на трудовом фронте.

Мой родной,

любимый Хворостянский

край.

Очерки истории Хворостянского

Района. 111-123

17

Они ковали победу

Встреча с тружениками тыла и детьми Великой Отечественной войны

Проект «Мои родственники на трудовом фронте»

18-19

Экскурсии в Музей Боевой славы в с. Хворостянка.


Составление кроссворда на тему «наш край в годы войны»



Раздел 5.

Социально – экономическое развитие района в 60-е – 90-е годы (8 часов)


20-21

Строительство ЛПДС «Совхозная» и нового поселка Прогресс

1955 год строительство нефтепровода «Куйбышев-Саратов», строительство нефтеперекачивающей станции и нового посёлка на территории района – посёлка Прогресс 1958-1960гг.

Проект «Они были первыми»

22-23

Образование совхоза «Чагринский» и его развал.


!962 год – год образования совхоза Чагринский . Животноводство и растениеводство в совхозе, строительство комплекса и новых домов по улицам Строительная, Целинная, Зелёная. Распад совхоза и образование фермерских хозяйств.

Проект «Мои родственники и совхоз Чагринский»

24-25

Люди трудовой славы посёлка Прогресс


Орденоносцы Макаров А.П., Ерёмина Н.К., Заслуженные работники – Астапов А.И., Дмитриева В.А. и другие

Классный проект «Люди трудовой славы п. Прогресс»

26-27

История Прогресской школы



Проект «Мои родственники и Прогресская школа






Раздел 6.

Современное развитие района(6 часов)


28-29

Время реформ (1991-2002)



Необходимость социально- экономических и политических реформ. Сокращение сельскохозяйственного производства, причины. Новые реформы организации хозяйствования, фермерское движение.

Мой родной,

любимый Хворостянский

край.

Очерки истории Хворостянского

Района. С. 174-185

30-31

Развитие образования, культуры , здравоохранения и спорта в нашем районе

Школы и Хворостянский техникум, Творческие коллективы района, ЦРБ и ФАПы, Спортивные школы и спортивные праздники

Мой родной,

любимый Хворостянский

край.

Очерки истории Хворостянского

Района. С.187-199

32-33

Символы Хворостянского района

Герб, Гимн, Флаг. Почётные граждане Хворостянского района

Проект «Ваш вариант Герба посёлка Прогресс»

34

Итоговое обобщение

Турнир знатоков по истории родного края















Литература для учащихся


Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней: В 3 кн. Под ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова.- Самара: Издательство «Самарский университет», 1998.

Козин Е.В. Очерки древней истории. Хворостянский район. Институт истории и археологии Поволжья, Тольяттинский государственный университет. Самара-Тольятти, 2004.


Мельников И.М. Хворостянцы в годы Великой Отечественно войны. Самара: Самарский Дом печати, 2002


Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского района. – Самара: ФГУП «Издательство «Самарский Дом печати», 2004


Пою село моё родное. Сборник стихов и песен хворостянских авторов. Самара: ОАО «Издательство «Самарский Дом печати»; 2007


Литература для учителя


1.Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах., Самара ,1991

2.Кабытов П.С.Поволжская деревня накануне Февральской революции.,

Куйбышев, 1977

3. Книга Памяти., Том 12, Самара, 1994

4. Кузнецов Д.Н. В годы суровых испытаний., Москва, 1985

5.Медведев Е.И. Гражданская война на Средней Волге, Куйбышев, 1959

6. Медведев Е.И. Крестьянство Среднего Поволжья в Октябрьской революции.,

Куйбышев, 1970

7. Очерки истории и культуры Поволжья, Куйбышев ,1978

8. Пахомов В.П. Великая Отечественная война в документах и свидетельствах современников., Самара, 2000

9. Самарская летопись, Самара, издательство Самарского госуниверситета 1993, 1998


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  1. Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

  4. Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала.




















Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 класса
  • Начальные классы
Описание:

Программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Край родной, навек любимый" для учащихся 4 класса.

 С чего начинается Родина? Для меня и моих учеников она начинается с посёлка Прогресс, Хворостянского района  Самарской области. Для каждого большая Родина начинается с малой. Главной  целью программы   является расширение и углубление знаний по истории родного края, формирование гражданско-патриотического сознания, развитие познавательных интересов, воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Автор Жихарева Татьяна Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 452
Номер материала 47689
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓