Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности для 2-4 классов

Программа внеурочной деятельности для 2-4 классов

Программа внеурочной деятельности

Направление: Проектная деятельность

Учитель: Несерина Алла Михайловна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.


Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Перспективная начальная школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.


Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.


Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.


Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.


Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.


Задачи программы:

формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развитие психических процессов;

развитие личности младшего школьника;

воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.


Основные понятия:


Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.


Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного клуба Клуб «Узнаем сами» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.


Форма организации: Клубные занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников (в рамках программы «Перспективная начальная школа» интерактивные клубы «Ключ и Заря» и «Мы и окружающий мир»), олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.


Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.


Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.


Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



2 класс


  1. Логические игры в древней истории.

Посещение библиотеки. Поиск книг по данной теме. Организация выставки книг.

Забытые игры.

  1. Логические игры в книгах.

Шашки.

Шахматы.

Нарды.

Уголки.

Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).

Морской бой.

  1. Логические игры в фильмах.

  2. Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

Игры с числами.

Невозможные рисунки.

Логические задачи.

Магические квадраты.

Старинные задачи.

Фокусы с числами.

Логические игры.

Развертки.

  1. Единицы измерения в Древней Руси.

  2. Единицы измерения в других странах.

Книга о математике в Древнем мире.

  1. Числа в спорте.

Даты проведения Олимпиад, результаты российских участников олимпиад.

Организация фотовыставки «Победители Олимпиад».

Составление своей книги рекордов семьи.

Составление своей книги рекордов класса.

  1. Математика в раскрое одежды.

Конкурс на самый экономный раскрой.

  1. Математика в торговле.

Работа со счётами (история математики).

Работа с микрокалькулятором.

Работа с весами.

Работа с метром-линейкой.

  1. Математика в строительстве.

Макеты зданий из простых геометрических тел.

Книга о математике в Древнем мире.

Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

Постановка по книге о числах.

Коллекция самодельных измерительных приборов.

Бумажный домик с мебелью.

Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).

  1. Математика в кулинарии.

Составление коллективных коллажей из рецептов (мясных и сладких блюд).

  1. Математика в Древнем мире.

  2. Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

Рассказ о профессиях родителей.

  1. Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.

Способы шифрования текстов.

Приспособления для шифрования.

  1. Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.

  2. Конкурс дешифраторов.

Шифрование местонахождения.

Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.

Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.

Передача тайного смысла в картинах.

Передача тайного смысла в книгах.

Акростихи.

Передача тайных посланий с помощью СМИ.

Знаки в шифровании.

Примеры проектов:

Игра «Поиск сокровищ».

Конкурс дешифраторов.

Создание приспособления для шифрования.

Постановка по произведению о шифрах.

Обзор способов шифрования.

  1. Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

  2. Создание собственных сказок.

Коллективный сборник «Устное народное творчество».

Создание сборника пословиц и поговорок.

Создание сборника побасенок.

Создание сборника загадок.

Викторина.

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).

Герои сказок в лепке.

Герои сказок в рисунках.

Создание костюмов для сказочных персонажей.

Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.

Создание собственных сказок.

Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».


  1. Создание сборника произведений о войне.

Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

В каких из этих произведений рассказывается о детях?

Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?

Как складывается судьба таких героев?

Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

  1. Подготовка читательской конференции на патриотическую тему. Выступления групп:

Образ Родины в картинах художников.

Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.

Образ Родины в произведениях композиторов.

Подготовка сборника произведений о Родине.

  1. Викторина по произведениям любимых писателей.

Мультвикторина, киновикторина.

  1. Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина

Собранная и систематизированная картотека по теме (работа по рядам)

  1. «Улицы нашего города» (установление истории названия)

Проект «Занимательная топонимика» (1 группа)

Проект «История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц» (2 группа)

Проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так» (3 группа).

Проект «Улицы нашего города» (установление истории названия) (4 группа);

Проект «История создания моей улицы» (все обучающиеся);

  1. Составление Толкового словарика

Игровая форма «А я узнал, что…»: учащиеся ведут общий классный словарик, в который записывают толкование слов, значение которых они раньше не знали, но посмотрели толкование в словарях или уточнили у взрослых.

  1. Местные виды птиц.

Экскурсия в кабинет биологии.

Экскурсия на станцию юннатов.

Птица из пластилина. Выставка пластилиновых птиц.

Письмо-загадка от имени птицы «Сбереги меня!».

  1. Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года

Экскурсия в кабинет географии.

Работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты Вселенной)

  1. Грибы своей местности

Посещение библиотеки. Поиск книг по данной теме. Организация выставки книг.

Телепередача «Суд над грибами».

  1. Местные виды насекомых.

  2. Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др. «Старый и малый» в культуре народов моего края.

  3. Наш семейный альбом. Терминология родства в языке народов моего края.

  4. Осенние и зимние работы и праздники в традиции народов моего края.

  5. Весенние и летние работы и праздники в традиции народов моего края.

  6. Героический эпос народов моего края.


3 класс


  1. Прошлое в названиях городов России

  2. Памятники столицы России (коллективное составление путеводителя)

  3. Памятники Волгограда и Волжского (фотоэкскурсия с помощью детских презентаций)

  4. Традиция наречения имени в культуре народов моего края. Ономастика – наука об именах собственных. История имён. История моего имени.

Проект «Что значат наши имена»;

  1. Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.

  2. Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье. История семьи.

проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).

  1. Исторические песни и предания народов моего края.

  2. Сезонные игры народов нашего края.





3 класс


Тема

Дата

1.

Забытые игры.


2.

Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.


3.

Математика в профессиях: в торговле, в строительстве, в кулинарии.


4.

Профессии, требующие хорошей математической подготовки.


5.

Экскурсия в кабинет трудового обучения для девочек.


6.

Экскурсия в ателье.


7.

Конкурс на самый экономный раскрой.


8.

Демонстрация коллекции одежды по шахматным и сказочным мотивам.


9.

Коллекция самодельных измерительных приборов. Экскурсия в кабинет физики.


10.

Передача тайного смысла в картинах. Экскурсия в кабинет ИЗО.


11.

Написание сочинения по любой выбранной детьми картине.


12.

Передача тайного смысла в книгах. Создание картотеки по темам: книги учат добру, дружбе, смелости, любви к природе.


13.

Создание приспособления для шифрования.


14.

Создание сборника стихов русских поэтов IXI в.Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».


15.

Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов. Создание сборника стихов русских поэтов IXI в.


16.

Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».

Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».

Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

В каких из этих произведений рассказывается о детях?

Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?

Как складывается судьба таких героев?

Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?


17.

Создание сборника произведений о войне.


18.

Викторина по произведениям любимых писателей. Подготовка к параду живых героев.


19.

Викторина по произведениям любимых писателей.


20.

Драматизация лучших фрагментов книг.


21.

Создание сборника любимых произведений.


22.

«А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).


23.

Погода своего региона.


24.

Минералы и горные породы своей местности


25.

Защита своего минерала.


26.

Почвы своей местности. Знакомство с профессией агронома, составление графика высадки растений.


27.

Дикорастущие растения своего региона


28.

Знакомство с Красной книгой Волгоградской области.


29.

Культурные растения своего региона


30.

Витаминное содержание в овощах, фруктах, злаках (защита одного растения)


31.

Здоровьесбережение и здоровьеформирование


32.

Экскурсия в кабинет школьного врача.


33.

Изменение частоты пульса и температуры тела в течение суток


34.

Режим дня младшего школьника (коллективный коллаж)


35.

Рациональное питание младшего школьника (составление школьного меню)


36.

Источники шума вокруг нас. Наушники: польза или вред?


37.

Как беречь зрение.


38.

Как беречь слух.


39.

Как беречь осанку


40.

Компьютер – польза или вред? Нормы времени.


41.

Здоровье, наследственность, предрасположенность к заболеваниям.


42.

Составление фотоколлажа по программе «Разговор о правильном питании»


43.

Прошлое в названиях городов России


44.

Памятники столицы России (коллективное составление путеводителя)


45.

Памятники Волгограда (работа с интернет-источниками, исторические сведения)


46.

Памятники Волгограда (фотоэкскурсия с помощью детских презентаций)


47.

Памятники Волжского (работа с интернет-источниками, исторические сведения)


48.

Памятники Волжского (фотоэкскурсия с помощью детских презентаций)


49.

Юбилейный год Волжского. Конкурс стихов о городе.


50.

Составление фотоколлажа. Волжский, Волгоград.


51.

Родина детей и родина их родителей.


52.

Ономастика – наука об именах собственных. Традиция наречения имени в культуре народов моего края.


53.

Проект «Тайна имени»


54.

Поект «Тайна отчества»


55.

Проект «Знаменитые однофамильцы»


56.

Проект «История городов в их названиях»


57.

Проект «История улиц в их названиях»


58.

Проект «История улиц нашего города в их названиях». Составление путеводителя


59.

Традиция наречения имени в культуре народов моего края.


60.

Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.


61.

История семьи.


62.

Проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).


63.

Проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).


64.

Проект «А в старину говорили так…» (поиск устаревших слов в сказках А.С.Пушкина, составление картинного словаря).


65.

Исторические песни народов моего края.


66.

Предания народов моего края.


67.

Сезонные игры народов нашего края.


68.

Сезонные игры народов нашего края.





4 класс


Тема

Дата

Примечание

1.

Книга о логических играх.



2.

Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).



3.

Энциклопедия математических развлечений



4.

Конкурс математических развлечений



5.

Создание комплектов игр



6.

Создание комплектов игр



7.

Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур



8.

Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур



9.

Способы шифрования текстов. Работа с детской периодической печатью.



10.

Способы шифрования текстов. Работа с детской периодической печатью.



11.

Приспособления для шифрования. Изучение ребусов, кроссвордов в детских журналах.



12.

Создание ребусов на основе орфографического словаря за 4 класс



13.

Шифрование местонахождения.



14.

Акростихи



15.

Передача тайных посланий с помощью СМИ



16.

Знаки в шифровании.



17.

Обзор способов шифрования



18.

Создание (обогащение) сборника пословиц



19.

Создание (обогащение) сборника поговорок



20.

Создание (обогащение) сборника загадок



21.

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества



22.

Создание собственных сказок (3 группы – бытовые, о животных, волшебные).



23.

Постановка спектакля по мотивам одной из сказок (по группам)



24.

Постановка спектакля по мотивам одной из сказок (по группам)



25.

Составление Толкового словарика



26.

Составление Толкового словарика



27.

Экологические связи в природе



28.

Составление и защита экологических схем



29.

Местная экосистема (река, луг, лесопосадка или др.)



30.

Местная экосистема (река, луг, лесопосадка или др.)



31.

Влияние факторов среды на рост и развитие растений (добыча информации из энциклопедий)



32.

Влияние факторов среды на рост и развитие растений (обзор периодической печати)



33.

Хозяйственная деятельность людей в своем регионе (работа с интернет-источниками)



34.

Хозяйственная деятельность людей в своем регионе (работа с интернет-источниками)



35.

Хозяйственная деятельность людей в своем регионе (работа с интернет-источниками)



36.

Хозяйственная деятельность людей в своем регионе (работа с интернет-источниками)



37.

Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности.



38.

Сочинение «Отдых моей семьи на природе».



39.

Загрязнение местных экосистем



40.

Загрязнение местных экосистем



41.

Правила поведения в экосистеме (создание памяток)



42.

Правила поведения в экосистеме (создание экологических знаков)



43.

Создание экологических знаков для охраны леса.



44.

Создание экологических знаков для охраны леса.



45.

Редкие и исчезающие виды растений нашего региона.



46.

Редкие и исчезающие виды животных нашего региона.



47.

Обзор заказников России.



48.

Обзор заповедников России.



49.

Природоохранная деятельность человека в своем регионе.



50.

Природоохранная деятельность человека в своем регионе.



51.

Деловая игра. Встреча «энтомологов», «орнитологов», работников рыбоохраны и браконьеров.



52.

Деловая игра. Встреча «энтомологов», «орнитологов», работников рыбоохраны и браконьеров.



53.

Природа и культура в историко-культурных заповедниках



54.

Природа и культура в музеях под открытым небом



55.

Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края



56.

Связь между состоянием природы и здоровьем человека.



57.

Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Оформление выставки статей по данной теме.



58.

Способы приближения экологической катастрофы (1 группа)



59.

Способы предотвращения экологической катастрофы (2 группа)



60.

Обобщение по теме «Природоохранная деятельность человека. Предотвращение экологической катастрофы



61.

Природные материалы моего края



62.

Местные художественные промыслы



63.

Образы природы в традиционном зодчестве народов моего края.



64.

Образы природы в прикладном искусстве народов моего края.



65.

Мои земляки в истории и культуре России



66.

Посещение выставочного зала или краеведческого музея.



67.

Сезонные игры народов разных регионов России



68.

Сезонные игры народов разных регионов мира


























Примечание:* Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, городского, краевого и Российского)


**«Длительные» проекты во времени не ограничены. Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управления ею:

воспитание целеустремленности и настойчивости;

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.


Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.



Проект «Путешествие в прошлое»


Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:

Примеры проектов в рамках курса «ИЗО и художественный труд»


Тема: узоры


Примеры подтем:

Узоры в Древней Греции.

Узоры в Древнем Риме.

Узоры в Древнем Египте.

Узоры в Древней Руси.

Закономерности в узорах.

Узоры на зданиях.

Узоры на одежде.

Узоры на посуде.

Узоры на оружии.

Узоры в оформлении книг.

Магические узоры.




Примеры проектов:

Вышивка с узорами.

Энциклопедия узоров.

Украшение класса узорами.

Демонстрация моделей одежды с узорами.

Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.

Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.

Исследование: «Узоры в истории нашего края».

Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.

Программа создания узоров на компьютере.




Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;

во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.


Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.


Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.


В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.


Ниже в таблице представлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Проекты отличаются друг от друга:

результатом:


поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);


мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

числом детей:


индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);


работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);


коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

набором и иерархией ролей;

соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

необходимостью привлечения взрослых.


Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).


Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.


При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.


Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.


Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.



Пример реализации проекта (3-4 класс)

Проект по теме «Природные зоны» (4 часа)


Цель проекта: изучение материала о природных зонах Земли.


Организация деятельности учащихся. Класс делится на малые группы по 3-5 человек так, чтобы создать группы, работающие по следующим темам:

зона арктических пустынь;

зона тундры;

зона лесов;

зона степей;

зона пустынь.


Каждая группа получает задание по изучению одной из природных зон, работа в группе распределяется по рекомендации учителя: руководитель группы, два художника и не менее двух выступающих. Вся работа делится на три этапа:


Первый этап

организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);


Второй этап

работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций);


Третий этап

выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией;

заполнение обобщающей таблицы с характеристиками природных зон;

общеклассное обсуждение результатов;

выполнение итогового теста;

оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)


Задание для учащихся


План сообщения по теме «Природная зона»

1.Название. Где находится. Уметь показать на карте.

2.Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать по атласу/.

3.Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь гербарии или иллюстрации/.

4.Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь иллюстрации/.

5.Взаимосвязи животного и растительного мира в данной природной зоне. Привести примеры 2-3 пищевых цепей. /иметь иллюстрации/

6.Особенности жизнедеятельности человека в данной природной зоне.

7.Экологические проблемы. Меры по охране природы.


Порядок действий

1.Найти материал по данной природной зоне в учебнике и дополнительной литературе.

2.Изучить материал и заполнить /карандашом/ таблицу в тетради.

3.Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.

Фамилия, имя

Что делает

Самооценка

Оценка группы

4.Отобрать необходимый материал для докладов.

5.Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария.

6.Подготовить рассказ группы о природной зоне, сопровождаемый иллюстрациями. Время рассказа – не более 15 минут.




1 класс


Проект? Проект!

Слон и Мамонт.

Игрушки и школьные принадлежности.

Мы – волшебники.

Зачем нужны цифры?

Зачем нужны буквы?

Прямые и кривые.

Осень на дворе.

Направления.

Как много интересного вокруг.

Как развиваются растения?

Буквы превращаются…

Чистый ли снег?

Зима пришла.

Что означают наши имена?

Математические развлечения.

Математический праздник.

Уголки.

Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).

Морской бой.

Числа в пословицах и поговорках.

Нумерация вокруг нас.

Измерения (что меряют, чем меряют).

Способы шифрования текстов.

Приспособления для шифрования.

Шифрование местонахождения.

Игра «Поиск сокровищ».

Создание сборника пословиц и поговорок.

Создание сборника побасенок.

Создание сборника загадок.

Викторина.

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).

Создание собственных сказок.

Создание коллажа «Моя Родина».

Составление Толкового словарика

Сезонные явления природы

Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)

Домашние животные вокруг нас

Поведение домашних животных (на конкретном примере)

Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)

Рецепты домашней кухни

Пестование младенцев в культуре народов моего края.

Традиционные детские игрушки народов моего края.

Топонимика моего края и народные толкования топонимов.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

3.Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

4.Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

5.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

6.Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

8.Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

9.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

10.Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

11.Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Программа внеурочной деятельности для 2-4 классов
  • Начальные классы
Описание:

Внеурочная деятельность - важная составляющая учебно-воспитательного процесса в школе. Тут благодаря индивидуальному маршруту каждый учащийся волен выбирать направление развития по своим интересам, склонностям и способностям. Проектная деятельность  всегда интересна и всегда важна. Она формирует коммуникативные навыки, приучает добывать информацию из разных источников, выполнять задания по группам и на основе собранного материала получать такой результат, который невозможно списать. В предлагаемой программе много полезных тем (история улицы, города, страны) и интрересных детям (игры, комиксы).

Автор Несерина Алла Михайловна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 946
Номер материала 3583
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓